Мини-проект Игра как вид деятельности на уроке русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

 

Концепция обновления современной казахстанской школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на основе развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения, обеспечивающих использование разнообразных видов учебной деятельности. Эти приоритеты составляют основу развития и современного школьного образования.

На каждом уроке средствами школьных предметов должны быть созданы учебные ситуации, развивающие в ученике творческое мышление, самостоятельность, инициативность.

Веления времени диктуют обновление арсенала технологий обучения. Эффективность  учебно-воспитательного процесса  во многом зависит от инициативности, творческого подхода педагогических кадров. Поиск новых форм и методов обучения при условии направленности  на личность учащегося  завершается прочным освоением знаний предметной области, так как они становятся значимыми для него. Педагогу необходимо приложить немало усилий для овладения современными педагогическими технологиями. При изучении предмета «Русский язык» необходимо больше внимания обращать креативным способам и формам работы, разнообразным формам проведения коллективной работы с обсуждением проблемных вопросов, совместным и индивидуальным решениям лингвистических задач, разным формам развивающих языковых заданий, нацеливающих учащихся на самостоятельную творческую работу и выполнение совместных и индивидуальных оригинальных заданий.

( Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях РК на 2010-2011 учебный год»)

Исходя из вышеизложенного, хочу отметить, что игровые технологии позволяют эффективно реализовать цели и задачи современного урока с позиции требований ГОСО-2010, разнообразить учебный процесс формами и методами обучения, направленными на прочное освоение знаний по предмету, на приобретение ключевых компетенций обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ospanovoy_g.a._ipk.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Областной институт повышения квалификации и переподготовки

госслужащих и работников образования

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин

Мини-проект

Игра как вид деятельности на уроке русского языка

Разработала Оспанова Г.А.,

учитель рус.яз. сш № 10

г. Жезказгана

Научный руководитель

Султанова Г.К.,

старший преподаватель,

доцент ИПК

Караганда – 2010

Введение

Областью исследования являются: методика преподавания русского языка, дидактика.

В последние годы в связи с дифференциацией обучения, появлением школ и классов различной профильной направленности, в том числе гуманитарных, математических, технических, экономических, школ-лицеев, школ-гимназий, по-новому встают вопросы о целях, содержании, формах и методах обучения русскому языку в школе. В настоящее время все большее количество учителей применяют в своей работе нетрадиционные уроки. Именно благодаря этой необычайности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение развитию личности.

Нетрадиционные уроки в школе стали занимать значительное место.  Считаю, что проведение уроков данной формы является всегда выигрышной, т.к. в них представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Но на практике мы можем наблюдать следующие противоречия:

- редко используются нетрадиционные формы закрепления материала на уроках русского языка учителями;

- несоблюдение методики проведения нетрадиционных форм, способствующих закреплению знаний.

Актуальность

Концепция обновления современной казахстанской школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на основе развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения, обеспечивающих использование разнообразных видов учебной деятельности. Эти приоритеты составляют основу развития и современного школьного образования.

На каждом уроке средствами школьных предметов должны быть созданы учебные ситуации, развивающие в ученике творческое мышление, самостоятельность, инициативность.

Веления времени диктуют обновление арсенала технологий обучения. Эффективность  учебно-воспитательного процесса  во многом зависит от инициативности, творческого подхода педагогических кадров. Поиск новых форм и методов обучения при условии направленности  на личность учащегося  завершается прочным освоением знаний предметной области, так как они становятся значимыми для него. Педагогу необходимо приложить немало усилий для овладения современными педагогическими технологиями. При изучении предмета «Русский язык» необходимо больше внимания обращать креативным способам и формам работы, разнообразным формам проведения коллективной работы с обсуждением проблемных вопросов, совместным и индивидуальным решениям лингвистических задач, разным формам развивающих языковых заданий, нацеливающих учащихся на самостоятельную творческую работу и выполнение совместных и индивидуальных оригинальных заданий.

( Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях РК на 2010-2011 учебный год»)

Исходя из вышеизложенного, хочу отметить, что игровые технологии позволяют эффективно реализовать цели и задачи современного урока с позиции требований ГОСО-2010, разнообразить учебный процесс формами и методами обучения, направленными на прочное освоение знаний по предмету, на приобретение ключевых компетенций обучающихся.

Проблема исследования

Каковы особенности применения игровых технологий как формы закрепления изученного материала на уроках русского языка школе?

Цель исследования

показать значимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса.

Задачи:

1. Изучить состояние особенностей игровых технологий как одной из форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в научной литературе.

2. Выявить педагогические условия эффективной организации нетрадиционных форм закрепления изученного материла на уроках русского языка.

3. Показать степень эффективности нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в средней школе.

4. Проверить гипотезу опытно-экспериментальным путем.

Ожидаемый результат

1. Изучение состояния особенностей игровых технологий как одной из форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в научной литературе.

2. Выявление педагогических условий эффективной организации нетрадиционных форм закрепления изученного материла на уроках русского языка.

3. Определение степени эффективности нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в средней школе.

4. Обоснование значимости игровых технологий как формы закрепления изученного материала на уроках русского языка.

Объект – процесс закрепления изученного материала на уроках русского языка.

Предмет – каковы особенности и условия применения игровых технологий как формы закрепления изученного материала на уроках русского языка.

Формы работы: анкетирование, урок-путешествие, исследование

Содержание

1. 1. Введение

2. 1. Основная часть. Игра как вид деятельности на уроке русского языка

2. 2. Алгоритм построения уроков по игровой технологии

2. 3. Опытно-экспериментальная проверка гипотезы

2. 4. Подведение итогов, анализ полученных результатов

3. 1. Заключение

4. 1. Литература для учителя

5. 1. Приложение.

Введение

   Русский язык – золотой сплав величайших ценностей истории и культуры. Он необычайно богат по своей лексико-фразеологической структуре, словарному составу, фонетическому и грамматическому строю, многообразию форм, стилей и оттенков как литературной, так и живой разговорной речи. В ходе исторического развития словарный состав русского языка пополняется за счет других языков. Но это не только не ослабило, а наоборот, обогатило и усилило его, ибо, сохранив свой грамматический строй и основной словарный фонд, русский язык продолжал продвигаться вперед и совершенствоваться.

Ф.И Буслаев в своей работе ″О преподавании отечественного языка″ еще в 1844г. Писал: ″Если в изучении языка интерес детей упражняется и живее, и естественнее, и легче, то для чего же занимать его веселыми играми и упражнениями? Но ведь нельзя же десятилетнему ребенку прямо растолковать, что такое имя, что такое глагол, когда он не имеет понятия, ни о предмете, ни о деятельности. И действительно, ему еще рано знать и глагол, и имя, а, следовательно, и что такое предмет, что такое деятельность. Все дело вертится в вопросе: что делать с детьми, прежде, нежели начнут они грамматику? Как их приготовить?″ Еще тогда Ф.И. Буслаеву пришла идея проведения уроков нетрадиционной формы, однако термины ″нетрадиционные формы, уроки″ были неизвестны, но Ф.И. Буслаев вносил свой вклад в развитие этих уроков.

В учении А.А. Шахматова ″ К вопросу о преподавании русского языка в учебных заведениях» (1903г.) считается «…теперешняя постановка преподавания наводит на мысль, что уроки русского языка для того, чтобы привлекать к себе внимание ученика, должны быть построены на том же материале, что и обычный урок, но его проведение должно быть необычным для детей, интересным, развивая у них азарт, внимание и любовь к уроку″.

И.И. Срезневский в его великом труде ″Об изучении родного языка в детском возрасте″, вышедшем в 1860г., был склонен считать, что путешествия, игры, сказки, соревнования – вот чем должен занимать учитель своих учеников во время урока. А для этого, чтобы легче было избегать нечаянных, менее или более важных пропусков в объяснении таких уроков, надо подчиняться определенному порядку ведения уроков, который помогал бы естественному развитию любознательности детей.

Методу, прямее ведущему к цели, более естественному, надобно предпочесть тот, который ведет путем извилистым. Если в методе учителя что-нибудь лишнее, бесполезное, вредное, надо отбросить это, ничем не заменяя или заменяя действительно полезным. А действительно полезным для детей будут не традиционные уроки, а занимательные. Урок не должен морить систематически силы детей, а укреплять и развивать интерес к учебе, знаниям.

Известные ученые Н.М. Соколов и Г.Г. Тумин в своем труде ″На уроках родного языка″, вышедшем в 1917г., утверждали, что методика русского языка не дает и не может дать раз и навсегда установленных ″классических″ приемов, выполнять которые обязаны все преподаватели русского языка: преподавание есть творчество, в котором огромную роль играют изобретательность и талант учителя, которые подсказывают ему и момент, когда надо употребить тот или иной прием преподавания, и иногда сами приемы, которые он впервые применяет. Но преподавание не всегда вечное творчество новых оригинальных приемов. Некоторые педагоги успешно применяют чужие приемы, не будучи одарены творческим талантом. Основных приемов немного: в громадном большинстве случаев оригинальны комбинации приемов.

В настоящее время уроки русского языка строятся так, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органически сочетались с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерных для общественно активной, критически и конструктивно мыслящей личности.

Основная часть

Игра как вид деятельности на уроке русского языка

   Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики – в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье. И только школьные учителя предпочитают игре с учениками серьезную дидактику. Очевидно, это происходит потому, что в многочисленных определениях игровой деятельности подчеркивается отсутствие практической направленности, ориентации на результат. А обучение, как учит педагогика, – это целенаправленная деятельность, которую учитель по роду своей профессии призван организовывать. Однако это противоречие снимается, как только мы добавляем понятие «дидактическая», «педагогическая» игровая деятельность, ибо в таком случае цель задается учителем.

В настоящее время существует несколько интересных пособий, помогающих учителю освоить разнообразные игры на уроке русского языка. Можно обратиться к классификации дидактических (Баев П.М., 1989 г.) игр по русскому языку, основанной на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики; при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект.

В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева «Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ». Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:

1)        Игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2)        Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3)        Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и творческие способности;

4)        Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5)        В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Игры, предложенные П.М.Баевым для учащихся зарубежных школ, можно использовать в готовом или изменённом виде на уроках русского языка в русской школе. Некоторые из них упомянуты в данной работе.

Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно, на мой взгляд, соблюдение следующих условий:

1)        Соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

2)        Доступность для учащихся данного возраста;

3)        Умеренность в использовании игр на уроках.

Виды уроков с использованием игр:

1)        Ролевые игры на уроке (инсценирование);

2)        Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий(урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3)        Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4)        Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5)        Различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Эти виды работы описаны в книге Л.Т.Григорян «Язык мой - друг мой».

1. Фонетические игры

1.1. Фонетические игры: фонемное различение слов; различение глухих и звонких согласных; оглушение и озвончение; различение твердых и мягких согласных; звук [j]; слоговой состав слов; омофония, омография, определение ударного слога; особенности русского ударения.

1.2. Коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса; на расширение звуковысотного диапазона; на выбор адекватной громкости; на развитие силы, «полетности» голоса; на отработку правильной мелодики, умения ставить логическое ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм.

2.Лексико-фразеологические игры

2.1. Лексико-фразеологические игры: на значение слов (кроссворды, сканворды, чайнворды); системные отношения в лексике («пропорции», «третий лишний», «ассоциации», лото, домино, игры с мячом, с юлой).

2.2. Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса («соберите поговорки»; «кто догадливее?»; «кто наблюдательнее?» и др.).

3.Игры по морфемике и словообразованию

Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования («от одного корня», «корень и дерево», «неологизмы», «слова по схеме»).

Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, морфологию, синтаксис.

Существуют и другие классификации игр. Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учащимися дидактическую цель, а также проанализировать, достигается ли эта цель в результате проведения игры.

В книге Л.В. Петрановской «Игры на уроке русского языка» выделяются игры учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые и творческие.

По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По игровой среде – с предметами и без предметов, настольные, комнатные и уличные, компьютерные и телевизионные и, наконец, технические, со средствами передвижения. Из игр с предметами на уроке русского языка наиболее эффективно применять игры с мячом и с юлой. Игры на уроке можно организовать в пространстве двумя способами.

1-й способ. Не меняя расстановку мебели и позиции учащихся, проводить игры настольные, комнатные с раздаточным материалом на каждого или на парту: лото, кроссворды (сканворды, чайнворды), шарады, загадки и пр.

2-й способ. Мебель в классе сдвигается по количеству команд или по принципу «игровое поле» – «жюри» – «зрители». Для проведения компьютерных игр учащиеся приглашаются в компьютерный класс.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

Типы уроков-игр

На уроке русского языка могут быть проведены:

Сюжетные (или ролевые) игры представляют собой ряд проблемных задач, основная цель которых – прийти к согласию, наладить взаимодействие с партнерами. В таких играх обязательно формируются социально-ролевые отношения участников.

К играм-соревнованиям относятся эстафеты, игры на командное или индивидуальное первенство. В таких играх главной движущей силой является «спортивный» интерес, а дидактическая цель достигается подспудно.

Интеллектуальные игры являются основной составляющей при работе со старшеклассниками.

Алгоритм построения уроков по игровой технологии

В структуре учебного процесса выделяются 4 элемента – этапа урока.

1. Ориентировочный этап. Сначала учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия. Далее дается обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению игры. Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры, предлагает критерии оценок, показывает примерный тип решений в ходе игры. После того как роли распределены, участники проводят черновую репетицию игры.

3. Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков.

4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания – либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем.

Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. Об этом знают все: и учителя, и родители, да и сами ученики. А вот добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, удается не всегда. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков.

Нестандартные уроки – одно из важнейших средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую.

В средней школе можно использовать следующие виды нестандартных уроков: уроки в форме соревнований и игр (КВН, конкурсы, викторины), уроки-путешествия, уроки-фантазии, уроки-сказки, уроки-сюрпризы, уроки-отчеты.

Опытно-экспериментальная проверка гипотезы

Исследовательская работа проводилась в 5 ″Б″ классе средней школе №10 г. Жезказгана.

Гипотеза исследования:

1. Изучение состояния особенностей игровых технологий как одной из форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в научной литературе.

2. Выявление педагогических условий эффективной организации нетрадиционных форм закрепления изученного материла на уроках русского языка.

3. Определение степени эффективности нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в средней школе.

4. Обоснование значимости игровых технологий как формы закрепления изученного материала на уроках русского языка.

Задачами исследования были:

1. Выявить педагогические условия эффективной организации нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка.

2. Изучить состояние особенностей игровых технологий как одной из форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в научной литературе.

3. Выявить степень эффективности нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в средней школе №10 в 5б классе.

4. Проверить гипотезу опытно-экспериментальным путем.

В ходе работы использовались следующие методы: анкетирование, тестирование, диагностирующие проверочные работы.

Программа исследования:

1. Выяснение с помощью тестирования эффективности проведения нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка с использованием игровых технологий.

2. Предложить методические разработки уроков, проводимых в нетрадиционной форме закрепления знаний на уроках русского языка с использованием игровых технологий.

3. Выяснение с помощью анкетирования места и роли нетрадиционных форм закрепления изученного материла с использованием игровых технологий, в системе обучения младших школьников русскому языку.

В начале нашего эксперимента были проведены опросные методы.

Примерные вопросы, которые предлагались для анкетирования учителей:

1. Как часто вы применяли нетрадиционные формы закрепления изученного материала на уроках русского языка с использованием игровых технологий?

2. В чем вы видите пользу нетрадиционных уроков с использованием игровых технологий?

3. Как часто рекомендуете проводить уроки в нетрадиционной форме с использованием игровых технологий?

Результаты опроса учителей, оказались следующими: из 9 опрошенных всего 4 учителя 1 раз в четверть применяют нетрадиционные формы закрепления изученного материала с использованием игровых технологий, 5 учителей - 2 раза в четверть. Педагоги проводили нестандартные уроки после изучения трудной темы или раздела и отметили, что данные занятия положительно отразились на результатах учебной деятельности учащихся.

Примерные вопросы, которые предлагались для анкетирования детей:

1. Нравятся ли вам уроки русского языка?

2. Входит ли урок русского языка в число любимых предметов?

3. Сколько уроков русского языка вам запомнилось?

4. Чем вам понравились эти уроки?

5. Хотели бы вы, чтобы уроки проходили в форме игры?

С целью выявления уровня подготовки детей был проведен констатирующий эксперимент в виде теста, включающие обобщающие вопросы по изученным темам.

Во время исследования я провела несколько уроков нетрадиционной формы закрепления изученного материала на уроках русского языка. Хотелось бы привести эти уроки в качестве методических разработок для учителей. (см. Приложение)

Во внеурочное время было проведено внеклассное занятие ″Час занимательной грамматики″, цель которого предусматривала воспитание интереса к русскому языку, повышение знаний детей в области русского языка. (см. Приложение)

Подведение итогов, анализ полученных результатов

Приведу фрагменты уроков в 5-ом классе. Почему именно этот год обучения? Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя в это время - сделать эту  встречу с незнакомым не пугающей, без разочарований, что будет способствовать возникновению интереса к учению, к открытию. Учителям русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 2 часа русского языка в неделю, обилие новых тем и орфограмм. Как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь учителю придут уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Проведенная исследовательская работа помогла выявить уровень сформированности орфографической зоркости, обогащение словарного запаса, активизацию внимания школьников.

Был выявлен средний уровень сформированности орфографической зоркости учащихся из-за недостатков системы, по которой велось обучение. Но этот показатель удалось повысить с помощью системы нетрадиционных форм, используемых на уроках русского языка.

Были предложены методические разработки нетрадиционных уроков, способствующих повышению орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, развитию творческой инициативы и самостоятельной деятельности.

Заключение

В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различными. Считаю, что для 5-6 классов наиболее популярными и доступными являются уроки-сказки, уроки-путешествия. В них включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнять разнообразные задания. Сказки – верные спутники детей. Они учат их добру, учат общаться, радоваться. Выражать свои чувства, огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступков героев. Серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной, доступной для детей форме.

На таких уроках ненавязчиво обогащался словарный запас, развивалась речь, активизировалось внимание детей, расширялся кругозор, прививался интерес к предмету, развивалась творческая фантазия, воспитывались нравственные качества. И главное – огромный эффект: ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по русскому языку.

Систематическая работа в этом направлении благотворно сказалась на формировании у учащихся устойчивого интереса к учению, обогащению словарного запаса, активизации внимания детей, повышению орфографической зоркости. Проведение внеклассного мероприятия помогло заинтересовать школьников, повысить их успеваемость по русскому языку.

Литература для учителя

1.Анашина Н.Ю. День словесности в школе: интеллектуальные игры и развлечения.

Ярославль. Академия развития, 2006.

2. Мельникова А.М. Праздники в средней школе: сценарии, капустники, развлечения, турниры, игры. Волгоград, «Учитель», 2003.

3. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки в школе. Волгоград, «Учитель-АСТ», 2002.

4. Петухова Е.Ю. Весёлые вечера в школе. Москва. «Русское слово», 2004.

5.Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме. Москва, «Глобус»,2007.

6. Руденко В.И. Новые школьные КВНы и конкурсы. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004.

7. Скороходова Т.Н. Внеклассная работа по русскому языку. Волгоград, «Корифей», 2007.

8. П.М.Баев / Играем на уроках русского языка, М., 1989

9.Н.Т. Баранов / Методика преподавания русского языка. М.; Просвещение, 1990

10. К. В. Бардин.: “Как научить детей учиться”, Москва “Просвещение”, 1987

11. Ф.И. Буслаев "О преподавании отечественного языка", 18434

12. Я.К. Грот "Об элементарном преподавании русского языка", 1855

13. З. В. Дощицына. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе / Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М.; 1994

14. Е. И. Коновалова / Нестандартные уроки. М.; Дрофа, 2002

15. В. А. Крутецкий / Психология, 1986

16. Г.М. Куджаспирова, А.Ю. Куджаспиров / Педагогический словарь. М.;"Академия" 2001

17. А. В. Текучев / Хрестоматия по методике русского языка. 1982

18. Е. В Ткаченко / Опорные конспекты 2002

19. Н. Б. Троицкая / Нестандартные уроки и творческие занятия. М.; Астрель 2004

20. Ф.Ф. Фортунатов "О преподавании грамматики русского языка в школе", 1903

21. А.А. Шахматова "К вопросу о преподавании русского языка в учебных заведениях", 1903

22. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях РК на 2010-2011 учебный год.

Приложение

1. Фотоальбом

2. Конспект урока

3. Электронный вариант урока

4. Видео-урок

5. Конспект внеклассного мероприятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительно-речевой деятельности на уроках русского языка и литературы. Урок. Имя существительное.

"Активизация мыслительно-речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" - эта тема не давала мне покоя долгие годы. Как мотивировать ребёнка на учёбу? Известно, что мотивация к у...

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Мотивационная деятельность на уроках русского языка как основа интереса учащихся к изучаемому предмету. / Об уроках –зачетах/.

Методика проведения зачетного урока. Зачетные уроки создают успешную учебную деятельность....

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...

«Исследовательская деятельность на уроках русского языка как средство творческого развития учащихся 5-6 классов» Описание опыта педагогической деятельности

Хочу поделиться опытом организации исследовательской деятельности на уроках русского языка в 5-6 классах....

Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности

Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...