Интегрированный урок по теме "Односоставные предложения. Их использование в речевой практике".
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Разработка бинарного урока по русскому языку и химии.
Общая цель интегрированного урока: формирование у обучающихся представлений о взаимосвязи школьных дисциплин.
Результат урока - составление инструкции по проведению демонстрационного опыта и отчёта о проведённом опыте с использованием односоставных предложений, получение навыка грамотного оформления результата опыта, научного исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smirnova_t.a._dyachenko_l.a.scenariy_uroka.doc | 58.5 КБ |
smirnova_t.a._dyachenko_l.a._prilozhenie.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы: Смирнова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы; Дьяченко Людмила Александровна, учитель химии.
Полное название образовательного учреждения: Томская область, Бакчарский район, с. Парбиг, МОУ «Парбигская средняя общеобразовательная школа».
Предметы: русский язык и химия.
Тема: Односоставные предложения. Их использование в речевой практике.
Класс: 8
Учебно-методическое обеспечение: 1.УМК под редакцией В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой:
а) Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5 – 9 классов общеобразовательных учебных заведений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
б) Пичугов Ю.С., Еремеева А.П., Купалова А.Ю. и др.; Составитель Пичугов Ю.С.; Научный редактор Бабайцева В.В. Русский язык: Практика. – М.: Просвещение, 2002.
в) Пичугов Ю.С., Еремеева А.П., Купалова А.Ю. и др.; под редакцией Пичугова Ю.С. Русский язык: Практика. – 11-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005.
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
Время реализации занятия: 45 минут.
Цель урока: Формирование у обучающихся представлений о взаимосвязи школьных дисциплин (русский язык и химия).
Задачи урока:
Образовательные:
- Формировать представления о взаимосвязи явлений и предметов окружающего мира.
- Формировать речевые умения: применение односоставных предложений в разных стилях речи.
- Учить составлять отчёт о проделанной практической работе по химии.
Развивающие:
Формировать ключевые компетенции (метапредметные результаты):
а) самостоятельно преобразовывать практическую задачу в
познавательную;
б) умение планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
в) выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач.
Воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества:
а) воспитывать толерантность в отношениях;
б) прививать навыки ответственности за выполнение коллективной работы.
Тип урока: интегрированный.
Форма урока: урок – практикум.
Оборудование:
Химия: склянка с порошком малахита, пробирка, держатель, спиртовка, газоотводная трубка, стакан с известковой водой.
Русский язык:
1. Пакет с материалом для работы в группах:
а) текст «Демонстрационный опыт «Разложение малахита» (Приложение № 2);
б) чистые листы бумаги для работы;
в) индивидуальные задания для каждой группы (Приложение № 1);
г) сигнальные карточки: красная – «Есть вопрос!»,
зелёная – «Работа выполнена»;
д) карточки учёта работы каждого (Приложение № 4);
е) справочный материал по русскому языку (Приложение № 3)
2.Запись на доске:
Виды полученных текстов
а) Инструкция для проведения демонстрационного опыта
б) Совет товарищу по проведению демонстрационного опыта
б) Отчёт о проведении демонстрационного опыта
в) Забавная (юмористическая, грустная и т. п.) история на уроке химии.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация (мин.) |
1. Организационный момент: объявление темы урока, постановка цели и задач. Вступительное слово учителя русского языка и литературы. | 1 |
2. Демонстрация химического опыта, ответы на вопросы | 7 |
3. Выполнение практической части задания по русскому языку (работа в группах) | 20 |
4. Проверка выполненных работ | 10 |
5. Выводы по уроку | 2 |
6. Рефлексия | 2 |
7. Выставление отметок | 2 |
8. Домашнее задание | 1 |
Ход урока:
- Организационный момент: объявление темы урока, постановка цели и задач. Вступительное слово учителя русского языка и литературы.
- Евгений Базаров, главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», на страницах произведения заявляет: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!». А мы сегодня попытаемся объединить интереснейшую, увлекательнейшую науку химию и наш «великий, могучий, правдивый и свободный» русский язык.
2. Демонстрация опыта.
Слово учителю химии Л.А. Дьяченко.
Учитель химии демонстрирует опыт «Разложение малахита», сопровождая демонстрацию объяснением:
- Для проведения опыта я использую следующее оборудование и реактивы: склянку с порошком малахита, пробирку, держатель, спиртовку, газоотводную трубку и стакан с известковой водой.
Я беру чистую пробирку и насыпаю в неё небольшое количество малахита. Я прошу обратить ваше внимание на цвет порошка: он зелёный. Я зажигаю спиртовку, закрываю пробирку пробкой с газоотводной трубкой, закрепляю пробирку в держателе и начинаю нагревать над пламенем спиртовки. Чтобы пробирка не треснула, я сначала прогреваю её полностью, а затем ту её часть, где находится вещество. Газоотводную трубку я опускаю в стакан с известковой водой. Вы должны наблюдать за изменениями, происходящими в пробирке и стакане с известковой водой. (Дети отмечают, что порошок изменяет окраску, на стенках пробирки появляются капли воды, а известковая вода мутнеет.)
Давайте ответим на вопросы:
- Это явление относится к физическим или химическим процессам? (Это химическое явление, т.к. в нём присутствуют признаки химических реакций: изменение цвета, появление осадка, выделение газа.)
- О чём свидетельствует помутнение известковой воды? (О том, что из пробирки выделяется углекислый газ.)
- К какому типу относится данная реакция? Почему? (Это реакция разложения, т.к. из одного вещества образовалось три: оксид меди чёрного цвета, вода и углекислый газ.)
Ребята записывают уравнение реакции: (CuOH)2CO3 = 2CuO + CO2 + H2O
3. Выполнение практической части задания по русскому языку.
Слово учителю русского языка Т.А. Смирновой.
(Учитель назначает в каждой группе руководителя, помощника руководителя и инструктора, знакомит с содержимым пакетов, записями на доске.)
- А сейчас вам предстоит выполнить практическое задание по русскому языку. Послушайте порядок работы:
- чтение задания;
- обсуждение его выполнения;
- после коллективного принятия решения выполнение на рабочем листе задания, предложенного группе;
- после выполнения задания руководитель поднимает зелёную карточку.
Учащиеся выполняют практическую часть задания по русскому языку.
4. Проверка выполненных работ.
Учитель русского языка.
Представителю от каждой группы предлагается прочитать полученный текст, определить, какой тип текста у них получился, и какие виды односоставных предложений они использовали.
Учитель химии.
Группы определяют, какой вид текста (из тех, что предварительно были записаны на доске) у них получился.
5.Выводы по уроку.
Учитель русского языка.
- Как изменился первоначальный текст?
- Какие виды полученных текстов можете порекомендовать для уроков не только химии, но и физики, биологии?
- Сделайте выводы о преимуществах, свойственных односоставным предложениям, и о возможностях использования их в практике речи.
6. Рефлексия.
Учитель химии:
- Ребята, какие полезные навыки для уроков химии и других предметов естественного цикла вы приобрели на этом уроке? (Мы освоили две очень нужных и важных на уроках химии формы работы: составление инструкции по проведению демонстрационного опыта и отчёта о проведённом опыте. Эти навыки нам очень пригодятся при составлении отчётов по практическим работам.)
Учитель русского языка:
- Какие практические выводы о значении односоставных предложений в речи вы можете сделать? (Знание односоставных предложений имеет большое практическое значение не только на уроках русского языка, но и при изучении других школьных предметов. Односоставные предложения вносят разнообразие и динамизм в нашу речь, позволяют избегать повторов.)
7. Выставление оценок.
Группы заполняют «Карточки учёта», где каждому члену группы выставляется самооценка работы на уроке, оценка группы, учителя и итоговая. Карточки сдаются преподавателям.
8. Домашнее задание: текст записать в «Тетрадь по развитию речи», в предложениях подчеркнуть грамматические основы, определить вид предложений по наличию главных членов.
Список использованной литературы:
- Пайгусов А.И. Методика интегрированного урока. - Журнал Методист №6, 2003.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.
- Методика интегрированного занятия: Рекомендации. [www документ] — URL: http://www.rovesnik-kanda.ru/file/m1.doc
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Задание 1 –ой группе
Запишите данный текст (Приложение №2), заменив, по возможности, двусоставные предложения односоставными, используя глаголы-сказуемые в форме 1 лица единственного числа настоящего времени.
Какой вид текста у вас получился? Какой тип односоставных предложений вы использовали? Озаглавьте вашу работу.
Задание 2 –ой группе
Запишите данный текст (Приложение №2), заменив, по возможности, двусоставные предложения односоставными, используя глаголы-сказуемые в форме 2 лица множественного числа настоящего времени.
Какой вид текста у вас получился? Какой тип односоставных предложений вы использовали? Озаглавьте вашу работу.
Задание 3 –ей группе
Запишите данный текст (Приложение №2), заменив, по возможности, двусоставные предложения односоставными, используя глаголы-сказуемые в форме повелительного наклонения единственного числа.
Какой вид текста у вас получился? Какой тип односоставных предложений вы использовали? Озаглавьте вашу работу.
Задание 4 –ой группе
Запишите данный текст (Приложение №2), заменив, по возможности, двусоставные предложения односоставными, используя глаголы-сказуемые в форме повелительного наклонения множественного числа.
Какой вид текста у вас получился? Какой тип односоставных предложений вы использовали? Озаглавьте вашу работу.
Задание 5 –ой группе
Запишите данный текст (Приложение №2), заменив, по возможности, двусоставные предложения односоставными безличными. Используйте вспомогательные слова: нужно, необходимо, следует, надо, рекомендуется и другие, подходящие по смыслу. Какой вид текста у вас получился? Озаглавьте вашу работу.
Задание 6 –ой группе
Запишите данный текст (Приложение №2), заменив, по возможности, двусоставные предложения односоставными, используя глаголы-сказуемые в форме прошедшего времени множественного числа.
Какой вид текста у вас получился? Какой тип односоставных предложений вы использовали? Озаглавьте вашу работу.
Задание 7 –ой группе
Запишите данный текст (Приложение №2), заменив, по возможности, двусоставные предложения односоставными разных типов.
Какой вид текста у вас получился? Озаглавьте вашу работу.
Приложение № 2
Демонстрационный опыт «Разложение малахита»
(первоначальный текст)
Для проведения опыта я использую следующее оборудование и реактивы: склянку с порошком малахита, пробирку, держатель, спиртовку, газоотводную трубку и стакан с известковой водой.
Я беру чистую пробирку и насыпаю в неё небольшое количество малахита. Я прошу обратить ваше внимание на цвет порошка: он зелёный. Я зажигаю спиртовку, закрываю пробирку пробкой с газоотводной трубкой, закрепляю пробирку в держателе и начинаю нагревать над пламенем спиртовки. Чтобы пробирка не треснула, я сначала прогреваю её полностью, а затем ту её часть, где находится вещество. Газоотводную трубку я опускаю в стакан с известковой водой. Вы должны наблюдать за изменениями, происходящими в пробирке и стакане с известковой водой. (Порошок изменяет окраску, на стенках пробирки появляются капли воды, а известковая вода мутнеет). Это явление относится к физическим или химическим процессам? Вы должны обосновать свою точку зрения, записать уравнение этой реакции и указать её тип.
Приложение № 3
Справочный материал по русскому языку:
а) 1-е лицо ед. числа – я (делаю, сделаю)
б) 1-е лицо мн. числа – мы (делаем, сделаем)
в) 2-е лицо мн. числа – вы (делаете, сделаете)
г) 3-е лицо мн. числа – они (делают, сделают)
д) Повелительное наклонение ед. числа – ты (делай, сделай) – согл. + ь
е) Повелительное наклонение мн. числа – вы (делайте, сделайте) –согл. + ь + те
Приложение № 4
Самооценка | Отметка группы | Отметка учителя | Итоговая отметка |
Приложение № 5
Работы учащихся
Отчёт о проведении опыта «Разложение малахита»
Для проведения опыта использовали следующее оборудование и реактивы: склянку с порошком малахита, пробирку, держатель, спиртовку, газоотводную трубку и стакан с известковой водой.
Взяли чистую пробирку и насыпали в неё небольшое количество малахита. Обратили внимание на цвет порошка: он зелёный. Зажгли спиртовку, закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой, закрепили пробирку в держателе и начали нагревать над пламенем спиртовки. Чтобы пробирка не треснула, сначала прогрели её полностью, а затем ту её часть, где находится вещество. Газоотводную трубку опустили в стакан с известковой водой. Наблюдали за изменениями, происходящими в пробирке и стакане с известковой водой. (Порошок изменил окраску, на стенках пробирки появились капли воды, а известковая вода помутнела). Это явление относится к химическим процессам, т.к. мы наблюдали признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка. Уравнение реакции: (CuOH)2CO3 = 2CuO + CO2 + H2O. Эта реакция относится к реакциям разложения.
В тексте использованы односоставные неопределённо – личные предложения.
Смирнова Наташа
Совет товарищу по проведению опыта «Разложение малахита»
Для проведения опыта используй следующее оборудование и реактивы: склянку с порошком малахита, пробирку, держатель, спиртовку, газоотводную трубку и стакан с известковой водой.
Возьми чистую пробирку и насыпь в неё небольшое количество малахита. Обрати своё внимание на цвет порошка: он зелёный. Зажги спиртовку, закрой пробирку пробкой с газоотводной трубкой, закрепи пробирку в держателе и начинай нагревать над пламенем спиртовки. Чтобы пробирка не треснула, сначала прогрей её полностью, а затем ту её часть, где находится вещество. Газоотводную трубку опусти в стакан с известковой водой. Наблюдай за изменениями, происходящими в пробирке и стакане с известковой водой. (Порошок изменяет окраску, на стенках пробирки появляются капли воды, а известковая вода мутнеет). Это явление относится к физическим или химическим процессам? Обоснуй свою точку зрения, запиши уравнение этой реакции и укажи её тип.
В тексте использованы односоставные определённо – личные предложения.
Астафьев Матвей
Инструкция для проведения опыта «Разложение малахита»
Для проведения опыта нужно использовать следующее оборудование и реактивы: склянку с порошком малахита, пробирку, держатель, спиртовку, газоотводную трубку и стакан с известковой водой.
Надо взять чистую пробирку и насыпать в неё небольшое количество малахита. Необходимо обратить своё внимание на цвет порошка: он зелёный. Далее следует зажечь спиртовку, закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой, закрепить пробирку в держателе и начать нагревать над пламенем спиртовки. Чтобы пробирка не треснула, рекомендуется сначала прогреть её полностью, а затем ту её часть, где находится вещество. Газоотводную трубку нужно опустить в стакан с известковой водой. Необходимо наблюдать за изменениями, происходящими в пробирке и стакане с известковой водой. (Порошок изменяет окраску, на стенках пробирки появляются капли воды, а известковая вода мутнеет). Следует определить, это явление относится к физическим или химическим процессам? Теперь надо обосновать свою точку зрения, записать уравнение этой реакции и указать её тип.
В тексте использованы односоставные безличные предложения.
Юрченко Катя
Инструкция для проведения опыта «Разложение малахита»
Для проведения опыта используют следующее оборудование и реактивы: склянку с порошком малахита, пробирку, держатель, спиртовку, газоотводную трубку и стакан с известковой водой.
Берут чистую пробирку и насыпают в неё небольшое количество малахита. Обращают внимание на цвет порошка: он зелёный. Зажигают спиртовку, закрывают пробирку пробкой с газоотводной трубкой, закрепляют пробирку в держателе и начинают нагревать над пламенем спиртовки. Чтобы пробирка не треснула, сначала прогревают её полностью, а затем ту её часть, где находится вещество. Газоотводную трубку опускают в стакан с известковой водой. Далее наблюдают за изменениями, происходящими в пробирке и стакане с известковой водой. Какие изменения происходят в пробирке? Это явление относится к физическим или химическим процессам? Обосновывают свою точку зрения, записывают уравнение этой реакции и указывают её тип.
В тексте использованы односоставные неопределённо – личные предложения.
Кустов Виталий
Неудавшийся опыт «Разложение малахита»
Монолог начинающего учителя химии
Для проведения опыта, уважаемые восьмиклассники, используется следующее оборудование и реактивы: склянка с порошком малахита, пробирка, держатель, спиртовка, газоотводная трубка, стакан с известковой водой и … ассистент.
Берётся чистая пробирка, в неё насыпается небольшое количество малахита. Обратите внимание на цвет порошка: он зелёный.
Я зажигаю спиртовку … я зажигаю… зажигаю…М-м-м, ассистент, куда делся спирт из спиртовки? Предупреждаю: он технический! Ну ладно, поговорим об этом позже, а сейчас подайте другую спиртовку, да только ту, в которой спирт ещё остался.
Итак, я зажигаю спиртовку, закрываю пробирку пробкой с газоотводной трубкой, закрепляю пробирку в держателе и начинаю нагревать над пламенем. Чтобы пробирка не треснула, …М-м-м, ассистент, подайте, пожалуйста, другую пробирку. Чтобы пробирка не треснула, сначала прогреваю её полностью, а затем ту её часть, где находится вещество. Газоотводную трубку я опускаю в стакан с известковой водой. Вы должны наблюдать за изменениями, происходящими в пробирке и стакане с известковой водой. Какие изменения происходят в пробирке? Интересно, изменений никаких нет! Ассистент, что вы мне приготовили на урок вместо малахита? Ребята, извините, продолжим этот опыт в другой раз.
В тексте использованы двусоставные предложения и односоставные определённо - личные, безличные.
Мяснянкин Евгений
Литературная проба пера
Женька – химик
Кабинет химии. Звонок. Учителя почему – то нет. Озорник Женька решился сам провести опыт «Разложение малахита» (он читал об этом в учебнике «Элементарная химия»).
Но память у Женьки, увы, не загружалась. Опыт бы не получился, если бы Володя не написал ему шпаргалку. «Для проведения опыта используй следующее оборудование и реактивы: склянку с порошком малахита, пробирку, держатель, спиртовку, газоотводную трубку и стакан с известковой водой», - кричали мы хором. Володя с первой парты подсказывал: «Возьми чистую пробирку, насыпь в неё малахита. Обрати внимание: его цвет зелёный. Зажигай спиртовку. Закрепляй пробирку в держателе и закрывай её пробкой с газоотводной трубкой. Сначала прогрей её полностью, а то треснет! Потом нагревай дно. Наблюдай, что происходит в пробирке. Окраска малахита изменилась?»
В это время входит учитель химии. Тишина…. учитель не сразу понял, в чём дело, но решил использовать ситуацию в учебных целях. «Это явление относится к физическим или химическим процессам?» - спросил он. «Химическим, - пролепетал Женька, - ведь выделился газ, изменился цвет.» «Правильно,» - похвалил учитель.
Так Женька заработал первую «пятёрку» по химии.
В тексте использованы односоставные определённо – личные, безличные и назывные предложения.
Лютаев Коля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок в 6 классе с использованием элементов экологизации.
Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного урока (русская литература, музыка, живопись) в 6 классе с элементом экологизации. Тема урока: «И вот опять пришла...
Интегрированный урок - практикум "Безличные предложения"
Обобщение изученного материала по теме "Безличные предложения" в 8 классе....
Активные методы обучения в образовательном процессе. Интегрированный урок "Понятие о предложении".
Интегрированный урок русского языка и истории "Понятие о предложении" предусматривает прочное усвоение материала. К уроку прилагается интересная презентация, активизирующая мыслительную деятельность у...
Интегрированный урок по теме Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина
Интегрированный урок по теме: "Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина"...
Конспект урока для детей с интеллектуальным недоразвитием по речевой практике на тему: «Что такое хорошо, а что такое плохо?»
Конспект к уроку речевой практики. Знакомство со стихотворением....
Технологическая карта урока во 2-а классе по предмету «Речевая практика» на тему «Инсценировка сказки «Красная Шапочка»»
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Тема урока: «Инсценировка сказки «Красная Шапочка». Цель: развитие речевых навыков обучающихся посредством театра...