Правописание производных предлогов. Урок русского языка в 7 классе
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Архипова Елена Алексеевна

Уро усвоения новых знаний по теме "Правописание производных предлогов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slitnoe_i_razd_napis_predl.doc71 КБ
Office presentation icon pravopis_proiz_predlogov.ppt156 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Ряжская средняя общеобразовательная школа №2»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 7 КЛАССЕ

СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ

                                                                               Учитель русского языка

                                                               и литературы

                                                               Архипова Е.А.

Ряжск 2015

Цель:

  • Закрепить знания слитного и раздельного написания предлогов;
  • Учить отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи;
  • Учить определять стилистическую принадлежность предлогов;
  • Воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества;
  • Развивать логическое мышление.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Проектор
  • Экран
  • Карточки для выполнения домашнего задания

Ход урока.

I. Создание мотивации обучения. Слово учителя.

 А) Тема сегодняшнего урока «Слитное и раздельное написание предлогов».(Слайд 1)

 Цель урока : закрепить знание слитного и раздельного написания предлогов; учить отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи; учить определять стилистическую принадлежность предлогов; будем работать в коллективе; развивать логическое мышление; а с помощью выполнения тестов будем готовиться к итоговой аттестации.(Слайд 2)

Б) Наверное, прочитав тему урока, вы удивились: «Какие могут возникнуть трудности в правописании предлогов, этих коротеньких слов?»

   Представьте себе, так думали жители сказочной страны Правописание. Самым главным и большим здесь был дом безударных гласных.

  Почему? (Больше всего ошибок мы делаем именно на эту орфограмму)

  Замысловатым был дом непроверяемых гласных. Попробуй, разбери, как они пишутся, правописание большинства из них нужно запомнить или проверить по словарю.

  Тут и расположился треснувший напополам особняк корней с чередованием. Роскошно жили такие орфограммы, как «Правописание о-ё после шипящих», «Н и НН в суффиксах разных частей речи».

  А хуже всех жилось предлогам в их маленьких хибарках. Никто даже и не сомневался в их написании.

  Жили-жили предлоги К, О, В, НАД, ПОД и решили: «Почему бы нам не стать хитрее и сложнее. Давайте произведём реформу и создадим производные предлоги! Построим себе огромный дом, и не дом, а башню».

  Долго трудились предлоги и так запутали своё правописание, что их башня стала занимать значительное место в стране.

  Взгляните на это сооружение сами. (Слайд 3)

Дом-башня предлогов из страны Правописание.

  II. Запомните правописание предлогов. Они могут писаться слитно, раздельно и через дефис. (Слайд 4)

ПРЕДЛОГИ ПИШИТЕ

Раздельно                                    Слитно                               Через дефис

III. Даже если вы запомните, как пишутся предлоги, нужно уметь отличать их от самостоятельных частей речи. (Слайд 5)

Предлоги

1. Употребляются с вопросом

Занимался (в течение чего?) в течение месяца.

2. Можно заменить непроизводным предлогом

Договориться насчёт квартиры (договориться о квартире)

3. Предлоги в течение, в продолжение, в заключение обозначают время

В течение месяца, в продолжение года, в заключение доклада.

Самостоятельные части речи

1. Сами отвечают на вопрос

Много порогов (в чём?) в течении реки.

2. Имеют при себе зависимые слова

В течении (чего?) реки

3. Существительные с предлогами в течении, в продолжении, в заключении обозначают место.

(Где?) В продолжении романа встретились знакомые персонажи.

4. Можно поставить в начальную форму и непроизводный предлог в исчезнет: течение реки.

5. Между непроизводным предлогом и существительным можно вставить слово:

Деньги перечислены на (расчётный) счёт в банке.

IV. Упражнение в распознавании производных предлогов и самостоятельных частей речи.

 - Давайте, ребята, теперь поупражняемся в распознавании самостоятельных частей речи и производных предлогов. (Слайд 6) Спишите словосочетания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, отличите предлоги от самостоятельных частей речи. Задание будем выполнять по цепочке.

  Отличайте производные предлоги от самостоятельных частей речи.

   В заключени. доклада – в заключени. врачей; (в)следстви. неурожая – (в)следстви. по делу; в течени. дня – в течени. реки; в продолжени. часа – в прдолжени. книги; (на)счёт ремонта – перевести (на)счёт; птица (в)роде воробья – согласовать (в)роде; (в)место меня – (в)место укромное; (не)смотря на дождь – (не)смотря под ноги; (на)подобие шара – обратить внимание (на)подобие треугольников.

V. Синтаксический разбор предложения.

 Самостоятельные части речи играют синтаксическую роль в предложении, а предлоги – нет, даже производные. Выполним синтаксический разбор предложения:

  В продолжение ночи, предшествующей поединку, я не спал ни минуты.

 - 1 ученик выполнит разбор предложения у доски.

VI. Самостоятельная работа.

Выпишите из данного предложения все возможные словосочетания.

VII. Проверка (слайд 7)

  Не спал в продолжение ночи; предшествовавшей ночи; предшествовавшей поединку; не спал ни минуты.

- Будет ли являться словосочетанием сочетание слов «я не спал»? Почему?

- А «в продолжение ночи»?

VIII. Работа с текстом.

 - Теперь вы убедились, что «Правописание предлогов» - очень сложная тема. Нелегко одолеть башню правописания предлогов. Но будем продолжать штурмовать эту вершину.

   Для этого я предлагаю вам вспомнить о другой башне – Эйфелевой, которая является визитной карточкой Парижа.

  Познакомимся с текстом. (Слайд 8)

  (В)связи (с) открытием Всемирной парижской выставки инженер Александр Гюстав Эйфель придумал башню (в)виде грандиозной ажурной конструкцию (Не)взирая на возмущение некоторых деятелей культуры, он стремился продемонстрировать достижения современной науки и техники и достойно представить свою страну.

  Известный писатель Мопассан высмеивал Эйфелеву башню, заявляя, что она выглядит (на)подобие «длиннющей и худющей пирамиды». Но при этом интересно отметить, что Эйфелева башня побила рекорд высоты, который (в)течени. сорока с лишним веков держала пирамида Хеопса. Следует иметь (в)виду, что Эйфелева башня из экспоната Всемирной выставки очень быстро превратилась в уникальный научный центр, (в)виду того, что на её вершине были установлены многочисленные исследовательские приборы и передающие устройства. Кроме того, (в)следстви. своей необычности, башня стала одним из самых посещаемых мест. Тысячи туристов из разных стран уносят её макеты с собой (в)виде маленьких сувениров.

 - Устно объясните правописание слов со скобками и пропущенными буквами.

IX. Проверочная работа. Тест. (Слайды 9 - 14)

  Запишите букву, под которой находится правильный ответ.

1. На месте пропусков пишется и:

А) идти в течени. дня;

Б) вследстви. невнимания;

В) в течени. реки пороги;

Г) занимался в продолжени. года.

2. На месте пропусков пишется е:

А) эти герои действуют в продолжени. романа;

Б) трудно отыскать ошибку в следстви.;

В) вспомнил об этом вполедстви.;

Г) смотрел на него в течени. минуты.

3. Пишется слитно:

А) (в)течение получаса;

Б) (в)продолжение дня;

В) (в)следствие засухи;

Г) (в)следствии допущена ошибка.

4. Пишется слитно:

А) обнаружить (в)последствии недочёт;

Б) включить (в)следствие;

В) иметь это (в)виду;

Г) (в)течение многих лет.

5. Пишется раздельно:

А) Говорить (на)счёт похода;

Б) (в)виду недостатка времени;

В) узнал (в)последствии;

Г) (в)виде бабочки.

6. Пишется раздельно:

А) (в)следствие непогоды;

Б) (в)виду болезни;

В) что-то (в)роде дневника;

Г) согласуй (в)роде.

IX. Взаимная проверка тетрадей.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего товарища по ключу (слайд 15).

Ключ.

1в, 2г, 3в, 4а, 5г, 6г.

X. Итог урока.

  - Я подведу итог урока, а вы из моего высказывания выпишите встретившиеся предлоги.

 - Ввиду хорошей активности учеников и вследствие правильного понимания ими заданий в течение всего урока было продемонстрировано отличное знание предмета.

 - Какие предлоги вы выписали?

 - К какому стилю отнесёте вы моё высказывание?

 - Сделайте вывод, в каком стиле чаще всего употребляются производные предлоги?

(Производные предлоги чаще всего употребляются в официально-деловом стиле).

XI. Домашнее задание.

 - Дома вам необходимо будет, пользуясь полученными на уроке сведениями,  выполнить упражнение, распечатанное на карточках.

Карточка.

  1. (В)следствие обмана лишился я кармана.
  2. Замок в древности был (в)виде крепости.
  3. Песня (в)роде частушки нравится девчушке.
  4. (На)подобие пеночки птичка на веточке.
  5. (в)виду наводнения нужны меры по спасению.
  6. (В)течение карнавала музыка не умолкала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное образовательное учреждение «Ряжская средняя школа №2» Урок русского языка в 7 классе Слитное и раздельное написание производных предлогов Учитель русского языка и литературы Архипова Е.А. Ряжск 2015

Слайд 2

Цель урока: закреплять знание слитного и раздельного написания предлогов; учить отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи; учить определять стилистическую принадлежность предлогов; воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества; развивать логическое мышление.

Слайд 3

Дом-башня предлогов из страны Правописание В продолжение В заключение В течение В виде Наподобие Вследствие Вопреки Наперекор Вместо Вроде Иметь в виду В связи с Ввиду Насчёт Несмотря на Невзирая на

Слайд 4

ПРЕДЛОГИ ПИШИТЕ Раздельно Слитно Через дефис В виде В связи с В течение В продолжение В заключение Ввиду (но: иметь в виду) Вроде вопреки Вследствие сверх Наподобие наперекор Насчёт вместо Насмотря на Невзирая на Из-за, из-под Примеры: из-за леса, из-под земли

Слайд 5

Различайте предлоги и самостоятельные части речи Предлоги Употребляются с вопросом. Можно заменить непроизводным предлогом. Предлоги в течение, в продолжение, в заключение обозначают время. Самостоятельные части речи Сами отвечают на вопрос. Имеют зависимые слова. Существительные с предлогами в течении, в продолжении, в заключении обозначают место. Можно поставить в начальную форму. Между предлогом и существительным можно вставить слово.

Слайд 6

Отличайте производные предлоги от самостоятельных частей речи. В заключени. доклада – в заключени. врачей; (в)следстви. неурожая – (в)следстви. по делу; в течени. дня – в течени. реки; в продолжени. часа – в прдолжени. книги; (на)счёт ремонта – перевести (на)счёт; птица (в)роде воробья – согласовать (в)роде; (в)место меня – (в)место укромное; (не)смотря на дождь – (не)смотря под ноги; (на)подобие шара – обратить внимание (на)подобие треугольников.

Слайд 7

Проверка Не спал в продолжение ночи; предшествовавшей ночи; предшествовавшей поединку; не спал ни минуты.

Слайд 8

Прочитайте текст, раскройте скобки, объясните написание предлогов. (В)связи (с) открытием Всемирной парижской выставки инженер Александр Гюстав Эйфель придумал башню (в)виде грандиозной ажурной конструкцию (Не)взирая на возмущение некоторых деятелей культуры, он стремился продемонстрировать достижения современной науки и техники и достойно представить свою страну. Известный писатель Мопассан высмеивал Эйфелеву башню, заявляя, что она выглядит (на)подобие «длиннющей и худющей пирамиды». Но при этом интересно отметить, что Эйфелева башня побила рекорд высоты, который (в)течени. сорока с лишним веков держала пирамида Хеопса. Следует иметь (в)виду, что Эйфелева башня из экспоната Всемирной выставки очень быстро превратилась в уникальный научный центр, (в)виду того, что на её вершине были установлены многочисленные исследовательские приборы и передающие устройства. Кроме того, (в)следстви. своей необычности, башня стала одним из самых посещаемых мест. Тысячи туристов из разных стран уносят её макеты с собой (в)виде маленьких сувениров .

Слайд 9

Запишите букву, под которой находится правильный ответ. 1 . На месте пропусков пишется и: А) идти в течени. дня; Б) вследстви. невнимания; В) в течени. реки пороги; Г) занимался в продолжени. года.

Слайд 10

Запишите букву, под которой находится правильный ответ. 2. На месте пропусков пишется е: А) эти герои действуют в продолжени. романа; Б) трудно отыскать ошибку в следстви.; В) вспомнил об этом вполедстви.; Г) смотрел на него в течени. минуты.

Слайд 11

Запишите букву, под которой находится правильный ответ. 3. Пишется слитно: А) (в)течение получаса; Б) (в)продолжение дня; В) (в)следствие засухи; Г) (в)следствии допущена ошибка

Слайд 12

Запишите букву, под которой находится правильный ответ. 4. Пишется слитно: А) обнаружить (в)последствии недочёт; Б) включить (в)следствие; В) иметь это (в)виду; Г) (в)течение многих лет.

Слайд 13

Запишите букву, под которой находится правильный ответ. 5. Пишется раздельно: А) Говорить (на)счёт похода; Б) (в)виду недостатка времени; В) узнал (в)последствии; Г) (в)виде бабочки.

Слайд 14

Запишите букву, под которой находится правильный ответ. 6. Пишется раздельно: А) (в)следствие непогоды; Б) (в)виду болезни; В) что-то (в)роде дневника; Г) согласуй (в)роде.

Слайд 15

Ключ. 1в, 2г, 3в, 4а, 5г, 6г.

Слайд 16

Домашнее задание. Карточка. (В)следствие обмана лишился я кармана. Замок в древности был (в)виде крепости. Песня (в)роде частушки нравится девчушке. (На)подобие пеночки птичка на веточке. (в)виду наводнения нужны меры по спасению. (В)течение карнавала музыка не умолкала .

Слайд 17

Спасибо за работу!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Правописание наречий.

Обобщающее повторение по теме "Наречие". Урок с презентацией....

Урок русского языка 6 класс "Правописание суффиксов -ЧИК- - -ЩИК-"

Конспект урока русского языка по теме " Суффиксы -чик- - щик-",6 класс...

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...

Повторительно-обобщающий урок по теме «Правописание производных предлогов» (УМК «Русский язык» /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова) 7 класс

На данном этапе мы закрепляем полученные сведения о правописании производных предлогов, совершенствуем умение употреблять производные предлоги в своих и "чужих" текстах...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....

Правописание предлогов. Урок русского языка в 7 классе.

Правописание предлогов. Урок русского языка в 7 классе....