Конспект урока русского языка на тему «Простые и сложные предложения» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Степаницына Галина Ивановна

Тип урока: применение и совершенствование знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx58.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

на тему «Простые и сложные предложения»

5 класс

Разработчик урока – учитель русского языка и литературы

МКОУ «Яшалтинская СОШ им. В.А. Панченко»

Степаницына Г.И.

Тип урока: применение и совершенствование знаний.

Цели: повторить понятия, касающиеся сложных и простых предложений; воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка; развивать у обучающихся навыки, необходимые для определения сложных и простых предложений как в письменной (по грамматической конструкции и наличию знаков препинания), так и в устной речи (по интонации и наличию нескольких основ).

Оборудование: учебник, распечатка стихотворения  М.И. Цветаевой, таблицы- схемы (конструкция простого предложения, конструкция сложного предложения)

 Простое предложение:               

                

Сложное предложение:                          ,                        .

Сложное предложение с союзом И:         , И        .

                

Сложное предложение с союзом ЧТО:         , ЧТО        .

Сложное трехсоставное предложение:                 .        .

Сложное четырехсоставное предложение:                                 .

Предварительная подготовка: обучающимся необходимо повторить теоретические сведения, касающиеся состава и разбора простых и сложных предложений.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. 

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Надеюсь, сегодня у нас в очередной раз получится интересный и увлекательный урок. Желаю вам удачи и хороших оценок!

II. Фронтальный опрос домашнего задания.

О каких разделах науки о языке мы с вами говорим вот уже немалое количество уроков?

- Что такое синтаксис?

- Что такое пунктуация?

- Дайте определение единицам синтаксиса: словосочетание, предложение.

- Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).

- По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).

- По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)

- Что такое однородные члены предложения?

- Что такое грамматическая основа предложения?

III. Изучение нового материала

Простое предложение

(Обучающимся раздается распечатанное стихотворение, один из обучающихся читает его вслух.)

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

                                                      М. И. Цветаева

- Выделите три предложения, выражающие основную мысль стихотворения. (Красною кистью рябина зажглась. Я родилась. Мне и доныне хочется грызть жаркой рябины горькую кисть.)

- К какому типу принадлежат данные предложения, по какому признаку можно это определить? (К простому предложению. В каждом предложении только одна грамматическая основа.)

- Выполните разбор последнего предложения, дав характеристику по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов предложения. (Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное.)

- Выберите из представленных схем ту, которая соответствует конструкции данного предложения.

Сложное предложение

        Не всегда возможно корректно и грамотно выразить свою мысль с помощью простого предложения или ряда простых предложений. Поэтому зачастую несколько простых предложений с помощью знаков препинания, предлогов, союзов и интонационно объединяются в одно – сложенное из нескольких, или сложное.

(запись на доске в две колонки)

Лошади тронулись.                           Лошади тронулись, колокольчик загремел,

Колокольчик загремел.                     кибитка полетела.

Кибитка полетела.

- Сколько предложений в первом столбце? (Три.)

- К какому типу все они относятся? (Простые предложения с одной грамматической основой.)

- Сколько предложений во второй колонке? (Одно.)

- Какое оно? (Сложное, содержащее в себе три простых предложения, т.е. три грамматические основы).

         Действительно, это сложное предложение. А.С. Пушкин объединил три простых предложения с помощью запятых и интонационно, и получилось одно сложное, повествовательное, невосклицательное предложение. Оно может быть представлено следующей схемой (демонстрируем на доске схему сложного предложения).

Упр.1 (устно)

         Прочитайте стихотворение. Укажите простые и сложные предложения, выполнив их разбор по образцу.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей сухой и острой

Набегает холодок.

                                                            Н.А. Некрасов.

Образец рассуждения

         Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес – это предложение простое, так как содержит только одну грамматическую основу ветер гонит. Осложнено определением заунывный (какой?), обстоятельством на край небес (куда?)  Конструкция данного предложения передается схемой… (зарисовать в тетради либо отметить номер схему с доски.)

Ответ

         Ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес- это предложение сложное, так как включает в себя две грамматические основы ель стонет и лес шепчет. На письме два предложения в составе сложного выделяются запятыми. Предложение осложнено определениями надломленная, темный. Конструкция передается схемой…

Обобщите наши рассуждения по плану:

1.   Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?

2.   Из чего состоит сложное предложение?

3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?

4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?

5.  Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

IV. Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

V. Закрепление изученного материала.

  Упр. 2   Составьте сложные предложения, используя для этого подходящие по смыслу союзы и, а, но, кто, когда, чтобы. (Комбинации предложений могут быть разными.)

     Образец: Утром дождь перестал. Отяжелевшие тучи медленно расползлись. Ветер только усилился. Марина не решилась выйти на улицу. (Утром дождь перестал, и отяжелевшие тучи медленно расползлись, но ветер только усилился, поэтому Марина не решилась выйти на улицу.)

  1. Утром дождь перестал. Отяжелевшие тучи медленно расползлись. Ветер только усилился. Марина не решилась выйти на улицу.
  2. Ярко светило умытое солнце. Девочка отправилась на прогулку. В лесу было все еще сыро. Дети пошли быстрее.
  3. Солнце не спеша закатилось за горизонт. Мы еще были на улице. Туристы уже подходили к стоянке.
  4. Учитель сказал классу. Дежурные вымыли доску после урока. Завтра класс отравится на экскурсию.

   Обращаем внимание, что к таким упражнениям надо относится внимательно, ведь очень часто союз И объединяет не только простые предложения в составе одного сложного, но и однородные члены предложения. Соответственно это влияет на тип предложения, на его структуру. Для того чтобы быстро и безошибочно отличать союз И, объединяющий простые конструкции предложения, и союз, необходимый для соединения однородных членов предложения, выполним следующее упражнение.

Упр. 3

-    В каких предложениях, данных под одним номером, союз И соединяет однородные члены, а в каких – простые предложения в составе сложного?

-      В каких случаях необходима запятая?

1. Я научилась просто, мудро жить, смотреть на звезды и молится Богу. (ОЧП) Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи…(ПП) (А.А. Ахматова)

2.  Нелюдимо наше море, день и ночь шумит оно…(ПП) (Н.М. Языков) И вдруг по всем по трем – и тройкой тешился детина, и заливался соловьем. (ОЧП) (Ф.Н. Глинка)

3.   На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она. (ПП) Чужды вам страсти и чужды страдания (ОЧП) (М.Ю. Лермонтов) 

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

       Сегодня вы очень хорошо работали, у нас получился, на мой взгляд, очень увлекательный урок. А что думаете вы? Давайте подведем итог!

-Чему мы научились сегодня на уроке?

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Какое предложение называют сложным? Какое предложение называют простым?

-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?

-Какую роль может играть союз “и” в предложении?

-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”, прежде чем ставить запятую?

VI. Домашнее задание: Пар.46, Упр.235, карточка

Карточка 1. Списать. Где необходимо поставить союз И, расставить запятые. Подчеркнуть главные члены предложения, составить схемы предложений.

  1. Все коровы ост(…)рожно подошли (к) корыту а телёнок (раз)бежался (на) лед (за) гнул хвост (при)лож(…)л уш(…) и стал кураж(…)ться. На первом же кругу нога его раск(…)тилась и он ударился г(…)ловою о корыто. (Л.Н.Толстой)
  2. Девочка с дерева с(…)шла села (на) спину к лисе помчалась лиса с ней (на) деревню. Приб(…)жала к дому стала хв(…)стом стучать в калитку. (Русская народная сказка) 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ". 9 класс

Урок разработан с использованием новых технологий: элементов адаптивной системы и разноуровневого обучения. Каждый вид деятельности учащихся оценивается в ходе самопроверки или взаимопроверки. В ...

Конспект урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Конспект дистанционного урока по русскому языку в 11 классе...

Конспект урока русского языка "Обобщение изученного о сложном предложении"

Цели: ·       повторить, обобщить и систематизировать  знания учащихся о сложном предложении, о его видах, постановке знаков препинания между частями сложного предло...

Конспект урока русского языка "Тире в бессоюзном сложном предложении"

Конспект урока для 9 класса по учебнику Бархударова С.Г....

Методическая разработка урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

      Разрешите предложить Вашему вниманию урок для 9 класса. Этот урок проводился в цикле уроков по теме «Бессоюзное сложное предложение», а идею подсказала «Б...