"Ребята, давайте жить дружно!" Урок- путешествие в страну «Лексикология».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Шайхутдинова Гульнара Рустемовна

Данный урок по русскому языку предназначен для учащихся 5 класса. На уроке идёт закрепление темы "Слово  и его лексическое значение". Урок помогает учащимся увидеть неповторимость, значимость слова. Исследуя слово, учит применять полученные ранее знания по русскому языку и по другим предметам; помогает формироввать умение работать со словарями, составлять сложные предложения на заданную тему, развивать артистические способности; воспитывает интерес, бережное отношение к слову и языку в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. "Ребята, давайте жить дружно!"

          (Слово и его лексическое значение)

Тип урока:   Урок применения знаний, полученных путем самостоятельной исследовательской работы учащихся.

Задачи урока:

1. Помочь учащимся увидеть неповторимость, значимость слова. Исследуя слово, учить применять полученные ранее знания по русскому языку и по другим предметам.

2. Формировать умение работать со словарями, составлять сложные предложения на заданную тему, развивать артистические способности.

3. Воспитывать интерес, бережное отношение к слову и языку в целом;  воспитывать  умение жить дружно, помогать друг другу.

Оборудование: словарь синонимов и антонимов, толковый словарь Ожегова, Словарь эпитетов; "улица дружбы" (домики из бумаги);                                 рисунки на тему "Я друзей своих рисую".

ХОД УРОКА

I. Организация урока. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас не обычный урок, а урок – путешествие в страну Лексикология. Мы уже с вами говорили о словах и их лексических значениях. Сегодня мы поговорим ещё об одном слове, которое вам очень знакомо. А какое это слово – вы должны отгадать.   А сейчас давайте отправимся в путь по нашей карте.

Звучит «Песня Красной шапочки»

II. Формирование умений и навыков.

1. Первая станция называется «Давайте познакомимся!». Для этого нужно разгадать  кроссворд «Вспомни сказки» и узнать, о каком слове мы будем говорить.

Задания по горизонтали:

1. У кого в избе на чердаке была припасена кадушка мёду? (Кума, кто там стучит? – А это за мной, на повой зовут)  (медведь)                                                                                                               2.  Кого искал царевич Елисей в «Сказке  о мёртвой царевне и о семи богатырях» (царевна)                                                                                                                                                 3.  Как называется сказка, в которой тыква превращается в карету, а крыса в толстого кучера с усами?  (золушка)                                                                                                                            4. Что сжёг Иван-царевич в сказке «Царевна-лягушка»?  (кожа)                                                          5. «Оно соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно – золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь..» Что это?  (яблоко)                                                                                                                     6. Какого цвета был цветочек, привезённый купцом для меньшой дочки? (аленький)                                                  

Учитель. Вот мы с вами узнали это слово. Какое прекрасное слово – "дружба"! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своем. Произносишь слово "дружба" – и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это музыкальный Львенок и мудрая Черепаха, это Винни-Пух со своими друзьями.

- А кто для вас друг? (ответы детей)

Друг – это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.

Задание: Найти лексическое значение слова «Дружба». Определите грамматические признаки этого слова в данном предложении. Объяснить расстановку знаков препинания. (один ученик у доски)

Я ж..л на б..регу моря. У меня была ло..ка, сетки и разные удочки. Перед домом ст..яла будка  и на ц..пи сидел огромный пёс Рябка. К..рмил я его рыбой, и поэтому наша дру..ба была крепкой.

Учитель.  Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.

2.  Продолжим наш путь, следующая станция называется «В гостях у словарей» (музыка)

Задания по вариантам: Звучит песня «Улыбка»

1. Подобрать эпитеты к слову «Дружба». Составить предложение.

2. Подобрать синонимы к слову «дружба». Составить предложение.

3. Подобрать однокоренные слова к слову «дружба». Составить предложение.                                                                                                      Дружба, дружок, дружить, подружиться, дружелюбие, дружелюбный, дружественный.

- Какие стихотворения о дружбе вы знаете? (ученики рассказывают стихи)

Ученик 1. Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для хороших, славных дел.

Ученик 2. Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало
Тому, с кем подружишься ты,
Чтоб каждому в жизни хватало
Прекрасной людской доброты.

Услышишь ты песенку чью-то,
И станет светлее кругом:
Волшебное самое чудо
Мы дружбой недаром зовем.

Учитель. Умению дружить, общаться с людьми надо учиться с детства. Человек человеку друг, товарищ и брат. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.

3. Продолжим наш путь. Следующая станция «Музыкальная пауза»

Исполняется песня «Настоящий друг".

4.  Следующая станция «Пословицы и поговорки»

(учащиеся рассказывают поговорки и пословицы о дружбе на русском, татарском и английском языках)

  1. Верный друг лучше сотни слуг.
  2. Дальний путь, да ближний друг.
  3. Дерево живет корнями, а человек – друзьями.
  4. Друг лучше старый, а платье – новое.
  5. Друга ищи, а найдешь – береги.
  6. Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
  7. Не имей сто рублей, a имей сто друзей.
  8. Человек без друзей, что дерево без корней.

5. Последняя станция «Творческая мастерская» (зачитывают сочинения о дружбе)

Ученик читает стихотворение Олега Бундура "Про девчонок".

 Со Светкой, соседкой,    
Не буду водиться –
Она то смеется, то плачет,
То злится.
Но мама сказала,
Что так не годится,
Что с девочкой нужно
Уметь подружиться,
Что с папой они
Еще с детства дружили,
И вместе играли,
И рыбу удили.
С такою девчонкой,
Как мама моя,
Конечно, бы мог
Подружиться и я!

Учитель. Вот и подходит к концу наш урок – путешествие в страну Лексикология, где мы говорили о дружбе. (дети высказывают свои мнения о дружбе)

III. Задание на дом. Написать подробное сообщение о нашем путешествии. 

IV. Вывод урока.

 Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных товарищей. Давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: "Ребята, давайте жить дружно!"

Исполняется песня "Дорога добра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тимбилдинг. Ребята, давайте жить дружно!

Материал может оказаться полезен классным руководителям, воспитателям, работающим в коррекционных школах-интернатах и заинтересованным в сплочении детского коллектива....

Кл.час"Ребята, давайте жить дружно!

В помощь учителю начальной школы...

Сценарий классного часа "Ребята, давайте жить дружно!"

Сценарий классного часа по теме "Ребята, давайте жить дружно!" в 5 классе....

"Ребята, давайте жить дружно"

Привить понимание, уважени, доброту и любовь к людям....

Классный час в 4 классе на тему " Ребята, давайте жить дружно!"

Цель: способствовать созданию благоприятной атмосферы в классе, сплочению классного коллектива. Задачи:1)   воспитание чувства уважения друг к другу;2)   улучшение взаимоотнош...

"Ребята, давайте жить дружно!"

Конспект познавательного занятия  "Ребята, давайте жить дружно!"...

2.3.1. час общение: "Ребята, давайте жить дружно!"

2.3.1. час общение:"Ребята, давайте жить дружно!"...