Урок русского языка в 5 классе. Лексика.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

ТЕМА:     Обобщение  знаний  по  разделу  «Лексика».

ЦЕЛЬ:      расширить  и   систематизировать  знания  учащихся.

 

ЗАДАЧИ:   расширить  знания  учащихся  в  области  лексикологии                           

                  (пополнение  словарного запаса);

                   развивать  память, логическое  и  образное  мышление  учащихся;

                  воспитывать  бережное  отношение  к  родному  языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksika._5_klass_otkr._urok.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКСИКА. 5 КЛАСС. Обобщение знаний.

1  вариант.

1.                                                                              Уста  и  губы  - суть  их  не  одна.

                                                                     И  очи – вовсе  не  гляделки!

                                                                 Одним  доступна  глубина,

                                                                      Другим…- глубокие  тарелки!

                 ( А.  Марков.)

2. Загадки-складки.

  1. Я  антоним  к  слову  зной,

Я  в  реке,  в  тени  густой

И  в  бутылке  лимонада,

А  зовут  меня - …  .

  1. Не  бываю  без  начала,

Близкий  родственник  причала,

Делу  всякому  венец,

Называюсь  я  … .

 

  1. Я  антоним  к  слову  лето,

В  шубу  снежную  одета,

Хоть  люблю  мороз  сама,

Потому  что  я …   .

  1. Я  антоним  шума, стука,

Без  меня  вам  ночью  мука,

Я  для  отдыха,  для  сна,

Да  и  в  школе  я  нужна,

Называюсь …  .

  1. Я  антоним  к  слову  смех.

                                                          Не  от  радости,  утех, -

                                                          Я  бываю  поневоле

                                                          От  несчастья  и  от  боли,

                                                          От  обиды,  неудач.

                                                           Догадались? Это … .

3. Спишите  тексты, объясняя  написание  сходных  по  звучанию  слов.

1. Вы,  щенки,  за  мной  ступайте!                  3. Если  мы  строгаем, кле…м –

   Будет  вам  (по)к…л…чу.                                       Пахнет день  столярным  кле…м.

   Да  смотрите  ж,  не  болтайте,                                                           (О. Бундур)

   А  не  то  (по)к…л…чу.

                           (Пушкин).

                                                         

 

2. Ясным  заревом  а(л, лл)ея,                              4. Подарил  щеночка  (П, п)оле

    Уводила  вдоль  пруда                                             В  день  рожденья  дядя  (К,к)о(л,лл)я.

    Эта  узкая  а(л,лл)ея                                              Но  щенок  породы  (К,к)о(л,лл)и

    В  сны  и  тени  навсегда.                                       Убежал  от  (П,п)ол(и,е)   в  (П,п)ол(и,е).

                          (Блок).                                                                                                     (Ю. Могутин).

4. Спишите, вставляя  пропущенные  буквы.

Алиминиевый  б…чок  -  лечь  на  б…чок;       прож…вать  пищу  -  прож…вать  в  городе;  

ледяной  к…ток  -  пушистый  к…ток;              ч…стота  ударов  пульса – ч…стота  рук;

пос…деть  с  годами – пос…деть  на  скамейке.  

5.Докажите, что  написано  не  6, а  по  крайней  мере  12  слов.

Лук,  наряд,  ключ,  тушить,  брак,  среда.

ЛЕКСИКА. 5 КЛАСС. Обобщение знаний.

2  вариант.

1.                                                                              Уста  и  губы  - суть  их  не  одна.

                                                                     И  очи – вовсе  не  гляделки!

                                                                 Одним  доступна  глубина,

                                                                      Другим…- глубокие  тарелки!

                 ( А.  Марков.)

2. Загадки-складки.

  1. Я  антоним  к  слову  зной,

Я  в  реке,  в  тени  густой

И  в  бутылке  лимонада,

А  зовут  меня - …  .

  1. Не  бываю  без  начала,

Близкий  родственник  причала,

Делу  всякому  венец,

Называюсь  я  … .

 

  1. Я  антоним  к  слову  лето,

В  шубу  снежную  одета,

Хоть  люблю  мороз  сама,

Потому  что  я …   .

  1. Я  антоним  шума, стука,

Без  меня  вам  ночью  мука,

Я  для  отдыха,  для  сна,

Да  и  в  школе  я  нужна,

Называюсь …  .

  1. Я  антоним  к  слову  смех.

                                                          Не  от  радости,  утех, -

                                                          Я  бываю  поневоле

                                                          От  несчастья  и  от  боли,

                                                          От  обиды,  неудач.

                                                           Догадались? Это … .

3. Спишите, объясняя  написание  сходных  по  звучанию  слов.

  1. Мне  избушку  отв…рите и  капусты  отв…рите.
  2. Грязной  тряпкой  окна  тру… - бесполезный  это  тру…  .
  3. В  сентябре  сажали  оз…мь, сорняки  бросали  оз…мь.
  4. Скоро  ль   встречу  я  в  л…су  настоящую  л…су?
  5. Пока  на  лавке  пос…дел,  я  от  снега  пос…дел.
  6. Никого  не   об…жал,  вокруг  дома  об…жал.
  7. На  уроке  не  сп…шите,  аккуратней  текст  сп…шите.

4. Спишите, вставляя  пропущенные  буквы.

Алиминиевый  б…чок  -  лечь  на  б…чок;       прож…вать  пищу  -  прож…вать  в  городе;  

ледяной  к…ток  -  пушистый  к…ток;              ч…стота  ударов  пульса – ч…стота  рук;

пос…деть  с  годами – пос…деть  на  скамейке.  

5.Составьте  словосочетания  с  омонимами:

 

 Орел – орел,   Соня –соня,   Вера – вера,

  Шарик – шарик,   Блок – блок.

ЛЕКСИКА. 5 КЛАСС. Обобщение знаний.

3  вариант.

1.                                                                              Уста  и  губы  - суть  их  не  одна.

                                                                     И  очи – вовсе  не  гляделки!

                                                                 Одним  доступна  глубина,

                                                                      Другим…- глубокие  тарелки!

                 ( А.  Марков.)

2. Загадки-складки.

  1. Я  антоним  к  слову  зной,

Я  в  реке,  в  тени  густой

И  в  бутылке  лимонада,

А  зовут  меня - …  .

  1. Не  бываю  без  начала,

Близкий  родственник  причала,

Делу  всякому  венец,

Называюсь  я  … .

 

  1. Я  антоним  к  слову  лето,

В  шубу  снежную  одета,

Хоть  люблю  мороз  сама,

Потому  что  я …   .

  1. Я  антоним  шума, стука,

Без  меня  вам  ночью  мука,

Я  для  отдыха,  для  сна,

Да  и  в  школе  я  нужна,

Называюсь …  .

  1. Я  антоним  к  слову  смех.

                                                          Не  от  радости,  утех, -

                                                          Я  бываю  поневоле

                                                          От  несчастья  и  от  боли,

                                                          От  обиды,  неудач.

                                                           Догадались? Это … .

3. Спишите, объясняя  написание  сходных  по  звучанию  слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроке русского языка. 5 класс. Лексика.

Это первая проектная работа по русскому языку в 5 классе.При её выполнении пятиклассники знакомятся с принципами и основными этапами проектной деятельности, которые сначала реализуются под руководство...

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

урок русского языка 5 класс "Лексика"

Конспект открытого  урока  по русскому языку в 5 классе на тему«Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика»». Цели и задачи урока.Образовательные: •...

Урок русского языка 5 класс "Лексика"

Технологическая карта урока русского языка   Тема урока: «Эти многоликие слова…»Обобщающий урок по теме: «Лексика» 5 классЦели урока.Создание условий для форми...

Презентация к уроку русского языка 5 класс "Лексика"

Обобщающий урок по теме: "Лексика"Интересные факты:Словарь произведений  А.С. Пушкина состоит из 21 тысячи слов.Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование,- из 12 тысячи сл...