Урок "Ты и твое имя"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Шишкина Алена Викторовна

Учащиеся представляют результаты исследовательской работы , в ходе которой узнают много интересного об истории своего имени, его происхождении, придумывают эмблему, расшифровывают его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_imya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Я и моё имя (урок-презентация)

                Цели:

  1. В ходе самостоятельной исследовательской работы познакомиться с происхождением своего имени, выяснить его значение;
  2. Учиться находить и отбирать необходимую информацию, используя различные источники;
  3. Развивать творческие способности обучающихся, их ассоциативное, образное мышление;
  4. Познакомиться с семейными, историческими, культурными традициями, связанными с личными именами;
  5. Совершенствовать умения создавать собственный текст на определенную тему, учитывая цель, адресат, особенности жанра;
  6. Развивать навыки публичного выступления.

1.Слово учителя:

                                                  Что в имени тебе моем?

                                                  Оно умрет, как шум печальный

                                                  Волны, плеснувшей в берег дальный,

                                                  Как звук ночной в лесу глухом.

                                                  Оно на памятном листке

                                                  Оставит мертвый след, подобный

                                                  Узору надписи надгробной

                                                  На непонятном языке.

                                                  Что в нем? Забытое давно

                                                  В волненьях новых и мятежных,

                                                  Твоей душе не даст оно

                                                  Воспоминаний чистых, нежных.

                                                  Но в день печали, в тишине,

                                                  Произнеси его, тоскуя;

                                                  Скажи: есть память обо мне,

                                                  Есть в мире сердце, где живу я.

                                               

                                                                                                     А.С.Пушкин

       «Что в имени тебе моем?»- грустит поэт. Вроде бы, действительно, ничего особенного оно не значит и быстро забудется. Но … лишь благодаря ИМЕНИ человека память о нем живет в сердцах людей – его современников и потомков…Об интересном, увлекательном, а порой загадочном, таинственном мире имен пойдет речь на сегодняшнем уроке. (Запись темы урока)

        Мы выясним, что же такое «имя», как появились личные имена, что означает имя каждого из вас, познакомимся с их историей. Готовясь к уроку, вы провели небольшое исследование и подготовили презентацию своего имени.Выясняем  лексическое значение слова «презентация» - заимствованное из французского языка-«представление».

     2. Что же такое-«имя»? (Слушаем ответы детей). Обратимся к толковому словарю и выясним значение слова.

       ИМЯ- 1.Личное название человека, даваемое ему при рождении. 2.Фамилия, семейное название. 3.Личная известность, репутация.     4.Известный, знаменитый человек.

        Какое значение слова нас интересует? (Первое значение многозначного слова).

        Как появились личные имена людей? Что они обозначают? Ответить на эти и другие вопросы помогает ОНОМАСТИКА (читаем на доске: греч. onomastikos - относящийся к имени) – наука о собственных именах – и специальный раздел ономастики АНТРОПОНИМИКА (греч.antropos- человек, onima- имя) – изучает собственные имена людей.

         Личные имена имели все люди во все времена во всех цивилизациях. Любое слово, которым называли(именовали) человека, окружающие начинали  воспринимать как его личное имя.     По -древнерусски  рекло, назвище, прозвище, название, прозвание (слова-синонимы на доске записываем в тетради). Значит, личное имя – это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему индивидуально, чтобы к нему обращаться или говорить о нем с другими. Роль личного имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени,  поэтому все  его хорошие и плохие поступки становятся известными благодаря имени. Отсюда устойчивые выражения – фразеологизмы: У него (неё )доброе имя;  не позорь моего имени;  во имя Родины; именем героя; громкое имя; сделать себе имя и т.д.(Записываем на доске словосочетания и объясняем их смысл).

       В настоящее время большинство русских людей носят старые традиционные календарные русские имена. Среди них есть широко известные, а есть и редкие, малознакомые. Календарными они называются потому, что в прошлом их включали в календари: церковные (святцы, месяцесловы, минеи) и гражданские. Личные имена в церковных календарях были собраны христианской церковью еще в начале нашей эры. Это имена людей различных древних народов, погибших мученической смертью за христианскую веру и причисленных церковью к лику святых. Ребенка крестили и нарекали одним из таких имен в соответствии с календарем (считалось, что так устанавливалась его духовная связь с его небесным заступником, имя которого он получает, а образ жизни, характер, поведение в трудных обстоятельствах в дальнейшем берет за образец).

        Празднуя день своего имени (именины, день ангела), человек отмечает день памяти своего святого, образ которого как бы сопутствует ему. Кто были эти святые, где и когда они жили, откуда произошли их имена, что они обозначают, что узнали вы о своих именах и о себе самих? Давайте познакомимся! Представьте, пожалуйста, результаты своих исследований.

       3. Презентация результатов исследовательских работ учащихся. Оценки.

       4. Рефлексия (учащиеся устно отвечают на вопросы, предложенные на этом этапе урока):

  1. Интересно ли вам было работать над проектом?
  2. С какими трудностями вы столкнулись? Какой этап работы показался вам самым трудным?
  3. К кому вы обращались за помощью?
  4. Как вы считаете, чему вы научились, выполняя эту работу?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематикон пълан 10 къласы ирон æвзаджы уроктæм.

Тематикон пълан 10 къласы ирон æвзаджыуроктæм.Ныхасы культурæ æмæ коммуникативон этикæ....

Бафæрсты хуызтæ ирон æвзаг æмæ литерæтурæйы урокты.

Мæ куыстыты темæ у « Бафарсты хуызтæ ирон æвзаг æмæ литературæйы урокты»...

Урокт на тему "Инфраструктурный комплекс"

Познакомить учащихся с одним из межотраслевых комплексов...

Макуловонь Л.Ф. творчествац урокти презентация

1.Л.Ф. Макуловонь идькс пингоц2. Сай пингонь писательть тонафнемац3.Творческяй киц...

Хæслæвæрдтæ ирон æвзаджы уроктæм.

Бакæс æмдзæвгæйæ скъуыддзаг. Базон авторы? Бахахх кæн æмхъæлæсонтæ æзылангон цы дзырдты сты, уыдон.Дæумæ дзурын мæ бæлас,Мæ цард æмæ мæ дарæг.Фехъус, мæ хур, мæ ныхас.Радзурон дын мæ зарæг....