обобщающий урок на тему "Вода" 6 класс вспомогательной школы 8 вида
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Цели: обобщить , систематизировать, проверить знания учащихся по разделу «Вода».
Оборудование: карта земного шара, компьютер, красные, желтые и зеленые кружки, стеклянная банка, фильтр бумажный, песок.
Ход урока.
- Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Сдача рапорта.
- Сообщение темы и цели урока.
На магнитофоне включена запись со звуком морского прибоя.
- Послушайте. Что вы слышите? (Звук дождя)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? (О воде)
- Верно. Сегодня мы повторим все, что узнали о воде.
- Обобщение изученного материала.
Что такое вода? Минерал не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.
Океаны и реки, озёра и вечные льдины,
Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –
Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
Это плазма Планеты, а может Галактики всей.
- Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек, - это вода. Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек как-нибудь обойдется без нефти, алмазов, изобретет новые двигатели, но без воды не сможет жить. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия. Большая часть поверхности Земли покрыта океанами, морями, реками, озерами. Вода входит в состав всех живых организмов. Потеря воды — это смерть. Потеряло растение половину своей воды — погибло, а животному того меньше надо потерять, чтобы погибнуть. А для многих живых организмов вода — дом родной. Они приспособились жить в воде и не могут жить вне ее.
- А теперь давайте прочтем пословицы, придуманные разными народами. Они жили далеко друг от друга, но все ценили воду.
(Слайд №1, дети читают по одной пословице)
- «Снега надует — хлеба прибудет, вода разольйтся — сена наберется» (русская пословица) (без воды ни хлеба, ни сена не будет)
- «Вода мать полей, а без матери не проживешь» (китайская пословица) (на полях ничего без воды не вырастет)
- «Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец» (английская пословица) (мы начинаем ценить воду только тогда, когда ее нет)
- «Капля за каплей — образуется озеро, а перестанет капать — образуется пустыня» (узбекская пословица). (без воды растения погибают, и образуется пустыня)
- А сейчас с вами вспомним свойства воды. Для этого проведем небольшую игру «Светофор». Я читаю вопросы и три ответа, если вы считаете, что правильный ответ первый, то поднимаете красный кружок, второй — желтый кружок, третий — зеленый кружок. Если же вы думаете, что правильный два ответа, то поднимаете два кружка соответственно порядку.
(Слайд №2, объяснять правила по этому слайду)
- 1. При нагревании вода: а) сжимается; б) расширяется; в) ничего не происходит. (ответ б — желтый кружок)
- 2. Если опустить предмет в воду: а) его не видно; б) он хорошо виден; в) еле заметен. (ответ б — желтый кружок)
- 3. Если пропустить мутную воду через фильтр: а) очищается; б) загрязняется; в) остается прежней. (ответ а — красный кружок)
- 4. Вода имеет: а) цвет; б) запах; в) ничего не имеет. (ответ в — зеленый кружок)
- 5. Если в воде размешать соль: а) раствориться; б) раствориться не до конца; в) с ней ничего не произойдет. (ответ а — красный кружок)
- 6. При охлаждении вода: а) сжимается; б) ничего не происходит; в) расширяется. (ответ а — красный кружок)
- 7. Если поставить на мороз бутылку с водой, плотно закрытую пробкой, то при замерзании воды бутылка: а) сузится; б) ничего не произойдет; в) разорвется на части. (ответ в — зеленый кружок)
- Молодцы, ребята. Вы все отлично знаете свойства воды. А теперь отгадайте загадки. Его полным-полно зимой.
Так скользко — не дойдешь домой.
На речках и прудах встает
Прозрачный, хрупкий, чистый... (Лед)
(Слайд №3, появляется картинка льда.)
- Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути. (Снег)
(Появляется картинка снега.)
- Змея разлеглась у меня на пути,
Ползет, а меня не пускает пройти,
Ползет, оставаясь на месте своем.
Ты знаешь, о чем говорю я? О чем? (Река)
(Появляется картинка реки.)
- Стуча от холода зубами
Мы рано вышли за грибами.
С утра так дышится легко,
Но мы попали в «молоко»,
А, может, двойника «кефира»,
И сразу стало как-то сыро.
Залез за ворот и в карман
Белесый, призрачный... (Туман)
(Появляется картинка тумана.)
- Что мы видим на картинках? (Лед, снег,реку и туман)
- Что общего между ними? (Это вода, только в разных состояниях)
- А какие состояния воды вы знаете? (Твердое, жидкое и газообразное)
- Назовите мне твердое состояние воды. (Лед)
- При какой температуре он тает? (При температуре выше 0)
- Во что превращается лед, когда тает? (В воду)
- Из какого состояния вода переходит в какое? (Из твердого состояния в жидкое)
- Что происходит с водой при нагревании? (Вода закипает)
- При какой температуре она закипает? (При температуре +100 и превращается в пар)
- Где мы можем это увидеть? (Когда кипит чайник)
- Из какого состояния в какое переходит вода? (Переходит из жидкого в газообразное)
- Что происходит с паром при охлаждении? (Он превращается в капельки воды)
- Где мы можем это увидеть? (Утром, когда появляется туман)
- А о том, что же такое туман, нам еще раз расскажет ученик. (Один ребенок подготавливает доклад о тумане)
Туман — это густой пар, водяные пары в низших слоях воздуха, над поверхностью земли. Днем над рекой или землей воздух нагрелся и в нем собралось много водяного пара. Вечером воздух остыл, стал холодным и водяной пар превратился в капельки воды, и над землей появился туман. Будто облако легло на землю. Туман может быть везде: и в городе, и в деревне. А пригреет солнышко, туман исчезнет: опять раствориться в воздухе.
- А сейчас мы посмотрим мультфильм. Смотрим его внимательно и пробуем ответить на вопрос: о каком явлении природы в нем рассказывается.
(Слайд №4. Дети смотрят мультфильм «Заяц Коська и родничок».)
- Так о каком же явлении природы в нем рассказывается? (О круговороте воды в природе)
- Верно, ребята. Вы правильно ответили. Вода с поверхности водоема или почвы испаряется и превращается в пар. Пар поднимается вверх. Высоко над землей всегда холодно, и водяной пар превращается в маленькие капельки. Из водяных капелек образуются тучи и облака. Облака легкие, белые, а тучи тяжелые и серые. Из тяжелых туч капли воды падают вниз в водоем и на почву в виде дождя. И снова вода с поверхности водоемов и почвы испаряется. Так и происходит круговорот воды в природе.
- А где же вы используете воду?
(Слайд №5, схема использования воды) - Вода используется в быту. Кто сможет пояснить эти слова? (Вода необходима человеку для питья, приготовления пищи. Мытья посуды, стирки белья, влажной уборки жилых помещений)
- Верно, молодец. А как используют воду в сельском хозяйстве? (Вода расходуется при уходе за домашними животными: на поение, приготовление корма, для мытья кормушек; вода также нужна для полива огорода и разведения удобрений)
- Как вы думаете, нужна вода в медицине? (Да. Различные водные растворы применяются в медицине. Водный раствор питьевой соды, например, используют при полоскании горла)
- Верно. И последний пункт нашей схемы — это водный транспорт. Кто сможет это мне пояснить? (По воде плавают корабли, пароходы, лодки)
- Молодцы. Вы все знаете об использовании воды. А знаете ли вы, как ее оберегать? (Да)
- Мы не ценим её, мы, как дети с игрушкой играем,
С этим главным сокровищем, таинством Жизни, водой,
Загрязняем её, отравляем её, убиваем…
Ну, а если когда-то игра обернётся бедой?
Очень хочется верить, что люди ещё повзрослеют,
Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,
И в бездонном пространстве планета Земля голубая
Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.
- В настоящее время проблема загрязнения водной среды является очень актуальной. Мы уже говорили, без воды человек не может прожить более трех суток, но, даже понимая всю важность роли воды в его жизни, он все равно продолжает наносить вред водным объектам. Как же человек загрязняет воду? (Сбрасывает отходы, нефть и нефтепродукты. Строят на берегах рек фабрики и заводы)
- Часто в жизни бывает так, что люди забывают о цене воды. Послушайте старинную легенду. В отвесной скале одной из гор человек просверлил отверстие, из которого текла тонкая струйка живительной влаги. На скале он высек слова о том, что эта скала священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И все же спустя века нашелся человек, который из-за сиюминутной выгоды расширил отверстие. Вода пошла сильнее, шумнее. Человека объявили героем. Но слава была его не долгой. Вскоре родник высох, а за ним «высохла» и деревня. Как вы понимаете слова «деревня высохла»? (так как в деревне воды больше не было, то все люди уехали из деревни, и ее больше не стало)
- Приподные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми. Каждую каплю воды нужно беречь. Вода — это наше природное богатство.
- «Вода — это жизнь», - гласит старая восточная мудрость. И об этом вы не должны забывать.
IV. Подведение итогов.
- Давайте подведем итоги. О чем мы сегодня говорили? (О воде)
- Какими свойствами обладает вода? (Без цвета, без запаха, без вкуса, не имеет форму, растворитель)
- Назовите три состояния воды. (твердое, жидкое, газообразное)
- Где используется вода? (В сельском хозяйстве, в быту, в транспорте, в медицине и т. д.)
- Как уберечь воду от загрязнения? (На фабриках и заводах ставить очистительные сооружения, не сбрасывать нефть и нефтепродукты в воду)
- Молодцы. Все сегодня отлично поработали. (Выставление отметок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку в 9 классе (вспомогательная школа)
Данное тематическое планирование составлено к учебнику Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. Русский язык. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида....
Тематическое планирование по чтению в 9 классе (вспомогательная школа)
Тематическое планирование к учебнику по чтению для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы-составители А. К. Аксёнова, М. И. Шишкова...
Календарно-тематическое планирование по с/х труду 9 класс вспомогательной школы 8 вида
календарно-тематическое планирование...
выпускной для 9 класса вспомогательной школы (для детей инвалидов )
Этот сценарий я составила для своей дочери в специализированную школу (для детей с нарушениями опорно-двигательгого опарата)...
Рабочая программа по предмету "Русский язык". 8 класс (вспомогательная школа)
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: в 2 сб. / под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, ...
Анкета по профориентации учеников 9 класса вспомогательной школы
Предлагаю Вашему вниманию анкету по профориентации учеников 9 класса коррекционной школы....
Методические разработки"Система изучения правил правописания в начальных классах вспомогательной школы"
Тема: «Система изучения правил правописания в начальных классах вспомогательной школы» Для изучения в младших классах вспомогательной школы вы¬делены расходящиеся с произношением написания, которые мо...