Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.
материал по географии (10 класс)
Знакомство обучающихся с различными методами географических исследований, источниками географической информации, географическими картами различной тематики и их
практическим использованием, статистическими материалами, геоинформационными системами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_8.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиционные и новые методы географических исследований. Источники
географической информации. Географические карты различной тематики и их
практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.
Цель: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран; воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде; использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации; нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Задачи:
Метапредметные: формирование представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью адекватного понимания особенностей развития современного мира; формирование понимания места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии.
Личностные: развитие навыков самостоятельного обучения, совершенствования и адекватного оценивания студентами своих образовательных и профессиональных возможностей, поиска оптимальных путей достижения целей в производственной практике; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики.
Предметные: Расширить представления о методах географической науки; рассмотреть современные источники географической информации; познакомиться с понятием «геоинформационные системы» их структурой и принципами функционирования.
Вопросы для обсуждения:
1.Традиционные и новые методы географических исследований.
2.Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование.
3. Геоинформационные системы.
Мультимедийная презентация к лекции: https://prezi.com/p/2ar4ekuflksg/
№ | Название учебного элемента | Содержание | Деятельность студентов | Деятельность преподавателя |
1. | Орг. момент | |||
3. | Постановка целей и задач лекции | 1.Традиционные и новые методы географических исследований. 2.Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. 3. Геоинформационные системы. Международные сравнения. | Запись план-конспекта |
|
4. | 1.Традиционные и новые методы географических исследований. | Экономическая и социальная география мира - это общественно-географическая наука, предметом изучения которой являются общие закономерности развития и размещения населения и хозяйства на земном шаре, а также в отдельных регионах и странах. Важнейшими целями ее исследования является поиск рационального расселения и размещения хозяйства и оптимизация отношений между развитием общества и природы. Методы географических исследований — способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:
В периоды древнего мира, средних веков, раннего нового времени, да и в начале собственно нового времени в географии преобладало эмпирическое описание, соответствовавшее принципу «что вижу, о том и пишу». Яркими примерами такого рода могут служить описания Геродота, Страбона, Плиния Старшего, Козьмы Индикоплова, Ибн-Батгуты, Марко Поло и десятков других путешественников тех времен. Положение мало изменилось и с началом Великих географических открытий, описания которых самими первооткрывателями по большей части были такими же фактологичными и к тому же нередко весьма субъективными.
Глобус (от лат. globus, «шар») — трёхмерная модель Земли или другой планеты, а также модель небесной сферы (небесный глобус). Первый глобус был создан около 150 г. до н. э. Кратетом Малльским. Знаменитые глобусы:
В Вене действует Музей глобусов. Это единственное публичное собрание глобусов в мире. | Активное слушание и запись необходимого материала в тетрадь | В ходе объяснения материала ведет фронтальную беседу и обращает внимание на особо важные моменты давая их под запись. Работа ведется с помощью использования мультимедийной презентации |
5. | 2. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. | Среди основных требований, которые могут быть предъявлены к общественно-географической информации, можно назвать: – современность, т.е. она должна соответствовать временному интервалу исследования. Однако данное условие может не выполняться при проведении ретроспективного анализа развития объекта исследования; – адресность, т.е. информация должна быть привязана не только ко времени, но и к определенной территории. В изучении реального объекта (процесса или явления) в пространственном аспекте реализуется географическая индивидуальность исследования; – динамичность информации означает ее постоянное изменение, движение во времени и пространстве. Эволюционное развитие объекта исследования определяется усложнением его структуры, привлечением новых функциональных свойств, увеличением численности факторов его развития. Данная информация не должна ускользать из поля зрения географа; – соответствие полученной информации теме исследования, а следовательно, и поставленной цели. Важное значение приобретает ее актуальность и своевременность; – объективность (достоверность) информации обеспечивает достоверность полученных выводов и предложенных к исполнению рекомендаций; – верифицируемость. Часть публикуемой общественно-географической информации может быть подвергнута сомнению в своей достоверности (корректности), поэтому необходимо критически подходить к выбору источников информации и проводить верификацию (уточнение, проверку) полученных данных через иные источники. Особенно избирательно исследователь должен подходить к материалам, публикуемым в сети Интернет. С учетом обширности общественно-географических исследований в качестве источника необходимой информации может выступать значительное количество информационных ресурсов, в т.ч.: – научно-литературные источники, включающие научные и научно-популярные публикации, монографии, учебники и учебные пособия, продолжающиеся периодические издания и сборники научных трудов, диссертации на соискание ученых степеней, энциклопедические словари и т.д.; – нормативно-правовые источники, включающие любые юридические акты международного, государственного, регионального и местного значения; – картографическая или графическая информация, представляющая сложные процессы в упрощенном для восприятия виде; – результаты самостоятельных полевых (натурных) исследований и наблюдений; – статистические источники, содержащие данные о протекании того или иного процесса, «поведении» объекта исследования; – архивные и фондовые материалы; – электронные источники; – результаты социологических исследований; – данные мониторинговых исследований. Ни один из указанных выше источников не может стать «самодостаточным» для проведения общественно-географического исследования. В процессе работы используется комплекс теоретических и прикладных наработок (изысканий) предыдущих исследователей, а также данные, полученные самостоятельно в ходе полевых работ, социологических опросов, сбора статистической информации, работы в архивах и т.п. | Активное слушание и запись необходимого материала в тетрадь | В ходе объяснения материала ведет фронтальную беседу и обращает внимание на особо важные моменты давая их под запись. Работа ведется с помощью использования мультимедийной презентации |
6 | 3.Геоинформационные системы. | Геоинформационные системы (также ГИС — географическая информационная система) — системы, предназначенные для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о представленных в ГИС объектах. Классификация ГИС По территориальному охвату: глобальные ГИС; субконтинентальные ГИС; национальные ГИС; региональные ГИС; субрегиональные ГИС; локальные или местные ГИС. По уровню управления: федеральные ГИС; региональные ГИС; муниципальные ГИС; корпоративные ГИС. По функциональности: полнофункциональные; ГИС для просмотра данных; ГИС для ввода и обработки данных; специализированные ГИС. По предметной области: картографические; геологические; городские или муниципальные ГИС; природоохранные ГИС и т. п. ГИС-система позволяет: определить какие объекты располагаются на заданной территории; определить местоположение объекта (пространственный анализ); дать анализ плотности распределения по территории какого-то явления (например плотность расселения); определить временные изменения на определенной площади; смоделировать, что произойдет при внесении изменений в расположение объектов (например, если добавить новую дорогу). Примеры применения ГИС-технологий: 1. Сайт «ГИСметео» https://www.gismeteo.ru/maps/eur/prc/ 2. Приложение Гугл-Карты https://yandex.ru/maps/?ll=33.135669%2C68.964526&z=13&text=%D0%93%D0%B4%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C&sll=33.135669%2C68.964526&sspn=0.252342%2C0.051125 | Активное слушание и запись необходимого материала в тетрадь | В ходе объяснения материала ведет фронтальную беседу и обращает внимание на особо важные моменты давая их под запись. Работа ведется с помощью использования мультимедийной презентации |
8. | Закрепление материала | См. задания на сайте. |
| Объясняет задание и отвечает на уточняющие вопросы |
9. | Домашнее задание |
| Объясняет задание и отвечает на уточняющие вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы географических исследований и источники географической информации.
В 7 классе работаю по учебнику И.В. Душина, В.А.Коринская, В.А. Щенев География. Материки, океаны, народы и страны под ред. В.П. Дронова. На уроке "Методы географических исследований и источники геогр...
Презентация к уроку "Методы географических исследований и источники географических знаний"
Эта презентация к уроку в 7 классе по теме "Методы географическихисследований и источники географических занний". К учебнику "География. Материки, океаны, народы и страны" И.В. Душина, В.А. Коринская,...
Применение традиционных и новых методов обучения для глубокого изучения материала.
В работе приведено краткое изложение основных методов, применяемых в обучении для правильного и глубокого изучения материала....
НОВЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА. Метафорические Ассоциативные Карты
Метафорические ассоциативные карты учат нас слушать собеседника, вступать с ним в контакт не конкурируя и не осуждая. Они создают безопасную, доброжелательную атмосферу для откровенного выражени...
Методы экологических исследований в эколого-краеведческой деятельности обучающихся//Реализация образовательных и профессиональных стандартов в психологии и педагогике: сборник Международной НПК. - Уфа, Аэтэрна, 2019. - 138 с. - с.87-94.
В статье кратко освещается понятие "эколого-краеведческая деятельность", рассматриваются виды эколого-краеведческой деятельности, демонстрируется значимость зколого-краеведческой деятельност...
Статистические материалы – один из основных источников географической информации
Тема моей работы «Статистические материалы – один из основныхисточников географической информации». Данная тема определяет основу не только преподавания предмета, но способствует усп...
Геоинформационная система как цифровой аналог географической карты
В течении ряда лет проводились исследования по возможности применения ГИС-технологий для решения задач различных отраслей. На современном рынке ГИС -технологий целы ряд продуктов России и дальнего зар...