урок-обобщение "Путешествие в кладовые языка" в 5 классе по теме "Синтаксис"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Красильникова Нина Петровна

Урок ,заканчивающий изучение синтаксиса в 5 классе.Предусмотрены разноуровневые задания.Проведена интеграция с только что изученной поэмой А.С.Пушкина "Руслан и Людмила".Используется и групповая форма работы. Заканчиваеся  урок игровым моментом: инсценирование постановки знаков препинания в предложении с прямой речью. Сопровождается ход урока презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sintaksis_5_klass.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Синтаксис в 5 классе.

      Урок обобщающего повторения        

               «Путешествие в  кладовые языка»

Методическая  проблема:   использование полученных знаний в новой ситуации.

 Форма проведения: тренировочные упражнения с элементами  игры. Цель  урока: повторить  полученные знания  по теме «Синтаксис» и обобщить их.

Задачи: 1. Совершенствование умений и знаний  при работе на новом уровне.

              2. Формировать  умение применять  полученные знания в новой ситуации.

               3. Воспитывать ответственность  за качество  полученных знаний при выполнении коллективной работы.

                             Усердней с каждым днем гляжу  в словарь.

                             В его столбцах  мерцают искры чувства.

                             В подвалы слов не раз сойдет искусство,

                              Держа свой  потайной фонарь.

                                               

                                                            С.Я.Маршак.

                             Ход урока.

I        Введение в тему. Слово учителя.

На уроках мы  уже говорили о великой кладовой языка, где хранятся его запасы. Сегодня мы с вами  отправимся   в это удивительное место. Там , конечно, темно, но нам не страшно: у каждого из нас есть  свой потайной фонарь- наши знания. Закрыли глаза. Чувствуете, как тут прохладно и сухо. И тихо!

У каждого в руках свой фонарик. У кого-то он горит ярко, у кого-то послабее. Но не бойтесь: ведь  мы  все вместе. Смело вперед!  Вот на двери написано: «Морфология», вот «Лексика», а вон «Фонетика!. Сюда нам еще предстоит зайти. А вот то, что мы ищем.  Неоновая вывеска «Синтаксис». Узнаем ли мы то, что там находится?  Открываем дверь…

II      Запись в тетради «Синтаксический марафон»

        1) Сообщение уч-ся «Лексическое значение  слова «марафон»

         2)Выбираем , как на спортивных соревнованиях ,  «стартовый» номер и тему:   Словосочетание. Предложение. Члены предложения. Однородные члены. Обращение. Прямая речь.

  Инд. задание 1: Устно составить по 3 предложения, используя опорные конспекты по системе Меженко

                           Варианты ответов.

№1  Словосочетание – это 2 и более слов, связанных между собою по смыслу и грамматически. В словосочетаниях есть главное и зависимое слово .От главного к зависимому можно задать вопрос.

№ 2. Предложение – это единица речи. В  предложении есть грамматическая основа- подлежащее и сказуемое.  По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

№ 3 Все члены предложения делятся на  главные и второстепенные. Главные – это подлежащее и сказуемое. Второстепенные -это  определение, дополнение и обстоятельство.

 № 4. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос. Однородными могут быть и главные , и второстепенные члени. Для однородных членов характерна интонация перечисления.

 № 5.  Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому  обращаются с речью. Обращение не является членом предложения. Обращение на письме выделяется    запятыми.

№ 6Прямая речь- это чьи-либо слова, переданные без изменения тот его имени. Прямая речь заключается в  кавычки. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

 ( варианта на сайдах )

  Инд . задание 2  Слабоуспевающие ученики. Индивидуальное задание. Обозначить главное слова  в словосочетаниях .(работа  на доске и в тетради) : волшебная борода,  защитник Киева,  обманул брата,  пронзительно завизжала,  трусливый соперник,  послушался колдунью.

Инд . задание 3. Обозначит  вид словосочетаний: именное или глагольное.

Межпредметная связь: из какого произведения А.С.Пушкина  эти словосочетания?   ( «Руслан и Людмила»)

III    «Ну-ка вместе, ну-ка дружно»  Составляем « по цепочке» предложение, выполнив ряд действий. (слайды)

 1) Из предложения « Парашютисты  опустились в центре стадиона» возьмите   сказуемое.

2) Из предложения « Вдруг послышались легкие шаги» возьмите определение.

3) Добавьте подлежащее из предложения  «На щеках тают снежинки».

4) Добавьте  существительное, выступающее в роли  дополнения в предложении « Тропинки в саду засыпали кленовые листья». Употребите его в Вин. Падеже с предлогом  НА.

5 ) Записать предложение, добавив в него однородные члены.

6) Произвести синтаксический разбор  предложения.

Взаимопроверка(слайд)

7) Инд. Задание : нарисовать схему однородных членов.

IV  «Там на неведомых дорожках» (Работа в группах.)

 Иллюстрация к вступлению   поэмы «Руслан и Людмила»  

Задание. Составить 3 сложных предложения. Можно вспомнить строчки из текста поэмы.

Проверка(слайды)

1)Там королевич мимоходом  пленяет грозного  царя, там в облаках перед народом колдун несет богатыря.   БСП

2) В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит. ССП

3) Когда начинается прилив, тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных. СПП

Инд. задание.   Из учебника литературы.»Сказка о мертвой  царевне и сими богатырях» выписать  3 предложения с обращением.

V  «Сказочный театр» .

 Учащиеся получают  вырезанные из бумаги   части  предложения с прямой речью и пунктуационные знаки: А. П, « ,»., : ,  -,  ,?, !

Ученик –режиссер  должен расставить одноклассников –артистов  в соответствии с предложением.  

1-я группа.»Здравствуй, князь ты мой прекрасный!»-говорит она ему.

2-я группа   И ей зеркальце в ответ: «Ты прекрасна, спору нет».

 VI. Завершение урока.

Итак, дорога в кладовую  языка нами проторена. Теперь мы будем заглядывать  чаще. И пусть ваши фонарики-знания светят ярче!

Д\з  контрольные вопросы и задания  в учебнике на стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кладовая языка. Язык и его единицы.

Материал можно использовать как входной контроль на уроке в 5 классе...

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Лингвистическая кладовая" (5 класс)

Программа факультативного курса «Лингвистическая кладовая» ориентирована  на языковое развитие учащихся 5 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содерж...

План-конспект урока французского языка языка Класс 7. Тема урока «Partons au moyen age!»

Урок-историческое путешествие в Средневековую Францию....

Рабочая программа "Лингвистическая кладовая" 5 класс

Рабочая программа «Лингвистическая кладовая» для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общег...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Класс: 4 Учебник: Spotlight 4, Быкова Н. И., Поспелова М. Д. Английский язык Тема урока: Что ты можешь узнать в зоопарке? Грамматика: степени сравнения прилагательных(Аt the Zoo?)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАКласс: 4Учебник: Spotlight 4, Быкова Н. И., Поспелова М. Д. Английский языкТема урока: Что ты можешь узнать в зоопарке? Грамматика: степени сравн...

Программа учебного предмета английский язык Класс 3 (индивидуальное обучение по отдельному учебному предмету английский язык для детей с задержкой психического развития)

Программа  учебного предмета   английский  язык Класс 3(индивидуальное обучение  по отдельному учебному предмету английский язык  для детей с задержкой психического ...

Программа кружка по русскому языку "Лингвистическая кладовая" . 5 класс.

Программа факультатива направлена на повышение орфографической грамотности,....