Диктанты 6 класс Вспомогательное отделение
материал по русскому языку (6 класс) по теме

Диктанты для вспомогательного отделения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Звуки и буквы. Окончания имён существительных. Восклицательное предложение.

Защитники зелёного друга.

        Утром по тропинке школьники входят в берёзовую рощу. Лучи ласкового солнца бегут по зелени. На мохнатом листочке сверкает роса. В роще стоит тишина. Группа мальчиков остановилась около старого дерева и качнула ветки. Посыпались майские жуки. Ребята собрали их в ведро. Днём жука не поймаешь. Он быстро перелетает от ветки к ветке. Утром от холода жук цепенеет. Майские жуки обгрызают листья. Защитите зелёного друга от вредителей.

(74 слова)

Грамматическое задание

Вариант I

  1. Выделить приставку в слове перелетает.
  2. Разобрать по членам предложение: Утром по тропинке школьники входят в берёзовую рощу.

Вариант II

  1. Выделить приставку в слове обгрызают.
  2. Разобрать по членам предложение: Лучи ласкового солнца весело бегут по зелени.

Части слова. Безударные гласные. Окончания имён прилагательных. Предлоги.

Рассвет в лесу.

        Кончилась летняя тёплая ночь. Лёгкий туман стоит над лесом. Утренняя роса покрыла листву на деревьях. Проснулись певчие птицы. Звонко закуковала кукушка. Вот взошло тёплое летнее солнце. Оно обсушило росу. Радостно запели птицы. Усталый заяц вернулся с ночной охоты. Много врагов у зайчишки. Гналась за зайцем хитрая лисица. Его пугал страшный филин и ловила разбойница-рысь. От всех врагов убежал маленький зайчик.

(По И. Соколову Микитову)

(61 слово)

Грамматическое задание

Вариант I

  1. Выполнить звукобуквенный анализ слова солнце.
  2. Объяснить написание окончаний прилагательных в предложении: Кончилась летняя тёплая ночь.

Вариант II

  1. Выполнить звукобуквенный анализ слова радостно.
  2. Объяснить написание окончаний прилагательных в предложении: Вот взошло тёплое летнее солнце.

Падежные окончания имён существительных. Безударные гласные. Звонкие и глухие согласные. Приставки, предлоги. Однородные члены предложения.

Козлёнок Мишка.

        Однажды я заметил в густой траве маленького пятнистого козлёнка. Козлёнок крепко спал. Я взял его на руки и принёс домой. Первые дни он питался только молоком. Потом я решил подарить его на станцию юннатов. Козлёнка назвали Мишкой. Днём Мишка гулял в саду и щипал свежую зелёную траву. Скоро он ел хлеб и морковь. Исчезли белые пятна на спине. Козлёнок уже знал свою кличку и бежал на зов.

(По М. Бекчентаеву)

(66 слов)

Грамматическое задание

Вариант I

  1. Объяснить написание согласной на конце слова морковь.
  2. Разобрать по членам предложение: Днём Мишка гулял в саду и щипал свежую траву.

Вариант II

  1. Объяснить написание согласной на конце слова зов.
  2. Разобрать по членам предложение: Козлёнок уже знал свою кличку и бежал на зов.

Окончания имён существительных. Безударные гласные. Правописание согласных. Жи, ши. Собственные имена существительные. Однородные члены предложения.

Озеро.

        В тайге раскинулось озеро Таглей. Горы цепью протянулись вдоль его живописных берегов. Подует с востока ветер – и на зеркальной глади озера появляются волны. Густые туманы закрывают горизонт. С криком уносятся стаи гусей и уток. В такую погоду рыбаки спешат к берегу. На южных склонах видны цветистые ковры брусники. Мрачные, тёмные леса растут на северных склонах долины Таглея. По берегу тянутся заросли кустарников малины, смородины. Почва покрыта мягкой подушкой мха.

(69 слов)

Грамматическое задание

Вариант I

  1. Найти и выписать слова с непроверяемыми гласными в корне в предложении: Подует с востока ветер – и на зеркальной глади озера появляются волны.
  2. Разобрать как часть речи слово кустарников.

Вариант II

  1. Найти и выписать слова с непроверяемыми гласными в корне в предложении: По берегу тянутся заросли кустарников малины, смородины.
  2. Разобрать как часть речи слово подушкой.

Окончания имён существительных. Безударные гласные. Звонкие и глухие согласные. Буква «мягкий знак». Ча-ща. Приставки и предлоги. Однородные члены предложения.

Природа зимой.

        Не страшна белке холодная зима. Осенью переменила она рыженькое пальто на шубку. Наготовила запасов на зиму. Летом она начала сушить грибы. Поднимет гриб и воткнёт его на сучья ели. А когда поспели орехи и жёлуди, натаскала их в дупло. Потом начала утеплять свой домик. Вон свесились с сухой ветки белые клочья мочала. Она устраивает из него мягкую перинку. Зимой белка свернётся там клубочком и хвостом прикроется, как одеялом.

(68 слов)

Грамматическое задание

Вариант I

  1. Объяснить написание буквы «мягкий знак» в слове сучья.
  2. Обозначить предлог и союз в предложении: Поднимет гриб и воткнёт его на сучья ели.

Вариант II

  1. Объяснить написание буквы «мягкий знак» в слове клочья.
  2. Обозначить предлог и союз в предложении: А когда поспели орехи и жёлуди, натаскала их в дупло.

Окончания имён существительных. Безударные гласные. Правописание согласных. Приставки и предлоги. Однородные члены предложения.

Белка.

        Отец работал лесником. Однажды он нашёл в лесу раненую белочку. Дома белочку держали в клетке и поили молоком. Потом выпустили из клетки, и Миша стал давать ей кедровые орехи. Но белочка и сама скоро научилась лущить орехи и сосновые шишки. Захватит шишку резцами и прыгнет в укромный уголок. Там она держит шишку в передних лапах, обгрызёт зелёные чешуйки и выталкивает семена. А орех расколет резцами и жуёт мягкий плод зубами.

(70 слов)

Грамматическое задание

Вариант I

  1. Разобрать по составу слово раненую.
  2. Разобрать как часть речи слово (в) клетке.

Вариант II

  1. Разобрать по составу слово сосновые.
  2. Разобрать как часть речи слово (из) клетки.

Имя прилагательное. Безударные гласные. Правописание согласных. Буква «мягкий знак». Приставки и предлоги. Однородные члены предложения.

Лес.

        Трудно себе представить землю без деревьев. С детства мы любим осинки, которые трепещут на ветру, берёзовые рощи, сосновые боры. Когда будешь в лесу, посмотри внимательно на деревья. У всех деревьев разные листья, стволы, кора. Одни деревья растут на сухом песке, другие среди болот или по берегам рек и озёр. И все деревья красивы: и изогнутая берёза на болоте, и стройная сосна на песчаном косогоре, и плакучая ива на берегу пруда.

(70 слов)

Грамматическое задание

Вариант I

  1. Разобрать по составу слово берёзовые.
  2. Найти и подчеркнуть однородные члены в предложении: У всех деревьев разные листья, стволы, кора.

Вариант II

  1. Разобрать по составу слово сосновые.
  2. Найти и подчеркнуть однородные члены в предложении: И все деревья красивы: и изогнутая берёза на болоте, и стройная сосна на песчаном косогоре, и плакучая ива на берегу пруда.

Имена прилагательные мужского, женского, среднего рода. Безударные гласные. Правописание согласных. Буква «ь» и «ъ». Однородные члены предложения. Окончания имён существительных.

Весна.

        Весна долго не открывалась. Последние недели стояла ясная морозная погода. Днём на солнце таял снег. Вдруг потянуло тёплым ветром. Надвинулся густой серый туман. В тумане полились воды. Затрещали льдины. Двинулись мутные потоки. К вечеру туман ушёл. Небо прояснилось. Утром яркое солнце быстро съело тонкий лёд. Тёплый весенний воздух задрожал от испарений земли. Залились жаворонки над бархатом зеленей и жнивьём. Высоко пролетели с гоготаньем журавли и гуси. Пришла настоящая весна.

(По Л. Толстому)

(69 слов)

Грамматическое задание

Вариант I

  1. Выделить и объяснить написание окончаний слов ясная морозная (погода).
  2. Разобрать по членам предложение: Тёплый весенний воздух задрожал от испарений земли.

Вариант II

  1. Выделить и объяснить написание окончаний слов тёплый весенний (воздух).
  2. Разобрать по членам предложение: Высоко пролетели с гоготаньем журавли и гуси.

Окончания имён прилагательных. Безударные гласные. Правописание согласных. Буква «ь» на конце существительных. Приставки и предлоги. Однородные члены предложения. Окончания имён существительных. Восклицательное предложение.

Друзья леса.

        Круглый год ребята нашей школы охраняют лес. Перед новогодним праздником проводят дежурство на дороге. Сотню лесных красавиц они спасли от гибели. Весной оберегают русские берёзы от любителей берёзового сока. В лесу много посадок. Саженцы прижились, окрепли, подросли. Радостно смотреть на них, переходя от поляны к поляне. На скатерти белого снега следы птиц и зверей. Вот к норе подбежала мышь. Тишина в лесу. Красив наш лес. Береги его красоту!

(69 слов)

Грамматическое задание

Вариант I

  1. Выделить и объяснить написание окончания в слове (на) дороге.
  2. Найти и разобрать предложение с однородными членами.

Вариант II

  1. Выделить и объяснить написание окончания в слове (от) гибели.
  2. Найти и разобрать предложение с однородными членами.

Имена прилагательные единственного числа. Правописание гласных и согласных. Приставки и предлоги. Однородные члены предложения. Сложное предложение. Восклицательное предложение.

Прогулка.

        В стужу приятно вспомнить о лете. Особенно приятна мне одна прогулка. Утренняя роса ещё не покрывала траву,  и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Я вышел на поляну. Свежее дыхание ветерка ласкало мне лицо. Летнее солнце приветливо глядело из-за леса. Какая красота! Голубое, почти синее небо куполом опиралось на далёкий горизонт. Горячее солнце залило всю окрестность. Передо мной дальняя деревня, голубое озеро и плывущая лодка. В небе заливается весёлый жаворонок.

(69 слов)

Грамматическое задание

Вариант I

  1. Объяснить написание окончаний имён прилагательных в предложении: Голубое, почти синее небо куполом опиралось на далёкий горизонт.
  2. Выполнить синтаксический разбор предложения: Я вышел на поляну.

Вариант II

  1. Объяснить написание окончаний имён прилагательных в предложении: Передо мной дальняя дорога, голубое озеро и плывущая лодка.
  2. Выполнить синтаксический разбор предложения: В небе заливается весёлый жаворонок.

Однородные члены. Окончания имён существительных и имён прилагательных. Правописание гласных и согласных.

Паутина.

        Летом на лугу живут маленькие паучки. Паучки ловят комаров и мошек. Осенью они ищут себе тёплое и уютное место. В ясный осенний день при слабом ветерке они вылетают на поиски. Ветер подхватывает паутинки, и паучки летят по воздуху на конце паутинок. Ветер несёт их через ручейки, реки, леса. Паучкам захотелось отдохнуть. Каждый схватил лапками паутинки и связал узел. Паучок опускается. Здесь он ищет жильё на зиму.

(67 слов)

Грамматическое задание

Вариант I

  1. Выделить и объяснить написание окончаний имён прилагательных в предложении: Осенью они ищут себе тёплое и уютное место.
  2. Найти сложное предложение и подчеркнуть в нём главные члены.

Вариант II

  1. Выделить и объяснить написание окончаний имён прилагательных в предложении: В ясный осенний день при слабом ветерке они вылетают на поиски.
  2. Найти предложение с однородными членами и подчеркнуть их.

Окончания прилагательных. Однородные члены предложения. Сложные предложения. Вопросительное  предложение. Имена собственные. Правописание гласных и согласных.

Зимняя ночь.

        Студёная зимняя ночь. Яркие звёзды горят в ночном небе. Кругом глубокая тишь. Все спрятались от лютого мороза. А это что? Это протяжный вой голодного волка. Волки вышли на ночную добычу. В ближней деревне завыли собаки, зафыркали лошади.

        Лесной сторож Василий взял ружьё и вышел на крыльцо своей сторожки. Он направился к дальней ложбинке. Василий – смелый охотник. Много волков он убил за свою жизнь. Пушнину Василий сдавал в соседнем селе.

(70 слов)

Грамматическое задание

Вариант I

  1. Подчеркнуть имена прилагательные в 1-м абзаце.
  2. В сложном предложении подчеркнуть главные члены.

Вариант II

  1. Подчеркнуть имена прилагательные во 2-ом абзаце.
  2. Доказать, что предложение: В ближней деревне завыли собаки, зафыркали лошади. – сложное.

Окончания имён прилагательных. Однородные члены предложения. Сложное предложение. Вопросительное предложение. Правописание гласных и согласных. Приставки и предлоги.

Родник.

        Вася и Коля отправились побродить в окрестностях загородного лагеря. День был жаркий, ясный. На чистом небе сияло солнце. Над цветами порхали разноцветные бабочки, пролетали лёгкие стрекозы. Мальчики подошли к крутому обрыву. Это был большой овраг. По его далёкому дну протекал светлый ручей. Вася и Коля пошли по краю глубокого оврага и увидели родник. Они спустились к роднику, зачерпнули ладонями прозрачную воду и стали пить. Вода была чистая, вкусная и холодная.

(67 слов)

Грамматическое задание

Вариант I

  1. В предложении: Это был большой старый овраг. – найти имена прилагательные и объяснить написание их окончаний.
  2.  Найти и подчеркнуть однородные члены в предложении: Вася и Коля пошли по краю глубокого оврага и увидели родник.

Вариант II

  1. В предложении: Вода была чистая, вкусная и холодная. – найти имена прилагательные и объяснить написание их окончаний.
  2. Найти и подчеркнуть однородные члены предложения: Они спустились к роднику, зачерпнули ладонями прозрачную воду и стали пить.

Окончания имён прилагательных. Однородные члены предложения. Правописание гласных и согласных. Приставки и предлоги.

Лечебные воды.

        Мы в диком лесном ущелье. На пологом берегу бурного потока, несущего с ледников мутную воду, бьют из земли горячие ключи. В этой горячей воде можно сварить куриное яйцо. Эта вода имеет необыкновенную оздоровляющую силу. Даже здоровому человеку полезно принять умеренно горячую ванну. Купание в горячем источнике бодрит усталого путешественника. Из лечебной воды он выходит освежённым и успокоенным. Он даже без страха вспоминает утомительную и долгую дорогу.

(65 слов)

Грамматическое задание

Вариант I

  1. Объяснить написание окончания в слове (в) горячем (источнике).
  2. Обозначить части речи в предложении: Купание в горячем источнике бодрит усталого путешественника.

Вариант II

  1. Объяснить написание окончания в слове (из) лечебной (воды).
  2. Обозначить части речи в предложении: Человек без страха вспоминает утомительную и долгую дорогу.

Окончания имён прилагательных. Ча – ща. Однородные члены предложения. Правописание гласных и согласных. Приставки и предлоги.

Гадюка.

        С длинной удочкой в руках я пробирался к реке на рыбную ловлю. Дорога шла узкой тропинкой. С трудом раздвигал я густую траву. Она высокой стеной преграждала мне путь. Вдруг я увидел у самых ног змею. Она протянула свою голову к моим ногам и с шипением уползла в зелёную траву. Я вскрикнул, хотя гадюке не удалось прокусить кожу сапога. Этот случай напугал меня. Потом я долго ходил не короткой тропинкой, в длинною дорогой.

(По И. Шапошникову)

(72 слова)

Грамматическое задание

Вариант I

  1. Подобрать родственные слова к слову тропинка.
  2. В предложении: С длинной удочкой в руках я пробирался к реке на рыбную ловлю. – найти имена прилагательные и обозначить их окончания.

Вариант II

  1. Подобрать родственные слова к слову трава.
  2. В предложении: Потом я долго ходил не короткой тропинкой, а длинною дорогой. – найти имена прилагательные и обозначить их окончания.

Окончания имён прилагательных. Буква «ь». Правописание гласных и согласных. Приставки и предлоги. Сложное предложение.

Первый лёд.

        На маленьком озере всегда плавало  много ряски. Сейчас вода в озере была очень чёрная, прозрачная.

        У берегов наросла стеклянная полоска льда. Лёд был такой прозрачный, что даже вблизи его было трудно заметить. Я увидел в воде у берега стаю плотиц и бросил вниз маленький камень. Камень упал на лёд, лёд зазвенел. Плотицы метнулись в глубину, а на льду остался зернистый след от удара. Только по этому мы и догадались, что у берега уже есть тонкий след льда.

(По К. Паустовскому)

(71 слово)

Грамматическое задание

Вариант I

  1. Разобрать по составу слово стеклянная.
  2. Разобрать по членам предложение: На маленьком озере всегда плавала ряска.

Вариант II

  1. Разобрать по составу слово маленький.
  2. Разобрать по членам предложение: У берегов наросла стеклянная полоска льда.

Окончания имён прилагательных. Буква «ь». Правописание гласных и согласных. Приставки и предлоги. Сложное предложение.

Бег по кругу.

        Зима. Кругом на земле и на крышах домов лежит снег. Деревья в инее.

        Колхозный конях вывел верхового коня для бега по кругу. На конюхе была меховая шапка, тёплое пальто, а на ногах валенки.

        Конь был вороной масти. У него голова узкая, красивая, а на лбу белая звёздочка. Шея прямая, длинная, гибкая. Грудь у коня крутая, крепкая. Спина мускулистая. Ноги сильные и стройные. Конь бежит быстро и легко, хвост и грива развеваются на ветру.

        Этот вороной конь очень красив на белом снегу.

(81 слово)

Грамматическое задание

Вариант I

  1. Подобрать проверочное слово к согласной в корне слова снег.
  2. Найти и выписать 3 имени существительных, определить их род, число, склонение.

Вариант II

  1. Подобрать проверочное слово к согласной в корне слова грудь.
  2. Найти и выписать 3 имени существительных, определить их род, число, склонение.

Окончания имён существительных множественного числа. Безударные гласные. Звонкие и глухие согласные. Ча, ща, жи, ши. Приставки и предлоги. Разделительный мягкий знак. Однородные члены предложения.

Зима на севере.

        Ушла осень и захватила все листья с деревьев. Пасмурные дни октября ускорили листопад. Над тайгой закружились снежинки. Они таяли, как только касались земли. Тогда природа заморозила землю. Вечером начался снегопад. Утром люди увидели землю в белом наряде и обрадовались её красоте. На лесной полянке искрами засветились снежинки. Снег шапками лёг на пни и муравейники. Ожила сейчас тайга. По её просторам в избушках и палатках стали жить охотники.

(67 слов)

Грамматическое задание

Вариант I

  1. Выделить приставку в слове закружились.
  2. Разобрать предложение: Ушла осень и захватила все листья с деревьев.

Вариант II

  1. Выделить приставку в слове обрадовались.
  2. Разобрать предложение: По её просторам в избушках и палатках стали жить охотники.

Звуки и буквы. Безударные гласные. Звонкие и глухие согласные. Окончания имён существительных. Однородные члены предложения.

В гостях у бабушки.

        Мама привезла Митю к бабушке зимой. Поверх шубки и тёплой шапки Митя был закутан в тёплый платок. Митя пыхтел и таращил на бабушку чёрные глаза. Бабушке он очень понравился. Скоро он привык к бабушке. Она кормила его, гуляла, а вечерами рассказывала ему сказки. Один раз бабушка сварила Мите яичко и рассказала, как из яичка цыплёнок жёлтенький выходит. Постучит клювом, разобьёт скорлупку и выйдет на волю.

(По В. Осеевой)

(65 слов)

Грамматическое задание

Вариант I

  1. В тексте определить падежи слова Митя.
  2. Найти однородные члены в предложении: Митя пыхтел и таращил на бабушку чёрные глаза.

Вариант II

  1. В тексте определить падежи слова бабушка.
  2. Найти однородные члены в предложении: Постучит клювом, разобьёт скорлупку и выйдет на волю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по технологии (столярное дело) 9 класс вспомогательной коррекционной школы VIII вида «Фурнитура для навески, фиксации и запирания дверей».

Предлагаю вашему вниманию разработку урока (столярное дело)в 9 классе "Фурнитура для навески, фиксации и запирания дверей" во вспомогательной школе VIIIвида. Последовательное изложение материала дает ...

Тематическое планирование по русскому языку в 9 классе (вспомогательная школа)

Данное тематическое планирование составлено к учебнику Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. Русский язык. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида....

Тематическое планирование по русскому языку в 7 классе (Вспомогательное отделение)

Тематическое планирование к учебнику Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида....

Тематическое планирование по чтению в 9 классе (вспомогательная школа)

Тематическое планирование к учебнику по чтению для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида. Авторы-составители А. К. Аксёнова, М. И. Шишкова...

обобщающий урок на тему "Вода" 6 класс вспомогательной школы 8 вида

Обобщающий урок, в котором используется ИКТ....

Открытый урок по информатике и ИКТ в 9 классе "Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы"

Урок по информатике и ИКТ в 9 классе "Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы"...