План-сценарий урока русского языка в 8 классе "Безличные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Даёт понятие о безличных предложениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.docx | 265.31 КБ |
Предварительный просмотр:
План-сценарий урока русского языка в 8-м классе по теме:
«Безличные предложения»
Цель: использовать воспитательный потенциал текста В.П.Астафьева при формировании понятия о безличных предложениях.
Задачи обучения:
1)находить безличные предложения по значению и структурным особенностям;
2)употреблять безличные предложения;
3)формировать понятие о безличных предложениях;
4)выявить способы выражения сказуемых в безличных предложениях;
5)определить роль безличных предложений в тексте.
Ход урока:
«…самая пёстрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений,
с помощью которой можно увидеть богатство нашего языка»
В. В. Бабайцева
I. Организационный блок.
- Оргмомент. Работа с оценочным листом.
- Этап актуализации ранее изученного материала.
Продолжите, пожалуйста, мои высказывания:
- Предложения по количеству грамматических основ делятся на…(односоставные и двусоставные)
- Односоставные предложения делятся на… (назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные)
- Назывные предложения – это …
- Определённо-личные предложения – это…
- Неопределённо-личные предложения – это
3) Повторение пройденного материала ( с последующей проверкой)
-Найдите соответствия.
1)Век живи, век учись. 2)Тёплая южная ночь. 3) Дни поздней осени бранят обыкновенно. 4)Люблю утреннюю прохладу на реке. | Определённо-личное предложение Неопределённо-личное предложение Назывное предложение |
II. Мотивационный блок.
Работа с текстом. (перед каждым учеником на парте лежит художественный текст В.П.Астафьева)
1) Чтение текста.
Какое сырое утро!
За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черёмух. Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…
Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать.
Наступило утро. В деревне уже выходят на работу. И мне надо работать.
Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу ещё маленько, чуть - чуть…
Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!
Всё то же сырое утро, нет, уже день, мутный, промозглый, родившийся из морока и стыни. Всё так же каплет с черёмух. Мимо окон проехал дядя Фёдор на мокрой лошади к ферме – он везёт силос.
Я вожу ручкой по бумаге. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать.
- Сегодня изучать новую тему мы будем на художественном тексте В.П.Астафьева. 2) Анализ текста. Вопрос-ответ.
-В каком стиле написан текст? (Художественный)
-О чём этот текст? (О том, что герой – уже пожилой человек, он должен работать, превозмогая боль.)
-Почему он так называется? Какова основная мысль текста? (Несмотря на сырой, промозглый день автору необходимо продолжить работу)
-Какая часть речи наиболее часто употребляется? (Глаголы)
-Почему такое обилие глаголов? (Главное – передать действие)
-А по составу какие предложения в тексте? Назовите.
- Просмотрите первые четыре абзаца данного текста.
-Какие предложения по своей структуре использует автор для передачи основной мысли текста?
-На какие две большие группы можно разделить их? Укажите эти предложения и распределите их в таблице(односоставные и двусоставные)
3) Наблюдение (постановка задач и целей урока).
-Чем схожи односоставные определённо-личные и неопределённо-личные предложения? (Односоставные, с главным членом-сказуемым-глаголом)
-Что характерно для предложений, составляющих неизвестную группу? Какие это предложения?(Действие происходит само по себе, без действующего лица)
-Каково их общее грамматическое значение?(Все они простые, распространённые, односоставные)
- Это тоже односоставные предложения и сообщают они о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим.
-Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении? (Нет)
- Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока?
(Запись темы урока в тетради – БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
-На что указывает приставка БЕЗ - ? (на отсутствие чего-либо)
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока.
-Что вы должны знать?
ЗАДАЧИ (закрыты на доске, постепенно открываются)
- значение безличных предложений
- особенности сказуемого в безличных предложениях
- роль в речи безличных предложений
III. Информационный блок.
-Что же обозначают безличные предложения? (Обозначают действие или состояние, которое происходит как бы само по себе, без действующего лица)
- Безличные предложения – самая пёстрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство нашего языка. Я надеюсь, что, читая миниатюру В.П.Астафьева, «Какое сырое утро!» вы почувствовали, какими богатыми возможностями выражения мыслей обладают безличные предложения. (Эпиграф)
-А теперь мы должны выяснить способы выражения сказуемого в безличном предложении.
1) Запишите предложения. Чем выражены сказуемые в них? Используйте таблицу.
1) На небе ни клочка лазури (отрицат. предложение).
2) Как жить мне хочется до нового свиданья (сост. глаг. сказуемое.)
3) Снова мне легко.(категория состояния- сост. именное сказуемое).
4) Вам будет на что посмотреть и подивиться.(безличн. вспомогат. глагол + неопр. форма гл.)
5)Как много придумано, исполнено так мало.(сост.именное сказ.)
2) Работа с электронным приложением учебника. Теория и практика учебной ситуации(примеры, опорные схемы).
Способы выражения сказуемого в безличных предложениях:
Простое глагольное сказуемое:
1. Безличный глагол. Каплет с черёмух.
2.Безличной формой личного глагола. Ещё чуть брезжится.
3.Безличной формой глагола быть в отрицательных предложениях; словом нет. Герасима уже не было на дворе. Сегодня же меня здесь не будет. У меня нет линейки.
4.Неопределённой формой глагола(модальное слово в сочетании с инфинитивом – надо, нужно, можно, возможно, нельзя). Вам не видать таких сражений. Надо вставать.
Составное глагольное сказуемое.
1.Безличный вспомогательный глагол + неопределённая форма глагола. Над вашим предложением стоит подумать. Алёнке спать не хотелось.
2.Категория состояния, наречие + неопределённая форма глагола. Хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны.
Составное именное сказуемое.
Глаголом-связкой в безличной форме + именная часть (категория состояния на –О или краткое страдательное причастие в форме среднего рода) В тот час было совсем тихо. В избе жарко натоплено..
- При категории состояния и кратком причастии в прошедшем и будущем времени употребляется глагол-связка быть в безличной форме. Приятно было с вами познакомиться. Грустно будет расставаться. В настоящем времени связка не употребляется (нулевая).
IV. Аналитический блок.
- Этап первичного закрепления. Тест.
Назовите номера безличных предложений. (1, 3, 7)
1) С вечера подморозило.
2)Наступает длинный зимний вечер.
3)В саду тихо.
4) Лес. Палатка. Плеск речной воды.
5)Дни поздней осени бранят обыкновенно.
6) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
7) В детстве мне ни разу не удалось запустить бумажного змея.
-Какова роль безличных предложений в речи?
(На доске появляется)
2) Роль в речи:
-Выразительность предложений.
-Лаконичная форма.
-Используется для описания пейзажей, обстановки.
-Лиричное повествование.
-Выражение чувств и состояния человека.
(С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения используются для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. Безличные предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности.)
3) Самостоятельная работа.
В предложениях подчеркните грамматическую основу. Определите тип односоставного предложения.
- С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
- Ведут ко мне коня.
- На пригорке то тихо, то жарко.
- Волка шапками не закидаешь.
- Нигде жилья не видно на просторе.
V. Оценочный блок. Самооценка. ( Заполнение оценочных листов).
VI. Рефлексивный блок.
-О чём вы узнали на уроке?
-Когда используются безличные предложения? (в тех случаях, когда надо обратить внимание на действие, усилить его)
-Что является сигналом безличности? (формы сказуемых).
VII. Домашнее задание (на выбор учащихся предлагается упражнение из параграфа учебника или словотворчество, например, составление синквейна)
Оценочный лист
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"
Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....
Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс
Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...
Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"
Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий, сопровождается показом презентации....
Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс
Выбранная форма проведения урока - урок обобщения и систематизации знаний по теме "Виды сложноподчиненных предложений", который является завершающим при изучении данной темы. В ходе проведения урока п...
Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс
Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о разделах лингвистики, постановку знако...
Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения"
Презентация к уроку...
Урок русского языка "Однородные члены предложения"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Однородные члены предложения" (Изучение новой темы)...