Конспект урока русского языка на тему «Простые и сложные предложения» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тип урока: применение и совершенствование знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 58.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
на тему «Простые и сложные предложения»
5 класс
Разработчик урока – учитель русского языка и литературы
МКОУ «Яшалтинская СОШ им. В.А. Панченко»
Степаницына Г.И.
Тип урока: применение и совершенствование знаний.
Цели: повторить понятия, касающиеся сложных и простых предложений; воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка; развивать у обучающихся навыки, необходимые для определения сложных и простых предложений как в письменной (по грамматической конструкции и наличию знаков препинания), так и в устной речи (по интонации и наличию нескольких основ).
Оборудование: учебник, распечатка стихотворения М.И. Цветаевой, таблицы- схемы (конструкция простого предложения, конструкция сложного предложения)
Простое предложение:
Сложное предложение: , .
Сложное предложение с союзом И: , И .
Сложное предложение с союзом ЧТО: , ЧТО .
Сложное трехсоставное предложение: . .
Сложное четырехсоставное предложение: .
Предварительная подготовка: обучающимся необходимо повторить теоретические сведения, касающиеся состава и разбора простых и сложных предложений.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Надеюсь, сегодня у нас в очередной раз получится интересный и увлекательный урок. Желаю вам удачи и хороших оценок!
II. Фронтальный опрос домашнего задания.
- О каких разделах науки о языке мы с вами говорим вот уже немалое количество уроков?
- Что такое синтаксис?
- Что такое пунктуация?
- Дайте определение единицам синтаксиса: словосочетание, предложение.
- Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
- По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).
- По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)
- Что такое однородные члены предложения?
- Что такое грамматическая основа предложения?
III. Изучение нового материала
Простое предложение
(Обучающимся раздается распечатанное стихотворение, один из обучающихся читает его вслух.)
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
М. И. Цветаева
- Выделите три предложения, выражающие основную мысль стихотворения. (Красною кистью рябина зажглась. Я родилась. Мне и доныне хочется грызть жаркой рябины горькую кисть.)
- К какому типу принадлежат данные предложения, по какому признаку можно это определить? (К простому предложению. В каждом предложении только одна грамматическая основа.)
- Выполните разбор последнего предложения, дав характеристику по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов предложения. (Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное.)
- Выберите из представленных схем ту, которая соответствует конструкции данного предложения.
Сложное предложение
Не всегда возможно корректно и грамотно выразить свою мысль с помощью простого предложения или ряда простых предложений. Поэтому зачастую несколько простых предложений с помощью знаков препинания, предлогов, союзов и интонационно объединяются в одно – сложенное из нескольких, или сложное.
(запись на доске в две колонки)
Лошади тронулись. Лошади тронулись, колокольчик загремел,
Колокольчик загремел. кибитка полетела.
Кибитка полетела.
- Сколько предложений в первом столбце? (Три.)
- К какому типу все они относятся? (Простые предложения с одной грамматической основой.)
- Сколько предложений во второй колонке? (Одно.)
- Какое оно? (Сложное, содержащее в себе три простых предложения, т.е. три грамматические основы).
Действительно, это сложное предложение. А.С. Пушкин объединил три простых предложения с помощью запятых и интонационно, и получилось одно сложное, повествовательное, невосклицательное предложение. Оно может быть представлено следующей схемой (демонстрируем на доске схему сложного предложения).
Упр.1 (устно)
Прочитайте стихотворение. Укажите простые и сложные предложения, выполнив их разбор по образцу.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.
Н.А. Некрасов.
Образец рассуждения
Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес – это предложение простое, так как содержит только одну грамматическую основу ветер гонит. Осложнено определением заунывный (какой?), обстоятельством на край небес (куда?) Конструкция данного предложения передается схемой… (зарисовать в тетради либо отметить номер схему с доски.)
Ответ
Ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес- это предложение сложное, так как включает в себя две грамматические основы ель стонет и лес шепчет. На письме два предложения в составе сложного выделяются запятыми. Предложение осложнено определениями надломленная, темный. Конструкция передается схемой…
Обобщите наши рассуждения по плану:
1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
5. Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?
IV. Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
V. Закрепление изученного материала.
Упр. 2 Составьте сложные предложения, используя для этого подходящие по смыслу союзы и, а, но, кто, когда, чтобы. (Комбинации предложений могут быть разными.)
Образец: Утром дождь перестал. Отяжелевшие тучи медленно расползлись. Ветер только усилился. Марина не решилась выйти на улицу. (Утром дождь перестал, и отяжелевшие тучи медленно расползлись, но ветер только усилился, поэтому Марина не решилась выйти на улицу.)
- Утром дождь перестал. Отяжелевшие тучи медленно расползлись. Ветер только усилился. Марина не решилась выйти на улицу.
- Ярко светило умытое солнце. Девочка отправилась на прогулку. В лесу было все еще сыро. Дети пошли быстрее.
- Солнце не спеша закатилось за горизонт. Мы еще были на улице. Туристы уже подходили к стоянке.
- Учитель сказал классу. Дежурные вымыли доску после урока. Завтра класс отравится на экскурсию.
Обращаем внимание, что к таким упражнениям надо относится внимательно, ведь очень часто союз И объединяет не только простые предложения в составе одного сложного, но и однородные члены предложения. Соответственно это влияет на тип предложения, на его структуру. Для того чтобы быстро и безошибочно отличать союз И, объединяющий простые конструкции предложения, и союз, необходимый для соединения однородных членов предложения, выполним следующее упражнение.
Упр. 3
- В каких предложениях, данных под одним номером, союз И соединяет однородные члены, а в каких – простые предложения в составе сложного?
- В каких случаях необходима запятая?
1. Я научилась просто, мудро жить, смотреть на звезды и молится Богу. (ОЧП) Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи…(ПП) (А.А. Ахматова)
2. Нелюдимо наше море, день и ночь шумит оно…(ПП) (Н.М. Языков) И вдруг по всем по трем – и тройкой тешился детина, и заливался соловьем. (ОЧП) (Ф.Н. Глинка)
3. На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она. (ПП) Чужды вам страсти и чужды страдания (ОЧП) (М.Ю. Лермонтов)
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Сегодня вы очень хорошо работали, у нас получился, на мой взгляд, очень увлекательный урок. А что думаете вы? Давайте подведем итог!
-Чему мы научились сегодня на уроке?
-Что больше всего понравилось на уроке?
-Какое предложение называют сложным? Какое предложение называют простым?
-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?
-Какую роль может играть союз “и” в предложении?
-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”, прежде чем ставить запятую?
VI. Домашнее задание: Пар.46, Упр.235, карточка
Карточка 1. Списать. Где необходимо поставить союз И, расставить запятые. Подчеркнуть главные члены предложения, составить схемы предложений.
- Все коровы ост(…)рожно подошли (к) корыту а телёнок (раз)бежался (на) лед (за) гнул хвост (при)лож(…)л уш(…) и стал кураж(…)ться. На первом же кругу нога его раск(…)тилась и он ударился г(…)ловою о корыто. (Л.Н.Толстой)
- Девочка с дерева с(…)шла села (на) спину к лисе помчалась лиса с ней (на) деревню. Приб(…)жала к дому стала хв(…)стом стучать в калитку. (Русская народная сказка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ". 9 класс
Урок разработан с использованием новых технологий: элементов адаптивной системы и разноуровневого обучения. Каждый вид деятельности учащихся оценивается в ходе самопроверки или взаимопроверки. В ...
Конспект урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
Конспект дистанционного урока по русскому языку в 11 классе...
Конспект урока русского языка. Тема урока: «Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях»
Конспект урока русского языка "Неполные предложения."...
Конспект урока русского языка по ФГОС в 5 «Б» классе по теме:«Простые и сложные предложения».
Урок - исследование нового материала...
Конспект урока русского языка "Обобщение изученного о сложном предложении"
Цели: · повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, о его видах, постановке знаков препинания между частями сложного предло...
Конспект урока русского языка "Тире в бессоюзном сложном предложении"
Конспект урока для 9 класса по учебнику Бархударова С.Г....
Методическая разработка урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс
Разрешите предложить Вашему вниманию урок для 9 класса. Этот урок проводился в цикле уроков по теме «Бессоюзное сложное предложение», а идею подсказала «Б...