Урок в 6 классе "Притяжательные местоимения. Речевой этикет"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Ким Зоя Чан-Намовна

Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений (урок в 6 классе с применением информационных технологий)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_6.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 6-м классе  

 Тема: "Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений"

Тип урока:  урок обучения умениям и навыкам

Форма урока: комбинированный

Речевая разминка

  1. Цифровая таблица
  2. Буквенная таблица
  3. Хоровое чтение
  4. Скороговорки
  5. Подбери антонимы
  6. Собери пословицу

5 минут

Вступительное слово учителя

Понятие: ты-вы-общение

- Сегодня мы познакомимся с очередным разрядом местоимений и продолжим изучать речевой этикет: а именно, правила вежливого общения.

Но сначала вспомним:

Что такое местоимение?

Сколько разрядов у местоимений?

Разряды каких местоимений мы уже изучили?

Назовите личные местоимения.

Почему они называются личными?

Вспомним местоимения второго лица. Назовите их.

Только ли для множественного числа употребляется местоимение “вы”? Действительно, местоимение “вы” - это вежливая форма обращения к человеку. В речевом этикете, ребята, существуют понятия:

ТЫ-общение и ВЫ-общение, т.е. с одними людьми мы можем общаться, используя местоимение “ты”, а с другими мы можем общаться, используя местоимение только “вы”.

От чего это зависит? Ты - или вы-общение зависит от того, к кому вы обращаетесь? Или от ситуации общения? А может быть так, что в одной ситуации вы говорите человеку “ты”, а в другой “вы”?

(Ученики приводят примеры).

Практикум

Молодцы, привели удачные примеры. Не забывайте о вежливости никогда, общаетесь ли вы с человеком на “ты” или на “вы”.

Работа с материалом, записанным на доске:

Т…атр открывается!

 К началу всё готово!

 Б…леты предл..гаются

 За вежливое слово.

- Ка(сс, с)а, выдай мне б…лет!

 - Ваше вежл…вое слово!

 - (У) меня такого нет.

 - Ах, (у) вас такого нет?

 (Не) получите б…лет!

Спишите, вставляя пропущенные буквы, и раскройте скобки. Подчеркните местоимения зелёной пастой, укажите, каким членом предложения они являются, надпишите падежи.

Какое из местоимений указывает на принадлежность?

На какой вопрос оно отвечает?

Как называются прилагательные, отвечающие на вопросы: чей? Чья? Чьи?

Сможете ли вы ответить, какие местоимения называются притяжательными?

Виртуальный урок

Давайте поучаствуем в виртуальном уроке на эту тему.

Проблемный вопрос

Как вы думаете, почему на одном уроке встретились притяжательные местоимения и этикет? (Внешнее проявление внутренней культуры, умение вежливо общаться связано с умением правильно употреблять местоимения.)

Когда мы пользуемся местоимениями ты, твой - Вы, Ваш?

Работа с таблицей «Употребление местоимений»

Обратимся к таблице. Употребление местоимений Вы, Ваш уместно:        Употребление местоимений ты, твой уместно:

1) по отношению к незнакомому, малознакомому адресату;        1) по отношению к хорошо знакомому адресату;

2) в официальной обстановке общения;        2) в неофициальной обстановке общения;

3) при подчёркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату;        3) при дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату;

4) по отношению к равному и старшему (по возрасту, по положению) адресату.        4) по отношению к равному и младшему адресату.

Обратимся к записанному нами четверостишию.

Вежливым ли было обращение к кассиру?

Ролевая игра: ситуация

Разыграйте по ролям в парах ситуацию общения  

1 пара – вам нужно разыграть ситуацию «В гардеробе»

2 пара – «Социальный педагог»

Две пары учеников представляют (в ролях) коммуникативную ситуацию. Учитель вместе с классом анализирует её, обращая внимание на средства речевого воздействия.

Используйте формы выражения просьбы и благодарности (на доске)

  образцы поздравлений

А теперь обратим внимание на образцы поздравлений:

Дорогой Миша!Поздравляем тебя с Новым годом! Желаем здоровья, счастья, успехов в учёбе!Твои друзья Никита и Денис.

Уважаемая Наталья Петровна! С Днём 8 Марта Вас поздравляет шестой  класс!Ваши ученики.

Дорогая бабушка! Поздравляем тебя с днём рождения! Желаем многих лет жизни, счастья, здоровья! Крепко целуем.Твои внуки Лиля и Саша.

Беседа о правильном оформлении поздравления.

Ребята, при оформлении поздравления очень важно вежливо обратиться к человеку, которого поздравляете. Если это взрослый человек, ваш учитель, мы обращаемся: уважаемый Иван Иванович, уважаемая Нина Михайловна…

Если это ваш родственник, можно обратиться: дорогой дедушка, любимая мама… Дальше следует само поздравление: поздравляю с днём рождения, поздравляю с Новым годом… Далее обязательны пожелания: традиционно желают здоровья, успехов в работе или учёбе, счастья…. Местоимения Вы, Ваш, Вам в знак уважения пишется с большой буквы. Поздравление обязательно подписывается, ставится дата.

Практикум

 учащимся предлагается написать поздравление официальному лицу (руководителю кружка, библиотекарю, учителю) или неофициальному (маме, сестре, другу) с использованием личных и притяжательных местоимений. Оформить поздравление на самодельной открытке.

Подведение итогов

Что вы узнали о притяжательных местоимениях? Об особенности употребления местоимений ты(твой) – Вы (Ваш)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Значение уроков литературы в формировании речевого этикета школьников"

Сведения об авторе:Калашникова Зинаида Абдуваитовна, учитель высшей категории МОУ-СОШ№2 муниципального образования – город Армавир, Отличник народного просвещения, стаж педагогической деятельнос...

Урок в 11 классе "Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях"

Интегрированный урок (русский язык, основы православной культуры. информатика)...

Урок знакомства с речевым этикетом при изучении притяжательных местоимений

материал может использоваться на уроках по русскому языку и на классных часах...

Разработка урока по русскому языку "Речевой этикет <<Шаг навстречу>>"

Данная разработка посвящена актуальной теме речевого этикета и позволяет, используя методические возможности преподавания русского языка, воспитывать культуру поведения, толерантность, внимательное от...

Конспект урока "Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений", 6 класс.

Интересная подача материала по теме "Притяжательные местоимения"....

Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....