Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»
творческая работа учащихся по русскому языку (7 класс) на тему

ТРУСОВА Анжела Николаевна

 

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися нашей школы, с точки зрения значения и происхождения; определены мотивы употребления жаргонизмов, наиболее часто встречающиеся из них, положительные и отрицательные стороны употребления жаргонизмов в речи школьников. Работа представляет собой прикладное исследование.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа по русскому языку Лексика русского языка. Молодёжный жаргон и его функция 2012 г.

Слайд 2

Лексика русского языка. Молодёжный жаргон и его функция Выполнила работу : у ченица 7 класса МОУ «СОШ № 48 г. Борзи» Забайкальского края Трусова Злата Олеговна Научный руководитель : учитель русского языка 1 квалификационной категории Трусова Анжела Николаевна

Слайд 3

Лексика русского языка. Молодёжный жаргон и его функции «Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а необходимой насущностью» А.Куприн «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» К.Паустовский

Слайд 4

Цель работы: изучить и критически осмыслить употребление жаргонизмов в речи своих одноклассников и учеников нашей школы .

Слайд 5

Задачи работы: изучить литературу о жаргонизмах; составить и охарактеризовать словарь жаргонизмов, употребляемых в речи школьников; определить мотивы употребления наиболее часто встречающихся жаргонизмов; выявить наличие или отсутствие стремления обойтись без жаргона; определить положительную и отрицательную стороны употребления жаргонизмов.

Слайд 6

Гипотеза: Предполагаю, что в речи молодёжи часто встречающиеся жаргонизмы с течением времени становятся общеупотребительными и негативно влияют на речь во взрослой жизни

Слайд 7

Методы исследования: изучение соответствующей литературы наблюдение опрос сбор языкового материала анкетирование классификация и синтез собранного материала

Слайд 8

Объект исследования: Речь школьников Предмет исследования: Жаргонизмы

Слайд 9

ЖАРГОН - своеобразный социальный диалект, свойственный определённым группам людей. Составной частью жаргонов являются жаргонизмы – обиходно-бытовая лексика и фразеология, характеризующаяся социально ограниченным употреблением.

Слайд 10

Сферы употребления жаргонов: профессиональные жаргонизмы: окно, пара, белочка, жмурик, дух, путеец и другие. жаргон простого общения: салют, пофиг, превед, ацтой, греби отсюда (сюда) и другие. криминальный жаргон: мусор, висяк, братан, фраер, мелкий и другие. молодёжный жаргон: контроша, тусовка, физра , матка, джинсы, косуха, модный прикид и другие.

Слайд 11

Что оказывает влияние на возникновение жаргона? Развитие компьютерных технологий : клава , инет , комп , мышь и другие. Современная музыка : попса, свежак, Мармеладзе , Балванушки Интернешнл , Филя и другие. Иностранные языки: фифти-фифти, лузер , плиз , ноу проблемз и другие. Уголовная лексика: замочить, грохнуть, ментура , стрелки и другие.

Слайд 12

РАСШИРЕННАЯ СХЕМА ВЛИЯНИЯ ЖАРГОНОВ НА РЕЧЬ ДЕТЕЙ школа МОДА друзья реклама Интернет ВЗРОСЛЫЕ компьютер музыка СМИ

Слайд 13

Молодёжный жаргон и его функции Молодёжный жаргон – это особый язык молодых людей, с помощью которого они общаются . Жаргон школьников Жаргон студентов

Слайд 14

Жаргон школьников Школьный жаргон: Жаргон сферы школы: химоза , столовка, инглиш и т.д. Жаргон сферы досуга: потусить , други , дискач , махаться и др. Жаргон сферы быта: грабли, тыква, компик , скинуть и т.д. Жаргон сферы оценки: отпадно , круто, клёво – очень хорошо, фигня , мура, пипец – плохо и т.д.

Слайд 15

Анкетирование с целью выяснения осведомлённости детей подросткового возраста о словах жаргонизмах

Слайд 16

Употребление жаргонизмов в речи школьников (90 человек)

Слайд 17

пипец фигня фуфло хай ботаник тормоз тачила тёлка отвали сотик сдрисни лажа запороть офигенно Не гони капец отстой Ё моё зажигать классуха домашка днюха запал Кончай базар училка врубаться

Слайд 18

Анкетирование 7 класса (почему используете жаргонизмы?)

Слайд 19

Анкетирование 8 класса

Слайд 20

Анкетирование 9 класса (23 человека)

Слайд 21

Из 67 человек возраста 13-15 лет Всего 2 не употребляют жаргоны Из 23 человек возраста 15-16 лет Всего 5 не употребляют жаргоны

Слайд 22

Где уместен молодёжный жаргон? 1 место – в неформальной обстановке 2 место – среди молодёжи 3 место – везде

Слайд 23

Функция жаргона Он используется в основном для передачи информации со специфической окраской, несущей эмоциональную нагрузку: фиолетово – безразличие суперски – очень хорошо сто пудово – большая степень уверенности Запомни!

Слайд 24

Вывод Я выяснила, что молодёжный жаргон – это особый язык молодого поколения. Мною был составлен краткий словарь молодёжного сленга. Также я выявила сферы употребления жаргона, установила причины его употребления, выявила функции. Все слова и выражения, используемые носителями молодёжного жаргона, имеют определённую окраску, то есть передают определённые чувства говорящих, которые весьма важны для молодых. Каков же прогноз на будущее для молодёжного жаргона? Опрос, проведённый мною, позволил сделать следующие выводы: 13-14-летние подростки активно употребляют молодёжный жаргон, подростки 15-16 лет также являются его носителями, но только малая часть подростков этого возраста считают молодёжный жаргон модным, б о льшая часть пользуется им по привычке, а ещё часть вынуждена так говорить, потому что этого требует их окружение. Таким образом, чем старше становится подросток, тем меньше у него желание употреблять молодёжный сленг.

Слайд 25

Проанализировав результаты аудиоисследования, я выяснила, что даже в моей речи присутствуют жаргоны, но, к счастью, занимают всего лишь 4% от общего количества слов. Также я пришла к выводу, что мы произносим слова- «жаргонизмы» неосознанно, даже не замечая их.

Слайд 26

Рекомендации Начни возвращать словам их смысл. Наказывай себя штрафом. Устрой себе «День Чистой Речи». Читай больше – это обогатит словарный запас . Создай аудиоархив жаргонов.

Слайд 27

Заключение Подводя итоги проделанной работы, прихожу к выводу, что общая и словесная культура в нашей стране снижается, а эстетический вкус носителей языка портится под влиянием тех перемен, что происходят в обществе.

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

Исследовательская работа по русскому языку 7 класс «ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА. МОЛОДЁЖНЫЙ ЖАРГОН И ЕГО ФУНКЦИЯ»

В работе рассмотрен один из актуальных вопросов культуры речи: использование жаргонизмов. Проведено исследование: составлен и охарактеризован словарь жаргонных слов, употребляемых учащимися наше...

Конспект урока по русскому языку для 10 класса "Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления"

Данный конспект урока разработан для урока русского языка для учеников 10 класса (для обучающихся 1-го курса). Часть материала подобрана именно для обучающихся по профессии "Электромонтажник элек...

Мастер-класс: «Стендовая защита и мультимедийная презентация исследовательской работы «Сопоставительный анализ имени числительного в русском и ненецком языках».

Аннотация: мастер-класс предназначен для учителей-предметников, учителей, занимающихся внеклассной работой, участников исследовательских проектов. На занятии демонстрируется Стендовая защита, предназн...

Региональный форум АССУЛ. Из опыта работы. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся 5-6 классов по русскому языку и литературе

Региональный форум АССУЛ. Из опыта работы. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся 5-6 классов по русскому языку и литературе...

Учебно-исследовательская работа на тему: «Сленговые выражения на английском языке в сфере прозвищ и их перевод на русский язык»

Люди могут раздражать нас или удивлять своим внешним видом, привычками или поведением, и мы всегда придумываем им прозвища, чтобы подразнить их. Точно так же поступают и англичане. Читая литературные ...

Социально значимый проект по русскому языку «Молодёжный жаргон и его функция в речи учеников МБОУ Лучесской ОШ им. В.Ф. Михалькова».

Цель работы: изучить и  критически осмыслить употребление жаргонизмов в речи учеников МБОУ Лучесской школы им.В.Ф.Михалькова...