Речевой этикет и КТП 8 класс
элективный курс по русскому языку (8 класс) по теме

Черепова Марина Валентиновна

 

   Программа по факультативному курсу «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы:  (автор-составитель С.И.Львова Мнемозина. 2009)

     Данный курс поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета , обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации, а также  других средств общения: жестов, мимики, телодвижений.

    Овладение нормами речевого этикета происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных заданий, которые задают определённую ситуацию и требует выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внимание уделяется сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия…   Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости  в различных её проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность, галантность… Именно поэтому курс имеет большое воспитательное значение.

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_etiket_8.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край       г.Курганинск____

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5__________

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

                                                                             решение педсовета протокол №1

от 30.08.2011   года

Председатель педсовета

                                                                                         ________        Д.В.Ерыгин

подпись руководителя ОУ            

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    факультативному курсу  «Речевой этикет»

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) ________8      класс___________________

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов    34            Уровень              базовый____________

(базовый, профильный)

Учитель        Черепова Марина Валентиновна____________________

Программа разработана на основе

авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы:  (автор-составитель С.И.Львова).- 3-е изд.,- М.: Мнемозина.  2009.

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

  1. Пояснительная записка

      Программа по факультативному курсу «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы:  (автор-составитель С.И.Львова Мнемозина. 2009), рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю) и полностью совпадает с примерной авторской по курсу.

     Данный курс поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета , обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации, а также  других средств общения: жестов, мимики, телодвижений.

    Овладение нормами речевого этикета происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных заданий, которые задают определённую ситуацию и требует выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внимание уделяется сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия…

      Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости  в различных её проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность, галантность… Именно поэтому курс имеет большое воспитательное значение.

       Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические  навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются моделированные речевые ситуации, конференции, практикумы, проектная деятельность.

      В процессе проведения занятий необходимо помнить, что русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Речевой этикет очень нуждается в активном изучении, описании, сохранении, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.

  1. Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой по курсу.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая  программа

1

Роль речевого этикета в письменном общении.        

6

4

2

Этикетная роль мимики, жестов и телодвижения в устном общении.

14

16

3

Интонация и культура речевого общения.

14

14

Итого

34

34

1 раздел.   Роль речевого этикета в письменном общении.        

Особенности письменного общения. Роль речевого этикета в письменном общении. Зачины и концовки писем. Обращения к адресату. Письменные формы поздравления, приглашения, приветствия. Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении (электронная почта, телефакс, SMS - сообщения). Из истории эпистолярного жанра в России.

2 раздел. Этикетная роль мимики, жестов и телодвижения в устном общении.

Вербальные и невербальные средства общения. Роль невербальных средств в общении. Национальные особенности жестов и мимики. Наиболее типичные жесты, принятые русским речевым этикетом. Жесты усилительные, изобразительные, указательные, регулирующие. Наблюдение за описанием мимики, жестов героев в художественных произведениях. Словари языка жестов. Мимика, поза человека как дополнительный источник информации о собеседнике.

3 раздел. Интонация и культура речевого общения.

Интонация, её основные элементы. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Интонация и правила речевого этикета. Согласованность интонации , словесного состава фраз и этикетных формул в процессе речевого общения.

3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

       Для учащихся

Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.

Горелов КН., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? - М., 1991.

Львова СИ. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.

Львова СИ. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. — М., 1992.

Львова СИ. Язык и речь: Учебное пособие для 8—9 классов. — М., 2000.

Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. — М., 1987.

Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.

Розенталъ Д.Э. А как сказать лучше? — М., 1988.   г

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?  — М., 1983.

Формановская НИ. Речевой этикет и культура общения, — М., 1989.

Словари

Дмитриев Л.И., Клокова Л.Н., Павлова В.В. Словарь языка жестов. — М., 2003.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.

Для учителя

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. — 6-е изд.,  — М., 1984.

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. — М., 1997.

Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. — М., 1998.

Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. — М., 1998.

Ладыженская Т.А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения.  М., 1986.

Согласовано                                                                                        Согласовано

на заседании МО                                                         заместитель директора по УВР

Протокол № __ от____ 2011г.                                    _________Л.М.Проценко

Руководитель МО                                                       «    »__________2011 года

_________         М.В.Черепова

Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________Л.М.Проценко

30.08.2011

Краснодарский край  г.Курганинск

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

МБОУ СОШ № 5

(наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

По           факультативному курсу  «Речевой этикет»       

                                (указать предмет, курс, модуль)

Класс        8    

Учитель      Черепова Марина Валентиновна 

Количество часов:  всего    34       часа;     в неделю      1    час;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Череповой Марины Валентиновны, утвержденной решением педагогического совета № 1  от 30 августа 2011 г

   (указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

 Разделы программы, темы уроков

кол

час

Дата план

Дата фак

тич

Коррек

ция

ИКТ
ТСО

Роль речевого этикета в письменном общении.

4

Презента

ция по теме

1

Особенности письменного общения. Роль речевого этикета в письменном общении.

1

2

Зачины и концовки писем. Обращения к адресату. Письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.

1

Презента

ция по теме

3

Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении (электронная почта, телефакс, SMS - сообщения). Из истории эпистолярного жанра в России

2

Этикетная роль мимики, жестов и телодвижения в устном общении.

16

Презента

ция по теме

4

Вербальные и невербальные средства общения. Роль невербальных средств в общении.

2

5

Национальные особенности жестов и мимики. Наиболее типичные жесты, принятые русским речевым этикетом.

3

6

Жесты усилительные, изобразительные, указательные, регулирующие.

3

Презента

ция по теме

7

Наблюдение за описанием мимики, жестов героев в художественных произведениях.

3

8

Словари языка жестов.

2

9

Мимика, поза человека как дополнительный источник информации о собеседнике.

3

Аудио учебник

Интонация и культура речевого общения.

14

10

Интонация, её основные элементы.

3

11

Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации.

3

12

Интонация и правила речевого этикета.

4

13

Согласованность интонации,словесного состава фраз и этикетных формул в процессе речевого общения.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок – игра порусскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.

Интегрированный урок – игра по русскому языку, литературе и музыке  «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса. Задачи  урока:привлечь детей к народному творчест...

Интегрированный урок – игра (V класс и помощь I класса). Тема: Сказки и речевой этикет.

Урок азвития навыков сопоставления характера героя музыкального произведения с характером музыки....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)

Методическая разработка урока русского языка по теме "Речевой этикет" для 5 класса (в соответствии с ФГОС)...

Речевой этикет и культура речевого общения

Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении - форма поведения...

Культура речевого поведения и речевой этикет.

Доклад на заседание МО воспитателей....

Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....

Рабочая программа учебного курса «Речевой этикет» для 7 класса

     Развитие культуры речевого поведения, овладение норма­ми национального речевого этикета — одно из важнейших требова­ний государственного образовательного станд...