Урок знакомства с речевым этикетом при изучении притяжательных местоимений
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
материал может использоваться на уроках по русскому языку и на классных часах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_znakomstva.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок знакомства с речевым этикетом при изучении притяжательных
местоимений
Урок начинается с традиционной постановки целей:
- Сегодня мы познакомимся с очередным разрядом местоимений и вспомним некоторые правила вежливого общения.
Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
- Не удивляйтесь такому началу. Сегодняшний урок – своеобразный театр, на сцене которого действующими лицами будут Грамматика и Этикет.
- Что же такое грамматика? Что такое этикет?
Учитель предлагает двум-трем учащимся найти значения этих слов в словарях.
Наблюдение над новым материалом:
Текст - на интерактивной доске:
- Ка(с,сс)а, выдай мне билет!
- Ваше вежл..вое слово!
- (У) меня такого нет.
- Ах, (у) вас такого нет?
(Не) получите б…лет.
Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
Найдите местоимения.
Какое из них указывает на принадлежность?
На какой вопрос оно отвечает?
Как называются прилагательные, отвечающие на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?
Сможете ли вы ответить: что же такое притяжательные местоимения? Сверим нашу формулировку с учебником.
А что такое этикет?
Как вы думаете, знание этикета нужно только дипломатам?
Как вы думаете, почему на одном уроке встретились притяжательные местоимения и этикет? (Внешнее проявление внутренней культуры, умение вежливо общаться связано с умением правильно употреблять местоимения.)
Когда мы используем местоимения ты, твой - Вы, Ваш? Обратимся к таблице.
Употребление место- Употреблений место-
имения Вы, Ваш уместно имения ты, твой уместно 1)по отношению к незнакомому, 1)по отношению к хорошо
малознакомому адресату, знакомому адресату,
2) в официальной обстановке отношения, 2)в неофициальной обстановке
3) при подчеркнуто вежливом, сдержанном 3)при дружеском, фамильяр-
отношении к адресату ном, интимном отношении,
4) по отношению к равному и старшему 4)по отношению равному и
(по возрасту, положению) адресату. младшему адресату.
- Об особенностях использования местоимений и вежливых слов вы можете узнать из книг, представленных на нашей выставке.
Обратимся к записанному нами четверостишию.
Вежливым было обращение к кассиру? Разыграйте по ролям в парах ситуацию общения «У кассы» (в кинотеатре, театре, на стадионе, вокзале, в аэропорту).
Какую форму обращения вы используете? Какие местоимения вам понадобятся? Какие формы выражения просьбы (пожалуйста, будьте добры, разрешите попросить) и благодарности (спасибо, благодарю) вы используете?
Две-три пары учеников представляют (в ролях) коммуникативную ситуацию. Учитель вместе с классом анализирует ее, обращая внимание на средства речевого воздействия.
Обращение к тексту на доске:
Вежл..вость предпол..гает искусство человеч..ского общения. В разных языках встр..чается множ..ство вариантов вежл..вого обр..щения, иногда очень странных, на наш взгляд. Так, в Италии вежл..вым обр..щением было Ваша светлость, Ваша честь, Ваша вл..детельность .
Вставьте пропущенные буквы.
Найдите притяжательные местоимения, подчеркните их. Выделите окончания притяжательных местоимений. Что они образуют?
Выделите окончания притяжательных местоимений?
Просклоняйте: ваша большая корзина, твой голубой шарф.
Подведение итогов:
- Что вы узнали о притяжательных местоимениях? Об особенности употребления местоимений ты (твой) - Вы (Ваш)?
Для работы дома учащимся предлагается написать поздравление официальному лицу (руководителю кружка, библиотекарю, учителю) или неофициальному (маме, сестре, другу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 6 классе "Притяжательные местоимения. Речевой этикет"
Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений (урок в 6 классе с применением информационных технологий)...
Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений
Открытый урок "Речевой этикет"...
Конспект урока "Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений", 6 класс.
Интересная подача материала по теме "Притяжательные местоимения"....
Актуальность обучения школьников речевому этикету при изучении иностранных языков.
В статье обосновывается необходимость обучать школьников речевому этикету....
Изучение речевого этикета на уроках русского, английского и французского языка
Стендовый доклад на семинаре....
Конспект занятия по курсу "Уроки общения" Тема: "Речевой этикет"
Цель: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека...
Урок по русскому языку в 6 классе "Притяжательные местоимения"
Урок изучения нового материала...