Вводные слова и предложения
презентация к уроку русского языка (8 класс) по теме
Урок в 8 классе.Обобщение по теме "Вводные слова и вводные предложения". Можно добавить подзаголовок "За страницами учебника". Урок проводится перед изучением темы "Вводные конструкции".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvodnye_slova_i_predlozheniya.doc | 60.5 КБ |
vvodnye_slova_i_predlozheniya.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Закрепление темы «Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них»
(слайд 1)
Цели и задачи:
- повторить и обобщить сведения о вводных словах и вводных предложениях;
- дать понять ученикам, что материал учебника по данной теме ограничен, приучать их работать с дополнительной и справочной литературой с целью углубления знаний;
Оборудование: компьютер, документ-камера, экран, мультимедиапроектор, презентация, карточки-задания, опорные карточки, компьютер, документ-камера, выставка справочников по русскому языку, дополнительной литературы по теме урока.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Предварительная домашняя работа: индивидуальные задания: найти в справочниках, учебных пособиях сведения о вводных словах и предложениях, которых нет в школьном учебнике.
Ход урока.
1. Оргмомент
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха.
На сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим сведения о вводных словах и вводных предложениях.
2. Повторение теоретических сведений.
Чтобы успешно выполнить практические задания, вспомним теоретический материал и проведём блиц-опрос. 1) какие слова называются вводными? ( это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает) 2) вводные слова являются членами предложения? ( вводные слова не являются членами предложения) 3) какие значения вводных слов вы знаете? (различная степень уверенности, различные чувства, источник сообщения, порядок мыслей и их связь, замечания о способах оформления мыслей) 4) эти значения могут быть выражены только вводными словами? ( нет, могут быть выражены и вводными предложениями) 5) приведите примеры из домашнего упр. 373 замены вводных слов близкими по значению вводными предложениями. 6) закончите предложение: «Так же, как и вводные слова, выделяются запятыми обычно и…» (междометия, и слова ДА, НЕТ) 7) Как выделяются вводные слова и предложения при произнесении и на письме? (паузами, понижением тона, сравнительно быстрым произнесением; на письме – выделительными знаками препинания)
Учитель: Мы повторили теоретический материал, данный в учебнике.
В общем-то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вводных словах и предложениях допускается большое количество ошибок? Каковы трудности при выделении вводных слов? Это проблема, которую мы должны с вами разрешить, выполнив ряд заданий.
Запишем сегодняшнее число и тему урока. Итак, нам помогает найти вводное слово интонация.
3. Практическая часть (слайд 2)
У вас на столах есть карточки № 1 с предложениями. Упражнение проводим в парах. Прочитайте задания , распределите в своей паре функции и выполняйте в тетрадях.
Задание 1. Работа по карточкам с дифференцированным заданием.
- выразительно, с правильной интонацией прочитать предложение;
- найти вводное слово;
- списать и расставить знаки препинания
Предложения для анализа.
(слайд 3)
Пожалуй ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка.
(слайд 4)
Музыка без сомнения делает человека добрее, благороднее, красивее.
(слайд 5)
Главным в музыке конечно же всегда остается человек – его мысли, его чувства, его отношение к окружающему миру.
(слайд 6)
По мнению Чайковского для композитора необходима боль познания чужих бед.
(слайд 7)
К сожалению есть люди, которых хорошая музыка никак и ничем не увлекает и не волнует.
Учитель: Легко ли было найти вводные слова в данных предложениях по интонации?
Вывод 1: На письме, когда знаки препинания не поставлены, затрудняется нахождение вводных слов по интонации.
Учитель: Что же тогда нужно, чтобы найти в предложении вводные слова?
Вывод 2: Чтобы найти вводные слова, нужно знать, какие именно слова могут выступать в роли вводных.
(слайд 8) Совершенно верно. А теперь поиграем. Необходимо как можно больше назвать вводных слов с разными значениями. ( Игра “Кто больше?”)
- – уверенности; сомнения, предположения;
- - различных чувств;
- - источника сообщения;
- - порядка мыслей, их связи;
- - замечания о способах оформления мыслей.
Но и здесь возникает трудность: в учебнике список вводных слов очень ограничен.
Задание 3. Записать предложение: (слайд 9)
Музыка, согласитесь, входит в нашу жизнь с детских лет.
Найти вводное слово, определить, к какой группе по значению относится. (Примечание: такой группы в учебнике нет).
Учитель: Кто нашел в дополнительной литературе, какое это вводное слово по значению, какие еще слова относятся к этой группе?
(Индивидуальное задание: рассказ о вводных словах, представляющих собой призыв к собеседнику.) (слайд 10)
Учитель: Теперь сопоставьте, сколько вы запомнили вводных слов, сколько их дано в учебнике и ту информацию, которую сообщили вам товарищи. Какой вывод можно сделать?
Вывод 3: Не все группы вводных слов по значению перечислены в учебнике. (Есть вводные слова со значением оценки меры того, о чем говорится; степени обычности, выражения экспрессивности высказывания и т.д.)
Учитель: Следующая трудность, которая встречается при выделении вводных слов. Одни и те же слова могут выступать в роли вводного слова и членов предложения.
А теперь прослушайте индивидуальные задания, которые получили некоторые ребята: они должны были, пользуясь дополнительной литературой, справочниками, подготовить выступления о вводных словах и схожих с ними по звучанию членах предложения.
(слайд 11) о слове «однако»
(слайд 12) о слове «наконец»
(слайд 13) о слове «значит»
(слайд 14) о слове «действительно»
(слайд 15) о словах, которые ВСЕГДА являются вводными и выделяются запятыми
(слайд 16) о словах, которые не являются вводными словами и не выделяются
МОЖЕТ и МОЖЕТ БЫТЬ, ДОЛЖНО БЫТЬ, КАЖЕТСЯ
физминутка
(слайд 17) Задание 3. Устный пунктуационный разбор.
Сравнить предложения, ответить на вопрос: почему в одном предложении это слово выделено запятыми, а в другом нет?
а) Без музыки я не мыслю творческой жизни, без нее не может быть фантазии и окрыленности.
б) Быть может, я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку.
(С. Т. Коненков, скульптор )
– Какой вывод напрашивается в результате этого анализа?
(слайд 18)
– Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?
Вывод 4: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.
Задание 4. Работа с таблицей
Обобщим, какие трудности встречаются при нахождении и выделении вводных слов с помощью плаката (слайд 19)
“Трудности при выделении вводных слов”:
- Помогает найти вводное слово особая интонация.
- На письме нахождение вводного слова по интонации затруднено.
- Нужно знать, какие слова могут быть вводными. В учебнике ограничен перечень вводных слов.
- Одни и те же слова могут выступать в роли вводного слова и членов предложения. Попробовать исключить из предложения.
Задание 5. Цифровой диктант, который позволит каждому проверить свое умение различать вводные слова и омонимичные им члены предложения.
Учитель диктует предложения, учащиеся должны указать номера предложений с вводными словами.
- Настроение, которое выражает и создает музыка, может быть веселым и грустным, спокойным и взволнованным.
- Хотя рожок – простой музыкальный инструмент, играть на нем, однако, не простое занятие.
- Дирижер взмахнул палочкой, и наконец чудесные звуки музыки наполнили зал.
- Во время концерта Никколо Паганини на его скрипке лопнули струны, осталась только одна струна, однако Паганини продолжал играть так, что никто этого не заметил.
- Музыка, казалось, звучала везде, и от нее на душе становилось светлее, радостнее.
(Ключ: 2,5)
Задание 6. Решим несколько пунктуационных задач. На столах у вас лежит карточка №2 и к ней опорные карточки.
1) Записать предложения, сделать пунктуационный разбор. (слайд 20)
а) Многие предпочитают слушать не серьезную музыку, а, напротив, легкую, развлекательную. – Музыка не должна только развлекать, а наоборот, мы должны, слушая ее, учиться думать, сопереживать.
(Примечание: если допущена ошибка в пунктуации при вводном слове с союзом “а”, обратиться к опорной карточке (ОК) № 1)
б) Знаете ли вы, например, что предком органа был… водяной насос? – Не огорчайтесь, если сложные сочинения, например симфонии, не сразу покажутся вам понятными.
(Примечание: если не смогут правильно поставить знаки при вводных словах, обратиться к ОК № 2)
ОК № 1
/опорная карточка/
Союз “а” / реже “но”/ не отделяются запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое: а значит, а впрочем, а наоборот и т. д.
Для проверки нужно изъять из предложения вводное слово: если при этом структура предложения не нарушится, то союз не связан с вводным словом и отделяется от него запятой, в противном случае – нет.
ОК № 2
/опорная карточка/
Если слова например, в частности, главным образом, допустим, скажем и т. п. стоят в начале уточняющего или присоединительного оборота, то они выделяются вместе со всем оборотом, т. е. после них запятая не ставится.
Пример: Некоторые вещества, например сахар, легко растворяются в воде.
Учитель: О чем говорит выполненная работа? Какой еще вывод можно записать в нашу таблицу?
Вывод: некоторые правила выделения вводных слов остаются за рамками учебника.
Задание 7. Тесты.
Задание 8. Укажите, какая ошибка, приведшая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания. Расставьте знаки препинания так, чтобы предложение приобрело смысл.
Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях. ( Рябчики, говорят охотники, любят дремать на деревьях.)
Задание 9. Работа с текстом с последующей самопроверкой
Петр Ильич Чайковский
Проходит время, но Чайковский и его музыка не забываются а наоборот все больше людей узнает и любит этого композитора. В чем же тут дело? Я думаю прежде всего в том, что Чайковский, создавая музыку, думал о тех, кто должен ее услышать. Чайковский написал во-первых девять опер во-вторых семь симфоний в-третьих три балета наконец сонаты романсы концерты всего конечно не перечислишь. И всегда он умел найти и рассказать правду. Правда безусловно заключается в том, что человек должен быть сильным и справедливым гордым и счастливым верным в дружбе. Великого русского композитора П. И. Чайковского знают и любят во всем мире. И мы можем гордиться, что в его музыке бьется сердце России. Задание: расставить в тексте знаки препинания, подчеркнуть вводные слова и предложения.
4. Итог урока (слайд 21)
Алгоритм Обобщение учителя о необходимости обращения к дополнительной литературе с целью расширения и углубления знаний.
(слайд 22) Домашнее задание: написать небольшое сочинение - рассуждение на лингвистическую тему “Для чего нужны вводные слова в предложении ” .
Предварительный просмотр:
Закрепление темы «Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них»
(слайд 1)
Цели и задачи:
- повторить и обобщить сведения о вводных словах и вводных предложениях;
- дать понять ученикам, что материал учебника по данной теме ограничен, приучать их работать с дополнительной и справочной литературой с целью углубления знаний;
Оборудование: компьютер, документ-камера, экран, мультимедиапроектор, презентация, карточки-задания, опорные карточки, компьютер, документ-камера, выставка справочников по русскому языку, дополнительной литературы по теме урока.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Предварительная домашняя работа: индивидуальные задания: найти в справочниках, учебных пособиях сведения о вводных словах и предложениях, которых нет в школьном учебнике.
Ход урока.
1. Оргмомент
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха.
На сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим сведения о вводных словах и вводных предложениях.
2. Повторение теоретических сведений.
Чтобы успешно выполнить практические задания, вспомним теоретический материал и проведём блиц-опрос. 1) какие слова называются вводными? ( это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает) 2) вводные слова являются членами предложения? ( вводные слова не являются членами предложения) 3) какие значения вводных слов вы знаете? (различная степень уверенности, различные чувства, источник сообщения, порядок мыслей и их связь, замечания о способах оформления мыслей) 4) эти значения могут быть выражены только вводными словами? ( нет, могут быть выражены и вводными предложениями) 5) приведите примеры из домашнего упр. 373 замены вводных слов близкими по значению вводными предложениями. 6) закончите предложение: «Так же, как и вводные слова, выделяются запятыми обычно и…» (междометия, и слова ДА, НЕТ) 7) Как выделяются вводные слова и предложения при произнесении и на письме? (паузами, понижением тона, сравнительно быстрым произнесением; на письме – выделительными знаками препинания)
Учитель: Мы повторили теоретический материал, данный в учебнике.
В общем-то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вводных словах и предложениях допускается большое количество ошибок? Каковы трудности при выделении вводных слов? Это проблема, которую мы должны с вами разрешить, выполнив ряд заданий.
Запишем сегодняшнее число и тему урока. Итак, нам помогает найти вводное слово интонация.
3. Практическая часть (слайд 2)
У вас на столах есть карточки № 1 с предложениями. Упражнение проводим в парах. Прочитайте задания , распределите в своей паре функции и выполняйте в тетрадях.
Задание 1. Работа по карточкам с дифференцированным заданием.
- выразительно, с правильной интонацией прочитать предложение;
- найти вводное слово;
- списать и расставить знаки препинания
Предложения для анализа.
(слайд 3)
Пожалуй ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка.
(слайд 4)
Музыка без сомнения делает человека добрее, благороднее, красивее.
(слайд 5)
Главным в музыке конечно же всегда остается человек – его мысли, его чувства, его отношение к окружающему миру.
(слайд 6)
По мнению Чайковского для композитора необходима боль познания чужих бед.
(слайд 7)
К сожалению есть люди, которых хорошая музыка никак и ничем не увлекает и не волнует.
Учитель: Легко ли было найти вводные слова в данных предложениях по интонации?
Вывод 1: На письме, когда знаки препинания не поставлены, затрудняется нахождение вводных слов по интонации.
Учитель: Что же тогда нужно, чтобы найти в предложении вводные слова?
Вывод 2: Чтобы найти вводные слова, нужно знать, какие именно слова могут выступать в роли вводных.
(слайд 8) Совершенно верно. А теперь поиграем. Необходимо как можно больше назвать вводных слов с разными значениями. ( Игра “Кто больше?”)
- – уверенности; сомнения, предположения;
- - различных чувств;
- - источника сообщения;
- - порядка мыслей, их связи;
- - замечания о способах оформления мыслей.
Но и здесь возникает трудность: в учебнике список вводных слов очень ограничен.
Задание 3. Записать предложение: (слайд 9)
Музыка, согласитесь, входит в нашу жизнь с детских лет.
Найти вводное слово, определить, к какой группе по значению относится. (Примечание: такой группы в учебнике нет).
Учитель: Кто нашел в дополнительной литературе, какое это вводное слово по значению, какие еще слова относятся к этой группе?
(Индивидуальное задание: рассказ о вводных словах, представляющих собой призыв к собеседнику.) (слайд 10)
Учитель: Теперь сопоставьте, сколько вы запомнили вводных слов, сколько их дано в учебнике и ту информацию, которую сообщили вам товарищи. Какой вывод можно сделать?
Вывод 3: Не все группы вводных слов по значению перечислены в учебнике. (Есть вводные слова со значением оценки меры того, о чем говорится; степени обычности, выражения экспрессивности высказывания и т.д.)
Учитель: Следующая трудность, которая встречается при выделении вводных слов. Одни и те же слова могут выступать в роли вводного слова и членов предложения.
А теперь прослушайте индивидуальные задания, которые получили некоторые ребята: они должны были, пользуясь дополнительной литературой, справочниками, подготовить выступления о вводных словах и схожих с ними по звучанию членах предложения.
(слайд 11) о слове «однако»
(слайд 12) о слове «наконец»
(слайд 13) о слове «значит»
(слайд 14) о слове «действительно»
(слайд 15) о словах, которые ВСЕГДА являются вводными и выделяются запятыми
(слайд 16) о словах, которые не являются вводными словами и не выделяются
МОЖЕТ и МОЖЕТ БЫТЬ, ДОЛЖНО БЫТЬ, КАЖЕТСЯ
физминутка
(слайд 17) Задание 3. Устный пунктуационный разбор.
Сравнить предложения, ответить на вопрос: почему в одном предложении это слово выделено запятыми, а в другом нет?
а) Без музыки я не мыслю творческой жизни, без нее не может быть фантазии и окрыленности.
б) Быть может, я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку.
(С. Т. Коненков, скульптор )
– Какой вывод напрашивается в результате этого анализа?
(слайд 18)
– Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?
Вывод 4: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.
Задание 4. Работа с таблицей
Обобщим, какие трудности встречаются при нахождении и выделении вводных слов с помощью плаката (слайд 19)
“Трудности при выделении вводных слов”:
- Помогает найти вводное слово особая интонация.
- На письме нахождение вводного слова по интонации затруднено.
- Нужно знать, какие слова могут быть вводными. В учебнике ограничен перечень вводных слов.
- Одни и те же слова могут выступать в роли вводного слова и членов предложения. Попробовать исключить из предложения.
Задание 5. Цифровой диктант, который позволит каждому проверить свое умение различать вводные слова и омонимичные им члены предложения.
Учитель диктует предложения, учащиеся должны указать номера предложений с вводными словами.
- Настроение, которое выражает и создает музыка, может быть веселым и грустным, спокойным и взволнованным.
- Хотя рожок – простой музыкальный инструмент, играть на нем, однако, не простое занятие.
- Дирижер взмахнул палочкой, и наконец чудесные звуки музыки наполнили зал.
- Во время концерта Никколо Паганини на его скрипке лопнули струны, осталась только одна струна, однако Паганини продолжал играть так, что никто этого не заметил.
- Музыка, казалось, звучала везде, и от нее на душе становилось светлее, радостнее.
(Ключ: 2,5)
Задание 6. Решим несколько пунктуационных задач. На столах у вас лежит карточка №2 и к ней опорные карточки.
1) Записать предложения, сделать пунктуационный разбор. (слайд 20)
а) Многие предпочитают слушать не серьезную музыку, а, напротив, легкую, развлекательную. – Музыка не должна только развлекать, а наоборот, мы должны, слушая ее, учиться думать, сопереживать.
(Примечание: если допущена ошибка в пунктуации при вводном слове с союзом “а”, обратиться к опорной карточке (ОК) № 1)
б) Знаете ли вы, например, что предком органа был… водяной насос? – Не огорчайтесь, если сложные сочинения, например симфонии, не сразу покажутся вам понятными.
(Примечание: если не смогут правильно поставить знаки при вводных словах, обратиться к ОК № 2)
ОК № 1
/опорная карточка/
Союз “а” / реже “но”/ не отделяются запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое: а значит, а впрочем, а наоборот и т. д.
Для проверки нужно изъять из предложения вводное слово: если при этом структура предложения не нарушится, то союз не связан с вводным словом и отделяется от него запятой, в противном случае – нет.
ОК № 2
/опорная карточка/
Если слова например, в частности, главным образом, допустим, скажем и т. п. стоят в начале уточняющего или присоединительного оборота, то они выделяются вместе со всем оборотом, т. е. после них запятая не ставится.
Пример: Некоторые вещества, например сахар, легко растворяются в воде.
Учитель: О чем говорит выполненная работа? Какой еще вывод можно записать в нашу таблицу?
Вывод: некоторые правила выделения вводных слов остаются за рамками учебника.
Задание 7. Тесты.
Задание 8. Укажите, какая ошибка, приведшая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания. Расставьте знаки препинания так, чтобы предложение приобрело смысл.
Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях. ( Рябчики, говорят охотники, любят дремать на деревьях.)
Задание 9. Работа с текстом с последующей самопроверкой
Петр Ильич Чайковский
Проходит время, но Чайковский и его музыка не забываются а наоборот все больше людей узнает и любит этого композитора. В чем же тут дело? Я думаю прежде всего в том, что Чайковский, создавая музыку, думал о тех, кто должен ее услышать. Чайковский написал во-первых девять опер во-вторых семь симфоний в-третьих три балета наконец сонаты романсы концерты всего конечно не перечислишь. И всегда он умел найти и рассказать правду. Правда безусловно заключается в том, что человек должен быть сильным и справедливым гордым и счастливым верным в дружбе. Великого русского композитора П. И. Чайковского знают и любят во всем мире. И мы можем гордиться, что в его музыке бьется сердце России. Задание: расставить в тексте знаки препинания, подчеркнуть вводные слова и предложения.
4. Итог урока (слайд 21)
Алгоритм Обобщение учителя о необходимости обращения к дополнительной литературе с целью расширения и углубления знаний.
(слайд 22) Домашнее задание: написать небольшое сочинение - рассуждение на лингвистическую тему “Для чего нужны вводные слова в предложении ” .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Вводные слова и предложения» (Тема пройден,но...)
Цель данного урока - обобщить изученный материал о вводных словх и предложениях, формировать у учащихся потребность самостоятельно пополнять свои знания. ...
Презентация к уроку по русскому языку в 8 классе "Вводные слова и предложения"
Данная презентация рассчитана на два урока и поможет учащимся понять данную тему....
Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"
Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Вводные слова и предложения. Обращения."
Систематизировать и обобщить знания по темам "Вводные слова и предложения", "Обращения"....
Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями
Предложенная презентация напоминает о необходимости отличать вводные слова и сочетания от слов и сочетаний, не являющихся таковыми, и в зависимости от этого правильно ставить знаки препинания. В матер...
Осложняющие предложение конструкции. Вводные слова и предложения.
Формирование знаний и умений на уроке организовано посредством применения разноуровневых заданий, через поэтапное усложнение мыслительной деятельности с применением таксономии Блума. Данный урок, в си...
Осложняющие предложение конструкции. Вводные слова и предложения.
Тема: Осложняющие предложение конструкции. Вводные слова и предложения.Цели:- формирование умений различать виды осложнений в предложении через ис...
Комментарии
Благодарность
С интересом познакомилась с