Правописание производных предлогов. Лабораторная работа. Урок в 6 классе.
план-конспект урока русского языка (6 класс) по теме

Захарчук Алла Ивановна

Данный урок проведён в 6 классе при изучении темы "Предлог"(  учебник под редакцией  М.В.Панова ). В ходе занятия ребята выполняют задания разной сложности. Особое внимание уделяется развитию связной речи уч-ся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proizvodnye_predlogi.rar118.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание производных предлогов (6 класс, учебник М.В.Панова).

                     Лабораторная работа.

Цели:

Образовательные:

а) закрепить теоретические сведения о предлоге как служебной части речи,

б) совершенствовать умения и навыки:

   - находить предлоги в тексте, различать производные предлоги и самостоятельные части  речи;

   - грамотно писать существительные с предлогами;

   - правильно и уместно пользоваться нужными предлогами в речи.

Развивающие:

а) развитие  связной речи учащихся.

в) развитие логических умений  анализа и обобщения языкового материала.

Воспитательные:

а) через правильное употребление предлогов воспитывать культуру речи;

б) вырабатывать навыки  работы в паре и в группе.

Оборудование:  компьютер -  физкультминутка, цветик - семицветик; портреты  Вовы и Насти, «корзинки» для сбора слов, раздаточный материал.

                

                                  План и ход урока

1.Лингвистическая разминка -  «Вызов».

 Чтение стихотворения (на доске).

–Согласны ли вы с высказыванием этой части речи?

   Мы предлоги, предлоги, предлоги.

   В языке существуем давно.

   Но познать нас немногим, немногим

   От природы, как видно, дано.

-К сожалению, предлоги «правы». Об этом говорит большое количество ошибок на их раздельное правописание.

- Чем объяснить эти затруднения?

-Докажите это на примере составленных дома предложений (упр. 242). Чтение предложений – диалогов.

(Например:

-В продолжении рассказа вы, ребята, узнаете  о судьбе главных героев.

-В продолжение урока мы успеем прочитать этот рассказ, Алла Ивановна?)

 Тему и цели урока  называют  уч-ся.

  2. Слово учителя о типе урока – лабораторная работа.

-Вспомните,  какие этапы бывают в лабораторной работе? (Гипотеза, опыт, вывод.)

-Была ли гипотеза  уже на уроке? Какая?

3. Опыт № 1.

Гипотеза: Что такое предлог?

                 От каких частей речи  образуется  производный предлог?

                 В чём трудность изучения предлогов?

 1)Рассказ уч-ся о предлоге (остальные слушают и  заполняют схему – цветик – семицветик:  лепестки – служебная часть речи, не изменяется, не член предложения, производные и непроизводные и т.п.).

В это время  два человека работают у доски - собирают корзинки (производные предлоги и непроизводные предлоги с сущ.), составляют и записывают  два  предложения с любыми предлогами.

                                 

Производные предлоги                                     непроизводные предлоги и сущ.

Загорал в  течение недели, читал в продолжении повести, отсутствовал вследствие болезни, увидел  в течении реки,  поздравить  по окончании  концерта, встретились  по приезде в город,  определить по окончанию глагола, обсуждение по окончании доклада,  обнаружил в предварительном следствии, не приезжал в течение трёх лет, молчал в течение нескольких минут.

2) Найдите среди данных словосочетаний:

А) слово с чередующейся гласной в корне (загорал);

Б) слова, в которых слабая позиция согласных по звонкости-глухости (город,  вследствие),

В) определите вид связи во всех  словосочетаниях ( управление).

  .

3)Вывод: расшифровка цветика - семицветика – воспроизведение уч-ся.

4. Опыт № 2.

Гипотеза:      

          В каком стиле чаще используются производные предлоги?

         Всегда ли оправдано их употребление?

1)Групповая работа (3-4 человека): творческая работа – составление диалога по образцу (упр.247 ).

Упражнение 247.

Прочитайте текст.

Жаркий летний день. Вова Бутусов идёт по улице, в руках у него два стаканчика мороженого. Он кричит:

-Настя, сейчас будем потреблять мороженое! Вследствие жары оно уже тает. Съедим побыстрее, ну прямо в течение пяти минут! Поддержишь предложение?

Настя Кувшинчикова обиделась:

-Почему ты так со мной разговариваешь?

-Да это я пошутил! Я сейчас был у Ивана Семёновича Полупшённого – вот и говорю как он. Он сейчас работает каким-то начальником и чувствует свою значимость.

-И вследствие этого предпочитает говорить тяжеловесно – книжно? – вступила в игру Настя.

-Какие здесь слова и обороты не годятся для разговорной речи? Какие предлоги утяжеляют её?

Придумайте свой диалог со словами, уместными в деловой речи и непригодными для разговора друзей.

Слова для творческой работы:   в продолжение, в течение, вследствие, навстречу, по окончании, по приезде, по прибытии, благодаря.

Вывод: в разговорном стиле не всегда уместно употребление производных предлогов, т.к. они утяжеляют речь, делают её неживой, казённой.

2) Работа с текстом «Предлоги и стили  речи» - собрать предложения ( «рассыпанный» текст).  Групповая работа.

2)Разные предлоги тяготеют к различным стилям речи.4) Предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие, ввиду употребляются преимущественно в деловой речи: Вследствие недопоставок сырья были сорваны поставки по договорам. Ввиду крайней  опасности учащиеся были эвакуированы из школы.1) Предлоги по окончании, по завершении,  по достижении и другие закрепляются в  книжно-деловом и научном стилях. 3)В разных пластах языка живут внешне похожие  предлоги из-за, из-под, по-над, по-за.7) Первые два (из-за леса, из- под крыши) встречаются  в литературном языке. 6)По-над, по-за – диалектные слова, то есть слова областного языка.5) Эти предлоги можно встретить в художественных произведениях, чаще всего в речи тех действующих лиц, которые говорят на диалекте или просторечии. ( Н.Ильина)

Правильный ответ -  2,4,1,3,7,6,5

-К какому стилю принадлежит данный текст? Какой тип речи представлен в тексте?

-Что из этого текста уже вам знакомо?

-Что узнали нового?

-Найдите в тексте сложноподчинённое предложение.

-Найдите в тексте слова, образованные способом сложения ( просторечие, книжно-деловой).

- В предложении  «В разных пластах языка живут внешне похожие  предлоги из-за, из-под, по-над, по-за» найдите словосочетание с видом связи примыкание ( внешне похожие).

-  Почему в  предложении№6 стоит тире?

В это время один человек у доски выполняет словообразовательный разбор слова областного, другой – синтаксический разбор 2-го предложения.

5. Физкультминутка для глаз (тема «Космос») – использована физкультминутка учителя И.А.Галкиной.

 Работа с текстом научного стиля о звёздах (карточки), устно, работа в паре.

Докажите, что это текст. Определите стиль и тип речи.

Найдите предлоги в тексте, определите, какие они – производные или непроизводные.

1.Звезда – небесное тело, которое в результате собственного света представляется земному наблюдателю светлой точкой. 2.Невооружённым глазом можно увидеть до 5 000 звёзд, но благодаря  изобретению зрительных труб было насчитано более 300 тысяч звёзд. 3. На самом деле число их превосходит десятки миллионов.

Вывод: производные предлоги чаще используются в деловой  речи, нужно уметь правильно выбирать предлог, чтобы он не утяжелял речь. В устной речи, во время разговора с друзьями  желательно не употреблять производные предлоги.

6. Итоги урока.

1)Рассказ о предлоге ( можно использовать цветок). Дополнение – примеры производных предлогов записать на листьях цветка.

Сравнить с цветком учителя – экран.

2)Фаза «Вызов»: «верно» или «неверно» (работа в паре).

  1. Слова вследствие и в течение всегда пишутся раздельно ( неверно).
  2. В словосочетании  болеть в течение четверти  в течение пишется раздельно, так это предлог (верно).
  3. Предлоги употребляются только в художественном стиле (неверно).
  4. В правописании предлогов ребята допускают много ошибок, так как часто путают их с другими частями речи (верно).

8. Рефлексия.

- Что было трудно на уроке?

- Что узнали нового?

- Над чем ещё нужно поработать на следующих уроках?

Домашнее задание: стр.  131-132 , по выбору: упр. 252 или упр.244 (составить по образцу свой диалог), рассказ о предлоге.

                                                                                     Захарчук А.И.,

                                                                    учитель русского языка и литературы

                                                                    МОУ СОШ№2 г.Унеча

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по русскому языку "Правописание производных предлогов"

Работа содержит тестовые задания. Практические упражнения по данной теме....

Контрольная работа по теме "Правописание производных предлогов, союзов и частиц"

Контрольная работа по теме "Правописание производных предлогов, союзов и частиц" разработана на два  варианта по программе М.М.Разумовской....

Письменная работа по теме «Правописание производных предлогов»

Работа состоит из четырех заданий, в том числе включен и тест....

Правописание производных предлогов, союзов. Разработка урока по русскому языку в 10 классе. (модульная технология)

Использование элементов модульного обучения на уроках русского языка в старших классах. В условиях подготовки к ЕГЭ по русскому языку перед каждым учителем стоит проблема систематизации и обобщения з...

Практическая работа по русскому языку по теме: "Правописание производных предлогов"

Данная презентация помогает выявить уровень усвоения изученной орфограммы учащимися 7 класса, организовать контроль по теме...

Правописание производных предлогов. Презентация к уроку

Презентация знакомит учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов...

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема урока «Правописание производных предлогов»

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.Тема урока «Правописание  производных предлогов» Цели урока:1.   Образовательные: – научиться разграничивать пр...