Урок русского языка в 5 классе "Виды сложного предложения"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Виды сложного предложения
Цель урока:
1.систематизация и обобщение полученных знаний;
2.закрепление понятия сложное предложение, его структурных признаков;
3.развитие умения различать простые и сложные предложения, приводить доказательства, что данное предложение является сложным, находить средства связи в предложении, строить схемы сложных предложений, комментировать знаки препинания, употреблять сложные предложения в речи.
Оборудование: 1.использование экрана для демонстрации презентации по теме «Виды сложного предложения»;
2.тестовые задания;
3.индивидуальные листки с заданиями.
Ход урока
1.Орг. момент
2.Вступительное слово учителя
- Сегодня мы с вами продолжим путешествие по огромной стране « Синтаксис и пунктуация» и вспомним, какие предложения называются сложными, на какие группы делятся сложные предложения по средствам связи, еще раз поработаем с пунктограммой «Запятая в сложном предложении».
В начале трудного пути надо размяться, поэтому начнем как всегда с орфографической разминки.
Перед вами лежат тестовые задания, пожалуйста, выполните предложенные задания и назовите правильные варианты
3.Работа по тестовым заданиям на повторение материала
1.Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква Е
а).л…сной, см..шной в).л…сичка, пол…клиника
б).уд…вление, з..леный г).с…нева, ч…модан
2.Выбери ряд слов, в котором на месте пропуска пишется Ь
а).трубач…, чертеж… в).молодеж…, береч…
б).меч…, доч… г).умываеш…ся, лыж…
3.Выбери ряд слов, в котором на месте пропуска пишется буква И
а).ветер ду…т, рыба плещ..тся в).снег та…т, он держ…т
б).мороз держ…тся, ребенок смотр…т г).она загора…т, дом стро…тся
4.Проверка выполнения:
- Итак, кто же у нас самый быстрый и самый зоркий?(награждение)
- А кто у нас самый умный и сможет быстро прокомментировать вставленные орфограммы?(награждение)
-Назовите слова, в которых работает орфограмма «Непроверяемая безударная гласная в корне слова».
5.Синтаксическая работа у доски: 3 человека
- А сейчас к доске вызываются 3 добровольца, которые поработают с предложениями
(охарактеризовать предложение, составить схемы )
Звонко стучит по сухому дереву дятел, и свистит в кустах иволга.
Первыми тронулись в путь болотные птицы, потому что болота уже начали замерзать.
Проснулись неугомонные птицы и запели свои звонкие песни.
Работа с классом:
Учитель: пока наши добровольцы работают у доски, давайте в вами вспомним, что нам известно о сложном предложении, как соединяются простые предложения в составе сложного, чем отличаются с/сочиненные и с/подчиненные предложения.
6.Фронтальный опрос по теме «Виды сложных предложений»
- Какое предложение называется сложным?
- С помощью каких средств могут соединяться простые предложения в составе сложного?
- На какие группы делятся сложные союзные предложения?
- Чем отличаются с/сочиненные предложения от с/подчиненных?
Учитель: Умницы, вы хорошо справились с заданиями. Давайте проверим как справились с заданиями наши добровольцы. (Награждение)
7.А теперь поиграем в игру «Собери кубики», попробуем собрать потерявшиеся кубики.
Смотрим на экран
Задание: расположите кубики в определенной последовательности, чтобы получился текст. Прочитайте получившийся текст
А.Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание. | Б.Осенью певчие птицы улетают на юг. | В.Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов. |
Г.Все они будут ждать возвращения на Родину. |
Б. Осенью певчие птицы улетают на юг.
А. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.
В. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.
Г. Все они будут ждать возвращения на Родину.
- Докажите, что у нас получился текст
- Какова тема текста? Основная мысль?
- Ребята, а почему «ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов в чужих краях»?
- Какое из записанных предложений является сложным? Из скольких простых предложений оно состоит? Охарактеризуйте его по средствам связи.
- Какие союзы встретились в этом предложении? (хотя, и, но, ни-ни)
ФИЗКУЛЬТПАУЗА
Утром детки потянулись, дружно встали, повернулись,
Поглядели влево, вправо - день пройдет у нас на славу,
А теперь размяли ножки, посмотрели все в окошко
И друг другу улыбнулись, на свои места вернулись
8. Выборочное списывание с использованием графических схем(выписать сначала простые, а затем сложные предложения: сначала с/сочиненное, затем – с/подчиненное) 4,5,2,1,3
1.Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась лиса.
2.Лед был крепкий, и Лиса садилась на самом краю.
3.Но Лиса не могла подобраться к самой воде, потому что там лед был еще очень тонок.
4.Зайцы все это видели и весело смеялись.
5.Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху
9. Работа в группах
Задание: используя упражнения 326,327,331,выпишите по одному примеру сложных предложений, подчеркните грамматические основы, составьте схемы. Каждой группе подготовить вопрос соперникам на пройденную тему
10.Творческая работа по упр.338
Редактирование текста и запись в тетрадь. Прочитайте полученный текст
На территории лагеря находился большой и красивый клуб. Там была библиотека, комната для спортивных занятий и большой зал со сценой, в котором проводили вечера и показывали кинофильмы.
11.Обобщение изученного.
- Итак, ребята, давайте подведем итоги нашего сегодняшнего путешествия по синтаксису сложного предложения. Работая со сложным предложением, о чем мы всегда должны помнить?(ставить запятую между частями предложения)
- Молодцы, все вы сегодня хорошо работали, всем большое спасибо, надеюсь, что и в дальнейшем мы будем так же сотрудничать с вами.
Оценки.
Дом задание:
1.Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква Е
а).л…сной, см..шной в).л…сичка, пол…клиника
б).уд…вление, з..леный г).с…нева, ч…модан
2.Выбери ряд слов, в котором на месте пропуска пишется Ь
а).трубач…, чертеж… в).молодеж…, береч…
б).меч…, доч… г).умываеш…ся, лыж…
3.Выбери ряд слов, в котором на месте пропуска пишется буква И
а).ветер ду…т, рыба плещ..тся в).снег та…т, он держ…т
б).мороз держ…тся, ребенок смотр…т г).она загора…т, дом стро…тся
Задание: расположите кубики в определенной последовательности, чтобы получился текст. Прочитайте получившийся текст
А.Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание. | Б.Осенью певчие птицы улетают на юг. | В.Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов. |
|
7. Выборочное списывание (выписать сначала простые, а затем сложные предложения: сначала с/сочиненное, затем с/подчиненное)
1.Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась лиса.
2.Лед был крепкий, и Лиса садилась на самом краю.
3.Но Лиса не могла подобраться к самой воде, потому что там лед был еще очень тонок.
4.Зайцы все это видели и весело смеялись.
5.Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
Открытый урок в 5 классе
ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
учитель русского языка и литературы
КОРАБЛЕВА И.Т.
г. Изобильный, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему "Сложное предложение"
Урок-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...
дидактический материал к уроку русского языка по теме "Сложное предложение"
дидактический материал к уроку...
Урок русского языка по теме "Сложное предложение"
План -конспект урока русского языка для 9 класса "Сложное предложение ( с презентацией) Тип урока - урок освоения новых знаний....
Урок русского языка по теме "Сложное предложение"
Урок обобщения и систематизации материала по русскому языку в 9 классе....
Конспекты №1 и 2 уроков русского языка по теме " Сложное предложение с разными видами связи".
Надеюсь, что мои конспекты уроков помогут учащимся 9 классов лучше разобраться в сложных предложениях с разными видами связи. Теоретический и практический материалы взяты из учебной программы В.В.Баба...
Урок русского языка. 9 класс. Сложные предложения с разными видами связи.
На уроке раасматриваются предложения с союзной и бессоюзной связью, имееется презентация к уроку....
Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....