Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения"
материал по русскому языку (5 класс) на тему
На этом уроке применяю информационные, игровые технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostye_i_slozhnye_predlozheniya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели.
Образовательная: обобщить и закрепить изученное о простых и сложных предложениях.
Развивающая: на базе вопросов, предложенных учащимся, развивать логическое мышление, умение делать правильные выводы и комментировать их.
Воспитательная: на базе практического материала воспитывать любовь к родной природе, бережное к ней отношение.
1. Оргмомент.
Приветствие. Запись числа, вида работы.
2. Словарный диктант( на замену), выделить орфограмму:
1) сумка, с которой ученик ходит в школу (портфель),
2) предмет, при помощи которого можно провести ровную линию (линейка),
3) школьно-письменная принадлежность, в которой мы пишем (тетрадь),
4) предмет, которым мы пишем (ручка),
5) цветной и простой…(карандаш),
6) предмет, куда мы складываем ручки, карандаши, стерку (пенал),
7) на рисовании мы рисуем в…(альбом),
8) в альбоме мы рисуем красками…(акварель, гуашь),
9) месяц начала учебных занятий (сентябрь),
10) 1 сентября в школу приходят все (ученики)....
3.Взаимопроверка (учащиеся меняются тетрадями, объясняют правописание слов, оценивают друг друга).
4.Раздается. стук Входит Синтаксис.
- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Что изучается в синтаксисе?
(Словосочетание и предложение)
- Правильно. А какую тему вы изучаете сейчас?
(простые и сложные предложения)
- Ну что ж, разрешите побывать у вас в гостях, может быть, я что-нибудь вам подскажу.
Ребята: пожалуйста, Синтаксис.
Учитель: итак, ребята, какова тема сегодняшнего урока?
Ученики простые и сложные предложения.
Учитель: какие предложения называются простыми? (Одна основа).
Сложными? (Две и более основы).
5. Учитель: А как мы с вами поймем, что перед нами предложение, а не словосочетание?
Ученики: 1) в предложении содержится законченная мысль,
2) для предложения характерна интонация конца.
Учитель: Какими могут быть предложения : -по цели высказывания?(Повеств., вопр., побудительные.),.
-по интонации?- (восклицательные и невосклицательные).
6. Определите виды предложений по цели высказывания.( Змейка .) Запись в тетрадь.
1) Знаете ли вы наш лес?
2)Как он красив осенью!
3) Сходите, полюбуйтесь разноцветными листьями на деревьях, мягким ковром из них под ногами.
7. Учитель:
—Каким может быть порядок слов в предложении?( Прямой и обратный).
—Как называется обратный порядок слов? (Инверсия).
—Замените инверсию в предложении прямым порядком слов ( устно):
1)Погонщиков звонкая песня в дремучем лесу затерялась.
2)Росы освежительной капли повисли на листьях каштана.
3) И в каждой росинке трепещет зари догорающей пламя.
8.Ребята! Перед вами предложения.
- Каковы они по своей структуре? (Нераспространённые).
- Как вы это поняли? (Нет зависимых слов, только главные члены)
- Какие предложения называются нераспространёнными?( Состоят только из главных членов)
- Какие предложения называются распространёнными? ( Состоят из главных и второстепенных членов).
Давайте мы с вами распространим эти предложения и запишем их.
1)Клевер цветет.
2)Шмели гудят.
3)Зеленеет трава.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
9.Ну а сейчас мы поработаем над схемами.
Что это за схемы?(Змейка)
[сущ. И.п. ---- сущ. И.п.].
, а .
, но .
: , и .
- Что мы должны помнить об однородных членах? (Могут быть любым членом предложения).
- Каким членом предложения является обобщающее слово? ( Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены).
- Подберите предложения, соответствующие схемам, запишите их, расставляя знаки препинания. Схемы запишите, укажите синтаксическую роль однородных членов.
(Змейка)
1)Зимой солнце светит а не греет.
2)Быстро но осторожно ребята спустились к речке.
3)Хорошая книга просто праздник.
4)В лесу мы нашли много грибов сыроежек лисичек и боровиков.
10. Чем еще могут быть осложнены простые предложения? (Обращением).
---Что мы называем обращением?
---Найдите обращения в предложении, объясните постановку знаков препинания, запишите схемы.
1)Не трещите морозы в заповедном лесу.
2)Серебристая дорога ты зовешь меня куда?
3)Я люблю тебя Россия!
11. Ребята! Перед вами предложения, понаблюдайте за ними и сделайте вывод: чем они отличаются друг от друга по структуре?
(Они простые и сложные).
---Как вы это поняли?
(По наличию основ).
---Какие предложения мы называем простыми?
(Те, в которых имеется одна основа).
---Какие предложения являются сложными?
(Те, в которых имеются две основы и более.)
Распределите предложения в два столбика: в первый--- простые, во второй--- сложные. Укажите, чем выражены сказуемые. ( Змейка).
1)Мороз трескуч.
2)Наступила весна, прилетели птицы.
3)Дни ясные, солнечные.
4)Когда прогремел гром, начался дождь.
5)Москва--- столица нашей Родины.
12.На какие два вида делятся сложные предложения?
(На сложносочиненные и сложноподчиненные.)
---Как мы узнаем, какое перед нами предложение: сложносочиненное или сложноподчиненное? (По союзу.)/
---Назовите сочинительные союзы.(И, А, НО, ТО---ТО, НЕ ТО---НЕ ТО).
---Назовите подчинительные союзы(КОГДА, ЕСЛИ, ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО).
Выпишите сначала сложносочиненные, а затем сложноподчиненные предложения,выделите основы,составьте их схемы.(Змейка.)
1)То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка.
2)Когда наступил рассвет, туристы двинулись в путь.
3)Если человек нашел свое призвание, труд становится для него радостью.
4)Недавно прошел дождь, а дорога уже суха.
13.Игра: «Четвертое лишнее» (Устно.)
1)Солдаты возвращались из разведки.
2)В окопе спал мальчик.
3)Лицо его было исцарапано, тело покрыто синяками.
4)Радостная улыбка озарила его лицо.
1)Восходит солнце, и на траву ложатся тени.
2)Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит.
3)Не то дым шел от костра, не то туман поднимался над болотом.
4)Я чувствовал, что город оставался у нас справа.
1)Журавли летели так быстро, что воздух свистел вокруг.
2)Дождь кончился, но капельки росы оставались на листьях.
3)Когда солнце поднимается над лугами, я улыбаюсь от радости.
4)Если грохочет сильный гром, то значит надвигается гроза.
14.А сейчас, ребята, давайте вспомним порядок разбора простого предложения, а заодно украсим чудо-дерево плодами, но фрукты нужно развесить в том порядке, в каком мы разбираем предложение, иначе они осыпятся, не удержатся на дереве.
---Ну что ж, вы все правильно сделали, а теперь давайте произведем синтаксический разбор предложений (письменно---змейка).
1)Рядом с шалашом стояли огненные клены и золотые березы.
2)Я очень торопился в школу, потому что урок уже начался.
15.Синтаксис: ребята, вы такие молодцы! Все хорошо знаете! Я думал, что буду многое подсказывать, но вы и без меня отлично справились. Спасибо вам, порадовали вы меня.
----И тебе спасибо, Синтаксис, без знаний твоих нам не обойтись.
А сейчас оценки за урок.
16.Домашнее задание: упражнение 233, повторить все о простом и сложном предложениях.
ПРОСТЫЕ И
СЛОЖНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
(Урок русского языка в 5 классе.)
Учитель Постникова Ольга Александровна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая – углубление пре...
Урок русского языка в 9 классе "Сложное предложение"
Тема «Сложное предложение» - основная в курсе русского языка 9 класса. На повторение данной темы выделяется два часа по календарно-тематическому планированию. Это первый урок. Тип данного урок...
Урок русского языка в 9 классе « Сложное предложение с разными видами связи».
Урок обобщения и закрепления знаний о сложных предложениях с разными видами связей....
Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Сложные предложения"
Урок изучения нового материала...
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс
Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....
Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"
Подробный конспект урока русского языка в 9 классе, построенного с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Урок ориентирован на развитие...
Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"
Подробный конспект урока, построенного на основе технологии "Развите критического мышления через чтение и письмо". Используются различные приёмы указанной технологии, которые позволяют сформировать ра...