Сценарий урока с применением задачной формы обучения.Неполные предложения.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Яблонская Лиана Сергеевна

Применение ЗФО на этом уроке даёт возможность учащимся самостоятельно "открыть" для себя все "тайны" неполного предложения...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_kontrolnaya_rabota.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Знание только тогда знание, когда

                                                        оно  приобретено усилиями своей

                                                             мысли, а не одной памятью.

                                                                                           Л.Н.Толстой.

                                              Сценарий урока.

Тема: Неполные предложения. Распознавание неполных предложений.

Учебный предмет: русский язык.

Урок проводится в 8-ом классе.

Единица содержания: неполное предложение.

Тип содержания образования: мыследеятельностный, так как наряду с системой знаний, соответствующих программе по русскому языку, на уроке ведётся работа со способами мышления, а также предусмотрен этап рефлексии.

До начала занятия дети знают:

а) типы односоставных предложений; определяют их вид по грамматической основе. Если в предложении 2 главных члена, оно двусоставное, если один главный член, оно односоставное;

б) по особенностям слов, выступающих в роли главных членов односоставного предложения, определяют тип односоставного предложения.

Эти знания помогут обеспечить ситуацию успеха при работе с текстом о зиме. (Шаг 1).

Затем будет предложено задание-ловушка. Оно по внешним признакам схоже с заданием 1. Используя имеющиеся знания, ребята определят типы предложений, данных учителем, неверно. Произойдёт сбой в деятельности. Дети поймут, что столкнулись с задачей (действие надо совершить, а образец отсутствует). (Шаг 2).

На этапе рефлексии дети выясняют, в чём отличие задания 2 от задания 1, приходят к пониманию того, в чём ограничение способа 1 для выполнения задания, разбираются, почему освоенный способ не работает. Ставится учебная задача. (Шаг 3).

На следующем этапе выдвигается гипотеза о значении контекста и о роли второстепенных членов предложения в определении типа предложения. Учащиеся приходят к выводу, что эти условия очень важны. В процессе разбора (схема) предложений делается вывод самими учащимися: для определения типа предложения необходимо обратить внимание на наличие в нем зависимых от пропущенного члена предложения слов, а также на показатели текста .(Шаг 4).

Диагностическое задание выполнялось детьми способом  2, так как способа 1 было недостаточно для его выполнения.

Цели урока.        

1.Расширить знания учащихся о видах предложений. Познакомить с неполными предложениями.

2.Развивать умения различать неполные предложения и односоставные.

3.Воспитывать внимательность. Прививать интерес и любовь к родному языку.

1.Организационный момент. Организация ситуации успеха.

 -Ребята, мы с вами изучили все типы односоставных предложений. Сегодня мы вспомним этот материал.

-У каждого из вас есть текст (распечатан на отдельных листах) . Выполните, пожалуйста, следующее задание:

1-ый вариант: выпишите из текста неопределённо-личные предложения.

2-ой вариант: выпишите безличные предложения.

Текст.

Первый зимний день. Морозно. Хрустит под ногами снег. Снег да снег. Всю избу завалило. Люди рады обильному снегу. Протоптаны в снегу узкие тропинки. Смотрю в окно и радуюсь зимнему дню. Хорошо-то как! Идём по лесу. Нет никого кругом. По этому снегу ходят нечасто.

-А какие виды предложений встретились ещё в тексте? (Назывные и определённо-личные).

-Каких односоставных предложений нет в тексте ? (Обобщённо-личных).

В ходе этой работы ребята рассказывают об особенностях каждого из видов односоставных предложений.

-Итак ,что включает в себя грамматическая основа односоставного предложения? (Только один главный член предложения).

-Да. Особенность структуры этих предложений заключается в том, что второй главный член предложения в них не пропущен, а невозможен.

2. Организация ситуации «сбоя».

-Ребята, я вам предлагаю выполнить задание, которое поможет нам сформулировать задачу на  этот  урок.

-На доске записаны предложения. Необходимо определить виды этих предложений и обосновать свои выводы.

-Запишите их в  тетради и постарайтесь выполнить это задание.

На доске записаны следующие предложения:

Над окошком месяц.

Под окошком ветер.(С.Есенин).

Река раскинулась.

Течёт, грустит уныло.(А.Блок).

Хлестаков. Что там такое?

Слуга. Суп и жаркое.

Хлестаков. Как, только два блюда?

Слуга. Только-с.

Выполнив задание, учащиеся высказали предположение ,что,  кроме двусоставных , в этих примерах есть предложения односоставные(в первом примере- назывные , во втором- определённо-личное , в третьем назывные).

Но формы главных членов этих предложений вызвали некоторые вопросы.

Рассуждения детей:

Река раскинулась.

Течёт, грустит уныло.

--Во втором предложении есть только сказуемые, выраженные глаголами  не  1-го и не 2-го лиц. Значит, оно не определённо-личное и не неопределённо-личное. И , конечно, не безличное, так как понятно, что действующий объект – река.

Над окошком месяц.

Под окошком ветер.

--В этих предложениях ,кроме подлежащих, есть обстоятельства места. Они не могут пояснять подлежащее.Значит, это предложение не назывное.

Хлестаков. Что там такое ? (Подлежащее  - что , сказуемое-такое. Двусоставное) .

Слуга. Суп и жаркое . (Подлежащие - суп,  жаркое. Назывные ).

Хлестаков. Как , только два блюда ? (Подлежащее – два блюда .Назывное ).

Слуга . Только – с.(Частица).

3. Точка рефлексии. Формулирование задачи.

---Мы столкнулись с предложениями , очень похожими на односоставные , но анализ этих предложений дал нам возможность увидеть ,что с однозначными выводами не стоит торопиться. Мы столкнулись с задачей , для решения которой нам понадобятся новые знания и наблюдения.

---Что нам нужно определить?

---Нам нужно определить типы предложений, в которых по одному главному члену или их совсем нет.

---Что вы для этого делали?

---Мы анализировали особенности главных членов и увидели, что этого недостаточно.

4. Организация выхода из ситуации «сбоя».

Учитель : вернёмся к первому примеру. Вы сказали ,что обстоятельство места не может пояснять подлежащее. Следовательно, какого члена предложения здесь не хватает?

--Сказуемого.

--Значит, оно пропущено. Это его значимое отсутствие. Попробуйте восстановить сказуемое.

--Светит , веет.

--Восстановив сказуемые , мы получили двусоставные предложения.

Учитель: корзинку, наполненную игрушками наполовину, мы какой будем считать?

--Неполной.

Учитель: а как назовём  предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения?

--Неполным.

Учитель: так какого типа предложения в первом примере?

--Двусоставные неполные.

Учитель: как мы восстановили предложения , в которых были только подлежащие и второстепенные члены ,не относящиеся к подлежащим?

--Мы их восстановили по второстепенным членам.

Учитель: обсудим особенности второго примера. Вы пришли к выводу, что главные члены второго предложения не соответствуют формам главных членов односоставных предложений. Вы догадались ,что в этом предложении говорится о реке .Что вас натолкнуло на эту мысль?

--Контекст. Если мы во второе предложение введём подлежащее река, то получится двусоставное предложение.

Учитель: что из этого следует?

--Это значит, что перед нами двусоставное неполное предложение.

Учитель: так что же следует сделать для определения вида предложения при отсутствии в нём подлежащего?

--В данном случае необходимо «проанализировать» сказуемое и обратиться к контексту.

Учитель: в последнем примере определим вид предложения ,составляющего четвёртую реплику.

--В этом предложении нет грамматической основы. Попробуем обратиться к контексту. Из предыдущей реплики понятно ,что речь идёт о двух блюдах. Если сочетание ДВА БЛЮДА ввести в последнюю реплику, получится односоставное предложение. Значит, оно односоставное неполное.

Учитель: что же необходимо сделать для определения вида предложения при отсутствии в нём грамматической основы?

--В данном случае необходимо обратиться к контексту.

3. Вывод способа определения неполного предложения и способов различения односоставных и неполных предложений. Учащиеся проговаривают ещё раз, как они продвигались по пути решения задачи. Делают выводы о том ,что даёт им это новое знание.

4. Диагностические задания. Закрепление способа.

Запись и разбор предложения на доске.

Вот этот сок нужен липе , тот –ландышу , тот – сосне, а тот- папоротнику или дикой малине.(Куприн).

--Какое это предложение?

--Сложное.

--Из каких частей состоит?

--Только первая часть характеризуется полнотой грамматической структуры, а все остальные – неполные.

--Какие  члены предложений в них пропущены?

--Сок нужен. Это обусловлено контекстом. Эти члены предложения есть в первой части.

--Да. Незамещённость членов грамматической структуры этих предложений проявляется в употреблении словоформ в функции зависимых членов: форма определения ТОТ (м. род, ед. число, им. падеж) обусловлена формой неназванного подлежащего СОК ; форма дополнений ландышу , сосне, папоротнику, малине (дат. падеж) – неназванным управляющим сказуемым НУЖЕН.

--Таким образом, несмотря на формальное отсутствие ,эти члены участвуют в формировании предложений, скрепляют, организуют их структуру.

--На что необходимо обратить внимание, чтобы определить тип предложения?

--Чтобы определить тип предложения, необходимо обратить внимание на наличие в нём зависимых от пропущенного члена предложения слов, а также на показатели контекста.

6.Точка рефлексии. Итог урока.

---С какой трудностью встретились на уроке?

---Какая возникла задача в связи с этим?

---Какие знания использовали для решения новой задачи?

---Что такое неполное предложение ? (Это вариант полного предложения).

---В каких предложениях могут быть пропущены члены предложения? (Распространенных и нераспространенных, односоставных и двусоставных).

---Чем подтверждается пропуск члена предложения в неполных конструкциях? (Наличием в них зависимых от этого члена слов, а также показателями текста или ситуации речи).

7. Домашнее задание. Придумайте и запишите три диалога с использованием неполных односоставных и неполных двусоставных  предложений.

---Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья.Использование задачной формы обучения в преподавании русского языка и литературы.

В настоящее время скорость обновления знаний и технологий огромна.Это требует постоянного повышения уровня профессионализма,переподготовки.Значит,необходимы изменения в структуре образования, включени...

Задачная форма организации учебного процесса.

Разработка урока на тему "Решение уравнений с двумя переменными" 9 класс....

Сценарий урока мужества, проводимого в форме фронтового огонька «Ради жизни на земле»

Сценарий урока мужества, проводимого в форме фронтового огонька       «Ради жизни на земле» Возраст учащихся – 6 - 7 классы.Цель мероприятия:  формирование у учащихс...

Задачная форма организации урока

Конспект урока по математике для учащихся 6 класса по теме "Площадь круга"...

Урок по ФГОС - задачная форма организации обучения по химии

Для 8 класса по химии разработан урок по ФГОС - ЗФО по теме: "Массовая доля элемента в веществе". Представлен поэтапный сценарий урока....

Конспект урока "Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Назывные предложения, их роль в языке".

Тип урока-  урок изучения и первичного открытия нового материала (урок постановки и решения познавательных задач.Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской д...