Рабочая программа по русскому языку , 5 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основании следующих документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения.
2. Программы средней общеобразовательной школы « Русский язык. 5-11 классы татарских школ». Авторы – составители: Л.З. Шакирова, Н.Н.Фаттахова, Р.Ю. Закирова, З.Ф.Юсупова. Программа допущено МО РТ.
Издательство «Магариф», Казань, 2003 г.
3. Учебного плана МБОУ «Бурдинская СОШ».
Количество часов -140, в неделю - 4 часа. (35 уч. нед.)
Согласно учебному плану для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы общего образования, на изучение русского языка в 5 классе отводится 105 часов , то есть 3 часа в неделю.
В программе средней школы “Русский язык. 5-11 классы татарских школ” на изучение русского языка в 5 классе отводится 170 часов , то есть 5 часов в неделю.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Бурдинская СОШ» рабочая программа рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю), т.к. 1 час в неделю (35 ч. в год) выделен из компонента образовательногоучреждения. В календарно-тематическом плане данные часы отводятся для изучения программного материала.
Распределение часов по разделам курса произведено самостоятельно. При составлении рабочей программы в последовательность изучения тем внутри раздела «Фонетика. Графика. Культура речи», «Текст»внесены незначительные изменения в соответствии с учебником.
Раздел «Текст» рассредоточен в соответствии с изучаемым языковым материалом.
В программе соблюдены принципы преемственности и системности. В 5 классе учащиеся, опираясь на знания, полученные в 1-4 классах, совершенствуют навыки и умения по разделам «Текст», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика», «Фонетика. Графика», «Орфоэпия и орфография», «Морфемика. Словообразование», «Морфология». При изучении материалов учитывается особенности родного языка школьников и возможности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_._11-12_5_klass.doc | 351.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты освоения материала | Вид контроля, измерители | Дата проведения | ||
план | факт. | ||||||||
Язык – важнейшее средство человеческого общения. Общение. Язык и речь. (1 ч.) | |||||||||
1 | Язык – важнейшее средство общения. Диалогическая и монологическая речь. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Содержание и структура учебного комплекса по русскому языку для 5 класса. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Богатство русского языка. | Знать, что язык – универсальное средство общения, средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения к другому. | Ответить на вопросы. | I четверть 02.09 | ||
Повторение изученного в 1-4 классах. (2ч.) | |||||||||
2 | Повторение пройденного в 4 классе. Звуки и буквы. Состав слова. Орфограмма. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Произношение и правописание слов с безударными гласными в корне. Произношение и правописание слов со звонкими и глухими согласными. Произношение слов с согласными ж, ш, ч, щ. Состав слова. | Знать произношение трудных для учащихся татар звуков в составе слова; правописание слов с проверяемыми гласными и согласными. Уметь выделять в словах окончание, корень, суффикс и основу. | Фонетический и морфемный разбор. | 05.09 | ||
3 | Повторение морфологии. Части речи – имя существительное, имя прилагательное, глагол | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Части речи. Основные признаки существительных, прилагательных, глаголов. Согласование существительных с прилагательными. | Знать изученные части речи по общему грамматическому значению. Уметь определять основные признаки имен существительных, прилагательных, глаголов и пользоваться этими знаниями. | Морфологический разбор. | 06.09 | ||
Синтаксис и пунктуация. Культура речи. (18 ч.) + Текст. (15 ч.) | |||||||||
4 | Синтаксис и пунктуация. Слово и словосочетание. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Основные признаки словосочетания, смысловая и грамматическая связь в словосочетаниях. Последовательность выделения словосочетаний в предложениях. | Знать определение словосочетания, строение словосочетания. Уметь вычленять словосочетания из предложений, ставить вопросы, устанавливать смысловую и грамматическую связь, производить синонимическую замену словосочетаний. | Зрительный диктант. | 07.09 | ||
5 | Предложение. | 1 | Комбинированный урок. | Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других единиц. Грамматическая основа предложения. | Знать основные признаки предложения; что составляет грамматическую основу предложения; что основа предложения может состоять из одного и двух главных членов. Уметь находить основу предложения. | Составление рассказа по картинам. | 09.09 | ||
6 | Развитие речи. Текст. (23 ч.) Текст 23/1 | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Текст как речевое произведение. Сопоставление разные по смыслу предложения и предложения, организующие связное высказывание. Работа с текстом. | Знать определение текста, его признаки. Уметь доказать принадлежность к тексту, определять грамматическую и смысловую связь предложений в тексте. | Словарный диктант. | 12.09 | ||
7 | Развитие речи. Тема и основная мысль текста. Текст 23/2 | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Осмысление, раскрытие тему высказывания, членение текста; подбор заголовок. | Уметь определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок; членить текст на смысловые части и составлять план. | Тест. | 13.09 | ||
8 | Виды предложения по цели высказывания. Повествовательные предложения. | 1 | Комбинированный урок. | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные. Сфера использования, их роль в тексте. | Знать виды предложений по цели высказывания, особенности интонации; распознавать их интонационно. Уметь правильно произносить повествовательные предложения. | Разбор по членам предложения. | 14.09 | ||
9 | Развитие речи. №1 Сочинение-описание картины И.И.Левитана «Золотая осень» Текст 23/3 | 1 | Урок развития речи. | Описание как тип речи. Смысловое, композиционное и стилистическое единство текста сочинения. | Уметь создавать текст заданного стиля, редактировать текст. Уметь выбрать языковые средства в зависимости от цели, темы. | Сочинение №1 | 16.09 | ||
10 | Вопросительные предложения. | 1 | Комбинированный урок. | Способы образования вопросительных предложений: частица ли, вопросительные слова, интонация. Логическое ударение в предложениях. | Знать способы образования вопросительных предложений, особенности интонации вопросительных предложений. Уметь составлять вопросительные предложения и правильно интонировать их. | Творческий диктант. | 19.09 | ||
11 | Побудительные предложения. | 1 | Комбинированный урок. | Виды предложений по эмоциональной окраске. Интонационные и смысловые особенности побудительных предложений. | Знать особенности интонации побудительных предложений. Уметь распознать побудительные предложения, углубить и закрепить знания по видам простых предложений. | Тест. | 20.09 | ||
12 | Развитие речи. Смысловые части текста. План. Текст 23/4 | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Членение текста на смысловые части; составление простого плана; средства связи в предложениях. | Знать средства связи предложений в тексте. Уметь членить текст на смысловые части; составлять простой план в форме повествовательных и вопросительных предложений. | Работа с текстом. | 21.09 | ||
13 | Развитие речи. Речевой этикет. Выражение просьбы. Текст 23/5 | 1 | Урок развития речи. | Формулы этикета: выражение просьбы. Составление текста, который выражает просьбу. | Знать формулы этикета. Уметь использовать в устной и письменной речи формулы этикета. | Словарный диктант. | 23.09 | ||
14 | Развитие речи. Связь предложений в тексте. Текст 23/6 | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Средства связи предложений в тексте: повтор слов, синонимы и местоимения. Разбор текстов. | Знать средства связи предложений в тексте. Уметь правильно определить способ связи. | Анализ текста. | 26.09 | ||
15 | Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. | 1 | Комбинированный урок. | Признаки главных членов предложения. Способы выражения подлежащих и сказуемых. | Знать главные члены предложения. Уметь устанавливать грамматическую основу предложений; употреблять в устной и письменной речи предложения с подлежащими, выраженными собственными, нарицательными именами существительными м.р., ж.р., ср,р. и местоимениями. | Синтаксический разбор предложений. | 27.09 | ||
16 | Развитие речи. №1 Изложение. (Упр. 122.) Текст (23/7) | 1 | Урок развития речи. | Чтение текста. Составление плана. Пересказ текста. Работа над изложением. | Уметь понимать содержание текста, определять его тему, основную мысль, рассказать, исходный текст по смысловым частям, передавать подробно содержание текста. | Изложение №1. | 28.09 | ||
17 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 | Комбинированный урок. | Второстепенные члены предложения. Способы выражения дополнения: распространенные предложения с дополнениями, выраженными существительными и местоимениями в разных падежных формах. | Знать определение дополнения, способы его выражения и графическое обозначение дополнения. Уметь находить дополнение в предложении, отличать прямое дополнение от подлежащего. | Творческий диктант. | 30.09 | ||
18 | Обстоятельство. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Способы выражения обстоятельств, их виды; распространенные предложения с обстоятельствами, выраженными наречиями и существительными с предлогами | Знать определение обстоятельства, способы его выражения и графическое обозначение, определять виды обстоятельств. Уметь находить обстоятельства, определять способ выражения. | Придумать предложения по схемам. | 03.10 | ||
19 | Определение. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Способы выражения определений. Соотношение морфологического (падежного) и синтаксического (смыслового) вопросов к определению (в случаях их несовпадения). | Знать способы выражения определения. Уметь находить определение в предложении; употреблять в устной и письменной речи распространенные предложения с определениями, выраженными прилагательными и местоимениями (притяжательными и указательными). | Работа по карточкам | 04.10 | ||
20 | Нераспространенные и распространенные предложения. Творческий диктант. | 1 | Комбинированный урок. | Научить устанавливать грамматическую основу предложений; распространять предложения. | Знать в чем отличие между нераспространенными и распространенными предложениями. Уметь различать нераспространенные и распространенные предложения; распространять предложения. | Творческий диктант. | 05.10 | ||
21 | Развитие речи. Типы речи. Повествование. Текст 23/8 | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Типы речи; основная мысль текста; признаки повествовательного текста. | Знать типы речи; понимать зависимость типа речи от содержания. Уметь определять в тексте тип речи; устанавливать композиционные особенности текста повествования; сжато пересказать текст, сохраняя его строение и используя простейшие способы связи предложений; конструировать концовку текста. | Составление плана и пересказ текста по плану. Книга «Русская речь» стр.9, упр. 20.,70,138. | 07.10 | ||
22 | Развитие речи. Описание. Текст 23/9. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Описание предмета. Строение текста описания. Научное и художественное описание. Виды описания. | Знать типы речи. Уметь устанавливать композиционные особенности текста описания; составлять тексты описания; сжато пересказать текст, сохраняя его строение и используя простейшие способы связи предложений. | «Риторика. 5 класс» стр.14, упр 14 составить по данному плану текст. | 10.10 | ||
23 | Творческий диктант. Анализ диктанта. | 1 | Урок применения знаний и умений. | Главные и второстепенные члены предложения. Знаки конца предложения. Изученные правила орфографии | Уметь анализировать текст с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности. | Диктант. Самостоятельная работа. | 11.10 | ||
24 | №1. Контрольный диктант по теме "Главные и второстепенные члены предложения". | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Главные и второстепенные члены предложения. Знаки конца предложения. | Уметь записывать аудируемый текст в соответствии с нормами письма, выполнять различные виды языкового разбора. | Контрольный диктант №1. | 12.10 | ||
25 | Работа над ошибками. Предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами. | 1 | Комбинированный урок. | Анализ текста. Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. | Уметь анализировать текст; интонационно правильно употреблять в устной речи предложения с однородными членами, правильно согласовывать сказуемое-глагол с однородными подлежащими; переводить с родного на русский язык предложения со сказуемым-глаголом при однородных подлежащих. | Дополнить предложения однородными членами, составить схемы предложений. | 14.10 | ||
26 | Развитие речи. Выражение приветствия. Текст 23/10 | 1 | Урок развития речи | Формулы этикета: приветствие. Слова, которые помогают выражать приветствие. | Знать значение слова этикет. Уметь использовать в устной и письменной речи формулы этикета. | Работа по карточкам. | 17.10 | ||
27 | Развитие речи. №2 Изложение. (упр. 151). Текст 23/11 | 1 | Урок развития речи | Композиция повествования. План как средство внутренней организации текста | Знать особенности повествования как типа речи, его композицию. Уметь строить текст повествования, составлять план текста повествовательного характера. | Изложение №2 | 18.10 | ||
28 | Разбор простого предложения. Предложения с обращениями. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Предложения, осложненные обращением. Обращение, выраженное словом или сочетанием слов. Знаки препинания в предложениях с обращениями. Схема разбора простых предложений. Члены предложения. | Знать, что такое обращение, роль обращения в речи; порядок разбора простого предложения. Уметь составлять предложения с обращениями; различать обращение и подлежащее, соблюдать звательную интонацию при чтении предложений с обращениями; правильно разбирать простое предложение. | Тест. | 19.10 | ||
2930 | Развитие речи. №2 Сочинение - описание картины А.А.Пластова «Первый снег» Текст 23/12,13 | 2 | Уроки развития речи | Тип речи – описание. Особенности описания. Композиционная схема описания | Знать композиционные особенности описания. Уметь создавать текст описания | Сочинение №2. | 21.10 24.10 | ||
31 | Развитие речи. Письмо. Поздравление.
Текст 23/14 | 1 | Урок развития речи | Формулы этикета: поздравление, письмо. | Уметь использовать в устной и письменной речи формулы этикета; составлять тексты поздравления и благодарности. | Написать письмо. | 25.10 | ||
32 | Простые и сложные предложения. Сложные предложения с союзами и, а, но. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Простые и сложные предложения. Грамматическая основа предложений. Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП. | Знать признаки сложного предложения. Уметь отличать простое предложение от сложного, выделять в них грамматические основы, характеризовать предложение по количеству грамматических основ; различать простое предложение с однородными членами, соединенными одиночным союзом и, и сложное предложение с союзом и; ставить запятую в сложных предложениях с союзами. | Конструирование сложных предложений (упр.187). | 26.10 | ||
33 | Сложные предложения со словами что, чтобы, где, когда, который. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение СПП, средства связи его частей. | Знать структуру СПП, средства связи его частей. Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы; употреблять в правильной форме слово который. | Предупредительный диктант. | 28.10 | ||
34 | Повторение. Разбор сложного предложения. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Сложные и простые осложненные предложения. Знаки завершения предложения, разделительные и выделительные знаки препинания. Разбор предложений по схеме. | Знать порядок разбора сложного предложения. Уметь: правильно разбирать сложное предложение; строить сложное предложение по заданной схеме. | Составить предложения по схеме. | II четверть 08.11 | ||
35 | Развитие речи. №3 Изложение. «Догадливая белка» (Упр. 165) Текст 23/15 | 1 | Урок развития речи. | Текст с цепной связью предложений. Смысловое, композиционное и стилистическое единство текста. | Уметь разбивать текст на смысловые части, составлять простой план, определять тему и основную мысль, воспроизводить текст письменно. | Изложение №3. | 09.11 | ||
36 | Прямая речь. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Диалог. Этика общения. Знаки препинания при диалоге и прямой речи. | Уметь определять слова автора, прямую речь; ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью; выразительно читать предложения с прямой речью. | Самостоятельная работа по упр.200. | 11.11 | ||
Лексика. Культура речи (5 ч.) + Текст (1 ч.). | |||||||||
37 | Слово и его лексическое значение. Словари. Однозначные и многозначные слова | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Лексикология как раздел лингвистики. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Слово – основная единица языка и речи. Отличие слова от других языковых единиц. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Однозначные и многозначные слова | Знать, что такое лексическое и грамматическое значение слова; понятие «словарный запас»; виды толковых словарей. Уметь различать лексическое и грамматическое значение слов, пользоваться толковым словарем, владеть основными способами объяснения лексического значения слова, определять значение многозначного слова. | Словарный диктант. | 14.11 | ||
38 | Прямое и переносное значение слов. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов. Прямое и переносное значение слов. | Знать понятия «прямое и переносное значение слова». Уметь замечать слова, имеющие переносное значение; воспринимать их выразительную функцию в речи; пользоваться толковым словарем, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. | Работа по рисункам. | 15.11 | ||
39 | Синонимы. | 1 | Комбинированный урок. | Синонимы как слова, близкие и тождественные по лексическому значению. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов русского языка и их использование. Наблюдение за использованием синонимов в художественных текстах. | Знать определение синонимов; различение слов-синонимов по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой неоднородности. Уметь подбирать синонимы к данному слову, строить синонимический ряд, пользоваться словарем синонимов, употреблять синонимы в речи. | Творческая работа по упр. 232. | 16.11 | ||
40 | Антонимы. Повторение и систематизация изученного. | 1 | Комбинированный урок. | Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в художественных текстах. | Знать, что такое антонимы; их стилистическую роль. Уметь пользоваться словарем антонимов, находить антонимы в тексте, употреблять в речи | Занимательная лексика. игра «Кто больше?» | 18.11 | ||
41 | Контрольная работа по теме «Лексика». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Простые и сложные предложения. Лексика. | Уметь определять лексическое значение слов; употреблять слова в речи в соответствии с их лексическим значением. | Тест. | 21.11 | ||
42 | Развитие речи. Работа над ошибками. Понятие о рассказе. Текст 23/16 | 1 | Комбинированный урок. | Работа над ошибками. Рассказ. Особенности его структуры. | Знать значение слова рассказ. Уметь определить рассказ; составлять рассказ по теме и сюжетным картинам. | Зрительный диктант. | 22.11 | ||
Фонетика. Графика. Культура речи (8ч.). | |||||||||
43 | Звуки речи. Гласные и согласные звуки. | 1 | Комбинированный урок. | Звуки гласные и согласные. Ударные и безударные гласные. Согласные и гласные звуки. Различение буквы и звука. | Знать различие между буквой и звуком; гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные; твердые и мягкие согласные. Уметь устанавливать значение звуков в образовании слов; различать гласные и согласные. | Словарный диктант. | 23.11 | ||
44 | Гласные звуки. Слог. | 1 | Комбинированный урок. | Гласные звуки, их произношение; членить слова на слоги; обратить внимание на правила переноса слов. Гласные ударные и безударные. | Знать особенности образования гласных звуков, различия между ударными и безударными звуками. Уметь выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику, правильно произносить гласные звуки, делить слова на слоги для переноса. | Зрительный диктант. | 25.11 | ||
45 | Ударение. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Особенности ударения в русском языке. Ударные и безударные слоги. Ударение как средство различения слов (замОк-зАмок) и форм одного слова. | Знать разноместность, подвижность ударения в русском языке; омоформы. Уметь определять место ударения, различать ударные и безударные слоги; употреблять в речи формы слов в соответствии с акцентными нормами русского языка. | Словарный диктант. | 28.11 | ||
46 | Согласные звуки, их произношение. | 1 | Комбинированный урок. | Согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Смыслоразличительная роль звука. | Знать особенности образования согласных звуков, произношение согласных звуков. Уметь различать на слух и правильно произносить согласные звуки в составе слов; различать согласные звуки [б ] и [ в], правильно про износить [ с ] и [ц ];[ ш ],[ч ], [щ ] | Выборочный диктант. | 29.11 | ||
47 | Звонкие и глухие согласные. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Согласные звонкие и глухие. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости. Оглушение и озвончение согласных звуков. | Знать звонкие и глухие согласные, сонорные согласные. Уметь различать на слух и правильно произносить звонкие и глухие согласные в составе слов, словосочетаний и предложений. | Тест. | 30.11 | ||
48 | Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Согласные твердые и мягкие. Сопоставлять запись слова в транскрипции с орфографической записью. Парные твердые и мягкие согласные. Твердые ж,ш,ц и мягкие ч,щ,й. | Знать различие между твердыми и мягкими согласными, непарные по твердости и мягкости, (особое внимание звуку й). Уметь различать твердые и мягкие согласные, правильно произносить согласные звуки в составе слов; пользоваться орфографическим и орфоэпическим словарем. | Работа по карточкам. | 02.12 | ||
49 | Графика. Звуки и буквы. Алфавит. Значения букв я,ю,е,ё. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Графика как раздел науки о языке. Звуки и буквы. Алфавит. | Знать алфавит; правильное название букв; в каких позициях е, ё, ю, я обозначают один звук и в каких – два. Уметь выполнять фонетический разбор слов с буквами е, ё, ю, я; правильно читать слова с е,ё,ю,я; правильно соотносить в словах звуки и буквы; пользоваться порядком букв в алфавите. | Составление предложений. Отгадывание загадок. | 05.12 | ||
50 | №2 Контрольный диктант по теме «Фонетика». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Звуки и буквы. Согласные и гласные. Твердые и мягкие. Звонкие и глухие. | Уметь записывать аудируемый текст в соответствии с нормами письма. | Контрольный диктант №2. | .06.12 | ||
Орфоэпия и орфография. Культура речи. (8 ч.). | |||||||||
51 | Гласные после шипящих. Правописание безударных гласных в корне слова. (П 63) | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Правописание гласных после шипящих (жир, щука, шить, чудо). Буквы ш и щ: произношение. Правописание безударных гласных в корне слов, проверяемых (примерять - мерить) и не проверяемых ударением (винегрет, пескарь). Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. | Знать предмет изучения орфоэпии и орфографии; правописание гласных после шипящих; правила правописания гласных в корне. Уметь произносить и обозначать на письме гласные а,и,у после шипящих ж,ш,ч,щ; употреблять их в речи; произносить и писать слова с безударными гласными в корне слова; подбирать проверочные слова; или изменять форму слова; пользоваться орфографическим словарем.. | Словарный диктант. | 07.12 | ||
52 | Обозначение мягкости согласных на письме (ь знак, буквы е,ё,ю,я) (П 60) | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Обозначение мягкости согласных на письме. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на письме (конь). Буквы е,ё,ю,я для обозначения мягкости согласных (мяч, люк, лён) | Знать обозначение мягкости согласных на письме, функцию ь. Уметь правильно писать слова с мягкими согласными обозначать их мягкость при помощи букв ь и е,ё,ю,я; различать двойную роль букв е,ё,ю,я (для обозначения 2-х звуков и мягкости согласных). | Самостоятельная работа. | 09.12 | ||
53 | Произношение и правописание звонких и глухих согласных и сочетаний согласных чк, чн ,нч, нщ, рщ. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Произношение и правописание звонких и глухих согласных. Озвончение (косьба-ко(з)ба, вокзал). Оглушение (зуб, род). Произношение и правописание сочетаний согласных чк, чн ,нч, нщ, рщ. | Знать значение слов озвончение и оглушение; правописание сочетаний чк, чн ,нч, нщ, рщ. Уметь правильно произносить и писать слова с сочетаниями чк, чн ,нч, нщ, рщ ; правильно произносить и писать слова со звонкими и глухими согласными; различать на слух звонких и глухих согл-х (проверяемых и непроверяемых); подбирать проверочное (однокоренное) слово или изменять форму слова. | Диктант «Проверяю себя» | 12.12 | ||
54 | Буквы и и ы после ц. (п.72) | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Правописание гласных и и ы после ц в корне, окончаниях и суффиксах. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции. | Знать правописание и и ы после ц. Уметь произносить и правильно писать буквы и и ы после ц; соотносить правописание букв и и ы с морфемным строением слова | Самостоятельная работа. | 13.12 | ||
55 | Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Тренировать в применении правила проверки непроизносимых согласных на письме. Удвоенные согласные. Правильное произношение и правописание слов с удвоенными согласными. | Знать правописание непроизносимых и удвоенных согласных. Уметь опознавать орфограмму в слове, проверять непроизносимые согласные в корне, правильно читать слова с долгими согласными, обозначенными двумя одинаковыми буквами. | Словарный диктант. | 14.12 | ||
56 | Буквы ъ и ь, не обозначающие звуков. (по Ладыженской п.11.,стр.22.) | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Закрепление навыков произношения и правописания слов с Ъ и Ь. Морфемный разбор. | Знать произношение и правописание слов с Ъ и Ь. Уметь различать функции ь: Ь – разделительный знак и Ь – показатель мягкости согласных; соотносить правописание ъ с морфемным строением слова. | Словарный диктант. | 16.12 | ||
57 | Фонетический разбор. | 1 | Урок применения знаний и умений. | Порядок фонетического разбора. Характеристика звуков. Устный и письменный разбор. Повторение: звуко-буквенный анализ слов; воспроизведение орфографических правил; нахождение в словах орфограмм. | Знать порядок фонетического разбора. Уметь производить устный и письменный фонетический разбор слов; правильно писать слова с изученными видами орфограмм; умение находить и исправлять орфографические ошибки; правильно произносить слова. | Фонетический разбор слов. Ответы на контрольные вопросы. | 19.12 | ||
58 | Систематизация и повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Звук – основная единица языка. Обобщение сведений о звуках речи и их классификации, изменение звуков в речевом потоке. Правописание гласных и согласных в корне. | Уметь сопоставлять звук и букву, свободно пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями, безошибочно писать, соблюдая языковые нормы. | Тест. | 20.12 | ||
Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи. (8 ч.) | |||||||||
59 | Изменение и образование слов. | 1 | Комбинированный урок. | Морфемное строение слова. Морфема – минимальная значимая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание). Изменение и образование слов. | Знать основные морфемы слова. Уметь различать однокоренные слова и формы слова, производить морфемный разбор. | Самостоятельная работа по каточкам. | 21.12 | ||
60 | Основа и окончание слова. (п 65,66) | 1 | Комбинированный урок. | Основа слова как выразитель лексического значения слова. Окончание как изменяемая морфема и как средство для образования форм слова и связи между словами в словосочетании и предложении. Нулевое окончание. | Знать способы словоизменения. Уметь находить в словах морфемы; выделять в слове окончание и основу; определять, какое грамматическое значение выражает окончание. | Самостоятельная работа (разбор по составу слова). | 23.12 | ||
61 | Корень слова. Правописание безударных гласных в корне. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Корень - главная и обязательная часть слова. Смысловая общность однокоренных слов. Правописание безударных гласных в корне. | Знать определение корня, однокоренных слов, способы проверки слов с орфограммами в корне. Уметь находить, подбирать, образовывать однокоренные слова, различать однокоренные слова и слова с корнями-омонимами, понимать, что родственные слова имеют общность в лексическом значении | Пересказать содержание текста упр.263. | 26.12 | ||
62 | Буквы ё – о после шипящих в корне. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Правописание гласных о и ё после шипящих в корне слова (шорох шорохи, шёпот-шептать) | Знать правописание о и ё после шипящих. Уметь опознавать орфограмму в корне; видеть «сигналы» для орфограммы (безударное положение, позицию после шипящих), безошибочно писать. | Словарный диктант. | 27.12 | ||
63 | Суффикс. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Образование слов с помощью суффиксов. Смысловое значение наиболее употребительных суффиксов: обозначение людей по роду занятий, по профессии (-чик, -щик, -ник, -тель), обозначение лиц женского пола (-к, -ниц, -иц), по месту жительства, уменьшительно-ласкательные. | Знать образование слов с помощью суффиксов. Уметь выделять в словах суффиксы; определять смысловое значение суффикса и подбирать слова с таким же суффиксом; образовывать слова с помощью указанных суффиксов. | Разбор по составу слова. | 28.12 | ||
64 | Приставка. Правописание приставок | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Приставка как словообразовательная морфема и как значимая часть слова. Одинаковые по звучанию приставки и предлоги. Правописание гласных и согласных в приставках, не изменяющихся на письме в зависимости от произношения(за-,над-,надо-,под-,подо-,на-,в-,во-,до-,про-). Буквы з и с в приставках. | Знать образование слов с помощью приставок и правописание приставок. Уметь выделять в словах приставки, определять смысловое значение приставки и подбирать слова с такой же приставкой; разграничивать приставки и предлоги. | Буквы ё – о в корне после .шипящих. | III четверть 13.01 | ||
65 | Разбор слова по составу. Повторение | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Членение слова на морфемы. Морфемные словари русского языка. Морфемные словари. | Уметь разбирать по составу слова, относящиеся к различным частям речи, с указанием характерных морфем; находить орфограммы в морфемах, сопоставлять слова, имеющие одинаковые корни. | Работа по карточкам. | 16.01 | ||
66 | №3 Контрольный диктант по теме «Орфоэпия и орфография». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Диктант. Выполнение грамматических заданий. | Уметь записывать аудируемый текст в соответствии с нормами письма, выполнять различные виды языкового разбора. | Контрольный диктант №3. | 17.01 | ||
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное и его употребление в речи. (10ч.) + Текст (1ч.) | |||||||||
67 | Имя существительное как часть речи. | 1 | Комбинированный урок. | Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки существительного, его роль в предложении, употребление в речи, способы образования существительных. | Знать морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении. Уметь употреблять существительные в предложении в роли подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства и обращения; использовать лексический повтор существительного для связи предложений в тексте. | Распределительный диктант. | 18.01 | ||
68 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 | Комбинированный урок. | Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. | Знать деление существительных на собственные и нарицательные. Уметь правильно употреблять в устной и письменной речи собственные и нарицательные имена существительные, учитывая значение слова. | Работа с текстом по упр. 386. | 20.01 | ||
69 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | Комбинированный урок. | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Грамматические различия одушевленных и неодушевленных существительных | Знать о связи категории одушевленности – неодушевленности с понятиями: живое, неживое. Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, находить прием олицетворения в художественных текстах; ставить вопросы к существительным. | Творческий диктант. | 23.01 | ||
70 | Род существительных. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Род как постоянный признак существительного. | Знать о принадлежности слова к одному из трех родов. Уметь определять род имени существительного, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия Яблоко). | Заполнить таблицу парами слов (по родам), разобрать эти слова по составу. | 24.01 | ||
71 | Имена существительные женского рода. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Имена существительные женского рода на –а, -я и с нулевым окончанием (с основой на мягкий согласный): вода, земля, речь, тетрадь. | Знать род существительных. Уметь определять род существительных по значению, форме именительного и родительного падежей, по суффиксам (-ость ж.р.); согласовывать существительные с глаголами и прилагательными в ж. роде. | Выборочный диктант. | 25.01 | ||
72 | Имена существительные мужского и среднего рода. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (на твердый и мягкий согласный, на -й); существительные м.р. на –а,-я. Имена существительные среднего рода на –о,-е; 10 существительных на –мя. | Знать род существительных. Уметь определять род существительных по значению, форме именительного и родительного падежей, по суффиксам (-арь,-тель- м.р.; -ство – с.р.); согласовывать существительные с глаголами и прилагательными в роде. | Сочинение на тему «Самое красивое и самое уродливое вокруг нас». | 27.01 | ||
73 | Род имён существительных с основой на шипящий. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Научить детей определять род имён существительных на шипящий. Правописание ь после согласных ж,ш,ч,щ. | Уметь определять род существительных с основой на шипящий; правильно писать и произносить существительные на ж,ш,ч,щ. | Творческий диктант. | 30.01 | ||
74 75 | Число иён существительных. Образование форм множественного числа некоторых существительных. | 2 | Урок ознакомления с новым материалом. | Число имен существительных. Образование множественного числа существительных с помощью окончаний –и,-ы (ж. и м.р.),-а,-я (м. и.с.р.). Существительные на –ьи,-ья. | Знать число существительных. Уметь образовывать формы множественного числа существительных и употреблять их в устной и письменной речи сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени, соблюдать орфоэпические нормы. | Составить рассказ о выдающихся людях села. | 31.01 01.02 | ||
76 | Повторение имен существительных. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Морфологические признаки имен существительных, их образование и правописание. Употребление в речи. | Уметь опознавать имена существительные на основе общего грамматического значения, синтаксической роли в предложении, типичных суффиксов и окончаний; образовывать имена существительные. | Тест. | 03.02 | ||
77 | Развитие речи. №4 Изложение Текст 23/17 | 1 | Урок развития речи. | Текст с цепной связью предложений. Смысловое, композиционное и стилистическое единство текста. | Уметь разбивать текст на смысловые части, составлять простой план, определять тему и основную мысль, воспроизводить текст письменно, не меняя стиль и тип речи. | Изложение №4 | 06.02 | ||
Глагол и его употребление в речи. (26 ч.) + Текст (5) | |||||||||
78 | Глагол как часть речи. | 1 | Комбинированный урок. | Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. | Уметь опознавать глагол на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли в предложении. | Анализ текста (упр.433). | 07.02 | ||
79 | Согласование сказуемого-глагола с подлежащим. | 1 | Комбинированный урок. | Согласование глагола-сказуемого с подлежащим. Построение распространенных двусоставных предложений с опорой на глагольное слово. | Уметь согласовывать сказуемое-глагол с подлежащим. | Составление рассказа по данному началу | 08.02 | ||
80 | Инфинитив. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Вопросы неопределённой формы глагола; показать, после каких слов и в каком контексте употребляется неопределённая форма глагола. Произношение и правописание глаголов неопределённой формы. Неопределенная форма глагола для выражения значений: начала, продолжения и конца действия, возможности действий, желания, просьбы и совета. | Знать на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы; правописание -ться и -тся. Уметь определять инфинитив по форме и вопросам; составлять словосочетания и предложения с глаголами в форме инфинитива; различать возвратные глаголы и употреблять их в речи. | Творческое списывание | 10.02 | ||
81 | Глаголы движения. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Употребление глаголов идти, ехать, бежать для однонаправленного движения; ходить, бегать, ездить - в оба конца. | Знать значение глаголов движения: в одном направлении и в оба конца. Уметь устанавливать основные лексические значения глаголов движения и дифференцировать их по способу перемещения; употреблять бесприставочные глаголы движения в речи. | Составление предложений по рисункам. | 13.02 | ||
82 | Возвратные глаголы. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Возвратные глаголы с –ся, -сь. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов | Знать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики. Уметь образовывать возвратные глаголы; употреблять их в речи. | Выборочный диктант. | 14.02 | ||
83 | Правописание –тся, -ться. | 1 | Комбинированный урок. | Глаголы с –ться, -тся; вопросы что делать? что сделать? Что делает? Морфема –яс и –сь. | Узнавать глагол в тексте. Уметь пользоваться алгоритмом правописания –ться и –тся в глаголах». | Творческий диктант. | 15.02 | ||
84 | Глаголы с приставками. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Основные лексические значения однокоренных глаголов с разными приставками. группировка глаголов, имеющих одинаковые приставки, по лексико-семантическому признаку. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов. | Знать способы образования глаголов. Уметь образовывать глаголы с различными приставками и объяснять их лексическое значение; употреблять глаголы с приставками в связной речи. | Конструирование предложений по рисункам. | 17.02 | ||
85 | Виды глагола. Понятие о видах глагола. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Дать понятие о совершенном и несовершенном виде глагола. Общее значение вида. | Знать, что глаголы различаются по видам, по вопросам и значениям, владеть способом действия по распознаванию вида глагола. Уметь отличать глаголы совершенного и несовершенного вида, употреблять их в речи. | Тест. | 20.02 | ||
86 | Видовые пары | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Способы образования видовых пар: приставками и суффиксами. | Знать способы образования видовых пар, распознавать виды глагола, объяснять разницу в грамматическом значении вида. Уметь правильно и уместно употреблять глаголы в речи со значением результативности и однократности действия, внезапности, неожиданности. | Самодиктант. | 21.02 | ||
87 | Глаголы совершенного вида с приставками. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Образование глаголов совершенного вида с приставками с-, на-, про-, раз-, рас-, по-, за-, вы-. Слова, которые употребляются с разными видами. | Знать об образовании видовых пар с помощью приставок. Уметь образовывать видовую пару с приставками; употреблять их в речи. | Самостоятельная работа по упр.488. | 22.02 | ||
88 | Глаголы несовершенного вида с суффиксами –ыва, -ива. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Образование видовых пар с помощью суффиксов–ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-.) Правописание гласных в суффиксах –ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-.).Закрепить навыки употребления глаголов совершенного вида со значением результативности и однократности действия, несовершенного вида – со значением повторяемости действия. | Знать суффиксы, присущие несовершенному виду глагола; правописание суффиксов в глаголах, способ действия при выборе гласной в суффиксе. Уметь правильно подбирать и объяснять суффикс глагола | Творческое списывание. Составление предложений. | 24.02 | ||
89 | Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида. | 1 | Урок применения знаний и умений. | Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида в связной речи. Сочетаемость глаголов СВ и НСВ с наречиями: всегда, весь день, каждый день, ежегодно, вдруг, сразу, неожиданно. | Уметь употреблять глаголы совершенного вида в предложениях и текстах для выражения действий, доведенных до предела; употреблять глаголы совершенного вида для выражения действий в их течении, длительности и регулярной повторяемости. | Составление рассказа о своем выходном дне. | 27.02 | ||
90 | Урок-практикум по теме «Виды глагола». | 1 | Урок применения знаний и умений. | Виды глагола. Образование видовых пар. | Уметь употреблять в устной и письменной речи глаголы совершенного и несовершенного вида. | Тест. | 28.02 | ||
91 92 | Развитие речи. №3 Сочинение по картине художника Ф.П.Решетникова «Опять двойка». Текст 23/18,19 | 2 | Урок развития речи. | Развивать связную речь учащихся, учить их излагать свои мысли последовательно. Предупреждение и устранение ошибок в написании слов активного словарного запаса. | Беседа по вопросам. Составление связанного текста на заданную тему. | Сочинение №3. | 29.02 02.03 | ||
93 | Время глагола. Настоящее время. | 1 | Комбинированный урок. | Время глагола. Настоящее время обозначает: 1) конкретные действие, происходящее в момент речи; 2) действие, совершающееся постоянно, в любое время. | Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола в настоящем времени. Уметь образовывать и употреблять в предложениях и текстах глаголы настоящего времени единственного и множественного числа. | Словарный диктант. | 05.03 | ||
94 | Изменение глаголов настоящего времени по лицам. | 1 | Комбинированный урок. | Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам. Виды глаголов в настоящем времени. | Знать личные окончания глаголов. Уметь безошибочно обозначать формы глаголов 2-го лица, уметь определять лицо глагола с помощью подстановки личного местоимения и по личным окончаниям глаголов, употреблять формы 2-го лица единственного числа с обобщенным значением в художественной речи | Составление рассказа по картине (упр.513.) | 06.03 | ||
95 | Будущее время. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Употребление в связной речи форм будущего времени (простого и сложного) с учётом видовой принадлежности глаголов. Простая и сложная форма будущего времени. | Знать способы образования форм будущего времени. Уметь образовывать простую и сложную форму будущего времени; разграничивать формы будущего сложного НСВ и будущего простого СВ; употреблять их в речи. | Перевод на русский язык (упр.522). | 07.03 | ||
96 | Спряжение глаголов. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | I и II спряжение глагола, глаголы-исключения. Способ определения спряжения глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Чередование согласных при спряжении глаголов. | Знать способы определения спряжения глаголов по ударным личным окончаниям и неопределенной форме. Уметь определять спряжение глагола, пользуясь алгоритмом; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глаголаов. | Контрольное осложнённое списывание. | 09.03 | ||
97 | Урок-практикум. Время и спряжение глагола. | 1 | Урок применения знаний и умений. | Время глагола. Образование временных форм. Спряжение глагола. | Узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; опознавать орфограммы глагола в соответствии с правилами. | Тест. | 12.03 | ||
98 | Правописание мягкого знака в глаголах во 2-м лице единственного числа. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Закрепление навыков написания безударных личных окончаний глаголов, употребляемых в связном тексте. | Знать правила о написании ь на конце глаголов 2-го лица; об употреблении глаголов этой формы в предложениях без подлежащего для выражения действия, относящегося ко всем лицам. Уметь выбирать орфограмму в глаголах с шипящим на конце; употреблять глаголы 2-го лица в речи. | Выборочный диктант. | 13.03 | ||
99 | Чередование согласных при спряжении глаголов. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Чередование согласных при спряжении глаголов (писать -пишу, возить - вожу); выделение корня. | Знать правописание слов с чередующимися согласными. Уметь выделять корень в словах с чередующимися согласными. | Составление рассказа по опорным словосочетаниям. | 14.03 | ||
100 | Прошедшее время. Изменение глагола прошедшего времени. | 1 | Комбинированный урок. | Прошедшее время глагола: значение, образование, изменение по родам и числам. Чередование звуков при образовании форм прошедшего времени. Суффикс –л. Гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени. Гласные перед суффиксом -л- в глаголах. | Знать изменение глагола прошедшего времени; правописание глагольных суффиксов и окончаний. Уметь образовывать формы прошедшего времени глагола, соблюдать нормы употребления глаголов в форме прошедшего времени, согласовывать глаголы в прошедшем времени с именами существительными. | Творческое списывание упр. 554. | 16.03 | ||
101 | Развитие речи. № 5 Изложение. (упр.549) Текст 23/20. | 1 | Урок развития речи. | Развивать связную речь учащихся, учить их излагать свои мысли последовательно. | Составление плана. Пересказ текста. Работа над изложением. | Изложение №5 | 19.03 | ||
102 | Работа над ошибками. Глаголы с частицей не. | 1 | Комбинированный урок. | Предупреждение и устранение ошибок в написании слов активного словарного запаса; расстановка знаков препинаний в простых предложениях. Не с глаголами; слитное (если слово без не не употребляется) и раздельное написание (в остальных случаях). | Знать правописание не с глаголами. Уметь употреблять в устной и письменной речи. | Составление словосочетаний и предложений. | 20.03 | ||
103 | Морфологический разбор глагола. | 1 | Урок применения знаний и умений. | Морфологические признаки глагола. Синтаксическая роль в предложении. Употребление глагола | Знать морфологические признаки глагола. Уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор глагола, определять его синтаксическую роль, употреблять в речи, соблюдая литературные нормы | Развёрнутые ответы на вопросы. | 21.03 | ||
104 | Повторение. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Морфологические признаки глагола, их образование и правописание. Употребление в речи. | Уметь опознавать глаголы на основе общего грамматического значения, синтаксической роли в предложении, типичных суффиксов и окончаний. | Тест. | 23.03 | ||
105 106 | Развитие речи. №4 Сочинение-описание по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели». Текст23/ 21,22. | 2 | Урок развития речи. | Развивать связную речь учащихся, учить их излагать свои мысли последовательно. | Беседа по вопросам. Составление связанного текста на заданную тему. | Сочинение №4 | IV четверть 02.04 03.04 | ||
107 | №4 Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Проверить знания учащихся о глаголе как части речи. | Уметь находить изученную часть речи; обосновывать правильность выбора орфограмм при написании глагола; использовать глагол в речи. | Контрольный диктант №4 | 04.04 | ||
108 | Развитие речи. Работа над ошибками. | 1 | Урок применения знаний и умений. | Предупреждение и устранение ошибок в написании слов активного словарного запаса и расстановки знаков препинания простых предложениях. | Составление словосочетаний и предложений. Составление рассказа со словами. | Индивидуальные работы. | 06.04 | ||
Практическое усвоение основных значений падежей. (13 ч.) + Текст (1 ч.) | |||||||||
109 | Склонение имён существительных 1 склонение. (П.105-106) | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Система падежей в русском языке. Типы склонений существительных: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение. Склонение женского и мужского рода на –а ( -я). | Знать способ определения 1 склонения; склонение по падежам существительных 1 скл. Уметь задавать падежные вопросы, безошибочно выбирать безударные гласные в падежных окончаниях. | Развёрнутые ответы на вопросы. | 09.04 | ||
110 | Существительные 2-го склонения. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Существительные 2-го склонения: м.р. с нулевым окончанием на твёрдый и мягкий согласный, ср. р. на –о,-е, слово путь. Место ударения при склонении по падежам. | Знать способ определения 2 склонения; склонение по падежам существительных 2 скл. Уметь задавать падежные вопросы, безошибочно выбирать безударные гласные в падежных окончаниях; место ударения. | Индивидуальные работы по карточкам. | 10.04 | ||
111 | Существительные третьего склонения. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Существительные 3-го склонения: ж.р. на ь. Склонение по падежам существительных 3 склонения. | Знать способ определения 3 склонения; склонение по падежам существительных 3 скл. Уметь задавать падежные вопросы, безошибочно выбирать окончаниях –и в П.п. | Составление рассказа по рисункам. С.222-223. | 11.04 | ||
112 | Значения падежей. Именительный падеж. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Значение падежей. Именительный падеж. Синтаксическая функция существительных в именительном падеже. | Знать форму именительного падежа всех существительных. Уметь употреблять в тексте существительные в именительном падеже в роли подлежащего, сказуемого и обращения; использовать повтор существительных при построении текста. | Творческий диктант. | 13.04 | ||
113 | Предложный падеж. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Предложный падеж с предлогами о (об), в, на. Синтаксическая роль существительных в предложном падеже. | Знать форму предложного падежа всех существительных. Уметь употреблять в тексте существительные в предложном падеже с предлогом на, в для обозначения места, с предлогом о (об) для обозначения предмета речи и мысли. | Составить предложения по упр. 592. | 16.04 | ||
114 | Развитие речи. №5 Устное сочинение-описание интерьера. Текст 23/23 | 1 | Урок развития речи. | Текст описания, использование существительных в тексте. | Уметь писать текст описания, используя существительные и согласовывая их с прилагательными. | Сочинение №5 | 17.04 | ||
115 | Винительный падеж. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Винительный падеж без предлога. Синтаксическая роль существительных в винительном падеже без предлога. Сочетание глаголов с существительными в винительном падеже без предлога. Винительный падеж без предлога и существительные в И.п. на вопрос что? | Знать форму винительного падежа всех существительных. Уметь употреблять в тексте существительные в винительном падеже без предлога для обозначения предмета, на который направлено действие. | Объяснительный диктант. | 18.04 | ||
116 | Винительный падеж с предлогами в, на, за, под, через. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Винительный падеж без предлога и с предлогом в, на, за, под, через. Синтаксическая роль существительных в винительном падеже с предлогами. | Знать форму винительного падежа всех существительных. Уметь употреблять в тексте существительные в винительном падеже: с предлогами в, на для обозначения места; с предлогами за, под, через для обозначения места. | Творческая работа (по упр611). | 20.04 | ||
117 | Дательный падеж без предлогов и с предлогами к и по. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Дательный падеж без предлогов и с предлогами к и по. Синтаксическая роль существительных в дательном падеже с предлогами и без предлогов. | Знать форму дательного падежа всех существительных. Уметь употреблять в тексте существительные в дательном падеже: без предлога для обозначения лица или предмета, для которого совершается действие; с предлогами к, по для обозначения места. | Перевод на русский язык. («Русская речь») | 23.04 | ||
118 | Творительный падеж без предлога и с предлогом с (со). | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Творительный падеж без предлогов и с предлогом с(со). Синтаксическая роль существительных в творительном падеже с предлогом с(со)и без предлогов. | Знать форму творительного падежа всех существительных. Уметь употреблять в тексте существительные в творительном падеже: без предлога для обозначения инструмента или орудия действия; с предлогом с(со) совместности. | Составление предложений по рисункам. | 24.04 | ||
119 | Творительный падеж с предлогами под, над, за, перед | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Творительный падеж с предлогами под, над, за, перед. Синтаксическая роль существительных в творительном падеже с предлогами под, над, за, перед. | Знать форму творительного падежа всех существительных. Уметь употреблять в тексте существительные в творительном падеже: с предлогами под, над, за, перед для обозначения места. | Творческий диктант. | 25.04 | ||
120 | Родительный падеж с предлогами от, из, с, до. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Родительный падеж без предлога и с предлогами от, из, с, до, у, около. Синтаксическая роль существительных в родительном падеже без предлога и с предлогами от, из, с, до, у, около. | Знать форму родительного падежа всех существительных. Уметь употреблять в тексте существительные в родительном падеже: без предлога для обозначения принадлежности, отсутствия предмета; с предлогами от, из, с, до, у, около для обозначения места. | Тест. | 27.04 | ||
121 | Имена существительные множественного числа. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Имена существительные множественного числа в тех же падежных значениях, в которых выступают существительные единственного числа. Синтаксическая роль существительных во множественном числе. Согласование со сказуемым. | Знать форму множественного числа всех существительных. Уметь употреблять в тексте имена существительные в различных падежах единственного и множественного числа с предлогами и без предлогов. | Развёрнутые ответы на вопросы. | 30.04 | ||
122 | Повторение имени существительного Урок – зачёт. | 1 | Комбинированный урок. | Повторение и систематизация полученных знаний. Проверить знания учащихся по грамматике и закрепить практические навыки, которые приобрели ученики при изучении склонений имен существительных. | Уметь опознавать имена существительные на основе общего грамматического значения, синтаксической роли в предложении, типичных суффиксов и окончаний; употреблять существительные во всех падежных формах. | Тест. | 02.05 | ||
Местоимение и его употребление в речи. (3 ч.) | |||||||||
123 | Местоимение. Личные местоимения | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Личные местоимения. Синтаксическая функция личных местоимений. | Знать особенности семантики местоимения как самостоятельной части речи, понимать соотнесенность местоимения с другими самостоятельными частями речи, их специфику, морфологические признаки и синтаксическую роль. Уметь опознавать личные местоимения в тексте | Выборочный диктант. | 04.05 | ||
124 | Склонение личных местоимений. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Изменение местоимений. Буква Н в местоимениях. Синтаксическая функция личных местоимений. Особенности местоимений его, её, их | Узнавать личные местоимения в тексте. Уметь правильно писать местоимения с предлогами; уметь употреблять личные местоимения в И.п. в роли подлежащего, в косвенных – в роли дополнения; склонять личные местоимения; согласовывать со сказуемыми в прошедшем времени. | Зрительный диктант. | 07.05 | ||
125 | Личное местоимение как средство связи предложений в тексте. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Личное местоимение как средство связи предложений в тексте. | Уметь употреблять личные местоимения 3-го лица ед. и мн. Числа как средство межфразовой связи. | Контрольные вопросы на стр.346, работа с текстом. | 08.05 | ||
Имя прилагательное и его употребление в речи. (6 ч.) | |||||||||
126 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Комбинированный урок. | Имя прилагательное как часть речи. Значение, основные морфологические признаки и синтаксическая функция прилагательных в предложении. | Знать морфологические признаки прилагательного, общее грамматическое значение, синтаксическую роль, аргументированно доказывать принадлежность слова к имени прилагательному. | Творческая работа по упр.650. | 11.05 | ||
127 | Согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. | 1 | Комбинированный урок. | Согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. | Знать морфологические признаки прилагательных. Уметь согласовывать прил. с существительными; устанавливать смысловую связь между прилагательным и существительным; определять в предложении имя прилагательное. | Объяснительный диктант. | 14.05 | ||
128 129 | Склонение имён прилагательных. | 2 | Урок ознакомления с новым материалом. | Склонение имён прилагательных с твердой и мягкой основой. Прилагательное в связной речи. Правописание окончаний имен прилагательных. | Знать склонение имен прилагательных. Уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях прилагательных; использовать прилагательные в связной речи. | Склонение прилагательных по падежам. | 15.05 16.05 | ||
130 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | Урок применения знаний и умений. | Морфологические признаки имени прилагательного. Синтаксическая роль в предложении. Употребление имен прилагательных. | Знать морфологические признаки имени прилагательного. Уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор прилагательного; определять его синтаксическую роль, употреблять в речи, соблюдая литературные нормы. | Морфологический разбор имени прилагательного. | 18.05 | ||
131 | Зачёт по теме « Имя прилагательное» | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Имя прилагательное. Согласование прилагательных с существительными. Склонение имён прилагательных. | Уметь использовать свои знания при выполнении тестовых заданий. | Тест. | 21.05 | ||
Наречие и его употребление в речи. (4 ч.) | |||||||||
132
| Понятие о наречии. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Понятие о наречии. Произношение некоторых наречий. Разряды наречий. | Узнавать наречие в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки наречия. Уметь сопоставлять наречия с другими частями речи. | Составление предложений по схемам. | 22.05 | ||
133 | Синтаксическая функция наречия в предложении. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Синтаксическая функция наречия. | Узнавать наречие в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки наречия. Уметь употреблять в речи словосочетания и предложения с обстоятельствами, выраженными наречиями, отвечающими на вопросы где? куда? откуда? | Перевод на татарский язык. | 23.05 | ||
134 | Правописание наиболее употребительных наречий. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Правописание наиболее употребительных наречий. | Знать правописание наречий. Уметь правильно писать наречия; пользоваться орфографическим словарем. | Тест. | 25.05 | ||
135 | Наречия как средство связи предложений. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Роль наречий в речи. Употребление наречий для связи предложений в тексте. | Уметь употреблять наречие как средство межфразовой связи в качестве общего второстепенного члена для нескольких предложений. | Работа с текстом. | 28.05 | ||
Повторение изученного за год. (5 ч.) | |||||||||
136 | Повторение морфологии. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Повторить и обобщить изученное. Имя существительное, глагол, прилагательное, наречие, местоимение как часть речи. | Знать морфологические признаки имени существительного, глагола, прилагательного, наречия; их роль в предложении. Знать изученные орфограммы Уметь употреблять части речи в текстах. | Тест. | 29.05 | ||
137 | №5 Итоговый контрольный диктант. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Проверка уровня усвоения полученных знаний. | Контроль умений и навыков. | Контрольный диктант №5 | 30.05 | ||
138 | Повторение синтаксиса и пунктуации. | 1 | Урок закрепления изученного. | Главные и второстепенные члены предложения. Осложненное простое и сложное предложение. Знаки препинания в них. | Знать, что изучают синтаксис и пунктуация. Уметь составлять простые и сложные предложения изученных видов, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила пунктуации, конструировать предложения. | Тест. | 31.05 | ||
139 | Повторение лексики. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Повторить и обобщить изученное по теме «Лексика». | Понимать значение термина «лексика». Уметь употреблять слова с учетом его смысловых, стилистических качеств, лексической сочетаемости; уметь пользоваться толковым словарем. | Тест. | |||
140 | Работа над ошибками. Повторение пройденного за год | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Повторение и закрепление полученных знаний. | Выразительное чтение стихотворения. Творческое списывание. | Знаки препинания при однородных членах. Вид и время глагола. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....