Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_9_kl_ryapoyasnitelnaya_zapiska.doc | 78 КБ |
rp_9_rus_tem_planir-e.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение -Липчинская
средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Руководитель МО . Протокол № ___ от «__» __________________200___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МОУ «__»________________200___г. | «Утверждаю» Директор ОУ Приказ № ___ от «__»_______________200___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по русскому языку в 9 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»______________200_ г.
2010-2011 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане ОУ . Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IX классе – 70 часов.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
Международное значение русского языка | 1 | ||
Повторение пройденного в 5 - 8 классах | 6 | 1 | 4 |
Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения | 3 | 1 | |
Союзные сложные предложения. | |||
Сложносочиненные предложения | 6 | 1 | 2 |
Сложноподчиненные предложения | 26 | 3 | 5 |
Бессоюзные сложные предложения | 9 | 1 | 2 |
Сложные предложения с различными видами связи | 5 | 1 | 2 |
Общие сведения о языке | |||
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи | 10 | 3 | |
ИТОГО | 66 | 10 | 16 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Международное значение русского языка (1 ч)
Повторение пройденного в 5 - 8 классах (7 ч + 4 ч)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи
Сложные предложения (3 ч + 1 ч)
Сложносочиненные предложения (7 ч + 2 ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения (29 ч + 5 ч)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (10 ч + 2 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи (6 ч + 2 ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (13 ч.)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать
изученные разделы науки о языке;
смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно понимать информацию устного сообщения;
читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Печатные пособия.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.
Русский язык.9 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О,М,Александрова - М.: Просвещение, 2010
Широковская Т.А., Широковский Ю.С. Уроки русского языка.9 класс: кН. Для учителя- М.:1989
Кромаренко Н.Д.Уроки русского языка в 9 классе .Поурочное планирование-Волгоград,2002
Раман Т.В.Тематическое и поурочное планирование по русскому языку в 9 классе-М.:2006
Егорова Н.В.Поурочные разработки по русскому языку:9 кл.-М.:2008
Диапозитивы.
Русские и советские лингвисты.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Предварительный просмотр:
№ | Дата по плану | Дата проведения | Название раздела с указанием кол-ва часов; тема урока. | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, вид самостоятельной работы | Примечание | |||||||||||||||
1 | Международное значение русского языка | |||||||||||||||||||||
2 | РР. приёмы сжатия текста | основные способы сжатия текста: удаление лишнего, упрощение, замена одних синтаксических конструкций другими. Критерии оценивания экзаменационного изложения . . | Знать и применять на практике приёмы компрессии текста, уметь сокращать исходный текст, используя способ исключения лишнего. | Работа с упр.5 | Подготовка к ГИА | |||||||||||||||||
3 | РР. Сжатое изложение | основные способы сжатия текста | Работа с упр.3 | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||
4 | РР. Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. | Разновидности речевого общения: непосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое; их особенности | Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести диалог; владеть основными нормами устного и письменного высказывания. Правильной и выразительной интонацией | Устное монологическое высказывание на тему: | ||||||||||||||||||
5 | РР. Стили языка. | Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства. характерные для каждого стиля, Основные жанры стилей | Уметь различать разговорную речь, научный, публицистический официально-деловой стили, язык художественной литературы, определять их жанры, тему, основную мысль. Создавать собственное высказывание. Учитывая ситуацию общения, адресата, используя характерные для каждого стиля речи выразительные средства языка | Составить план учебной статьи. Анализ статьи газеты. Работа с таблицей «Стили языка» | ||||||||||||||||||
6 | Повторение изученного. .Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами. | Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию ГЧП; виды односоставных предложений; предложения с ОЧП и знаки препинания при них | Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, уметь опознавать однородные члены, правильно ставить знаки при них | Объяснительный диктант; тест | ||||||||||||||||||
7 | Предложения с обособленными членами | Предложения с обособленными второстепенными членами | Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи | Комментированное письмо | ||||||||||||||||||
8 | Предложения с обращениями, вводным и словами и вставными конструкциями | Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями | Уметь интонационно выразительно читать Предложения с обращениями ,вводным и словами и вставными конструкциями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи | Диктант «Проверяю себя» | ||||||||||||||||||
9 | Контрольная работа | |||||||||||||||||||||
10 | Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. Союзные и бессоюзные сложные предложения |
Типы сложных предложений. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Знак препинания в союзных бессоюзных предложениях | Уметь различать изученные виды предложений( простые и сложные),определять средства связи частей СП, пунктуационно оформлять их. Знать КЛФ СП, уметь разграничивать СП разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные сложные предложения, Строить предложения с заданной конструкцией | Составить таблицу или кластер «Виды СП»; конструирование предложений по схемам | ||||||||||||||||||
11 | РР. Сочинение в форме дневниковой записи. | Запись впечатлений от картины Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» в форме дневника: «Я смотрю, чувствую, размышляю..» | Уметь создавать текст публиц. стиля в жанре дневника, использовать языковые средства: экспрессивную лексику, многозначные слова. Формы повелительного наклонения глагола, учитывая интонац. и синтакс. особенности стиля, свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста | Сочинение по картине | Как вариант: сочинение на лингвистическую тему (подготовка к ГИА) | |||||||||||||||||
12 | Знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация в СП. | Знаки препинания и их функции. Знаки препинания между частями сложного предложения | Уметь интонационно оформлять СП с разными типами смысловых отношений между частями, моделировать предложения, расставлять знаки препинания | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений | ||||||||||||||||||
13 | Сложносочиненное предложение и его особенности | ССП, его грамматические признаки, строение. Смысловые отношения между его частями и способы их выражения | Знать грамматические признаки ССП, его строение. Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, Знать основные группы ССП | тест | ||||||||||||||||||
14 | Разделительные знаки препинания в сложносочиненном предложении | знаки препинания в сложносочиненном предложении ,смысловые отношения между частями ССП | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ,обосновывать знаки препинания и отсутствие запятой при общем второстепенном члене предложения, конструировать предложения | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений | ||||||||||||||||||
15-16 | Развитие речи. Сочинение публицистического характера | Работа с текстом из газеты или текстом из сборника изложений. Отбор материала к сочинению. Определение жанра. Простой план. | Уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста, понимать его коммуникативную цель, уметь создавать текст публицистического характера, выбирать жанр(газетный очерк, заметка, портрет, лирическая зарисовка о человеке, который произвёл впечатление, удивил), на письме владеть основными нормами построения высказывания(соответствие теме, основной мысли, полнота раскрытия темы, развёртывание содержания по плану), нормами правописания | Сочинение «Мои замечательные земляки», «Добрый мой знакомый», «Человек, на которого я хочу быть похожим» | ||||||||||||||||||
17 | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. | Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно оформлять, производить синонимическую замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания | Взаимодиктант. Сочинение на лингвистическую тему | ||||||||||||||||||
18 | Контрольная работа | Средства связи ПП в составы сложного. Знаки препинания в ССП. | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно оформлять, производить синонимическую замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма | Диктант с грамматич. заданием | ||||||||||||||||||
19 | Сложноподчиненное предложение и его особенности | Сложноподчинённое предложение, его строение, Главная и придаточная части. Средства связи частей сложноподч. предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова | Знать грамматич. признаки сложноподч. предлож., его строение, средства связи частей, опознавать СП в тексте, правильно ставить знаки препинания | Составить план параграфа, подобрать свои примеры | ||||||||||||||||||
20 | Место придаточного предложения по отношению к главному | Главная и придаточная части предложения, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое). Средства связи частей сложноподч. предлож. Знаки препинания в слож.подч. предлож. | Уметь определять место придаточного предложения по отношению к главному, составлять схемы СПП. Знать средства связи частей сложного предложения, интонационно оформлять СПП. | Комментированное письмо, составление схем | ||||||||||||||||||
21 | РР.Сочинение –рассуждение ,связанное с анализом текста | сочинение | подготовка к ГИА | |||||||||||||||||||
22 | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в СПП | Средства связи частей сложноподч. предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, место придаточного, главное предлож. с указат. словом, пунктац. и синтаксич. нормы | Знать средства связи частей сложноподч. предложения. Уметь различать подчинит. союзы и союзные слова, использовать их при конструировании слож.подч. предлож.; правильно ставить знаки препинания | Конструирование cлож.подч. предлож.; синтаксический и пунктуационный разбор предложений; взаимодиктант | ||||||||||||||||||
23 | Развитие речи. Сжатое изложение «Этимология» слова». | Приёмы сжатия текста, микротема, построение текста | Уметь сжимать лингвистический текст, используя прием замены одних синтаксических конструкций синонимичными. | Сжатое изложение | подготовка к ГИА | |||||||||||||||||
24-25 | Основные группы слож.подч. предлож. | Основные группы слож.подч. предлож.по значению и строению. | Знать группы слож.подч. предлож.по значению и строению., уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подч. союзов и союзных слов, конструировать СП разных видов, интонац. и пунктуац. оформлять | Работа с таблицей, подбор своих примеров | ||||||||||||||||||
26-27 | .РР. Подробное изложение с элементами сочинения | Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксич. единиц | Уметь воспринимать текст, производить композиц.-содержательный анализ текста, определять выразит. Средства для передачи темы, основной мысли текста, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать осн. мысль исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ним, приводить свои аргументы и примеры | изложение с элементами сочинения | подготовка к ГИА | |||||||||||||||||
28 | Виды придаточных предложений. Придаточные определительные | Сложно.подч. предлож. с придаточ. определительными | Знать группы слож.подч. предлож.по значению и строению., уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подч. союзов и союзных слов, конструировать СП разных видов, интонац. и пунктуац. оформлять | Синонимичная замена сл. подч. предл. с придаточ. определ. на простые с обособл. определением, составление схем предлож. | ||||||||||||||||||
29 | Виды придаточных предложений. Придаточные определительные | Сложно.подч. предлож. с придаточ. определительными | Уметь опознавать сл.подч. предлож. с придаточ. определит. в тексте по характеру смысловой связи между частями, значению союз. слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить замену слож подч. предлож. на простые с разными видами определений, пользоваться синтаксич. синонимами в своей речи, интонационно и пунктуационно оформлять сл.подч. предлож с придаточ. определительными | Составить описательную миниатюру со сл. подч. предлож. с придаточ. определительными | ||||||||||||||||||
30 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | Место придаточных изъяснительных сл.подч.предлож. Средства связи главного предлож. с придаточным. Синтаксические и пунктуационные нормы. | Знать место придаточных изъяснительных по отношению к главному. Средства связи придаточного с главным. Уметь конструировать СПП с придаточными изъяснительным. Уметь заменять предложения с прямой речью на придаточные изъяснительные | Конструирование предложений по схемам | ||||||||||||||||||
31 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | Место придаточных изъяснительных сл.подч.предлож. Средства связи главного предлож. с придаточным. Синтаксические и пунктуационные нормы. | Знать место придаточных изъяснительных по отношению к главному. Средства связи придаточного с главным. Уметь конструировать СПП с придаточными изъяснительным. Уметь заменять предложения с прямой речью на придаточные изъяснительные | Составить повествовательную миниатюру с изъяснительной конструкцией | ||||||||||||||||||
32 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.Слож.подч.предлож.с придаточными времени и места. | Виды придаточных обстоятельственных, Простые и составные союзы в слож.подч.предлож. с придаточными обстоятельственными.Слож.подч.предлож.с придаточными времени и места | Знать виды обстоятельственных придаточных, уметь опознавать слож.подч.предлож. с придаточными обстоятельственными по характеру смысловой связи между частями,значению подчинительных союзов и союзных слов, производить синонимичную замену простых и сложных предлож., опознавать придаточные места и времени, определять их место по отношению к главной части | Объяснительный диктант | ||||||||||||||||||
33 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.Слож.подч.предлож.с придаточными причины, следствия, условия | Структура слож.подч.предлож. с придаточными причины, следствия, условия и их отличие от других видов. Знаки препинания в слож.подч.предлож. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные предложения с главным. | Уметь опознавать слож.подч.предлож. с придаточными причины, следствия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравнивать модели слож.подч.предлож. с придаточными причины, следствия, выявлять общее | Синтаксический и пунктуационный разбор. Включить условные конструкции в рассуждение на заданную тему. | ||||||||||||||||||
34 | .Слож.подч.предлож.с придаточными уступи , цели | Средства связи придаточного главным. Знаки препинания в слож.подч.предлож с придаточными уступки, цели | Уметь опознавать слож.подч.предлож.с придаточными уступи , цели по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, выявлять общее между сл.подч. предлож. с придаточными уступительными и сл.подч.педлож. с противительными союзами и стилистические смысловые различия между ними | Графический диктант. Конструирование предложений по схемам | ||||||||||||||||||
35 | Слож.подч.предлож.с придаточными сравнительными, образа действия, меры. степени | Средства связи придаточного главным. Синтаксические нормы. Отличие сл.подч.предлож. с придаточными сравнительным и простых предложений со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи. | Уметь опознавать слож.подч.предлож.с придаточными образа действия, степени, сравнения по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, отличать сл.подч.предлож. с придаточным сравнения от простых со сравнительным оборотом, оценивать роль придаточных образа действия, степени, сравнения в худож. текстах ,конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи | Схематический диктант. Конструирование предложений | ||||||||||||||||||
36 | Различные способы выражения сравнения | Отличие сл.подч.предлож. с придаточными сравнительным и простых предложений со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи | Уметь определять значения сравнений, выраженных различными способами: словосочетанием, фразеологизмом, сравнит оборотом, составное именное сказуемое. Сл.подч. предлож. с придаточным сравнения, уметь ставить знаки препинания в предложении с союзом «как». Употреблять эти конструкции в речи, определять их значения в тексте | Творческое списывание | ||||||||||||||||||
37 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение» | Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в сл. подч. предлож. | Уметь различать ССП, сл.подч.предлож. и простые осложнённые предложения, производить синонимическую замену подчинительных союзов и синтаксических конструкций, определять значение придаточных, разные способы его выражения, конструировать сл.подч.предлож. с различным видами придаточных. Интонационно и пунктуационно оформлять. Делать синтаксич. и пунктуац. разбор сл. подч.предложения. | Написать небольшое сочинение-рассуждение о родном крае с использованием сл.подч.предлож. разных видов. Синтаксич. и пунктуац. разбор сл. подч.предложения .Составить кластер | ||||||||||||||||||
38 | Контрольная работа | Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в сл. подч. предлож. | Диктант с грамматич заданием | |||||||||||||||||||
39-40 | РР. Сочинение –рассуждение о природе родного края, о родине | Сочинение –рассуждение о природе родного края, о родине | Уметь создавать текст –рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый материал, свободно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста | сочинение | Подготовка к ГИА У.166 | |||||||||||||||||
41-42 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными | Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и параллельное подчинение. | Уметь производить структурно-семантический анализ сл.подч.предлож.с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием СП с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов | Графический диктант. Конструирование предложений по схемам. Составить кластер | ||||||||||||||||||
43 | Знаки препинания в предложениях с несколькими придаточными | Знаки препинания в предложениях с несколькими придаточными | Уметь производить структурно-семантический анализ сл.подч.предлож.с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием СП с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов | Объяснительный диктант | ||||||||||||||||||
44 | РР. Сжатое изложение ( у. 177) | Тема текста, основная мысль текста, микротема, Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций | Уметь воспринимать текст, производить композиц.-содержательный анализ текста, определять выразит. Средства для передачи темы, основной мысли текста, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать осн. мысль исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ним, приводить свои аргументы и примеры | Сжатое изложение | Подготовка к ГИА | |||||||||||||||||
45 | Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного ложного предложения. | Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного ложного предложения. | Знать определение, находить в тексте БСП, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП ,конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять | Составить таблицу с примерами из романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | ||||||||||||||||||
46 | РР. Сочинение (у. 184) | |||||||||||||||||||||
47 | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП | Знать условия постановки запятой и точки с запятой между частями в БСП, конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать | Тезисный план параграфа, проиллюстрировать своими примерами | ||||||||||||||||||
48 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП | Знать условия постановки двоеточия между частями БСП, выявлять смысловые отношения (причины, пояснения, дополнения), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать | Тезисный план параграфа, проиллюстрировать своими примерами | ||||||||||||||||||
49 | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. | Знать условия постановки тире между частями БСП, выявлять смысловые отношения (противопоставления, времени, условия и следствия.), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать | Тезисный план параграфа, проиллюстрировать своими примерам | ||||||||||||||||||
50-51 | РР. Сочинение-рассуждение( у.202) | Сочинение-рассуждение | Подготовка к ГИА | |||||||||||||||||||
52 | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП Систематизация и обобщение изученного по теме | БСП. Знаки препинания в нём.План устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора БСП | Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, конструировать, составлять схемы, выразительно читать, употреблять в собственной речи, производить синонимичную замену СП с союзной и бессоюзной связью | Диктант «Проверяю себя» | ||||||||||||||||||
53 | Контрольная работа | БСП. Знаки препинания в нём.План устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора | Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, конструировать, составлять схемы, выразительно читать, употреблять в собственной речи, производить синонимичную замену СП с союзной и бессоюзной связью | тест | Подготовка к ГИА | |||||||||||||||||
54 | Сложные предложения с разными видами связи | Структурные особенности СП с разными видами связи. Употребление союзной(сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП | знать Структурные особенности СП с разными видами связи, основные разновидности предложений зависимости от сочетания связи: сочинит. и подчинит.;сочинит. и бессоюзной; подчинит. и бессоюзной; соч., подч. и бессоюзной; интонационные и пунктуационные особенности СП с разными видами связи | Составление предложений по схемам. Составление схем. | ||||||||||||||||||
55 | Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи | Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи .Сочетание знаков препинания. Сочинительные и подчинительные союзы | Уметь производить синтаксический разбор и конструировать СП с разными видами связи, ставить знаки препинания, выразительно читать, находить синтаксические конструкции в художественных текстах | Творческий диктант | ||||||||||||||||||
56 | Синтаксический и пунктуационный разбор СП с разными видами связи | Структурные особенности СП с разными видами связи. Употребление союзной(сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП | Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию | Предупредительный диктант | ||||||||||||||||||
57 | РР. Изложение | Тема текста, основная мысль текста, микротема, Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций | Уметь воспринимать текст, производить композиц.-содержательный анализ текста, определять выразит. Средства для передачи темы, основной мысли текста, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать осн. мысль исходного текста, выражать отношение к затронутой проблеме, разделяя позицию автора или не соглашаясь с ним, приводить свои аргументы и примеры | изложение | У.219 Подготовка к ГИА | |||||||||||||||||
58 | РР .Публичная речь | Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания | Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения ,читать тексты разных стилей и жанров, извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; словами и словосочетаниями, указывающими на логическую связь частей текста, языковыми средствами при пересказе научного, публицистического текстов с опорой на план, уметь использовать цитаты как средство передачи чужой речи | Составление плана, отбор материала к сообщению «Русский лингвист..»; «Толковый словарь-картина мира» и т.п. | ||||||||||||||||||
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи | ||||||||||||||||||||||
59 | Фонетика и графика. Орфоэпия | Звуки русского языка. их КЛФ. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы | Уметь делать по плану сообщение о звуках речи, об особенностях произношения гласных и согласных звуков; из вариантов ударения выбрать правильный, соотносить звук и букву на письме. выразительно читать тексты, оценивать свою и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм, производить элементарный звуковой анализ текста, использовать алфавит в практической деятельности, уметь опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий | зачёт | ||||||||||||||||||
60 | Лексикология и фразеология. | Морфемы, передающие информацию о слове. Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Основные способы объяснения ЛЗ. Определение основных способов словообразования. Правописание морфем с опорой на морфемно -словообразовательный анализ | Уметь толковать ЛЗ слов известным способами , использовать морфемный и словообразовательный анализ слов для правильного правописания, производить синонимическую замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы , фразеологизмы | Комплексный анализ текста | ||||||||||||||||||
61 | Морфемика. Словообразование | Морфемы, передающие информацию о слове. Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Основные способы объяснения ЛЗ. Определение основных способов словообразования. Правописание морфем с опорой на морфемно -словообразовательный анализ | Уметь толковать ЛЗ слов известным способами , использовать морфемный и словообразовательный анализ слов для правильного правописания, производить синонимическую замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы , фразеологизмы | Комплексный анализ текста | ||||||||||||||||||
62 | Морфология и орфография | Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий | Уметь распознавать изученные части речи на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли; использовать в речи. Соблюдая нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий | Объяснительный диктант | ||||||||||||||||||
63 | Орфография и пунктуация | Возможности орфографии в точной передаче смысла речи. Виды связи слов в предложении. Функции знаков препинания | Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание в виде рассуждения(устно), письменно объяснять с помощью графических символов; правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функцию знаков препинания в предложении | Комплексный анализ текста | ||||||||||||||||||
64-66 | Административная контрольная работа ( Пробный экзамен по новой форме) | Подготовка к ГИА | ||||||||||||||||||||
67 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками | |||||||||||||||||||||
-68 | Резервный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....