"Я, ты, он, она..." (Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе по теме "Местоимение")
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Лямзина Ирина Павловна

Данная разработка и презентация помогут учителю в проведении урока-обобщения после изучения темы "Местоимение" в 6 классе. Учитель использует нетрадиционные формы обучения. Урок насыщен, ярок, интересен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-obobshchenie_po_teme_mestoimenie.doc145 КБ
Office presentation icon mestoimenie.ppt851.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

«Я, ты, он, она…»

(Урок-обобщение по русскому языку

 в 6 классе по теме «Местоимение»)

                                                          Автор: Лямзина Ирина Павловна,

                                                                       учитель русского языка и

                                                                       литературы    

                                                                       МБОУ - Кокинская СОШ

                                                                       Выгоничского района

                                                                       Брянской области

Цель урока: Обобщить, систематизировать и расширить знания по теме

                       «Местоимение».

                       Развивать орфографическую грамотность, культуру речи.

                       Воспитывать любовь к русскому языку.

 Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Я, ты, он, она –

Вместе – целая страна,

Вместе – дружная семья,

В слове МЫ – сто тысяч Я.

Сегодня у нас необычный урок, который мы проведем вместе, как одна большая дружная семья. Я надеюсь, что мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами творчество. Вы изучили тему «Местоимение» и должны показать все свои знания, а я, в свою очередь, постараюсь донести до вас что-то новое.

Стадия вызова.

     Люблю я родину свою!

     Она мне всех милее,

     И про нее я песнь пою,

     Что всех она важнее.

     Здесь все родное, все мое:

     Сады, луга и речка.

     Поймите, с родиной моей

     Стучит мое сердечко!

     Оно стучит так звонко,

     Как по весне капель.

     Люблю свою сторонку,

     Особенно в апрель!

Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество, - это язык, главная задача которого состоит,  как вы думаете, в чем?...  ( Главная задача языка заключается в том, чтобы помогать нам понимать друг друга при общении.) Общаясь между собой, мы употребляем различные части речи. Давайте вспомним, сколько всего частей речи выделяют? Перечислите их.

  1. имя сущ.                                    7. союз
  2. имя прил.                                   8. предлог
  3. имя числит.                                9. частица
  4. местоим.                                   10. междометие
  5. нареч.
  6. глагол

Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а…

- Что же она делает? (указывает…)

- Что называется местоимением?

- Слово «местоимение» латинского происхождения: «ПРОМЕН», что в переводе обозначает «ВМЕСТО МЕНЯ».

- А как вы думаете, зачем мы изучаем эту часть речи?

- Что было бы, если местоимения исчезли из нашей речи?

- По частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительного и глагола.

По соотношению с другими частями речи выделяют следующие группы местоимений:

- местоимения-существительные;

- местоимения-прилагательные;

- местоимения-числительные;

- местоимения-наречия.

- А могут ли местоимения заменять глаголы?

Похоже, в литературном языке нет. Однако в диалектах подобные случаи встречаются. Например, в некоторых говорах Архангельской области есть своего рода глагол-местоимение тогодить (или тогоделать). Он как бы «склеен» из двух частей: глагола делать (в слове тогодить он сжался) и местоимения тот в соответствующем роде, числе, падеже. Перевести этот глагол можно примерно так – «делать то», то есть вообще делать, без указания на конкретный характер действия. Словом тогодить и образующимися от него при помощи приставок словами натогодить, притогодить и др. можно заменить любой глагол, обозначить любое действие. Натогодить кучу дров – наколоть, а натогодить пирогов – напечь. Притогодить – это и приколотить, и пришить, и привязать. Вы видите, что в подобных глаголах приставки важнее, чем корень: корень обозначает любое действие, а его направленность подсказывает приставка.

- Сколько разрядов местоимений вы знаете? (9)  (Работа в парах)

   (Ребята 1 варианта будут называть разряды местоимений, а 2 – подтверждать ответы примерами)

- Возьмите опорные схемы, которые лежат у вас на партах. Проверьте свои ответы.

- Откройте свои тетради и запишите число, классная работа.

- Местоимения часто встречаются в различных пословицах и поговорках. Запишите предложения, определите разряд местоимений и их синтаксическую роль в предложении:

  1. С кем (относительное) поведешься, от того (указательное) и наберешься.
  2. Нашего (притяжательное) полку прибыло.
  3. Упрямого ничем (отрицательное) не удивишь.
  4. Я его выручил, а он меня выучил.  (А как вы понимаете смысл данного предложения?)

Какова же синтаксическая роль местоимений в предложении?

«Вопросы на засыпку»

  1. Можно ли к местоимениям 1 и 2 лица задать вопрос ЧТО? (Нет, ведь эти местоимения указывают на говорящего)
  2. Можно ли к местоимениям 3 лица задать вопрос КТО? (Можно) А какой еще можно задать вопрос? (ЧТО?)
  3. Какие предметы называет местоимение? (Никакие, оно только указывает на предмет)
  4. К какому разряду относится только одно местоимение? (Возвратное СЕБЯ)
  5. Какое местоимение при прочтении наоборот превращается в союз? (Он - но)
  6. Можно ли, не изменяя корня слова, изменить личные местоимения по падежам? (Нельзя. Личные местоимения, переходя в косвенные падежи, меняют корень, то есть изменяется при склонении все слово)
  7. Можно ли сказать так и почему? Увидел нее, посмотрел на ее. ( Нет. К личным местоимениям 3 лица Н прибавляется после предлога. Можно сказать: увидел ее, посмотрел на нее)
  8. Можно ли незнакомому человеку сказать: «Как тебя зовут, дядя?» (Нет. К незнакомому человеку принято обращаться на Вы)
  9. Можно ли, рассказывая о школьных делах, сказать так: Она велела мне дать дневник и вызвала родителей. А я сказал, что она не может прийти, так как работает в это время. (Нет. Говоря о человеке, невежливо не называть его по имени)

Работа по вариантам

ТУРНИР (1 вариант)

  1. Какие личные местоимения имеют значение любого рода?
  1. мы, вы
  2. он, она
  3. я, ты

  1. Какие три местоимения не имеют именительного падежа?
  1. собой, себя, никем
  2. себя, некого, нечего
  3. так, отсюда, сюда

  1. К каким разрядам ты отнесешь выделенные местоимения?

Один сказочник рассказывает: «В некотором царстве, в некотором государстве жил некто...»

А второй говорит: «Это не так было. Вот я сейчас расскажу! В каком-то царстве, в каком-то государстве жил кто-то…»

Третий посмеялся и сказал: «Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил, никто не шел, никого не встречал, никому и ничего  не обещал…»

  1. вопросительные и относительные
  2. неопределенные и отрицательные
  3. личные и указательные

  1. Попробуй просклонять местоимения  некто и нечто:
  1. эти местоимения не склоняются
  2. не о ком, не о чем
  3. некого, нечего

(2 вариант)

  1. От каких местоимений образованы: некем, неким, никем?
  1. Некто, нечто, некоторый
  2. Нечего, негде, никак
  3. Некого, некий, никто

  1. К какому разряду относятся выделенные местоимения?

         Что-то будет? Что-то будет?- стучали от старости лет вагоны.

  1. Неопределенные местоимения
  2. Вопросительные с усилительной частицей – ТО
  3. Относительные местоимения с усилительной частицей – ТО

  1. Какими частями речи являются выделенные слова?

1) Он все еще сидит дома.

     2) Он все рассказал мне.

     3) Все выше, и выше, и выше

        Стремим  мы полет наших птиц.

  1. Это все местоимения
  2. 1 и 3 – усилительные частицы, 2 – существительное
  3.  Это все усилительные частицы

  1. Какими частями речи являются выделенные слова?
  1. Он собой ничего.
  2. Она живет ничего.
  3. « Полет в ничто » - так называлась эта книга.
  1. Наречия
  2. Это все местоимения
  3. 1 – прилагательное, 2 – наречие, 3 – существительное

Взаимопроверка. (Обменяйтесь своими листочками друг с другом, проверьте ответы)

В это время два ученика работают у доски:

Синтаксический разбор предложения у доски:

Люблю я Родину свою!                 Какой порядок слов в предложении? (Обратный)

                                                           Как называется такой порядок слов? (Инверсия)

Морфологический разбор: (Родину) свою - местоимение.

  1. Родину (чью?)свою.

Н.ф.- свой.

                2. Пост.: притяжательное; непост.: вин. п., ед.ч., ж.р..

                3. Родину (чью?) свою (определ.)

Я – местоим.

1. Люблю (кто?) я.

   Н.ф.- я.

2.Пост.: личное, 1 лицо; непост.: им.п., ед.ч..

3. Люблю (кто?) ям (подлежащее).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  (Работает весь класс)

                         

Местоимения часто используются и во фразеологических оборотах. А что мы называем фразеологическим оборотом? Замените фразеологизм одним или несколькими словами (устно).

Ни с того ни с сего – неожиданно

На свою голову – себе во вред

Ни за что ни про что – напрасно

«ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ»

Обычно лицо требуется определять при анализе глагола. Только нам никак не обойтись в этом случае без местоимений, поскольку путем подстановки именно местоимений к глагольной форме можно легко и быстро установить ее лицо. Если подставляются местоимения Я или МЫ – то перед нами 1 лицо (бегу, кричим), если ТЫ или ВЫ –то 2 лицо (бежишь, кричите), если ОН, ОНА, ОНО, ОНИ – 3 лицо (бежит, кричат). Вы скажете мне, что это знает каждый школьник.

Но задавались ли вы вопросом, почему местоимения разбиты по лицам именно так? Почему Я и МЫ объединяются и противопоставляются ТЫ и ВЫ? Почему выделяются в отдельную группу ОН, ОНА, ОНО, ОНИ? И есть ли во всем этом какая-то внутренняя логика, или перед нами тот самый случай, когда нужно запоминать не рассуждая?

   Оказывается, все здесь объяснимо и логично. Сама грамматическая категория названа не случайно: под  лицом подразумевается человек, персона, а точнее – участник разговора, любого словесного общения. В таком общении всегда есть тот, кто говорит, и тот, кто слушает, воспринимает речь. Первый участник разговора, первое лицо – говорящий. Сам себя он обозначает Я, а если он говорит от лица многих – то МЫ. ТЫ  или ВЫ – тот, кто слушает. А кто же такие третьи лица? Они

вообще в разговоре не участвуют, в него не включены.

Цифровой диктант

 Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало.

Он вздрогнул от неожиданности и увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу.

 «Глухарь!» - догадался Васютка, и сердце его замерло.

От волнения голос у него прерывался.

Мальчик расцарапал себе лицо, порвал телогрейку.

Васютка ничего не замечал.

Перед ним наяву глухарь!

1 – личное

2 – возвратное

3 – отрицательное

4 – неопределенное

Код: 4 1 1 1 2 3 1

Ребята, а из какого текста взят этот отрывок? (Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро»)

Наш урок мне хотелось бы закончить стих. Л. Тетивкина

(Найдите все местоимения, укажите их разряд, падеж)

Падежи

Воскликнул Именительный:

- Мой именинник тот,

Который изумительно

Науку познает!

- Того, - сказал Родительный, -

Я не одобряю, кто

Не может без родителей

Надеть свое пальто.

- Тому, - ответил Дательный, -

Плохое имя дам,

Кто не любил старательно

Уроки делать сам.

- Того, - сказал Винительный, -

Я буду обвинять,

Кто книжку выразительно

Не может прочитать.

- С тем, - заявил Творительный, -

Я только лишь в ладу,

Который уважительно

Относится к труду.

- О том, - сказал предложный, -

Я предложу рассказ,

Кто в жизни делать может

Полезное для нас.

                          Л Тетивкин

Итоги урока:

- Ребята, что же нового еще вы узнали о местоимениях сегодня на уроке?

Понравился ли он вам? Если да, я буду очень рада.

Использованная литература:

  1. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык. Издательство «Москва» 2001 год.
  2. Т.Угроватова. Подсказки на каждый день. Русский язык на уроке в 6 классе. Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников в 2-х частях. Москва «Владос» 1995 год.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Урок обобщения знаний по английскому языку во 2 классе на темы:“Alphabet”, “Colors”, “Count Well”, “The Fancy-Dress Party”. ”

Урок обобщения знаний  по английскому языку во 2 классена пройденные темы “Let’sPlayEnglish!”Цель: закрепить знание лексического и грамматического материала  на темы: “Alpha...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Урок обобщения знаний по английскому языку во 2 классе по УМК Биболетовой

Данный урок проходит в игровой форме, на нем повторяется лексика по темам: животные, глаголы...

Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»

Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5...

урок-обобщение "Путешествие в кладовые языка" в 5 классе по теме "Синтаксис"

Урок ,заканчивающий изучение синтаксиса в 5 классе.Предусмотрены разноуровневые задания.Проведена интеграция с только что изученной поэмой А.С.Пушкина "Руслан и Людмила".Используется и групповая форма...

Русский язык 6 класс. Тема урока: Обобщение изученного по теме "Имя числительное"

Русский язык 6 класс. Тема урока: Обобщение изученного по теме "Имя числительное". ...