Урок русского языка в 5 классе. Лексика.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
ТЕМА: Обобщение знаний по разделу «Лексика».
ЦЕЛЬ: расширить и систематизировать знания учащихся.
ЗАДАЧИ: расширить знания учащихся в области лексикологии
(пополнение словарного запаса);
развивать память, логическое и образное мышление учащихся;
воспитывать бережное отношение к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksika._5_klass_otkr._urok.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕКСИКА. 5 КЛАСС. Обобщение знаний.
1 вариант.
1. Уста и губы - суть их не одна.
И очи – вовсе не гляделки!
Одним доступна глубина,
Другим…- глубокие тарелки!
( А. Марков.)
2. Загадки-складки.
Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, А зовут меня - … . |
Близкий родственник причала, Делу всякому венец, Называюсь я … .
|
В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я … . |
Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Да и в школе я нужна, Называюсь … . |
Не от радости, утех, - Я бываю поневоле От несчастья и от боли, От обиды, неудач. Догадались? Это … . |
3. Спишите тексты, объясняя написание сходных по звучанию слов.
1. Вы, щенки, за мной ступайте! 3. Если мы строгаем, кле…м –
Будет вам (по)к…л…чу. Пахнет день столярным кле…м.
Да смотрите ж, не болтайте, (О. Бундур)
А не то (по)к…л…чу.
(Пушкин).
2. Ясным заревом а(л, лл)ея, 4. Подарил щеночка (П, п)оле
Уводила вдоль пруда В день рожденья дядя (К,к)о(л,лл)я.
Эта узкая а(л,лл)ея Но щенок породы (К,к)о(л,лл)и
В сны и тени навсегда. Убежал от (П,п)ол(и,е) в (П,п)ол(и,е).
(Блок). (Ю. Могутин).
4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Алиминиевый б…чок - лечь на б…чок; прож…вать пищу - прож…вать в городе;
ледяной к…ток - пушистый к…ток; ч…стота ударов пульса – ч…стота рук;
пос…деть с годами – пос…деть на скамейке.
5.Докажите, что написано не 6, а по крайней мере 12 слов.
Лук, наряд, ключ, тушить, брак, среда.
ЛЕКСИКА. 5 КЛАСС. Обобщение знаний.
2 вариант.
1. Уста и губы - суть их не одна.
И очи – вовсе не гляделки!
Одним доступна глубина,
Другим…- глубокие тарелки!
( А. Марков.)
2. Загадки-складки.
Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, А зовут меня - … . |
Близкий родственник причала, Делу всякому венец, Называюсь я … .
|
В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я … . |
Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Да и в школе я нужна, Называюсь … . |
Не от радости, утех, - Я бываю поневоле От несчастья и от боли, От обиды, неудач. Догадались? Это … . |
3. Спишите, объясняя написание сходных по звучанию слов.
- Мне избушку отв…рите и капусты отв…рите.
- Грязной тряпкой окна тру… - бесполезный это тру… .
- В сентябре сажали оз…мь, сорняки бросали оз…мь.
- Скоро ль встречу я в л…су настоящую л…су?
- Пока на лавке пос…дел, я от снега пос…дел.
- Никого не об…жал, вокруг дома об…жал.
- На уроке не сп…шите, аккуратней текст сп…шите.
4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Алиминиевый б…чок - лечь на б…чок; прож…вать пищу - прож…вать в городе;
ледяной к…ток - пушистый к…ток; ч…стота ударов пульса – ч…стота рук;
пос…деть с годами – пос…деть на скамейке.
5.Составьте словосочетания с омонимами:
Орел – орел, Соня –соня, Вера – вера,
Шарик – шарик, Блок – блок.
ЛЕКСИКА. 5 КЛАСС. Обобщение знаний.
3 вариант.
1. Уста и губы - суть их не одна.
И очи – вовсе не гляделки!
Одним доступна глубина,
Другим…- глубокие тарелки!
( А. Марков.)
2. Загадки-складки.
Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, А зовут меня - … . |
Близкий родственник причала, Делу всякому венец, Называюсь я … .
|
В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я … . |
Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Да и в школе я нужна, Называюсь … . |
Не от радости, утех, - Я бываю поневоле От несчастья и от боли, От обиды, неудач. Догадались? Это … . |
3. Спишите, объясняя написание сходных по звучанию слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроке русского языка. 5 класс. Лексика.
Это первая проектная работа по русскому языку в 5 классе.При её выполнении пятиклассники знакомятся с принципами и основными этапами проектной деятельности, которые сначала реализуются под руководство...
Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»
В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...
Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»
В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...
Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»
В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...
урок русского языка 5 класс "Лексика"
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему«Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика»». Цели и задачи урока.Образовательные: •...
Урок русского языка 5 класс "Лексика"
Технологическая карта урока русского языка Тема урока: «Эти многоликие слова…»Обобщающий урок по теме: «Лексика» 5 классЦели урока.Создание условий для форми...
Презентация к уроку русского языка 5 класс "Лексика"
Обобщающий урок по теме: "Лексика"Интересные факты:Словарь произведений А.С. Пушкина состоит из 21 тысячи слов.Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование,- из 12 тысячи сл...