Урок знакомства с речевым этикетом при изучении притяжательных местоимений
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Миронова Валентина Евгеньевна

материал может использоваться на уроках по русскому языку и на классных часах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_znakomstva.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок знакомства с речевым этикетом при изучении притяжательных  

                                               местоимений

Урок начинается с традиционной постановки целей:

- Сегодня мы познакомимся с очередным разрядом местоимений и вспомним некоторые правила вежливого общения.

                                                   Театр открывается!

К началу всё готово!

Билеты предлагаются

                                                 За вежливое слово.

- Не удивляйтесь такому началу. Сегодняшний урок – своеобразный театр,  на сцене которого действующими лицами будут Грамматика и Этикет.

- Что же такое грамматика? Что такое этикет?

Учитель предлагает двум-трем учащимся найти значения этих слов в словарях.

Наблюдение над новым материалом:

Текст - на интерактивной доске:

- Ка(с,сс)а, выдай мне билет!

- Ваше вежл..вое слово!

- (У) меня такого нет.

- Ах, (у) вас такого нет?

(Не) получите б…лет.

Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

Найдите местоимения.

Какое из них указывает на принадлежность?

На какой вопрос оно отвечает?

Как называются прилагательные, отвечающие на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?

  Сможете ли вы ответить: что же такое притяжательные местоимения?  Сверим нашу формулировку с учебником.

А что такое этикет?

 Как вы думаете, знание этикета нужно только дипломатам?

 Как вы думаете, почему на одном уроке встретились притяжательные местоимения и этикет? (Внешнее проявление внутренней культуры,  умение вежливо общаться связано с умением правильно употреблять местоимения.)

 Когда мы используем местоимения ты, твой - Вы, Ваш? Обратимся к таблице.

Употребление место-                                                       Употреблений место-

имения Вы, Ваш уместно                                                 имения ты, твой уместно      1)по отношению к незнакомому,                                  1)по отношению к хорошо

малознакомому адресату,                                                знакомому адресату,

2) в официальной обстановке отношения,             2)в неофициальной обстановке

3) при подчеркнуто вежливом, сдержанном          3)при дружеском, фамильяр-

отношении к адресату                                                  ном, интимном отношении,

4) по отношению к равному и старшему                4)по отношению равному и

(по возрасту, положению) адресату.                         младшему адресату.

- Об особенностях использования местоимений и вежливых слов вы можете узнать из книг, представленных на нашей выставке.

Обратимся к записанному нами четверостишию.

Вежливым было обращение к кассиру? Разыграйте по ролям в парах ситуацию общения «У кассы» (в кинотеатре, театре, на стадионе, вокзале, в аэропорту).

Какую форму обращения вы используете? Какие местоимения вам понадобятся? Какие формы выражения просьбы (пожалуйста, будьте добры, разрешите попросить) и благодарности (спасибо, благодарю) вы используете?

Две-три пары учеников представляют (в ролях) коммуникативную ситуацию. Учитель вместе с классом анализирует ее, обращая внимание на средства речевого воздействия.

                                     Обращение к тексту на доске:

Вежл..вость предпол..гает искусство человеч..ского общения. В разных языках встр..чается множ..ство вариантов вежл..вого обр..щения, иногда очень странных, на наш взгляд. Так, в Италии вежл..вым обр..щением было Ваша светлость, Ваша честь, Ваша вл..детельность .

Вставьте пропущенные буквы.

Найдите притяжательные местоимения, подчеркните их. Выделите окончания притяжательных местоимений. Что они образуют?

Выделите  окончания притяжательных местоимений?

Просклоняйте: ваша большая корзина, твой голубой шарф.

Подведение итогов:

- Что вы узнали о притяжательных местоимениях?  Об особенности употребления местоимений ты (твой) - Вы (Ваш)?

Для работы дома учащимся предлагается написать поздравление официальному  лицу (руководителю кружка, библиотекарю, учителю) или неофициальному (маме, сестре, другу).       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе "Притяжательные местоимения. Речевой этикет"

Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений (урок в 6 классе с применением информационных технологий)...

Конспект урока "Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений", 6 класс.

Интересная подача материала по теме "Притяжательные местоимения"....

Актуальность обучения школьников речевому этикету при изучении иностранных языков.

В статье обосновывается необходимость обучать школьников речевому этикету....

Конспект занятия по курсу "Уроки общения" Тема: "Речевой этикет"

Цель: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека...