Внеклассное мероприятие по литературе Тема: «Виталий Борисович Бакалдин. Многоликость поэзии»
план-конспект урока литературы (11 класс) по теме

Внеклассное мероприятие  по литературе

Тема: «Виталий Борисович Бакалдин.  Многоликость поэзии»

Цель: познакомить с творчеством кубанского поэта; воспитать у учащихся чувство патриотизма, любви к родному краю, гордость за людей-тружеников, за тех, кто воевал за нашу страну во время Отечественной войны, пробудить интерес к изучению литературы о родном крае.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, ноутбук, сборники стихов поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v.b._bakaldin.vneklassnoe_meropriyatie.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

 Лях Наталья Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 59    

             

                      Внеклассное мероприятие  по литературе

Тема: «Виталий Борисович Бакалдин.  Многоликость поэзии»

Цель: познакомить с творчеством кубанского поэта; воспитать у учащихся чувство патриотизма, любви к родному краю, гордость за людей-тружеников, за тех, кто воевал за нашу страну во время Отечественной войны, пробудить интерес к изучению литературы о родном крае.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, ноутбук, сборники стихов поэта.

Ход мероприятия.

Эпиграф: «Какое я есть, рассудит время»

                                                                    В.Б. Бакалдин

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

В одном из толстых журналов в воспоминаниях Михаила Козакова упоминался художник Збарский, который решил уехать в Америку. «У меня есть квартира, машина, заказы, но это кино мне надоело. Хочу посмотреть другое кино».. .Вот так просто вместо слов о родине, о земле, взрастившей и воспитавшей. Надоело то или иное кино, и они уезжают. Словно воздушные шарики, отрываются от земли России. Одни из них благополучно цепляются за чужую землю, другие... А мы с вами? Сможем ли мы быть верными своей родине, если вдруг представится возможность «сменить кино»? Я знаю человека, который никогда не смог бы превратиться в «воздушный шарик». Я знаю об этом с большей долей уверенности, чем знаю о себе. Потому что прочла летопись его души, собранную за многие годы в две аккуратные книжечки «Избранное». Автор этих книг - Виталий Бакалдин. Поэт с большой буквы. (Слайд №1,2)

Бакалдин - человек удивительно яркой судьбы. И, наверное, не может быть иначе, коль отпустили ему небеса большой поэтический талант, трепетное сердце и глубокий аналитический ум.


2.Биограф (заранее подготовленный ученик)

В.Бакалдин родился 16 июня 1927 года в Краснодаре. Профессия отца, инженера-строителя, вынуждала семью часто менять места жительства. Еще мальчиком В.Бакалдин жил в Северной Осетии, на Черноморском побережье и Дальнем Востоке.

Война застала его в Краснодаре. Полгода оккупации немецко-фашистскими захватчиками города, бои за его освобождение оставили неизгладимый след в сердце пятнадцатилетнего подростка.

В конце 1943 года В.Бакалдин переезжает в г.Уссурийск Приморского края. Там в 1945 году заканчивает среднюю школу. И в конце того же года возвращается в Краснодар, поступает в пединститут, который заканчивает в 1949 году.

Его стихи появляются на страницах газет и журналов еще в студенческие годы, а в 1952 году выходит в свет поэтический сборник «Моим друзьям».

Долгие годы В.Бакалдин преподавал русский язык и литературу в краснодарской железнодорожной школе, был завучем, награжден значком «отличник народного просвещения». В это же время появляются новые книги его стихов. Читателям полюбилась его поэма «Царевна-недотрога», которую опубликовал журнал «Молодая гвардия».

На III Всесоюзном совещании молодых писателей в 1956 году В.Бакалдин был рекомендован и вскоре принят в члены Союза писателей СССР. В 1958 году его избирают ответственным секретарем Краснодарского отделения Союза писателей. Около

десяти лет он возглавлял писательскую организацию Кубани, более четырех лет был редактором альманаха «Кубань».

Ведет литературно-творческий конкурс «И мы сохраним тебя, русская речь...», заслуженный работник культуры РСФСР, Заслуженный учитель Кубани, лауреат нескольких литературных премий.

Наиболее известные сборники «Моим друзьям», «Трава мурава», «Утро раннее», «О сердцах», «Расстояния», «Верность», «Времена перемен». На его тексты писали музыку кубанские композиторы...

3. Литературный критик/1/ (заранее подготовленный ученик):

В пору ранней молодости преподавал он в школе. И не раз сомневался, правильно ли сделал, что ушел на литературную работу? Он первый привнес в высокую поэзию тему школы, потому что сам жил учениками, никогда не переставал думать о них. (Слайд №3)

Мне снятся уроки —

такая морока!

Наверно, я школу

оставил до срока.

Учитель - поэт Бакалдин снова говорит с учениками. Сколько мудрого, сердечного тепла, сколько истинной гражданственности, любви, верности идеалам в его строках! Стихотворение «Полевая сумка», в свое время сделавшее автора знаменитым, привлекло внимание самого Михаила


сделавшее автора знаменитым, привлекло внимание самого Михаила Шолохова, а с годами ничуть не потеряло доверительной искренности, так понятной читателю, от которой снова вздрагивает сердце.

Не сдержавшись,

Я шагнул к лентяю,

ростом чуть неравному со мной.

- Книги вон!

Я сумку отбираю.

ты не стоишь сумки фронтовой!

Не удивительно, что это стихотворение ребята инсценировали в школьных театральных кружках, читали наизусть, как и другие стихи Бакалдина. Эти строки будто пронизаны светом. Не сиянием фанфар и гимнов, от которых так быстро устает душа, а светом, созидающим, окрыляющим сердце. Поэзия дана нам свыше, чтобы стать частью, души. Если этого не происходит, значит можно говорить об ущербности, душевной скудности, об отмирании чувств. А вот душа поэта щедра безмерно. Именно поэтому, так свежо его поэтическое творчество.

4. Учитель:

(Слайд №2) Бакалдину не нужно соответствовать придуманной позе, чтобы сочинить, зарифмовать очередные строки, отдать долг высокому званию поэта. Гармония его стихов заключена в том, что источник вдохновения поэта - жизнь, люди, его окружающие, события каждого дня. Гармония его стихов, его мощного поэтического дыхания в силе личности. В цельности ее. Его поэтический двухтомник - летопись жизни народа, страны. Первое датировано мартом 1945 года. Что чувствовал, как переживал те великие дни совсем юный поэт? Бакалдин не привык лукавить. Это органически чуждо ему. Сборник стихотворений о войне открывают стихи «Вести с Родины», «Победный тост», в котором

Всей братской семьей,

Всем народом-героем

В честь Сталина

Грянем ура! (Слайд №4)

В наше время, следуя сложившимся стереотипам поведения, подобные стихотворения принято не включать в новые сборники, принято делать вид, будто и не было их вовсе. Пройдя лихие годины, Победа выжила. А вот генералиссимус исчез. Не было его на праздничных плакатах и транспарантах, украшавших главные площади городов и сел в 1960-й победный май. Но Виталий Борисович Бакалдин, как истинный поэт и, значит, пророк, активно против тех, кто в очередной раз рубит корни, питающие народную душу. Нельзя бездумно рвать даже маленький корешок, если от него росли здоровые побеги. В летописи судьбы и страны, написанной Бакалдиным, все добрые семена бережно сохранены.


5.Биограф:

Бакалдин пятнадцатилетним подростком пережил оккупацию Краснодара. Тема войны неразрывно связана с темой родного города. Поэта по праву называют певцом кубанской столицы. Друзья детства Женя Оленин и Шура, Вадим, Валек, не вернувшиеся с фронта, пионерский вожак Казаджиев и врачи, музыканты, поэты - герои стихов о Краснодаре, конкретные люди, перед которыми нельзя фальшивить. (Слайд №4)

6.        Учащийся читает стихотворение (отрывок) «На прибрежной рыжей
полосе...»

7.        Литературный критик 2:
(Слайд №4)

Но еще страшней

глазами

встретить мне прищур того,

кто давно уже не с нами

и не скажет ничего... - признается поэт. И, конечно, жизненно важно для поэта и человека Бакалдина быть честным перед самим собой. Вот почему не смог он уютно устроиться в новой жизни. Потрясением для меня стали стихи перестроечного времени. Когда страна была полна реформаторского энтузиазма и жажды новых счастливых перемен, Бакалдин писал:

Телезлатоуста речь пестрит затеями, а добра не густо, и беда с идеями.

Все в жизни и поэзии Бакалдина выстрадано и пережито. Он не сторонний наблюдатель, поэтому слова его наполнены болью:

Снова ломка дикая: слезы неимущих, царство бестолковости да у власть гребущих ожиренье совести.

III. 1. Учитель:

(Слайд №5)   И все же именно поэтическая солнечность В.Б.Бакалдина воспевающая Родину, солнечную Кубань, свой народ, возвращает снова и снова чувство веры в свои силы, помогает обрести нравственные опоры в жизни.


2. Литературный критик /3/: (Слайд №5)  Над Кубанью —реченькой сонно верба клонится,

А меня, подруженька, извела бессонница... Поют девчата, льется, как ручеек, мотив, берут за сердце слова, написанные Виталием Бакалдиным.

Как тонко он понимает чувство любви! Какие добрые и нежные слова находит для него!

Парень к сердцу осторожно

счастье хрупкое привлек.

Счастье с ясными глазами

полуденной синевы —

можно в них смотреть часами,

до круженья головы... То он подсмотрит рождение первого чувства, то, полный благодарности, споет гимн жене, ожидающей его вечерами...

Как глаза твои могут яснитъся,

озаряться,

во тьме сиять!

Как девчонка-девятиклассница

сразу может Царевной стать. И шепот на первом свидании, и робкий поцелуй, и первые слезы прощания... Да это - волшебник чувств! Лиризмом овеяна его любовь к отечеству, к родной земле.

3. Литературный критик /4/:

Кубань... Верховьев быстрина...

Приют лесного крова...

Эльбруса гордая страна

И памяти суровой.

Страна кочующих отар,

Плывущих в поднебесье.

Страна воркующих гитар,

Смешных туристских песен. (Слайд №6) Ни один поэт не спел так много песен о родном городе, как он.

Город мой, положи на плечи мне

ветки ласковые свои... Город родной, где каждая улица знакома, где все дышит любовью... Сколько связано с ним, дорогим сердцу Краснодаром!

Город веял теплом в ночи

и шептал мне в лицо:

«Молчи...

Не обидь ее.

Не спугни.

Я для вас

погасил огни...


Это - его счастье: жена и дети - родная семья. Приветлива Евгения Владимировна, та самая озорная девчонка, что села рядом с ним за один стол в институте, его Царевна - недотрога...

4.        Литературный критик /1/:

(Слайд №7,8)    Если определить самое главное, самое существенное в творчестве Виталия Борисовича, то это пафос любования природой края, ее людьми, пафос красоты всей Кубани. Поэтический дар Бакалдина словно ждал своего часа, своих «белеющих берез». В его ощущениях вечного мира природы причудливо переплетаются радость бытия и тоска, томление по неведомой красоте, истине, по добру, которого так мало на земле. Именно в прекрасном поэт видит залог обновления жизни и передает его всевозможными цветовыми гаммами. Каждый поэт имеет свою палитру.

5.        Литературный критик /2/:

Земля, столь почитаемая автором, освещена им необычными поэтическими средствами. В «Осенних страницах» видим и «просторное чистое поле», и «спокойствие равнины», и какое-то неуловимое понятие самого слова «земля».

И чувствуешь, что с самого рожденья Землей родной, как матерью, согрет... (Слайд №9)    «Осенние страницы» интересны по композиции: каждая из пяти частей имеет свой стержень, свою стилистику, свою окраску, свою рифмовку. Живая природа ощущается в поэзии Бакалдина:

По осени

казну свою на ветер

пускают захмелевшие вязы... Лирический мир поэта свидетельствует о русском таланте, самобытном и редком. Каждое из стихотворений автора - настоящее открытие:

Пора стихов, «очей очарованье»,

задумчивая русская краса,

ты сердцу вызываешь на свиданье

певцов твоих ушедших

голоса....

6.        Литературный критик /3/:

А какая радуга эпитетов подобрана В.Бакалдиным! Она точно рассыпалась по строчкам, создавая особый художественный мир: здесь и «светлой прозрачной печали пора», и «буйные кроны»...

Полюбился поэту эпитет «золотой»: «спокойна осень золотая», «рябина золотые склонила пряди», «лучей и дымки золотистый сплав», «дождь золотого листопада», «Зазолотился я», - отмечает Виталий Борисович. А что было бы без золота? А без золота мир потерял бы очарование. Особую роль играют световые и цветовые глаголы: «белеют-желтеют ромашки»,


«краснеют нарядные маки», «тускло серебрятся на рассвете». А как неповторимы метафоры у поэта!

7. Учитель дает задание учащимся: найти пример метафор, олицетворений в стихотворении «О деревьях», «Есть такие, что не рады..., «Давняя сказка». (На выполнение  задания отводится 10 минут.)

IV.        1.Учитель:

(Слайд №2) Виталий Борисович Бакалдин умеет слушать, проникновенно, убедительно и очень верно по сути ведет задушевный разговор с читателем. О сложнейших вещах мироздания, о бурлящем за окном XXI столетии, о судьбе России, о вольной Кубани, о любимом с детских довоенных лет и по сию пору Краснодаре...

И эта чисто русская манера - говорить прямо глаза в глаза, излучая свет и тепло, - вызывает всегда естественную, ответную откровенность. Его стойкий характер и интеллигентность, стержень истинного патриота переходят в его творческий стиль, в неповторимую бакалдинскую школу.

Бакалдин всегда был и остается яркой, незаурядной личностью. Истоки (да и основы) его несомненно большого таланта - в энциклопедической образованности и великолепной памяти, активной жизненной позиции, доброте человеческой, огромном самоотверженном трудолюбии и чрезвычайной ответственности за слово и взваленное на себя дело.

Не знаю участи другой

и просто

как служивый,

как рядовой

служу строкой —

пусть горькой,

да не лживой...

(Слайд №10)    Виталий Борисовичпрожил достойную жизнь. За плечами и дерзновенно-юношеское участие в Великой Отечественной, и благородная нива просвещения, и титанический творческий путь Поэта и Редактора. Бакалдин давно и заслуженно стоит в шеренге таких крупных корифеев слова - творцов земли Кубанской, как Аркадий Первенцев, Анатолий Знаменский, Виктор Гончаров, Юрий Кузнецов, Иван Варавва...

V.        Учащиеся (заранее подготовленные) читают наизусть стихи
В.Б. Бакалдина, написанные в 2006, 2007г. году:

«Уже давно судьбы моей кривая...» (10.12.2006 г.); «Я никогда друзьям не изменял» (13.12.2006 г.); «Мне в ногу с веком не попасть» (01.10.2006 г.); «Вступая в год свой юбилейный...» (13.01.2007 г.).


VI.        Подведение итога внеклассного мероприятия:

  1. ребята, что нового вы открыли для себя сегодня на уроке?
  2. какие стихотворения, из прозвучавших на уроке, понравились, о чем они вас заставили задуматься?

Литература

1. Стихи В. Б. Бакалдина

2. Интернет - источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Встреча с поэзией Владимира Высоцкого" Урок внеклассного чтения (10-11класс)

   Цели: познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностьюВладимира Высоцкого;      - развивать интерес к поэзии;      - ...

Внеклассное мероприятие по литературе в 8 классе "Поэзия моя, ты из окопа..."

Внеклассное мероприятие по литературе о поэзии времён Великой Отечественной войны....

Внеклассное мероприятие, конкурс чтецов "В мире немецкой поэзии"

Муниципальный конкурс чтецов проходил в 2011 году на базе Центра "РОСТ" с активным участием ГМО учителей немецкго и французского языков. В конкурсе приняли участие 11 детей из разных образовательных у...

Былинные мотивы в русской поэзии ( Николай Степанович Гумилев. Баллада « Змей». Дмитрий Борисович Кедрин. «Князь Василько Ростовский»).

  Многие поколения русских поэтов использовали былинные мотивы в своем творчестве. При этом авторы, безусловно, знали, что былина – фольклорный жанр, поэтому ни один из них не п...

Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Серебряный век русской поэзии" Литературное кафе

Использовала  в 10 классе с целью предварительного знакомства с поэзией Серебряного века...

Сценарий внеклассного мероприятия по английскому языку «Вечер английской поэзии»

Внеклассное  мероприятия  стихи английский фольклер  в переводе Маршака С.Я. ...

Внеклассное мероприятие по литературе "Серебряный век русской поэзии"

Конспект внеклассного мероприятия по литературе на тему "Серебряный век русской поэзии"....