Урок родного языка в 9 классе. Тема: Речевой этикет в деловом общении
план-конспект урока (9 класс)

Антонива Наталья Ивановна

Тип:  изучение  нового материала, развитие речи. Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rodnogo_yazyka_v_9_klasse.docx31.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №  18
в 9 классе

Тема: Речевой  этикет в деловом общении (п. 13)

Тип:  изучение  нового материала
, развитие речи

Задачи урока: 

  • актуализировать информацию о русском речевом этикете;
  • расширить представление об особенностях речевого этикета в деловом общении

Планируемые результаты

Предметные:

•  отвечать на вопросы задания;

•  осуществлять деловой диалог;

•  формулировать вопросы к тексту;

•  строить связное высказывание,  соблюдая нормы речевой культуры

Метапредметные:

регулятивные:

•  выбирать  учебные  действия  в  соответствии  с  поставленной задачей;

коммуникативные:

•  осуществлять  правильное речевое общение;

•  выполнять действия самодиагностики

Личностные:

•  понимать  личную  ответственность  за  совершенствование речевой культуры;

•  совершенствовать  умения  самодиагностики,  коррекции,  самоконтроля;

•  фиксировать собственный успех и неуспех

Межпредметные  связи:  русский язык,  тема «Культура речи»

Ресурсы урока:  учебник «Родной русский язык. 9 класс», презентация.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

- Вспомните, что называется речевым этикетом?

-Когда и где возникают ситуации делового общения?

- Кто является участником делового общения?

Ответы учеников :

  • Речевой этикет  — система выработанных в данном языке высказываний, которые служат для установления контакта и поддержания общения.
  • Ситуация делового общения может быть строго официальной (протокольные виды делового общения); официальной (непротоколируемое деловое общение  в рабочей обстановке); неофициальной (деловое общение в нерабочей обстановке). Разновидности официального делового общения – это деловой разговор, беседа, обсуждение, собеседование, спор, полемика, дискуссия, дебаты., прения, диспут, переговоры, торги.
  • Деловое общение – это межличностное общение с целью организации предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д. Участники делового общения – это официальные должностные лица, исполняющие свои служебные обязанности.

Мотивация познавательной деятельности

Упражнение 126. Работа с текстом.

- Давайте прослушаем  два телефонных разговора. В  каком из них нарушены нормы этикета? Обоснуйте свой ответ.

Ответы учащихся.

  • В первом диалоге нарушены нормы речевого этикета. Секретарь, работающий на ресепшен  грубо разговаривала с собеседником, не использовала формы речевого этикета, там самым вызвав негативную реакцию собеседника, который вряд ли будет пользоваться услугами фирмы после такого диалога.
  • Секретарь нарушила следующие нормы общения:

- игнорирование инициативы общения – открытое уклонение от разговора со знакомыми или людьми, которые связаны общим делом;

- нарушение принципа вежливости – недоброжелательное и неуважительное обращение к собеседнику;

- проявление необоснованного доминирования в разговоре – повышение голоса, игнорирование высказываний, поучения, запреты.

Упражнение 127. 1) Рассмотрите рисунок. Расскажите об основных правилах делового этикета.

  • Пунктуальность. Всегда и везде приходите вовремя или заранее. Никогда не опаздывайте.
  • Конфиденциальность. Не раскрывайте секретов. Раскрытие коммерческой тайны влечет за собой частичный или полный крах предприятия, административную ответственность. Не раскрывайте информацию о своих поставщиках, финансах и особенностях производства.
  • Доброжелательность. Будьте вежливы в общении с окружающими. В беседе важно уметь не только говорить, но и слушать. Дайте возможность высказаться. Люди любят говорить о себе. Если вы будете слушать, то поймете цели и желания партнера.
  • Имидж. Одевайтесь по-деловому. Офисный стиль предполагает, что мужчины надевают строгий однотонный костюм или рубашку с брюками. Гардероб женщины состоит из жакета, юбки по колено или брюк, однотонной блузки и туфель на невысоком каблуке.
  • Грамотность. Говорите и пишите правильно. Составьте список слов, которые даются вам трудно. Отработайте их произношение. Не допускайте просторечных выражений. Избавьтесь от слов-паразитов.
  • Телефонный этикет. Соблюдайте его правила . Сотрудник, который умеет грамотно подать себя,  вызовет положительную реакцию собеседника еще до личной встречи. Набросайте скрипт телефонного разговора. Не забывайте о вежливости.

Организация познавательной деятельности

Упражнение 128.

- 1) Изучите материал таблицы. Как вы понимаете выражение «формулы речевого этикета»?

  • Формулы речевого этикета  — типовые речевые конструкции,

которые регулярно употребляются в ситуациях этикетного общения  (приветствие, прощание, извинение и т. д. ).

- 2) Используя приведённые формулы речевого этикета, подготовьте высказывания для следующих ситуаций этикетного общения:

•  пригласите директора школы на праздничный концерт, подготовленный школьниками ко Дню учителя  (Уважаемая Лариса Викторовна! Разрешите пригласить Вас на праздничный концерт, подготовленный нами ко Дню учителя. Он состоится 5 октября в 13 часов в актовом зале нашей школы. Будьте любезны посетить это мероприятие)

•  поблагодарите школьного библиотекаря за помощь в подготовке к олимпиаде (Уважаемая Любовь Васильевна! Разрешите поблагодарить вас за помощь в подготовке к олимпиаде по всем предметам. Очень вам

признательны за это! Спасибо!)

•  извинитесь перед классным руководителем за то, что не смогли прийти на репетицию спектакля  (Уважаемая Ольга Евгеньевна! Приносим  свои извинения за то, что не смогли прийти на репетицию спектакля. Простите, пожалуйста, мы больше вас не подведем.

•  вежливо откажитесь от предложения одноклассника пойти в

кино (Кирилл! Мне жаль огорчать тебя, но я не смогу сегодня пойти с тобой в кино, так как буду занят занятием в спортивной секции. Скоро соревнования, и я не хочу пропускать тренировки. Мы обязательно сходим посмотреть этот фильм)

3) Напишите сценарий делового разговора с использованием приведённых формул речевого этикета.

  • Деловая беседа достижение договоренности, согласованности в сюжетах делового общения, решение определенных профессиональных задач. Чтобы успешно провести беседу, надо написать ее план, применять психологический прием воздействия на собеседника, чередуя неблагоприятные и благоприятные моменты), не применять грубость и пренебрежение, избегать пустой риторики, внимательной слушать собеседников.

- Личная беседа

— Здравствуйте.

— Добрый день. Вы хотите у нас остановиться?

— Да, нас трое, каждому желательно отдельный номер.

— Минутку, сейчас посмотрим, что у нас есть. Вы знаете, трех номеров у нас, к сожалению, нет, но есть один отдельный и один двухместный. Может быть, вас устроит?

— Хотелось бы, конечно, три, ну ничего страшного, два нас тоже устроят. Можно оформляться?

— Да. Пожалуйста, дайте ваши паспорта. На сколько дней вам нужны номера?

— У нас командировка на неделю, но, возможно, мы еще задержимся — как пойдут дела.

— Отлично. Давайте пока оформимся на неделю, а потом можем продлить проживание. Если освободится еше один отдельный номер, мы сможем вас расселить.

— Это было бы замечательно.

  • Переговоры – диалогический вид общения, ориентированный на достижение определенных результатов. Переговоры проводятся с определенной целью по определенному поводу. Структура переговоров: характеристика проблемы и предложения о ходе переговоров; изложение позиции; ведение диалога; решение проблемы; завершение.

- Собеседование.

- Здравствуйте! Можно войти?

- Здравствуйте! Вы насчет работы торговым представителем?

- Да, вот мое резюме.

- Ваш опыт работы составляет год, не так ли?

- Да, один год..

- Почему вы оставили предыдущее место работы?

- Меня не устраивает зарплата. Хочу повысить уровень доходов.

- А с какими товарами вы работали?

- С хозяйственными товарами.

- В нашей компании ассортимент товаров, с которыми вам придется работать, будет намного шире. Это кондитерские изделия: торты, пирожные, рулетики, конфеты. На какую зарплату вы рассчитываете?

- На пятьсот долларов, как указано в вашем объявлении. Еще я рассчитываю, что если буду хорошо справляться со своими обязанностями, моя зарплата вырастет.

- Наша компания всегда поощряет сотрудников за успехи в труде. Скажите, почему вы выбрали для работы именно нашу компанию?

- У нее хорошая репутация, она успешно развивается. Поэтому я вижу в ней перспективы для дальнейшей карьеры. К тому же, как торговый представитель, я хочу совершенствовать свои умения работать с широким ассортиментом товаров. Здесь как раз есть для этого возможности.

- Спасибо, приятно было побеседовать с вами. У вас еще есть вопросы о компании?

- Сейчас нет, все достаточно ясно.

- Тогда в течение трех дней я свяжусь с вами по телефону и сообщу, приняты ли вы к нам на работу. До свидания!

- Жду звонка, до свидания!

  • Разновидностями беседы являются обсуждение и собеседование. Модели обсуждения – «круглый стол», «мозговой штурм» и «командная деловая игра». «Деловая игра  - по сути, практическая апробация идеи.

Деловая игра «Рекламный бизнес»

Почувствовать себя настоящим маркетологом, придумать рекламу нового продукта, поучаствовать в тендере и проявить свою креативность в деле - все это позволяет игра «Рекламный бизнес». Побывав на стороне создателей рекламы, участники лучше понимают их логику и ответственнее относятся к своим решениям в качестве потребителей. 

Кол-во участников: 5-6 команд по 5-6 человек

Кол-во модераторов: 1 ведущий + 4 игротехника

Продолжительность: 2,5 часа

Правила игры: Участники выступают в роли сотрудников маркетинговых агентств, которые оказывают разнообразные рекламные услуги (выполняют несложные задания – рисуют плакаты, придумывают рекламу) существующим в игре клиентам. В конце игры жюри выбирает лучшие рекламные продукты.

Цель: развить навыки креативного мышления, работать в команде, планировать и системно мыслить.

Задание: придумайте рекламу школьной формы

  • Торги представляют собой заключение юридической сделки с лицами или организациями, которые предложили наиболее выгодные условия. Результат торгов – сделка, специфическое соглашение. Вопрос о том, чего больше в торгах: борьбы или уступок – тоже не простой. По сути внутренняя природа торгов – «ты – мне, я – тебе», поэтому уступки – необходимая черта этой формы сотрудничества. Главное в том, что уступки должны быть взаимными и обоснованными. Если первый шаг, в расчете на доброжелательность, начинается с уступки и сразу наталкивается на уничижительный ответ, то конечно же, нормальные торги в этой ситуации уже невозможны. Начинается острая конкуренция. Понятно, что, начиная торги, не стоит приписывать своему партнеру более темные намерения, чем свои собственные. Иначе подозрительность в торгах станет основным мотивом взаимодействия. Основным законом торгов можно назвать следующий: мера уступки должна быть уравновешена мерою приобретения. Именно это является тем основанием, на котором устанавливаются равновесие в притязаниях сторон.

Выигранный Аукцион-тендер в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания после пожара в полном объеме, в соответствии с проектной документацией, включая сметную документацию, с условиями Контракта, а также действующими на территории РФ строительными нормами и правилами. Изучив извещение о проведении электронного аукциона от 30.12.2014, а также изменения извещения о проведении электронного аукциона от 13.01.2015 №ИИ1  реестровый номер закупки 0135200000514002020  , размещенного на сайте электронной площадки ЗАО «Сбербанк - АСТ»: http://sberbank-ast.ru/, и аукционную документацию, мы выражаем свое согласие на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответствующих требованиям документации электронного аукциона.

      Мы  готовы осуществить поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренные Техническим заданием на аукцион в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания после пожара, расположенного по адресу: Калининградская область, Багратионовский район, пос. Подгорное, ул. Центральная, д. 9, в полном объеме, в соответствии с проектной документацией, включая сметную документацию,  с условиями Контракта, а также действующими на территории РФ строительными нормами и правилами.

Показатели качества, технические и функциональные характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ по капитальному ремонту административного здания после пожара, расположенного по адресу: Калининградская область, Багратионовский район, пос. Подгорное, ул. Центральная, д. 9 в виде таблицы

  • Разыгрываются сценки по каждому предложенному жанру делового общения.

Упражнение 129.  1) Прочитайте текст. Что такое телефонный этикет?

  • Телефонный этикет – это умение кратко, по делу и с уважением донести нужную информацию и получить на нее ответ. Разговаривать по телефону так, чтобы собеседник вас услышал, - то искусство. Постичь его можно, освоив несколько правил и постоянно их придерживаясь.

- 2) Какие правила телефонного этикета описывает автор?

  • Умение человека вести телефонные переговоры, что,  в конечном счёте, определит его репутацию, а также репутацию фирмы, которую он представляет.

- 3) С чего нужно начинать телефонный разговор?

  • «Доброе утро (день)»; представиться. Чем я могу вам  помочь?

4) Почему во время делового телефонного разговора необходимо иметь под рукой ручку и блокнот?

  • Записать информацию и пообещать клиенту перезвонить ему.

5) Можно ли вести беседу по телефону и одновременно говорить с посетителем?

  • Нет, нужно концентрироваться на разговоре и внимательно слушать.

6) Можно ли на просьбу звонящего соединить его с директором ответить:  «Директора нет. Ему сегодня делают операцию»? Почему?

  • Записать номер звонящего и  перезвонить ему.
    Или! Записать информацию и пообещать клиенту перезвонить  ему

Подведение  итогов

- Какие новые знания о речевом общении вы приобрели?

- Почему в деловом общении нужно соблюдать речевой этикет

- Какое из требований, предъявляемых к деловому общению, вы считаете важным?

  • Деловой этикет — совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения людей в ситуациях делового общения.
  • На уроке мы узнали о важности речевого этикета в деловом общении, так как он определяет репутацию человека и организации, которую он представляет.
  • Ответы учеников.

Домашнее задание. Упражнение 130 (1 ситуация на выбор)

Дополнительное задание. Подготовить рассказ о «Домострое»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 11 класс Тема: Официально – деловой стиль речи

Показать необходимость владения официально-деловым стилем  речи, сформировать умение оформлять деловые бумаги....

Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Презентация к уроку русского языка. 9 класс Тема:" Деловые бумаги".

В презентации подобран материал практической направленности, что важно для достижения результата урока....

Презентация к уроку родного языка в 5 классе по теме "Официально-деловой стиль речи. Объявление."

Данная презентация будет интересна для проведения урока по теме "Официально-деловой стиль речи. Объявление" в 5 классе....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОЙ ЯЗЫК 8 Б Тема урока Паронимы и точность речи

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАРОДНОЙ ЯЗЫК 8 Б     Тема урока    Паронимы и точность речи...