Открытый урок по русскому языку на тему « Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Богдашева Валентина Витальевна

Открытый урок по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"  позволит познакомить учащихся с новым видом придаточных предложений, сформировать у них умение находить придаточные обстоятельственные предложения, определять их значение, составлять схемы данных предложений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»

Цели и задачи урока:

  • познакомить  учащихся с новым видом придаточных предложений;
  •  формировать умение находить придаточные обстоятельственные предложения, определять их значение, составлять схемы данных предложений;
  • повторение орфографию, подготовка к ГИА;
  • прививать любовь к простому и великому русскому слову;
  • воспитывать  положительное отношение к знаниям  и изучению русского языка;
  • воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человечность.

Тип урока – комбинированный.

Вид урока – смешанный.

Оборудование: компьютерная презентация, листы с текстом, раздаточный материал.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, групповая.

Эпиграф:        О стихах я не говорю – половина должна войти в пословицы

А.С. Пушкин

План урока:

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

II. Словарно – орфографическая работа

III. Повторение изученного материала.

IV. Изучение нового материала.

V. Закрепление изученного.

VI. Рефлексия.

VII. Оценка работы учащихся на уроке.

VIII. Домашнее задание.

Ход урока:

I.1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

I.2.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:  Исходя  из темы урока, скажите, каковы задачи и цели нашего сегодняшнего занятия?

   Учитель:  Как вы считаете, пригодятся ли знания, полученные сегодня на уроке, вам в жизни?

II. Словарно – орфографическая работа

Чтение эпиграфа к уроку.  (Слайд № 2)

Учитель: Ребята, вы, наверное, догадались на материале какого художественного произведения мы будем осуществлять цели и задачи этого урока.

(Комедии А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

Учитель: Читая комедию, мы находим в ней много пословиц, поговорок, афоризмов, изречений. Утоним лексическое значение слов: афоризм, пословица, поговорка, изречение.  (Слайд №3)

Учитель: Почему я подчеркнула в этих словах некоторые буквы? Какие орфограммы демонстрируют подчеркнутые буквы?

III. Активизация знаний учащихся.

Вопросы:

1. Как отличить ССП от СПП?

2. Какие виды придаточных предложений вы уже знаете?

3. Как определить вид придаточного предложения?

4. На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

Индивидуальные задания:

1 вариант.  Определить вид придаточного предложения и составить схему.

2 вариант. Определить вид придаточного и соотнести  со схемой.

Слайд №3 (самопроверка  работы)

Подведение итогов.

IV. Изучение нового материала.

Слайд №4

Задание классу.

Учитель: Чем отличаются предложения в столбцах? Запишите предложения из левого столбца и определите значения выделенных обстоятельств.

Индивидуальное задание:

Заполнение таблицы с использованием материала учебника. (Базовый учебник: С.И. Львова. Русский язык 9 класс)

В результате проверки самостоятельной работы учащиеся делают вывод: придаточные обстоятельственные предложения имеют те  же значения, что и обстоятельства в простом предложении.

V. Закрепление изученного.

1. Запись предложений, определение вида придаточных обстоятельственных, составление схем. (Работа у доски)

2. Подбор и запись СПП с придаточными обстоятельственными из текста комедии А.С.  Грибоедова  «Горе от ума»

3. Работа с текстом. (Слайд №5):

А) Чтение отрывка из статьи Гончарова «Мильон терзаний»;

Б) Определение темы и идеи текста;

В) Выписать ССП с придаточным обстоятельственным и  сделать синтаксический разбор предложения. (Если кто – либо  из учеников затрудняется в выполнении данного задания, то ему предлагается открыть приложение к учебнику  на странице 15)

VI. Рефлексия.

Учитель: Что вы узнали нового на уроке?

Я предлагаю поделиться своими впечатлениями.

Учитель: Закончите фразы

  Слайд №6.

VII. Оценка работы учащихся на уроке.

VIII. Домашнее задание.

Параграф № 16, упр. 350 или  упр. 354 (на выбор учащихся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особенностей де...

Конспект урока по русскому языку по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными".

Урок разработан для учащихся 9 класса с использованием современных образовательных технологий: проблемно-диалогических, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих. Учебник  Русский язык:...

Открытый урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия" с самоанализом

Урок объяснения нового материала по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"...

Открытый урок в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени»

Цель: показать особенности СПП с придаточными времени; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.Задачи урока: познакомить с придаточными предложениями времени; учить определять данные ...

Урок по русскому языку на тему: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Разработка открытого урока по русскому языку на тему: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.Проведён в 9 классе....