Классный час в 4 классе на тему " Ребята, давайте жить дружно!"
классный час по психологии на тему
Цель: способствовать созданию благоприятной атмосферы в классе, сплочению классного коллектива.
Задачи:
1) воспитание чувства уважения друг к другу;
2) улучшение взаимоотношений в классе;
3) формирование умения решать конфликтные ситуации;
4) профилактика агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста в школе.
Оборудование:
-плакат с изображением кота Леопольда и надписью: «Ребята, давайте жить дружно!»;
-стенд с изображением вагончиков поезда с окошками-карманами:
-вкладыши- смайлики, выражающие разные эмоции;
-мяч с изображением веселого настроения,
-«волшебные шарики»,
- ручки, листы бумаги и фломастеры;
-заготовки «солнышка»
-записи песен о дружбе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_v_4_klasse_rebyata_davayte_zhit_druzhno.docx | 200.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»
Подготовила и провела:
Педагог-психолог
Князева Н.Н.
2016 г.
Цель: способствовать созданию благоприятной атмосферы в классе, сплочению классного коллектива.
Задачи:
- воспитание чувства уважения друг к другу;
- улучшение взаимоотношений в классе;
- формирование умения решать конфликтные ситуации;
- профилактика агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста в школе.
Оборудование:
-плакат с изображением кота Леопольда и надписью: «Ребята, давайте жить дружно!»;
-стенд с изображением вагончиков поезда с окошками-карманами:
-вкладыши- смайлики, выражающие разные эмоции;
-мяч с изображением веселого настроения,
-«волшебные шарики»,
- ручки, листы бумаги и фломастеры;
-заготовки «солнышка»
-записи песен о дружбе.
Ход классного часа:
Звучат песни о дружбе
Добрый день, ребята! Сегодня паровозик настроения решил сделать остановку в вашем классе, а чтобы отправиться на поезде на наше занятие нужно выбрать свое настроение в смайликах, и посадить смайлики в вагончики (дети выбирают настроение и помещают смайликов в вагончики).
- Все пассажиры заняли места и мы отправляемся на станцию «Занятие»
Упражнение – игра 1 «Передай настроение» (на взаимодействие и сплоченность в группе).
Психолог просит детей стать вкруг, и ребятам у которых хорошее настроение предлагается поделиться им с одноклассниками путем перебрасывания веселого мяча. И вновь психолог интересуется настроением каждого участника игры.
Упражнение 2 «Волшебные шарики» (авт. — Я. А. Павлова) направлено на снятие эмоционального напряжения.
Дети стоят в кругу. Психолог просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому в ладошки шарик и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения».
Психолог: У вас в гостях не только паровозик, кто еще пришел к вам в гости? Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш классный час? (Ответы детей).
-Сегодня мы с вами поговорим об умении жить дружно, об устранении конфликтных ситуаций, выясним причины возникновения конфликтных ситуаций и узнаем о правилах разрешения конфликтов.
- Что же такое конфликт? (Ответы детей). Приведите примеры конфликтов из собственного опыта. (Ответы детей).
Конфликт – это отсутствие взаимопонимания. Давайте поразмышляем о причинах ссоры или конфликта с окружающими. ( Ответы детей).
Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам других людей, класса.
Психолог: Ребята, сейчас я предлагаю вам упражнение (3) «Достойный ответ»
Цель: Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Содержание: Все участники стоят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.
Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.
Обсуждение: Психолог спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.
Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь. |
Ты никогда никому не помогаешь |
Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы. |
Ты совсем не умеешь красиво одеваться. |
Почему ты на всех смотришь волком? |
У тебя такой страшный взгляд. |
С тобой бесполезно договариваться о чем -либо. Ты все равно все забудешь. |
У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы. |
Посмотри, на кого ты похожа! |
Ты слишком много болтаешь ерунды. |
Что ты вечно на всех кричишь? |
У тебя полностью отсутствует чувство юмора. |
Ты слишком плохо воспитана. |
Психолог: Итак, мы можем определить причины возникновения конфликтов
Ошибки в общении: неумение слушать; правильно задавать вопросы; неумение сопереживать чувствам собеседника; реагировать на критику.
Психолог: Ребята, как вы думаете, конфликт может быть полезным? (Выслушиваются мнения детей).
Из этого упражнения мы можем сделать вывод, что конфликт бывает разрушающим и конструктивным. При правильном обращении он может быть полезен – приводит к изменениям. При неправильном – приводит к обиде, непониманию.
Психолог: Как вы думаете, можно ли управлять конфликтом? ( Ответы детей).
- Для этого необходимо уметь правильно говорить и правильно слушать друг друга, правильно реагировать на критику. Также необходимо искать компромисс (соглашение на основе взаимных уступок).
Психолог: А сейчас ребята сядьте за парты, я предлагаю вам проанализировать свои личностные качества «Какой я?».
Упражнение 4 «Четыре квадрата» - на формирование положительного отношения к себе и принятия себя; на развитие и поддержание толерантных отношений с окружающими.
Благодаря этому упражнению можно проанализировать свои личностные особенности.
«Перед вами лист бумаги, разделенный на четыре квадрата. В углу каждого квадрата поставьте стоят цифры 1, 2, 3, 4. (Ведущий показывает свой лист, разделенный на четыре части с пронумерованными квадратами.)
1 | 2 |
3 | 4 |
Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся и которые вы считаете положительными. Можно назвать качества одним словом, например «находчивый», «надежный». А можно описать их несколькими словами, например, «умею по-настоящему дружить», «всегда довожу начатое дело до конца».
- Теперь заполните квадрат 3: напишите в нем пять ваших качеств, которые вам не нравятся, которые вы считаете негативными. Вы можете писать совершенно искренне, если вы не захотите, никто не узнает о том, что вы написали.
- Внимательно посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 3, и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит и которому в вас нравится все. Запишите переформулированные качества в квадрате 2».
- Теперь представьте, что вас кто-то очень не любит и поэтому даже ваши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения вашего врага) и запишите в квадрате 4.
После того как все квадраты заполнены: «А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4, и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный человек получился!
Теперь, наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2, и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! С таким человеком никто не захочет общаться.
А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения недруга.
Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем крупную букву «Я»».
Упражнение 5 «Письма гнева»
Целью является освобождение от негативных чувств.
-Ребята, подумайте о том человеке, который вызывает у вас злость и активное неприятие, а также о связанных с этим человеком ситуациях, где данное чувство проявлялось особенно остро.
Напишите письмо этому человеку честно и искренне расскажите, что вы переживает, когда видите этого человека, когда слышите его упреки, замечания, а возможно, и оскорбления в свой адрес, что вам хочется сделать в ответ. Это письмо никто и никогда не увидит и не прочтет кроме вас.
После того как письмо будет написано:
-Что вам хочется сделать с ним: (разорвать, скомкать, сжечь, просто выбросить, привязать к ниточке улетающего воздушного шарика и т. п.)
Важно не предлагать подростку варианты действий, а услышать его желание. Часто дети хотят уничтожить письмо, символически освобождаясь от негативного чувства.
Обсуждение:
- трудно ли вам было писать письмо;
- все ли вы высказали, или что-то осталось невысказанным;
- изменилось ли ваше состояние после написания письма.
Психолог: Каждому человеку хочется иметь надежного друга, которому можно доверять
Упражнение 6. «Слепой и поводырь» — на доверие.
Психолог предлагает подросткам разбиться на пары и встать один за другим. Тот, кто стоит впереди, — слепой, сзади — поводырь. Поводырь берет партнера за плечи. Слепой закрывает глаза и не открывает их, пока играет музыка. Поводырь должен быстро, но очень аккуратно водить слепого по комнате. Задача поводыря — вести своего слепого так, чтобы он не наткнулся на другие пары, стены, стулья. Когда музыка замолчит, ребята меняются ролями.
Это упражнение дает наглядную информацию о том, насколько ребята доверяют друг другу, как работается в паре. Затем подростки обмениваются ощущениями.
Обсуждение.
- Что вы чувствовали?
- В какой роли было легче?
- Вы полностью доверяли поводырю?
- Может ли быть общение без доверия?
Упражнение 7. «Нас с тобой объединяет». На листах бумаги рисуется «солнышко» — круг с именем адресата в центре и лучи по числу оставшихся участников. На конце луча человек пишет свое имя, а вдоль луча — то качество, которое, по его мнению, объединяет его с «солнышком». Важно, чтобы на всех листах, у каждого солнышка все лучики были заполненными.
Психолог: Как видите, мы, хотя все разные, но у нас у всех есть что-то общее, то, что нас сближает и объединяет. Хорошо, когда у нас есть друзья, но, к сожалению, иногда случается так, что дружба может внезапно закончиться, если не соблюдать определенные правила:
*Помоги другу в трудной ситуации;
*Не обманывай друга;
*Будь честным;
*Не унижай других;
*Останови друга, если он делает что-то не то;
*Умей признать свои ошибки;
*Уступай;
*Не бойся просить прощения;
*Радуйся удачам друга;
*Не оставляй друга в беде;
*Не обижай других;
*Не злись;
*Улыбайся;
*Будь приветлив и доброжелателен;
*Береги друзей;
* Говори комплименты;
*Доверяй друзьям и др.
Рефлексия.
Психолог: Я предлагаю вам поделиться впечатлениями о том, какие правила дружбы вам запомнились, что нужно делать, чтобы не возникло конфликта, чтобы ссор было меньше. Напишите на листочках бумаги по одному правилу, которые вам понравились на сегодняшнем занятии.
(Учащиеся пишут запомнившиеся правила дружбы, а затем помещают их на плакат Коту Леопольду).
Психолог:
- Ребята, как вы думаете, какие бы слова сейчас сказал Кот Леопольд? (Ребята, давайте жить дружно!) Психолог прикрепляет эти слова на плакат Коту Леопольду.
- Я надеюсь, что после этого классного часа в вашем коллективе ссор будет намного меньше, а если они возникнут и вы сами не сможете с ними справиться, помните, что в нашей школе работает служба примирения, в которую входят как взрослые, так и учащиеся старших классов, обращайтесь за помощью в службу. В заключение нашего мероприятия, чтобы вернуться на станцию «Перемена» прошу пассажиров нашего поезда взять настроение и занять места в вагонах. (под песни о дружбе дети помещают смайлики в вагончики)
- На этом классный час окончен, всем спасибо, в добрый путь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тимбилдинг. Ребята, давайте жить дружно!
Материал может оказаться полезен классным руководителям, воспитателям, работающим в коррекционных школах-интернатах и заинтересованным в сплочении детского коллектива....
"Ребята, давайте жить дружно!" Урок- путешествие в страну «Лексикология».
Данный урок по русскому языку предназначен для учащихся 5 класса. На уроке идёт закрепление темы "Слово и его лексическое значение". Урок помогает учащимся увидеть неповторимость, значимост...
Кл.час"Ребята, давайте жить дружно!
В помощь учителю начальной школы...
Сценарий классного часа "Ребята, давайте жить дружно!"
Сценарий классного часа по теме "Ребята, давайте жить дружно!" в 5 классе....
"Ребята, давайте жить дружно"
Привить понимание, уважени, доброту и любовь к людям....
"Ребята, давайте жить дружно!"
Конспект познавательного занятия "Ребята, давайте жить дружно!"...
Занятие факультатива по ОДНК Тема: «Ребята, давайте жить дружно»
Цель: познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности. Задачи: Создать условия для:формирования представления о толеран...