Эти многоликие слова
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Тема:«Эти многоликие слова»
Тип учебного занятия:урок закрепления знаний по теме: «Лексика»
Вид учебного занятия:собеседование, практикум
Методы и приемы:
- объяснительно-иллюстративные методы (работа с тестом, рассказ, беседа, кроссворд);
- методы стимулирования познавательного интереса (занимательное содержание, познавательно-развивающие вопросы);
- методы эмоционального стимулирования (похвала, доброжелательное выслушивание)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
migal_urok.doc | 80.5 КБ |
migalprezentaciya_microsoft_powerpoint.ppt | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 | Тема урока | Эти многоликие слова |
2 | Тип урока | Урок закрепления знаний |
3 | Вид учебного занятия | Собеседование, практикум |
4 | Цели |
|
5 | Логика учебного занятия |
|
6 | Оборудование | Раздаточный материал (тест, кроссворд, карточки – задания), слайдовая презентация |
Этапы урока
- Организационный этап. Создание эмоционального настроя уч-ся на восприятие материала.
- Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению нового материала
ТЕСТ
Задание: выделите правильный ответ.
A. Что такое лексика?
- Лексика - это наука о языке.
- Лексика - это наука о слове.
- Лексика - это совокупность всех слов языка.
Б. Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»?
- Предложение.
- Звук.
- Слово.
B. Чем отличается слово от других единиц языка?
- Оно служит наименованием действий.
- Оно служит наименованием предметов, признаков и дей ствий.
- Оно служит наименованием предметов.
Г. Дайте определение омонимам.
- Омонимы - это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию.
- Омонимы - это слова одной и той же части речи, одинако вые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лекси ческому значению.
- Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию и написа нию, но разные по лексическому значению.
Д. Дайте определение синонимам.
- Синонимы - это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения.
- Синонимы - это слова, противоположные по значению.
- Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга от тенками лексического значения и употреблением в речи.
Ж. Что такое антонимы?
- Антонимы - это слова одной и той же части речи с проти воположным лексическим значением.
- Антонимы - это слова одной и той же части речи, одина ковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лек сическому значению.
- Антонимы - это слова, имеющие одно лексическое значе ние.
Ответ должен быть записан на доске в следующем виде: А-3;Б-3;В-2;Г-2;Д-3;Ж-1.
- Этап применения знаний и способов действий
1)Беседа. Работа с текстом.
Учитель. А что такое язык?
Сообщение ученика: Язык - это когда один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже пони маете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это про исходит благодаря языку.
Лев Успенский в своей замечательной книге «Слово о сло вах» пишет: «Язык - удивительное орудие, посредством которо го люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мыс ли. Не случайно у многих народов два предмета, ничем не по хожих один на другой, - мясистый подвижный орган вкуса, по мещающийся во рту, и человеческая способность говорить и по нимать собеседника - издавна именуются одним и тем же сло вом
Учитель. По поводу языка высказывались многие ученые, писатели. Вот слова некоторых из них. Вы можете записать в тетради те, которые вам понятны.
1. Язык - инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо
им владеть. (М. Горький.)
2. ... русский язык - один из богатейших языков в мире, в
этом нет никакого сомнения. (В. Г. Белинский.)
3. Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь
распускающийся цвет всей его духовной жизни... (К.Д.Ушин-
ский.)
Затем учитель предлагает послушать текст «Язык» и отве тить на вопросы:
- Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего пет на свете, а в другом утверждает, что язык - это самое худшее, что есть на свете?
Как понять это противоречие?
Учитель. Вот что говорил по этому поводу великий Л. Н. Толстой: «Слово - дело великое. Великое потому, что сло вом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить враж де и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет лю дей».
Учитель. А сколько слов в русском языке?
Учитель. Обратите внимание, ребята! Интересные числа!
В 17 томном словаре современного русского литературного языка дается 120480 слов.
Словарь произведений А. С. Пушкина состоит из 21 тысячи слов.
Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование, -из 12 тысяч слов.
А словарь младшего школьника 10-12 лет - 3600 слов!
Учитель. Обратите внимание, ребята, на высказывание П. В. Гоголя: «Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмери мость его и изловить чудные законы его...»
2)Работа в группах.
На доске - критерии оценки:
«5» баллов - ответ грамотный;
«4» балла - есть одна неточность;
«3» балла - 2 неточности;
и «0» баллов - 3 и более неточности или группа вообще от казывается от защиты ответа.
1-я группа.
Задание1: Раскрыть значение слова дом - в отрывке. Как называются такие слова?
Тот дом без крыши, без угла,
Согретый по-жилому,
Твоя хозяйка сберегла
За тыщу верст от дома.
А. Т. Твардовский
Задание 2:Указать в каждой паре предложений слова, одинаково зву чащие, но с разными значениями. Как называются такие слова?
- Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. (А. С. Пушкин.) - Лекции - очень важный вид обучения.
- Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. (А. С. Пушкин.) - Отец усовершенст вовал коленчатый вал.
3. Тракторы перепахивали пар. - Пар выбивался из-под
крышки кастрюли.
2-я группа.
Задание1: Объяснить значение словосочетаний в контексте.
Сердечный человек - ... Глухой старик - ...
Сердечный прием - ... Глухой голос - ...
Сердечная мышца - ... Глухой переулок - ...
Задание2: В каждой паре пословиц указать синонимы. Какими частями речи они выражены?
1. Когда едешь в путь, осторожен будь. - Всякая дорога вдвоем веселей. 2. Я к нему оком, а он боком. - Свой глаз - алмаз. 3. Что испек, то и кушай. - Чем больше ешь, тем больше хочется.
3-я группа.
Задание1: Определить значение слова разбить в предло жениях.
1. Петя разбил себе нос. 2. Туристы разбили палатку. 3. Раз били врага наголову. 4. Лесоводы разбили участок.
Задание 2:
Отгадать загадки. Указать антонимы.
Я антоним к слову «лето», Я антоним к слову «смех»,
В шубу снежную одета, Не от радости утех -
Хоть люблю мороз сама, Я бываю поневоле
Потому что я ... (зима). От несчастья и от боли,
От обиды, неудач. Догадались? Это... (плач).
3)Решаем кроссворд.
Кроссворд по теме «Лексика»
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 |
Задание: Попробуйте заполнить горизонтальные строчки антонимами к указанным ниже словам, а в вертикальном столб це вы прочтёте общее название таких слов.
1. Горький. 2. Начинать. 3. Буря. 4. Рыхлый. 5 Трудолюби вый. 6. Короткий. 7. Свет.
IV.Этап подведения итогов
V. Этап информации о домашнем задании. Домашнее задание 3 ступеней: сложное, средней сложно сти, легкое.
Сложное задание.
1. Записать предложение, расставить знаки препинания. 2. Найти и выписать слово, употребленное в переносном значении - мета фору. 3. Подобрать к нему синонимы.
Речевая культура человека это зеркало его духовной куль туры писал В. А. Сухомлинский.
Задание средней сложности.
Записать слова, которые соответствуют следующим лекси ческим значениям:
- Договор между двумя или несколькими лицами.
- Точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.
3. Игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты,
нужно заполнить буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям
получились слова.
- Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.
- Группа специалистов, решающая вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках.
Несложные задания.
Подобрать синонимы, в которых вторые буквы уже простав лены:
Главный - ..с
Мощный - ..и
Иностранный -..н
Смышленый -..о
Занимательный - ..н
Грязный - ..и
Короткий - ..м
Скорый -..ы
VI. Этап рефлексии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. М.Горький Человеческое слово стрелы острее. (пословица)
ТЕСТ Задание: выделите правильный ответ. A . Что такое лексика? 1. Лексика - это наука о языке. 2. Лексика - это наука о слове. 3. Лексика - это совокупность всех слов языка. Б. Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»? 1. Предложение. 2. Звук (речи). 3. Слово. B. Чем отличается слово от других единиц языка? 1. Оно служит наименованием действий. 2. Оно служит наименованием предметов, признаков и действий. 3. Оно служит наименованием предметов.
Г . Дайте определение омонимам. 1.Омонимы - это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию. 2.Омонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. 3.Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. Д. Дайте определение синонимам . 1.Синонимы - это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения. 2. Синонимы - это слова, противоположные по значению. 3. Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Ж. Что такое антонимы? Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. 2. Антонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. 3.Антонимы - это слова, имеющие одно лексическое значение
Ключи к тесту А - 3; Б – 3; В – 2;Г – 2; Д – 3; Ж - 1
ПИСАТЕЛИ О ЯЗЫКЕ Язык – инструмент, необходимо хорошо Знать его, хорошо им владеть. М. Горький … русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. В.Г.Белинский
Критерии оценки «5» баллов - ответ грамотный «4» балла – есть одна неточность «3» балла – две неточности «0» баллов – три и более неточности или отказ группы от ответа
КРОССВОРД 1 2 3 4 5 6 7
КРОССВОРД 1 С Л А Д К И Й 2 К О Н Ч А Т Ь 3 З А Т И Ш Ь Е 4 П Л О Т Н Ы Й 5 Л Е Н И В Ы Й 6 Д Л И Н Н Ы Й 7 Т Е М Н О Т А
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Вопросы, рассмотренные на сегодняшнем занятии для меня … Самым интересным на занятии для меня было …. Самым неинтересным на занятии для меня было …. Я как практик хочу … Я научился …. Теперь бы я хотел еще узнать … Мне понравилось …. Мне не понравилось …. Я считаю полезным … Я был бы рад … Я хотел бы Вам сказать … Самым скучным на занятии было … Я все время злился, потому что … Я был бы рад, если бы … Я буду вспоминать о …
СПАСИБО ЗА УРОК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многоликий Грозный
Урок - проект для учащихся 10 класса. Рассматривается правление Ивана Грозного. Иван Грозный - как его характеризуют историки, что пишут о нем и о его правлении в литературе, как его изображаютв...
"Чума XXI века - Многоликий герпес"
Презентация по теме " Вирусы - герпес". Можно использовать не только как учебный материал, но и в качестве профилактики заболевания....
Внеклассное мероприятие по литературе Тема: «Виталий Борисович Бакалдин. Многоликость поэзии»
Внеклассное мероприятие по литературеТема: «Виталий Борисович Бакалдин. Многоликость поэзии»Цель: познакомить с творчеством кубанского поэта; воспитать у учащихся чувство патриотизма, любв...
ЭТИ МНОГОЛИКИЕ СЛОВА
Цели:- обобщить изучаемый материал по теме «Лексика»;- закрепить знания, умения, навыки по изучаемой теме;-создать на уроке ситуации, в которых учащиеся проявили бы себя как личность: могли бы осознан...
Урок русского языка по теме "Эти многоликие слова"
Самостоятельная работа...
Эти многоликие слова
Обобщающий урок в 6 классе по теме "Лексика и фразеология". Урок проводится в виде игры «Счастливый случай». Учащиеся распределяются на две команды. В каждой команде есть «глава семьи», т.е. консульта...
Эти многоликие слова
Открытый урок разработан для учащихся 8 класса. Он не привязан к определенной теме и может быть проведен в качестве урока развития речи в рамках раздела "Культура речи". Данная разработка со...