Разработка урока русского языка по теме "Морфемы. Значение морфем" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Мишукова Лариса Петровна

Разработка урока русского языка по теме "Морфемы. Значение морфем". 5 класс. Учебник под редакцией Т.А. Ладыженской. Урок составлен с применением блочно-модульной технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Степновская  средняя общеобразовательная школа»

Назаровского района Красноярского края

Конспект урока по русскому языку
в 5 классе


по теме


«Морфемы слова. Смысловые значения приставок, суффиксов. Морфемный разбор слова»

(С использованием блочно-модульной технологии)

подготовила

учитель русского языка и литературы

Мишукова Лариса Петровна

п. Степной

 2014

Разработка урока изучения нового материала (блоком) 5 класс. Русский язык

Тема урока: Морфемы слова. Смысловые значения приставок, суффиксов. Морфемный разбор слова. (2 часа).

Цель: знать понятие всех морфем слова (окончания, основы, корня, приставки и суффикса); знать виды окончаний (звуковое и нулевое), знать, какие слова не имеют окончаний; знать смысловые значения приставок и суффиксов; знать порядок морфемного разбора слова;

Для сильных детей знать значение грамматических категорий, выражаемых окончаниями; знать, что в русском языке существуют слова с омонимичными корнями.

Оборудование: учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской, дидактический материал (карточки) по теме.

Ход урока:

I. Актуализация.

-Что объединяет данные понятия? (понятия записаны на доске)

Окончание, корень, приставка, суффикс? (части слова, морфемы)

II. Объявление темы урока. Постановка целей.

Тема нашего урока «Морфемы. Их значение».

- Поставьте для себя цели на сегодняшний урок.

После высказывания детей делаю обобщение. Говорю, что мы не только вспомним, какая морфема называется окончанием, корнем и т.д., но выясним, какие слова вообще не имеют окончаний, какие смысловые значения имеют приставка и суффикс, вспомним и повторим порядок морфемного разбора.

III. Объяснение нового материала.

Поэтапно повторяется каждая морфема, только понятия приставки и суффикса повторяются совместно. По ходу повторения каждой морфемы заполняется таблица. Я записываю её на доске, дети в свои словарики.

Морфемы.

Морфемы

Основное значение

функция

Место в слове

окончание

Формообразующая часть слова

Образует формы слова, служит для связи слов в словосоч. и предложении

После корня или суффикса рука

основа

Часть слова без окончания

Заключает лексическое значение слова

думает

корень

Главная, значимая часть слова

Заключает общее значение всех однокоренных слов

решаю, решение, решённый

суффикс

Значимая часть слова

Служит для образования новых слов

После корня

свисток

приставка

Значимая часть слова

Служит для образования новых слов

Перед корнем

Прилетели

Окончание.

Раскрытие понятия «Окончание» происходит на основе сравнения  пар слов «лесной – лесные, скрываю – скрываешь». Находили сходства и различия. Дети сказали, что слова имеют одинаковое лексическое значение и отличаются друг от друга окончаниями. Сказали, что данные примеры представляют собой формы слова. (Эта тема была изучена на предыдущем уроке).

Далее сравнили окончания у ещё одной пары слов: «снег – снега». Выяснили, что у одного слова окончание нулевое, а у другого – звуковое. Полученные выводы преобразовали в схему:

Окончание

                                           звуковое                                   нулевое

                                     (выражается звуками)             (не выражается звуками)

Для нахождения слов, которые не имеют окончаний, мы выполнили следующую работу

-детям были даны слова: «бегаю» и «трава», нужно было образовать разные формы слова при помощи окончаний и эти окончания выделить. Затем я предложила проделать аналогичную работу со словами «вчера» и «пальто». Ребята выяснили, что эти слова не изменяются и имеют «застывшую» форму. Следовательно, они не имеют окончаний, даже нулевых. Полученный вывод вписали в словарь:

В русском языке есть слова, которые не имеют окончаний:

1. Наречия

2. Неизменяемые существительные

Про такие слова надо говорить: «Оканчивается на…, а не имеет окончание».

Следующим этапом была дифференцированная работа:

Слабые ребята получили задание на отработку (карточка)

Выдели окончания в словах:

Пароход, прыгнешь, в синем, шёл долго, вырезал, кенгуру, тапочки, жюри, снежок.

Сильная группа вместе со мной выясняла, можно ли по одним окончаниям определить часть речи и её грамматические значения.

Детям были предложены слова: стол, бегу, машина, белый, синего, пишет.

Задание: выделить окончания в словах, определить часть речи и выяснить грамматические признаки этих частей речи (падеж, число, род и т.д.)

Затем детям были предложены одни окончания: О, АЯ, ИТ, ЫХ, Я, ЕШЬ.

Нужно было придумать слова с такими окончаниями и определить их грамм. признаки.

Дети сделали вывод, что по одним окончаниям можно определить часть речи и её грамматические категории. (вывод записали в словарь).

Основа.

Что называется основой, было выявлено при проверке задания, которое выполняли слабые ребята. (см. выше)

Из курса русского языка начальной школы дети знают, что основа – это часть слова без окончания. Показала её графическое выделение. И предложила ребятам найти основы в словах из выполненного задания. Таким образом, было выяснено, что в словах, где нет окончаний, основой является всё слово (вывод записан в словарь).

Корень.

Определение понятия «корень» начали с того, что выяснили лексические значения слова «корень». Дети говорили, что корень – это:

  1. подземная часть растений;
  2. часть волоса или зуба;
  3. корень уравнения;
  4. значимая часть слова;
  5. в переносном значении – начало чего-либо. Например, корень жизни.

Также ребята сказали, что, как растение или зуб не может существовать без корня, так и слово не может обходиться без корня. Корень – это «сердце» слова.

Далее учащимся  было предложено придумать как можно больше слов с слов с корнем –езд- (езда, ездить, поездка, подъезд и т.д.). Выяснили, что образованные слова являются однокоренными, у них одинаковый корень, в котором  заключено общее лексическое значение.

Определили, что для того, чтобы правильно найти корень, нужно подобрать однокоренные слова. Их общая часть и будет являться корнем.

Выводы внесли в таблицу.

Следующий этап – дифференцированная работа.

Слабые ребята выделяют корни  и основы в предложенных словах:

Удалиться, задрожать, приближение, единение, ветви, шар, кофе, скатать, запевать (песню), запивать (лекарство).

Сильные дети выполняют упражнение «Четвёртый лишний»:

-найди лишнее слово и объясни свою точку зрения

1. слепой    2. ослепить    3. ослепнуть    4. слепок

1. гора      2. гористый     3. горе      4. горный

Выделяем корни в словах. Выясняем, что слова  в каждой строчке не являются однокоренными, не смотря на то, что у них одинаковый корень, так как корни имеют разное лексическое значение.

Вывод записываем в словарь: в русском языке есть слова с омонимичными корнями, т.е. с одинаковыми по написанию и произношению, но с разными лексическими значениями.

Суффикс и приставка.

Выяснение указанных понятий происходит на основе работы с текстом.

Текст.

 Приставки и суффиксы жили в общем-то дружно, делая своё дело. А дело было в том, чтобы образовывать в языке новые слова. Они трудились не покладая рук, каждая морфема по-своему. Приставке было, пожалуй, полегче. Была она действительно приставучая: облюбует слово, приставит себя к нему – готово: ехать – поехать, приехать, заехать… Пошло – поехало!

Суффикс – мужик серьёзный. Он просто так за дело не берётся. Прикинет, подумает, окончание от слова отбросит, а потом соображает, как к слову пристроиться и снова окончание к нему подобрать. Да, разница между ними была, но именно благодаря им, приставке и суффиксу, разрасталась страна слов!

Задания к тексту:

- прочитайте текст выразительно;

- найдите в тексте однокоренные слова;

- определите тему текста;

- определите основную мысль текста;

- проанализируйте содержание текста и на основе своих выводов дайте понятие «суффиксу» и «приставке».

Подводится итог, выводы заносятся в таблицу.

Следующим этапом является выяснение значений суффиксов и приставок.

Изучение этого материала происходит на основе наблюдения.

Ребята получили таблицы: «Значение суффиксов» и «Значение приставок», в которых были заполнены лишь колонки «Суффиксы», «Примеры». Аналогично с приставками. На основе наблюдений над суффиксами и примерами слов дети должны выяснить значение морфем. Выясненные значения вписать  в таблицу.

Значения суффиксов.

суффиксы

значение

примеры

-ист-

-ник-

-чик-

-щик-

-тель-

-ач-

Обозначают профессию людей, род их занятий.

Баянист

Охотник

Переписчик

Барабанщик

Учитель

Трубач

-ец-

-ич-

Название лиц по месту жительства

Волгоградец

москвич

-к-

-ушк-

-ышк-

-ик-

-ек-

-ич(к)

-иц-

-чик-

Уменьшительно-ласкательное значение

Дочка

Бабушка

Крылышки

Листик

Листочек

Водичка

Водица

стульчик

Значения приставок.

приставки

значения

примеры

в-

Движение вперёд, внутрь

въехал

вы-

Движение наружу

выехал

пере-

Передвижение с места на место

переехал

при-

Приближение, присоединение

приехал,

пришил

у-, от-

удаление

убежал

без- (бес-)

Отсутствие чего-либо

бездомный

Морфемный разбор слова.

Дети под диктовку записывают порядок морфемного разбора. Разбирают образец разбора.

Порядок морфемного разбора слова.

  1. Выдели окончание. Измени слово. Та часть, которая изменяется, будет окончанием.
  2. Выдели основу. Это часть слова без окончания.
  3. Выдели корень. Подбери однокоренные слова. Их общая часть будет явл. Корнем
  4. выдели приставку. Она находится перед корнем.
  5. Выдели суффикс. Он находится после корня.

Рефлексия. Подведение итогов урока. Выясняется, достигли ли дети поставленной цели. Что нового они узнали на уроке. Что было самым сложным на уроке. Как они преодолевали сложности.

Список использованной  литературы:

  1. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – 33-е ищд., дораб. – М.: Просвещение, 2006. – 317 с., 4 л. ил.
  2. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя/ Богданова Г.А. – М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2000. – 288 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 7-8 классах сельской малокомплектной школы

Представленная здесь разработка может быть интересна учителям сельских малокомплектных школ, где из-за малого количества обучающихся приходится объединять классы. Естественно, это требует отличн...

разработка урока русского языка "Обучающее сочинение". 11 класс.

Разработка урока русского языка по теме «Обучающее сочинение-рассуждение «Что же делать?» с элементами интеграции (НРК — знакомство с южноуральским автором Сергеем Гальпериным)...

Разработка урока русского языка в 5 «В» классе: «Имя прилагательное»

Тема урока:  «Имя прилагательное», 5 классЦель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.Задачи:обучающая:  пополнить практический опыт учащихся в уп...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 6 класса "Выделение причастного оборота на письме"

Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме»  из раздела «Причастие  в языке и речи», относящийся к  уроку закрепления знаний,  разработан для учащихся 6  класса, об...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"

Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии»  из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к  уроку обобщения и систематизации знаний,  разработан для учащихся 7  к...

Разработка урока русского языка для учащихся 6 класса Тема урока: «Истолкование и восприятие публицистического и художественного текстов на тему: «Человек и звёзды»

Разработка урока  по формированию  грамотного чтения  литературного текста,  развивающего умения   формулировать  тему текста и   основную мысль,  пон...