Интегрированный урок - практикум "Безличные предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Обобщение изученного материала по теме "Безличные предложения" в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_russkomu_yazyku_po_teme_bezlichnye_predlozheniya.zip | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О.: Адильбаева Жанылсын Сергеевна
Место работы: ГБОУ СОШ с. Мосты м.р. Пестравский Самарской области
Должность: учитель русского языка и литературы
Интегрированный урок – практикум
русского языка в 8 классе по теме
«Безличные предложения»
Цели урока:
- Обучающая: отрабатывать умения находить тип сказуемого в безличных предложениях (далее - БП); совершенствовать навык различения БП от других видов односоставных предложений;
- Развивающая: дать более глубокое понятие о БП, их значении и сфере употребления;
- Воспитывающая: формировать активное отношение к процессу познания, способствовать представлению о богатстве возможностей выражения мыслей в русском языке; обратить внимание на красоту русского языка.
Оборудование:
- опорная таблица «Односоставные предложения»;
- дифференцированные задания – тесты по теме;
- перфокарты;
- портрет писателей Гоголя Н.В. и Лермонтова М.Ю.;
- репродукции картин Куинджи А.И. «Украинская ночь», «Вечер на Украине», «Лунная ночь на Днепре»;
- репродукции картин Шишкина И.И.
- открытка из комплекта М.Ю. Лермонтов с иллюстрацией к стихотворению «Выхожу один я на дорогу».
План урока.
- Организационный момент. 0,5 минуты
- Контроль домашнего задания. 4 минуты
- Вступление к теме урока. 2 минуты
- Беседа, наблюдение, анализ. 2,5 минуты
- Эмоциональная зарядка. 3 минуты
- Практикум. 5 минут
- Работа на развитие творческого воображения. 5 минут
- Физминутка. 1,5 минуты
- Графический диктант. 6 минут
- Электронная работа – тест на распознание типов односоставных предложений, в том числе в составе сложного предложения (работа на компьютере). 8 минут
- Подведение итогов. 1,5 минуты
- Домашнее задание. 1 минута
Условные обозначения:
ОП – Односоставное предложение
СП – Сложное предложение
б/л – Безличные предложения
н/л – Неопределённо – личные предложения
о/л – Определённо – личные предложения
Л. – Лермонтов М.Ю.
Г. – Гоголь Н.В.
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие. Объявление цели и задач урока.
- Контроль домашнего задания.
- Карточка 1 (базового уровня) 1 учащийся у доски выполняет схемы предложений из п. № 7 [ ]. [ ]. [ ]. Ученик – ассистент проверяет и задаёт вопросы.
Учитель: Все ли предложения (с №8 по № 15) безличные предложения? (Ответ: № 12 неопределённо - личное)
- Карточка 2. (продвинутого уровня). 2учащихся чертят схемы указанных предложений
1) № 10 (Когда ), [ ].
№ 11 [ , ], и [ ].
2) № 12 [ ], да [ ].
№ 15 [ ], и [ ].
В данном случае элемент опережающего обучения.
Учитель: Ответьте на вопросы: Чем выражено сказуемое в безличных предложениях? Приведите пример сложного предложения, в котором простые предложения обобщённо – личные?
Дополнительные вопросы отвечающим у доски задаёт ученик – ассистент: На какие две группы делятся односоставные предложения (ОП)? Назовите виды ОП с одним главным членом – сказуемым? (о/л, н/л, б/л). К каким из этих групп относятся обобщенно – личные предложения? (о/л, н/л).
Оценивается работа учащихся и ассистента.
- Вступление к теме урока.
Запись даты, темы урока в тетради.
Учитель: На последних уроках литературы, которые были посвящены творчеству М.Ю. Лермонтова, мы изучали его произведения. Напомните (поэмы «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», стихотворения), а на предстоящих уроках литературы мы прикоснёмся к тайне другого русского классика – прозаика Гоголя Н.В., который выразил удивительную мысль: «Дивиться драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи».
Весь наш урок будет «пронизан» прекрасным художественным словом этих двух гениев русской литературы.
Учащиеся:
- Цитата Гоголя о прозе Лермонтова, о его романе «Герой нашего времени»: «Никто ещё не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоуханной прозой…»
- Слова А.П. Чехова: «Если и изучать русский язык, то более благодатного материала, чем художественное слово Лермонтова, не найти. Я бы брал предложения и разбирал бы его, разбирал…»
- Оценка А.С. Пушкиным «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя: «… Они изучили меня… Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов».
Учитель: Так прикоснёмся и мы к этому богатству и увидим, как удаётся творить чудеса великим, сколько возможностей выражения мыслей и чувств таят в себе односоставные предложения, а на нашем занятии – безличные предложения.
- Беседа, наблюдение, анализ.
Учитель: Каково значение БП? О чём они сообщают? (о состоянии природы и человека, животных).
Учитель: Обратим внимание на следующие примеры, взятые из произведений Лермонтова и Гоголя. Назовите эти произведения. Определите тип ОП, его значение.
Заготовка на обороте стороны доски:
- Вот смерклось. (Л), (состояние природы)
- Было холодно, я три ночи не спал. (состояние природы)
- И скучно, и грустно… (Л), (состояние человека)
- В сакле душно. (сакла – жилище горца), (Л), (состояние окружающей среды)
- Нет уз святее товарищества. Не было ни кого. (Г. «Тарас Бульба»), (отрицание)
- Вам не видать таких сражений. Дожить бы до весны. (Л), (выражение предположения, желания)
Вывод: значение безличных предложений многообразно, как видно из примеров. Что нового вы узнали о значении БП? (примеры 5,6)
- Эмоциональная зарядка.
На доске репродукция художника Л.М. Непомнящего к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».
Учитель: Читает наизусть стихотворение.
Анализ второй строфы (текст записан на обратной стороне доски).
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?
Учитель: Какие в основном предложения по типу основ? Почему?
- Практикум.
1) Программированный контроль дифференцированного характера на определение типа односоставного предложения. Карточки 1 и 2 (на отпечатанных листах): №1 – без знаков препинания (для подготовленных учащихся) и №2 – со знаками препинания (для учащихся со средним уровнем подготовки). Контрольный листок у учителя.
- Работа на развитие творческого воображения.
Учитель: Слово учителя о картинах А.И. Кунджи, в частности «Украинской ночи» (демонстрация репродукций): Мотив хутора, замершего в тихом ночном сне, типичен и характерен для Украины. Мир в этой картине воспринимается как благо, доставляющее человеку красоту и богатство впечатлена. Зрелый мир полон роскоши, тайны. Впоследствии художник Нестеров М.В. вспоминал о произведённом картиной впечатлении: «Совершенно растерялся, был восхищён до истомы, до какого-то забвения всего живущего знаменитой «Украинской ночью» Куинджи! И что это было за волшебное зрелище!..»
Предлагается детям, сидящим за одной партой (работа в паре), составить несколько предложений по картине.
Учитель: А вот как Гоголь художественным словом передал великолепие украинской ночи. (Выразительное чтение наизусть ученицей отрывка из повести «Майская ночь или Утопленница» со слов «Знаете ли вы украинскую ночь?» и до «Божественная ночь! Очаровательная ночь!». Указать на роль ОП в данном отрывке).
Какие типы ОП чаще употребляются в выражении чувств, состояния, мыслей? (безличные)
Какой тип ОП сообщает о предметах и явлениях? (наз.)
- Физминутка.
- Графический диктант.
Графический диктант на умение чертить схемы предложений, разграничивать типы ОП.
Учащиеся по одному выходят к доске, чертят схему предложения прочитанного учеником – ассистентом, на обратной стороне доски. После выполнения последней схемы дети обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку.
Учитель: Кто автор? Из какого произведения эти строки?
- Наконец рассвело. (Л) [ ].
- Умрёмте же под Москвой, как наши братья умирали. (Л. «Бородино») [ ], (как ).
- По смуглым лицам было видно, что все они были закалены в битвах. (Г. «Тарас Бульба») [ ], (что )
- Синие горы Кавказа, приветствую вас! (Л) [ , ]
- Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех лесов. (Л. «Мцыри») [ ].
- * (Повышеной сложности, выполняется по желанию учащихся) Мороз увеличивался, и вверху так сделалось холодно, что чёрт перепрыгивал с одного колена на другое. (Г. «Ночь перед Рождеством») [ ], и [ ], [ что ]
- Электронная работа – тест на распознание типов односоставных предложений, в том числе в составе сложного предложения (работа на компьютере). Примеры предложений.
- Найдите определённо – личное предложение.
1. Белая берёза под моим окном принакрылась снегом.
2. Начинало светать.
3. Это задание выполнишь после уроков.
4. В нашем районе сеют лён.
5. Широкий пруд дышал на нас прохладой.
- Найдите безличное предложение.
- В читальном зале просят соблюдать тишину.
- Хорошо в лесу в апреле!
- Слесаря Петрова наградили грамотой.
- Учитель сообщил нам о результатах контрольной работы.
- За правое дело стой смело.
- Найдите неопределённо – личное предложение.
- Перед выступлением всегда волнуешься.
- В газете пишут о победе хоккеистов.
- Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.
- Пахнет черёмухой в саду.
- Нельзя шуметь в школе.
- Найдите безличные предложения.
- Меня приняли в секцию бокса.
- У нас любят спорт.
- Вот парадный подъезд.
- И вот снегу нет больше.
- Не хочется идти в комнату.
- Найдите определённо - личное предложение.
- Мы провели лето в лагере труда и отдыха.
- Ребята, бережно относитесь к хлебу!
- Ребятам сообщили о начале спортивного праздника.
- Широки просторы нашей Родины!
- В саду пахнет черёмухой.
- Найдите сложные предложения (устно предварительно расставьте знаки препинания).
- Было тепло и мы ходили в пальто.
- Мне долго не спится и я включаю свет.
- Тишина и только гулко раскатывающиеся раскаты грома раздаются вдали.
- Пахнет сиренью и вечерней свежестью.
- Было ветрено и холодно.
- Найдите сложные предложения (устно предварительно расставьте знаки препинания).
- Было тепло и очень тихо.
- Было ветрено и лыжный поход не состоялся.
- Пахло травой и лесной сыростью.
- Море плескалось и билось о берег.
- Душно стало в сакле и я вышел на улицу освежиться.
- Найдите сложные предложения (устно предварительно расставьте знаки препинания).
- Сыплет спелые орехи мне орешник в кузовок.
- Свежеет и блеск вечера меркнет.
- Окна в сад подняты и оттуда веет осенней прохладой.
- Вечер занимается и всё тише становится в просеке.
- Душно стало в сакле и я вышел на улицу освежиться.
- Внезапно сопки раздвигались и открывали чудесный вид на реку.
Ключ к тесту:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3 | 2 | 2 | 4,5 | 2 | 1,2,3 | 2,5 | 2,3,4,5 |
- Подведение итогов.
Учитель: Чему был посвящён наш урок? Что нового вы узнали, в частности о БП? Какие этапы урока вам понравились? Чем?
- Домашнее задание (одно из заданий по выбору).
Учитель: 1. предлагает детям выбрать любую репродукцию художника Шишкина И.И. (Раздать открытки с репродукциями картин Шишкина И.И.)
Напишите сочинение – миниатюру по картине Шишкина И.И., великого художника, певца русского леса, включив, по возможности, различные односоставные предложения, обратив внимание на погоду, воздух, ветер, настроение, желание, предметы, изображённые на картине.
2. Найдите в текстах произведений М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя примеры с односоставными предложениями. В течение следующих уроков вы можете предложить одноклассникам определить тип односоставного предложения.
Пример такого задания «Угадай тип односоставного предложения»:
- Спи, младенец мой прекрасный, баюшки – баю (Л. «Казачья колыбельная песня»).
- Героя увезли от плачущих дружин (Л. «Последнее новоселье»).
- Вот арфа золотая (Л. «Еврейская мелодия»).
- «И верится, и плачется, и так легко, легко» (Л. «Молитва»).
- И скучно, и грустно, и некому руку подать… (Л.).
- «Не дрожи, моя красная калиночка. Отварите мне темницу, дайте мне сиянье дня» (Г. «Майская ночь» «Желанье»).
- Поехали отыскивать Маниловку (Г. «Мёртвые души»).
- «Что мне на родину следа не проложить уж никогда» (Л. «Мцыри»).
Контрольный листок «Угадай»:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
о/л | X | X | ||||||
н/л | X | X | ||||||
б/л | X | X | X | |||||
наз | X |
Программа: Рабочие программы по русскому языку. 5-9 классы (по программе под ред. В.В. Бабайцевой)\ Сост. Г. М. Вялкова. – М.: Планета, 2011 г.
Учебник: Учебный комплекс по русскому языку, научный редактор-профессор Бабайцева В.В.
- Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.В. Бабайцева – 20-е изд.. М.: Дрофа, 2011 год
- Русский язык. Практика. 8 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева и др.; под ред. Ю.С. Пичугова. – 16-е изд. – М.: Дрофа, 2010 год
- Русская речь. Развитие речи. 8 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Е.И. Никитина и др. М.: Дрофа, 2012 год
Приложение
Полные и неполные, двусоставные и односоставные предложения
Двусоставные | Полные | Неполные | |
Папа домой идёт? Кто написал роман «Евгений Онегин»? | Идёт. Пушкин. | ||
Односоставные | определённо - личные | За кем побежишь? | За товарищем. |
неопределённо- личные | О чем сообщили в вечерней программе? | О событиях в Чечне. | |
безличные | Надо возвращаться домой. | А мне совсем не хочется | |
Односоставные | назывные | Густой, непроходимый лес. | Вот хвойный. Вот лиственный. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс
Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...
Интегрированный урок по теме "Односоставные предложения. Их использование в речевой практике".
Разработка бинарного урока по русскому языку и химии.Общая цель интегрированного урока: формирование у обучающихся представлений о взаимосвязи школьных дисциплин.Результат урока - составление инструкц...
Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"
Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение и...
Интегрированный урок повторения по теме "Сложносочинённые предложения" в 9 классе.
Урок-повторение по теме "Сложносочинённые предложения" в 9 классе построен на комплексном анализе текста. Тема текста приурочена к Дню народного единства (4 ноября). Урок построен по принцепу интеграц...
Интегрированный урок русского языка в 8 классе. Тема урока: Чаепитие на Руси. Однородный члены предложения.
Разработка презентации к уроку русского языка в 8 классе. Тема: Однородные члены предложения с использованием краеведческого материала.Цели и задачи урока:Ознакомление с историей и традициями русского...
Интегрированный урок по предметам «Химия» и «Немецкий язык» представлен по естественно – научному направлению. Тема урока: «Теория электролитической диссоциации. Порядок слов в немецком придаточном определительном предложении».
Интегрированный урок по предметам «Химия» и «Немецкий язык» представлен по естественно – научному направлению.Тема урока: «Теори...
Интегрированный урок по теме Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина
Интегрированный урок по теме: "Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина"...