"Я, ты, он, она..." (Урок-обобщение по русскому языку в 6 классе по теме "Местоимение")
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Данная разработка и презентация помогут учителю в проведении урока-обобщения после изучения темы "Местоимение" в 6 классе. Учитель использует нетрадиционные формы обучения. Урок насыщен, ярок, интересен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-obobshchenie_po_teme_mestoimenie.doc | 145 КБ |
mestoimenie.ppt | 851.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
«Я, ты, он, она…»
(Урок-обобщение по русскому языку
в 6 классе по теме «Местоимение»)
Автор: Лямзина Ирина Павловна,
учитель русского языка и
литературы
МБОУ - Кокинская СОШ
Выгоничского района
Брянской области
Цель урока: Обобщить, систематизировать и расширить знания по теме
«Местоимение».
Развивать орфографическую грамотность, культуру речи.
Воспитывать любовь к русскому языку.
Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
Я, ты, он, она –
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья,
В слове МЫ – сто тысяч Я.
Сегодня у нас необычный урок, который мы проведем вместе, как одна большая дружная семья. Я надеюсь, что мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами творчество. Вы изучили тему «Местоимение» и должны показать все свои знания, а я, в свою очередь, постараюсь донести до вас что-то новое.
Стадия вызова.
Люблю я родину свою!
Она мне всех милее,
И про нее я песнь пою,
Что всех она важнее.
Здесь все родное, все мое:
Сады, луга и речка.
Поймите, с родиной моей
Стучит мое сердечко!
Оно стучит так звонко,
Как по весне капель.
Люблю свою сторонку,
Особенно в апрель!
Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество, - это язык, главная задача которого состоит, как вы думаете, в чем?... ( Главная задача языка заключается в том, чтобы помогать нам понимать друг друга при общении.) Общаясь между собой, мы употребляем различные части речи. Давайте вспомним, сколько всего частей речи выделяют? Перечислите их.
- имя сущ. 7. союз
- имя прил. 8. предлог
- имя числит. 9. частица
- местоим. 10. междометие
- нареч.
- глагол
Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а…
- Что же она делает? (указывает…)
- Что называется местоимением?
- Слово «местоимение» латинского происхождения: «ПРОМЕН», что в переводе обозначает «ВМЕСТО МЕНЯ».
- А как вы думаете, зачем мы изучаем эту часть речи?
- Что было бы, если местоимения исчезли из нашей речи?
- По частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительного и глагола.
По соотношению с другими частями речи выделяют следующие группы местоимений:
- местоимения-существительные;
- местоимения-прилагательные;
- местоимения-числительные;
- местоимения-наречия.
- А могут ли местоимения заменять глаголы?
Похоже, в литературном языке нет. Однако в диалектах подобные случаи встречаются. Например, в некоторых говорах Архангельской области есть своего рода глагол-местоимение тогодить (или тогоделать). Он как бы «склеен» из двух частей: глагола делать (в слове тогодить он сжался) и местоимения тот в соответствующем роде, числе, падеже. Перевести этот глагол можно примерно так – «делать то», то есть вообще делать, без указания на конкретный характер действия. Словом тогодить и образующимися от него при помощи приставок словами натогодить, притогодить и др. можно заменить любой глагол, обозначить любое действие. Натогодить кучу дров – наколоть, а натогодить пирогов – напечь. Притогодить – это и приколотить, и пришить, и привязать. Вы видите, что в подобных глаголах приставки важнее, чем корень: корень обозначает любое действие, а его направленность подсказывает приставка.
- Сколько разрядов местоимений вы знаете? (9) (Работа в парах)
(Ребята 1 варианта будут называть разряды местоимений, а 2 – подтверждать ответы примерами)
- Возьмите опорные схемы, которые лежат у вас на партах. Проверьте свои ответы.
- Откройте свои тетради и запишите число, классная работа.
- Местоимения часто встречаются в различных пословицах и поговорках. Запишите предложения, определите разряд местоимений и их синтаксическую роль в предложении:
- С кем (относительное) поведешься, от того (указательное) и наберешься.
- Нашего (притяжательное) полку прибыло.
- Упрямого ничем (отрицательное) не удивишь.
- Я его выручил, а он меня выучил. (А как вы понимаете смысл данного предложения?)
Какова же синтаксическая роль местоимений в предложении?
«Вопросы на засыпку»
- Можно ли к местоимениям 1 и 2 лица задать вопрос ЧТО? (Нет, ведь эти местоимения указывают на говорящего)
- Можно ли к местоимениям 3 лица задать вопрос КТО? (Можно) А какой еще можно задать вопрос? (ЧТО?)
- Какие предметы называет местоимение? (Никакие, оно только указывает на предмет)
- К какому разряду относится только одно местоимение? (Возвратное СЕБЯ)
- Какое местоимение при прочтении наоборот превращается в союз? (Он - но)
- Можно ли, не изменяя корня слова, изменить личные местоимения по падежам? (Нельзя. Личные местоимения, переходя в косвенные падежи, меняют корень, то есть изменяется при склонении все слово)
- Можно ли сказать так и почему? Увидел нее, посмотрел на ее. ( Нет. К личным местоимениям 3 лица Н прибавляется после предлога. Можно сказать: увидел ее, посмотрел на нее)
- Можно ли незнакомому человеку сказать: «Как тебя зовут, дядя?» (Нет. К незнакомому человеку принято обращаться на Вы)
- Можно ли, рассказывая о школьных делах, сказать так: Она велела мне дать дневник и вызвала родителей. А я сказал, что она не может прийти, так как работает в это время. (Нет. Говоря о человеке, невежливо не называть его по имени)
Работа по вариантам
ТУРНИР (1 вариант)
- Какие личные местоимения имеют значение любого рода?
- мы, вы
- он, она
- я, ты
- Какие три местоимения не имеют именительного падежа?
- собой, себя, никем
- себя, некого, нечего
- так, отсюда, сюда
- К каким разрядам ты отнесешь выделенные местоимения?
Один сказочник рассказывает: «В некотором царстве, в некотором государстве жил некто...»
А второй говорит: «Это не так было. Вот я сейчас расскажу! В каком-то царстве, в каком-то государстве жил кто-то…»
Третий посмеялся и сказал: «Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил, никто не шел, никого не встречал, никому и ничего не обещал…»
- вопросительные и относительные
- неопределенные и отрицательные
- личные и указательные
- Попробуй просклонять местоимения некто и нечто:
- эти местоимения не склоняются
- не о ком, не о чем
- некого, нечего
(2 вариант)
- От каких местоимений образованы: некем, неким, никем?
- Некто, нечто, некоторый
- Нечего, негде, никак
- Некого, некий, никто
- К какому разряду относятся выделенные местоимения?
Что-то будет? Что-то будет?- стучали от старости лет вагоны.
- Неопределенные местоимения
- Вопросительные с усилительной частицей – ТО
- Относительные местоимения с усилительной частицей – ТО
- Какими частями речи являются выделенные слова?
1) Он все еще сидит дома.
2) Он все рассказал мне.
3) Все выше, и выше, и выше
Стремим мы полет наших птиц.
- Это все местоимения
- 1 и 3 – усилительные частицы, 2 – существительное
- Это все усилительные частицы
- Какими частями речи являются выделенные слова?
- Он собой ничего.
- Она живет ничего.
- « Полет в ничто » - так называлась эта книга.
- Наречия
- Это все местоимения
- 1 – прилагательное, 2 – наречие, 3 – существительное
Взаимопроверка. (Обменяйтесь своими листочками друг с другом, проверьте ответы)
В это время два ученика работают у доски:
Синтаксический разбор предложения у доски:
Люблю я Родину свою! Какой порядок слов в предложении? (Обратный)
Как называется такой порядок слов? (Инверсия)
Морфологический разбор: (Родину) свою - местоимение.
- Родину (чью?)свою.
Н.ф.- свой.
2. Пост.: притяжательное; непост.: вин. п., ед.ч., ж.р..
3. Родину (чью?) свою (определ.)
Я – местоим.
1. Люблю (кто?) я.
Н.ф.- я.
2.Пост.: личное, 1 лицо; непост.: им.п., ед.ч..
3. Люблю (кто?) ям (подлежащее).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Работает весь класс)
Местоимения часто используются и во фразеологических оборотах. А что мы называем фразеологическим оборотом? Замените фразеологизм одним или несколькими словами (устно).
Ни с того ни с сего – неожиданно
На свою голову – себе во вред
Ни за что ни про что – напрасно
«ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ»
Обычно лицо требуется определять при анализе глагола. Только нам никак не обойтись в этом случае без местоимений, поскольку путем подстановки именно местоимений к глагольной форме можно легко и быстро установить ее лицо. Если подставляются местоимения Я или МЫ – то перед нами 1 лицо (бегу, кричим), если ТЫ или ВЫ –то 2 лицо (бежишь, кричите), если ОН, ОНА, ОНО, ОНИ – 3 лицо (бежит, кричат). Вы скажете мне, что это знает каждый школьник.
Но задавались ли вы вопросом, почему местоимения разбиты по лицам именно так? Почему Я и МЫ объединяются и противопоставляются ТЫ и ВЫ? Почему выделяются в отдельную группу ОН, ОНА, ОНО, ОНИ? И есть ли во всем этом какая-то внутренняя логика, или перед нами тот самый случай, когда нужно запоминать не рассуждая?
Оказывается, все здесь объяснимо и логично. Сама грамматическая категория названа не случайно: под лицом подразумевается человек, персона, а точнее – участник разговора, любого словесного общения. В таком общении всегда есть тот, кто говорит, и тот, кто слушает, воспринимает речь. Первый участник разговора, первое лицо – говорящий. Сам себя он обозначает Я, а если он говорит от лица многих – то МЫ. ТЫ или ВЫ – тот, кто слушает. А кто же такие третьи лица? Они
вообще в разговоре не участвуют, в него не включены.
Цифровой диктант
Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало.
Он вздрогнул от неожиданности и увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу.
«Глухарь!» - догадался Васютка, и сердце его замерло.
От волнения голос у него прерывался.
Мальчик расцарапал себе лицо, порвал телогрейку.
Васютка ничего не замечал.
Перед ним наяву глухарь!
1 – личное
2 – возвратное
3 – отрицательное
4 – неопределенное
Код: 4 1 1 1 2 3 1
Ребята, а из какого текста взят этот отрывок? (Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро»)
Наш урок мне хотелось бы закончить стих. Л. Тетивкина
(Найдите все местоимения, укажите их разряд, падеж)
Падежи
Воскликнул Именительный:
- Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познает!
- Того, - сказал Родительный, -
Я не одобряю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.
- Тому, - ответил Дательный, -
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
- С тем, - заявил Творительный, -
Я только лишь в ладу,
Который уважительно
Относится к труду.
- О том, - сказал предложный, -
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
Л Тетивкин
Итоги урока:
- Ребята, что же нового еще вы узнали о местоимениях сегодня на уроке?
Понравился ли он вам? Если да, я буду очень рада.
Использованная литература:
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык. Издательство «Москва» 2001 год.
- Т.Угроватова. Подсказки на каждый день. Русский язык на уроке в 6 классе. Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников в 2-х частях. Москва «Владос» 1995 год.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Урок обобщения знаний по английскому языку во 2 классе на темы:“Alphabet”, “Colors”, “Count Well”, “The Fancy-Dress Party”. ”
Урок обобщения знаний по английскому языку во 2 классена пройденные темы “Let’sPlayEnglish!”Цель: закрепить знание лексического и грамматического материала на темы: “Alpha...
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Урок обобщения знаний по английскому языку во 2 классе по УМК Биболетовой
Данный урок проходит в игровой форме, на нем повторяется лексика по темам: животные, глаголы...
Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»
Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5...
урок-обобщение "Путешествие в кладовые языка" в 5 классе по теме "Синтаксис"
Урок ,заканчивающий изучение синтаксиса в 5 классе.Предусмотрены разноуровневые задания.Проведена интеграция с только что изученной поэмой А.С.Пушкина "Руслан и Людмила".Используется и групповая форма...
Русский язык 6 класс. Тема урока: Обобщение изученного по теме "Имя числительное"
Русский язык 6 класс. Тема урока: Обобщение изученного по теме "Имя числительное". ...