Правописание производных предлогов. Лабораторная работа. Урок в 6 классе.
план-конспект урока русского языка (6 класс) по теме
Данный урок проведён в 6 классе при изучении темы "Предлог"( учебник под редакцией М.В.Панова ). В ходе занятия ребята выполняют задания разной сложности. Особое внимание уделяется развитию связной речи уч-ся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proizvodnye_predlogi.rar | 118.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Правописание производных предлогов (6 класс, учебник М.В.Панова).
Лабораторная работа.
Цели:
Образовательные:
а) закрепить теоретические сведения о предлоге как служебной части речи,
б) совершенствовать умения и навыки:
- находить предлоги в тексте, различать производные предлоги и самостоятельные части речи;
- грамотно писать существительные с предлогами;
- правильно и уместно пользоваться нужными предлогами в речи.
Развивающие:
а) развитие связной речи учащихся.
в) развитие логических умений анализа и обобщения языкового материала.
Воспитательные:
а) через правильное употребление предлогов воспитывать культуру речи;
б) вырабатывать навыки работы в паре и в группе.
Оборудование: компьютер - физкультминутка, цветик - семицветик; портреты Вовы и Насти, «корзинки» для сбора слов, раздаточный материал.
План и ход урока
1.Лингвистическая разминка - «Вызов».
Чтение стихотворения (на доске).
–Согласны ли вы с высказыванием этой части речи?
Мы предлоги, предлоги, предлоги.
В языке существуем давно.
Но познать нас немногим, немногим
От природы, как видно, дано.
-К сожалению, предлоги «правы». Об этом говорит большое количество ошибок на их раздельное правописание.
- Чем объяснить эти затруднения?
-Докажите это на примере составленных дома предложений (упр. 242). Чтение предложений – диалогов.
(Например:
-В продолжении рассказа вы, ребята, узнаете о судьбе главных героев.
-В продолжение урока мы успеем прочитать этот рассказ, Алла Ивановна?)
Тему и цели урока называют уч-ся.
2. Слово учителя о типе урока – лабораторная работа.
-Вспомните, какие этапы бывают в лабораторной работе? (Гипотеза, опыт, вывод.)
-Была ли гипотеза уже на уроке? Какая?
3. Опыт № 1.
Гипотеза: Что такое предлог?
От каких частей речи образуется производный предлог?
В чём трудность изучения предлогов?
1)Рассказ уч-ся о предлоге (остальные слушают и заполняют схему – цветик – семицветик: лепестки – служебная часть речи, не изменяется, не член предложения, производные и непроизводные и т.п.).
В это время два человека работают у доски - собирают корзинки (производные предлоги и непроизводные предлоги с сущ.), составляют и записывают два предложения с любыми предлогами.
Производные предлоги непроизводные предлоги и сущ.
Загорал в течение недели, читал в продолжении повести, отсутствовал вследствие болезни, увидел в течении реки, поздравить по окончании концерта, встретились по приезде в город, определить по окончанию глагола, обсуждение по окончании доклада, обнаружил в предварительном следствии, не приезжал в течение трёх лет, молчал в течение нескольких минут.
2) Найдите среди данных словосочетаний:
А) слово с чередующейся гласной в корне (загорал);
Б) слова, в которых слабая позиция согласных по звонкости-глухости (город, вследствие),
В) определите вид связи во всех словосочетаниях ( управление).
.
3)Вывод: расшифровка цветика - семицветика – воспроизведение уч-ся.
4. Опыт № 2.
Гипотеза:
В каком стиле чаще используются производные предлоги?
Всегда ли оправдано их употребление?
1)Групповая работа (3-4 человека): творческая работа – составление диалога по образцу (упр.247 ).
Упражнение 247.
Прочитайте текст.
Жаркий летний день. Вова Бутусов идёт по улице, в руках у него два стаканчика мороженого. Он кричит:
-Настя, сейчас будем потреблять мороженое! Вследствие жары оно уже тает. Съедим побыстрее, ну прямо в течение пяти минут! Поддержишь предложение?
Настя Кувшинчикова обиделась:
-Почему ты так со мной разговариваешь?
-Да это я пошутил! Я сейчас был у Ивана Семёновича Полупшённого – вот и говорю как он. Он сейчас работает каким-то начальником и чувствует свою значимость.
-И вследствие этого предпочитает говорить тяжеловесно – книжно? – вступила в игру Настя.
-Какие здесь слова и обороты не годятся для разговорной речи? Какие предлоги утяжеляют её?
Придумайте свой диалог со словами, уместными в деловой речи и непригодными для разговора друзей.
Слова для творческой работы: в продолжение, в течение, вследствие, навстречу, по окончании, по приезде, по прибытии, благодаря.
Вывод: в разговорном стиле не всегда уместно употребление производных предлогов, т.к. они утяжеляют речь, делают её неживой, казённой.
2) Работа с текстом «Предлоги и стили речи» - собрать предложения ( «рассыпанный» текст). Групповая работа.
2)Разные предлоги тяготеют к различным стилям речи.4) Предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие, ввиду употребляются преимущественно в деловой речи: Вследствие недопоставок сырья были сорваны поставки по договорам. Ввиду крайней опасности учащиеся были эвакуированы из школы.1) Предлоги по окончании, по завершении, по достижении и другие закрепляются в книжно-деловом и научном стилях. 3)В разных пластах языка живут внешне похожие предлоги из-за, из-под, по-над, по-за.7) Первые два (из-за леса, из- под крыши) встречаются в литературном языке. 6)По-над, по-за – диалектные слова, то есть слова областного языка.5) Эти предлоги можно встретить в художественных произведениях, чаще всего в речи тех действующих лиц, которые говорят на диалекте или просторечии. ( Н.Ильина)
Правильный ответ - 2,4,1,3,7,6,5
-К какому стилю принадлежит данный текст? Какой тип речи представлен в тексте?
-Что из этого текста уже вам знакомо?
-Что узнали нового?
-Найдите в тексте сложноподчинённое предложение.
-Найдите в тексте слова, образованные способом сложения ( просторечие, книжно-деловой).
- В предложении «В разных пластах языка живут внешне похожие предлоги из-за, из-под, по-над, по-за» найдите словосочетание с видом связи примыкание ( внешне похожие).
- Почему в предложении№6 стоит тире?
В это время один человек у доски выполняет словообразовательный разбор слова областного, другой – синтаксический разбор 2-го предложения.
5. Физкультминутка для глаз (тема «Космос») – использована физкультминутка учителя И.А.Галкиной.
Работа с текстом научного стиля о звёздах (карточки), устно, работа в паре.
Докажите, что это текст. Определите стиль и тип речи.
Найдите предлоги в тексте, определите, какие они – производные или непроизводные.
1.Звезда – небесное тело, которое в результате собственного света представляется земному наблюдателю светлой точкой. 2.Невооружённым глазом можно увидеть до 5 000 звёзд, но благодаря изобретению зрительных труб было насчитано более 300 тысяч звёзд. 3. На самом деле число их превосходит десятки миллионов.
Вывод: производные предлоги чаще используются в деловой речи, нужно уметь правильно выбирать предлог, чтобы он не утяжелял речь. В устной речи, во время разговора с друзьями желательно не употреблять производные предлоги.
6. Итоги урока.
1)Рассказ о предлоге ( можно использовать цветок). Дополнение – примеры производных предлогов записать на листьях цветка.
Сравнить с цветком учителя – экран.
2)Фаза «Вызов»: «верно» или «неверно» (работа в паре).
- Слова вследствие и в течение всегда пишутся раздельно ( неверно).
- В словосочетании болеть в течение четверти в течение пишется раздельно, так это предлог (верно).
- Предлоги употребляются только в художественном стиле (неверно).
- В правописании предлогов ребята допускают много ошибок, так как часто путают их с другими частями речи (верно).
8. Рефлексия.
- Что было трудно на уроке?
- Что узнали нового?
- Над чем ещё нужно поработать на следующих уроках?
Домашнее задание: стр. 131-132 , по выбору: упр. 252 или упр.244 (составить по образцу свой диалог), рассказ о предлоге.
Захарчук А.И.,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ№2 г.Унеча
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа по русскому языку "Правописание производных предлогов"
Работа содержит тестовые задания. Практические упражнения по данной теме....
Контрольная работа по теме "Правописание производных предлогов, союзов и частиц"
Контрольная работа по теме "Правописание производных предлогов, союзов и частиц" разработана на два варианта по программе М.М.Разумовской....
Письменная работа по теме «Правописание производных предлогов»
Работа состоит из четырех заданий, в том числе включен и тест....
Правописание производных предлогов, союзов. Разработка урока по русскому языку в 10 классе. (модульная технология)
Использование элементов модульного обучения на уроках русского языка в старших классах. В условиях подготовки к ЕГЭ по русскому языку перед каждым учителем стоит проблема систематизации и обобщения з...
Практическая работа по русскому языку по теме: "Правописание производных предлогов"
Данная презентация помогает выявить уровень усвоения изученной орфограммы учащимися 7 класса, организовать контроль по теме...
Правописание производных предлогов. Презентация к уроку
Презентация знакомит учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов...
План-конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема урока «Правописание производных предлогов»
План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.Тема урока «Правописание производных предлогов» Цели урока:1. Образовательные: – научиться разграничивать пр...