Урок русского языка в 5 классе "Виды сложного предложения"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Кораблёва Ирина Тимофеевна

Урок русского языка в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_5_klasse.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:                 Виды сложного предложения

Цель урока: 

            1.систематизация и обобщение полученных  знаний;

            2.закрепление  понятия сложное предложение, его структурных признаков;

            3.развитие умения различать простые и сложные предложения, приводить доказательства, что данное предложение является сложным, находить средства связи в предложении, строить схемы сложных предложений, комментировать знаки препинания, употреблять сложные предложения в речи.

Оборудование: 1.использование экрана для демонстрации презентации по теме «Виды сложного предложения»;

                               2.тестовые задания;

                               3.индивидуальные листки с заданиями.

                                                         Ход урока

1.Орг. момент

2.Вступительное слово учителя

- Сегодня мы с вами продолжим путешествие по огромной стране « Синтаксис и пунктуация» и вспомним, какие предложения называются сложными, на какие группы делятся сложные предложения по средствам связи, еще раз поработаем с пунктограммой «Запятая в сложном предложении».

 В начале трудного пути надо размяться, поэтому начнем как всегда с орфографической разминки.

Перед вами лежат тестовые задания, пожалуйста, выполните предложенные   задания и назовите правильные варианты

3.Работа по тестовым заданиям на повторение материала

1.Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква Е

а).л…сной, см..шной                                         в).л…сичка, пол…клиника

б).уд…вление, з..леный                                   г).с…нева, ч…модан

2.Выбери ряд слов, в котором на месте пропуска пишется Ь

а).трубач…, чертеж…                                       в).молодеж…, береч…

б).меч…, доч…                                                  г).умываеш…ся, лыж…

3.Выбери ряд слов, в котором на месте пропуска пишется буква И

а).ветер ду…т, рыба плещ..тся                     в).снег та…т, он держ…т

б).мороз держ…тся, ребенок смотр…т      г).она загора…т, дом стро…тся

4.Проверка выполнения:

- Итак, кто же у нас  самый быстрый и самый зоркий?(награждение)

- А кто у нас самый умный и сможет быстро прокомментировать вставленные орфограммы?(награждение)

-Назовите слова, в которых работает орфограмма «Непроверяемая безударная гласная в корне слова».

5.Синтаксическая работа у доски: 3 человека

-  А сейчас к доске вызываются 3 добровольца, которые поработают с предложениями

(охарактеризовать предложение, составить схемы )

Звонко стучит по сухому дереву дятел, и свистит в кустах иволга.

Первыми тронулись в путь болотные птицы, потому что болота уже начали замерзать.

Проснулись неугомонные птицы и запели свои звонкие песни.

Работа с классом:

Учитель: пока наши добровольцы работают у доски, давайте в вами вспомним, что нам известно о сложном предложении, как соединяются простые предложения в составе сложного, чем отличаются с/сочиненные и с/подчиненные предложения.

6.Фронтальный опрос по теме «Виды  сложных предложений»

- Какое предложение называется сложным?

- С помощью  каких средств могут соединяться простые предложения в составе сложного?

- На какие группы делятся сложные союзные предложения?

- Чем отличаются с/сочиненные предложения от с/подчиненных?

Учитель: Умницы, вы хорошо справились с заданиями. Давайте проверим как справились с заданиями наши добровольцы. (Награждение)

7.А теперь поиграем в игру «Собери кубики», попробуем собрать потерявшиеся кубики.

 Смотрим на экран

Задание: расположите кубики в определенной последовательности, чтобы получился текст. Прочитайте получившийся текст

А.Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.




Б.Осенью певчие птицы улетают на юг.

В.Хотя в чужих краях  и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.

                                                         

Г.Все они будут ждать возвращения на Родину.

Б. Осенью певчие птицы улетают на юг.

А. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.

В. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.

Г. Все они будут ждать возвращения на Родину.

- Докажите, что у нас получился текст

- Какова тема текста? Основная мысль?

- Ребята, а почему «ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов в чужих краях»?

- Какое из записанных предложений является сложным? Из скольких простых предложений оно состоит? Охарактеризуйте его по средствам связи.

- Какие союзы встретились в этом предложении? (хотя, и, но, ни-ни)

                                     

                                               ФИЗКУЛЬТПАУЗА

Утром детки потянулись, дружно встали, повернулись,

Поглядели влево, вправо - день пройдет у нас на славу,

А теперь размяли ножки, посмотрели все в окошко

И друг другу улыбнулись, на свои места вернулись

8. Выборочное списывание  с использованием графических схем(выписать сначала простые, а затем сложные предложения: сначала с/сочиненное, затем – с/подчиненное)    4,5,2,1,3

1.Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась лиса.

2.Лед был крепкий, и Лиса садилась на самом краю.

3.Но Лиса не могла подобраться к самой воде, потому что там лед был еще очень тонок.

4.Зайцы все это видели и весело смеялись.

5.Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху

 9. Работа в группах 

Задание:  используя упражнения 326,327,331,выпишите по одному примеру сложных предложений, подчеркните  грамматические основы, составьте схемы. Каждой группе подготовить вопрос соперникам на пройденную тему

10.Творческая работа по упр.338

 Редактирование текста и запись в тетрадь. Прочитайте полученный текст

На территории лагеря находился большой и красивый клуб. Там была библиотека, комната для спортивных занятий и большой зал со сценой, в котором проводили вечера и показывали кинофильмы.

11.Обобщение изученного.

- Итак, ребята, давайте подведем итоги нашего сегодняшнего путешествия по синтаксису сложного предложения. Работая со сложным предложением, о чем мы всегда должны помнить?(ставить запятую между частями предложения)

- Молодцы, все вы сегодня хорошо работали, всем большое спасибо, надеюсь, что и в дальнейшем мы будем так же сотрудничать с вами.

Оценки.

Дом задание:

1.Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква Е

а).л…сной, см..шной                                         в).л…сичка, пол…клиника

б).уд…вление, з..леный                                   г).с…нева, ч…модан

2.Выбери ряд слов, в котором на месте пропуска пишется Ь

а).трубач…, чертеж…                                       в).молодеж…, береч…

б).меч…, доч…                                                  г).умываеш…ся, лыж…

3.Выбери ряд слов, в котором на месте пропуска пишется буква И

а).ветер ду…т, рыба плещ..тся                     в).снег та…т, он держ…т

б).мороз держ…тся, ребенок смотр…т      г).она загора…т, дом стро…тся

Задание: расположите кубики в определенной последовательности, чтобы получился текст. Прочитайте получившийся текст

А.Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.


Б.Осенью певчие птицы улетают на юг.

В.Хотя в чужих краях  и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.

Г.Все они будут ждать возвращения на Родину.





 7. Выборочное списывание  (выписать сначала простые, а затем сложные предложения: сначала с/сочиненное, затем  с/подчиненное)    

 1.Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась лиса.

2.Лед был крепкий, и Лиса садилась на самом краю.

3.Но Лиса не могла подобраться к самой воде, потому что там лед был еще очень тонок.

4.Зайцы все это видели и весело смеялись.

5.Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху

             МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

  Открытый урок в 5 классе

 ВИДЫ СЛОЖНЫХ         ПРЕДЛОЖЕНИЙ

          учитель русского языка и литературы

                       КОРАБЛЕВА И.Т.

                      г.  Изобильный, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему "Сложное предложение"

Урок-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение"

План -конспект урока русского языка для 9 класса "Сложное предложение  ( с презентацией) Тип урока - урок освоения новых знаний....

Урок русского языка по теме "Сложное предложение"

Урок обобщения и систематизации материала по русскому языку в 9 классе....

Конспекты №1 и 2 уроков русского языка по теме " Сложное предложение с разными видами связи".

Надеюсь, что мои конспекты уроков помогут учащимся 9 классов лучше разобраться в сложных предложениях с разными видами связи. Теоретический и практический материалы взяты из учебной программы В.В.Баба...

Урок русского языка. 9 класс. Сложные предложения с разными видами связи.

На уроке раасматриваются предложения с союзной и бессоюзной связью, имееется презентация к уроку....

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....