урок-обобщение "Путешествие в кладовые языка" в 5 классе по теме "Синтаксис"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок ,заканчивающий изучение синтаксиса в 5 классе.Предусмотрены разноуровневые задания.Проведена интеграция с только что изученной поэмой А.С.Пушкина "Руслан и Людмила".Используется и групповая форма работы. Заканчиваеся урок игровым моментом: инсценирование постановки знаков препинания в предложении с прямой речью. Сопровождается ход урока презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sintaksis_5_klass.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Синтаксис в 5 классе.
Урок обобщающего повторения
«Путешествие в кладовые языка»
Методическая проблема: использование полученных знаний в новой ситуации.
Форма проведения: тренировочные упражнения с элементами игры. Цель урока: повторить полученные знания по теме «Синтаксис» и обобщить их.
Задачи: 1. Совершенствование умений и знаний при работе на новом уровне.
2. Формировать умение применять полученные знания в новой ситуации.
3. Воспитывать ответственность за качество полученных знаний при выполнении коллективной работы.
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа свой потайной фонарь.
С.Я.Маршак.
Ход урока.
I Введение в тему. Слово учителя.
На уроках мы уже говорили о великой кладовой языка, где хранятся его запасы. Сегодня мы с вами отправимся в это удивительное место. Там , конечно, темно, но нам не страшно: у каждого из нас есть свой потайной фонарь- наши знания. Закрыли глаза. Чувствуете, как тут прохладно и сухо. И тихо!
У каждого в руках свой фонарик. У кого-то он горит ярко, у кого-то послабее. Но не бойтесь: ведь мы все вместе. Смело вперед! Вот на двери написано: «Морфология», вот «Лексика», а вон «Фонетика!. Сюда нам еще предстоит зайти. А вот то, что мы ищем. Неоновая вывеска «Синтаксис». Узнаем ли мы то, что там находится? Открываем дверь…
II Запись в тетради «Синтаксический марафон»
1) Сообщение уч-ся «Лексическое значение слова «марафон»
2)Выбираем , как на спортивных соревнованиях , «стартовый» номер и тему: Словосочетание. Предложение. Члены предложения. Однородные члены. Обращение. Прямая речь.
Инд. задание 1: Устно составить по 3 предложения, используя опорные конспекты по системе Меженко
Варианты ответов.
№1 Словосочетание – это 2 и более слов, связанных между собою по смыслу и грамматически. В словосочетаниях есть главное и зависимое слово .От главного к зависимому можно задать вопрос.
№ 2. Предложение – это единица речи. В предложении есть грамматическая основа- подлежащее и сказуемое. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.
№ 3 Все члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главные – это подлежащее и сказуемое. Второстепенные -это определение, дополнение и обстоятельство.
№ 4. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос. Однородными могут быть и главные , и второстепенные члени. Для однородных членов характерна интонация перечисления.
№ 5. Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение не является членом предложения. Обращение на письме выделяется запятыми.
№ 6Прямая речь- это чьи-либо слова, переданные без изменения тот его имени. Прямая речь заключается в кавычки. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.
( варианта на сайдах )
Инд . задание 2 Слабоуспевающие ученики. Индивидуальное задание. Обозначить главное слова в словосочетаниях .(работа на доске и в тетради) : волшебная борода, защитник Киева, обманул брата, пронзительно завизжала, трусливый соперник, послушался колдунью.
Инд . задание 3. Обозначит вид словосочетаний: именное или глагольное.
Межпредметная связь: из какого произведения А.С.Пушкина эти словосочетания? ( «Руслан и Людмила»)
III «Ну-ка вместе, ну-ка дружно» Составляем « по цепочке» предложение, выполнив ряд действий. (слайды)
1) Из предложения « Парашютисты опустились в центре стадиона» возьмите сказуемое.
2) Из предложения « Вдруг послышались легкие шаги» возьмите определение.
3) Добавьте подлежащее из предложения «На щеках тают снежинки».
4) Добавьте существительное, выступающее в роли дополнения в предложении « Тропинки в саду засыпали кленовые листья». Употребите его в Вин. Падеже с предлогом НА.
5 ) Записать предложение, добавив в него однородные члены.
6) Произвести синтаксический разбор предложения.
Взаимопроверка(слайд)
7) Инд. Задание : нарисовать схему однородных членов.
IV «Там на неведомых дорожках» (Работа в группах.)
Иллюстрация к вступлению поэмы «Руслан и Людмила»
Задание. Составить 3 сложных предложения. Можно вспомнить строчки из текста поэмы.
Проверка(слайды)
1)Там королевич мимоходом пленяет грозного царя, там в облаках перед народом колдун несет богатыря. БСП
2) В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит. ССП
3) Когда начинается прилив, тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных. СПП
Инд. задание. Из учебника литературы.»Сказка о мертвой царевне и сими богатырях» выписать 3 предложения с обращением.
V «Сказочный театр» .
Учащиеся получают вырезанные из бумаги части предложения с прямой речью и пунктуационные знаки: А. П, « ,»., : , -, ,?, !
Ученик –режиссер должен расставить одноклассников –артистов в соответствии с предложением.
1-я группа.»Здравствуй, князь ты мой прекрасный!»-говорит она ему.
2-я группа И ей зеркальце в ответ: «Ты прекрасна, спору нет».
VI. Завершение урока.
Итак, дорога в кладовую языка нами проторена. Теперь мы будем заглядывать чаще. И пусть ваши фонарики-знания светят ярче!
Д\з контрольные вопросы и задания в учебнике на стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кладовая языка. Язык и его единицы.
Материал можно использовать как входной контроль на уроке в 5 классе...
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Лингвистическая кладовая" (5 класс)
Программа факультативного курса «Лингвистическая кладовая» ориентирована на языковое развитие учащихся 5 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содерж...
План-конспект урока французского языка языка Класс 7. Тема урока «Partons au moyen age!»
Урок-историческое путешествие в Средневековую Францию....
Рабочая программа "Лингвистическая кладовая" 5 класс
Рабочая программа «Лингвистическая кладовая» для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общег...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Класс: 4 Учебник: Spotlight 4, Быкова Н. И., Поспелова М. Д. Английский язык Тема урока: Что ты можешь узнать в зоопарке? Грамматика: степени сравнения прилагательных(Аt the Zoo?)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАКласс: 4Учебник: Spotlight 4, Быкова Н. И., Поспелова М. Д. Английский языкТема урока: Что ты можешь узнать в зоопарке? Грамматика: степени сравн...
Программа учебного предмета английский язык Класс 3 (индивидуальное обучение по отдельному учебному предмету английский язык для детей с задержкой психического развития)
Программа учебного предмета английский язык Класс 3(индивидуальное обучение по отдельному учебному предмету английский язык для детей с задержкой психического ...
Программа кружка по русскому языку "Лингвистическая кладовая" . 5 класс.
Программа факультатива направлена на повышение орфографической грамотности,....