Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения"
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Постникова Ольга Александровна

На этом уроке применяю информационные, игровые  технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostye_i_slozhnye_predlozheniya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

 

Цели.

Образовательная: обобщить и закрепить изученное о простых и сложных предложениях.

Развивающая: на базе вопросов, предложенных учащимся, развивать логическое мышление, умение делать правильные выводы и комментировать их.

Воспитательная: на базе практического материала  воспитывать любовь к родной природе, бережное к ней отношение.

1. Оргмомент.

Приветствие.  Запись  числа, вида  работы.

 

2. Словарный диктант( на замену), выделить орфограмму:

      1) сумка, с которой ученик ходит в школу (портфель),

      2) предмет, при помощи которого можно провести ровную линию (линейка),

      3) школьно-письменная принадлежность, в которой мы пишем (тетрадь),

      4) предмет, которым мы пишем (ручка),

      5) цветной и простой…(карандаш),

      6) предмет, куда мы складываем ручки, карандаши, стерку (пенал),

      7) на рисовании мы рисуем в…(альбом),

      8) в альбоме мы рисуем красками…(акварель, гуашь),

      9) месяц начала учебных занятий (сентябрь),

     10) 1 сентября в школу приходят все (ученики)....  

 

3.Взаимопроверка (учащиеся меняются тетрадями, объясняют правописание слов, оценивают друг друга).

 

4.Раздается. стук Входит Синтаксис.

 - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

   Что изучается в синтаксисе?

(Словосочетание и предложение)

 - Правильно. А какую тему вы изучаете сейчас?

(простые и сложные предложения)

 - Ну что ж, разрешите побывать у вас в гостях, может быть, я что-нибудь вам подскажу.

   Ребята: пожалуйста, Синтаксис.

   Учитель: итак, ребята, какова тема сегодняшнего урока?

   Ученики простые и сложные предложения.

   Учитель: какие предложения называются простыми? (Одна основа).

                                                                            Сложными? (Две и более основы).

 

5. Учитель: А как мы с вами поймем, что перед нами предложение, а не словосочетание?      

    Ученики: 1) в предложении содержится законченная мысль,

                     2) для предложения характерна интонация конца.

    Учитель: Какими могут быть предложения : -по цели высказывания?(Повеств., вопр., побудительные.),.

                                                                                 -по интонации?- (восклицательные и невосклицательные).                                                                                                                      

 

6. Определите виды предложений по цели высказывания.( Змейка .) Запись в тетрадь.

                     1) Знаете ли вы наш лес?                                                                                              

                     2)Как он красив осенью!                                                                                            

                     3) Сходите, полюбуйтесь разноцветными листьями на деревьях, мягким  ковром   из них под ногами.                                                                                                 

 

7. Учитель:                                                                                                                                   

—Каким может быть порядок слов в предложении?( Прямой и обратный).                                

—Как называется обратный порядок слов? (Инверсия).                                                                

—Замените инверсию в предложении прямым порядком слов ( устно):

 

 1)Погонщиков звонкая песня в дремучем лесу затерялась.

2)Росы освежительной капли повисли на листьях каштана.

3) И в каждой росинке трепещет зари догорающей пламя.

8.Ребята! Перед вами предложения.

- Каковы они по своей структуре? (Нераспространённые).

- Как вы это поняли? (Нет зависимых слов, только главные члены)

- Какие предложения называются нераспространёнными?( Состоят только из главных членов)

- Какие предложения называются распространёнными? ( Состоят из главных и второстепенных членов).

   Давайте мы с вами распространим эти предложения и запишем их.

                      1)Клевер цветет.

                      2)Шмели гудят.

                      3)Зеленеет трава.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

9.Ну а сейчас мы поработаем над схемами.

Что это за схемы?(Змейка)

          [сущ. И.п. ---- сущ. И.п.].

       

                      , а                .

                      , но              .

                      :         ,          и            .

- Что мы должны помнить об однородных членах? (Могут быть любым членом предложения).

- Каким членом предложения является обобщающее слово? ( Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены).

 - Подберите предложения, соответствующие схемам, запишите их, расставляя знаки препинания. Схемы запишите, укажите синтаксическую роль однородных членов.

(Змейка)

1)Зимой солнце светит а не греет.

2)Быстро но осторожно ребята спустились к речке.

3)Хорошая книга просто праздник.

4)В лесу мы нашли много грибов сыроежек лисичек и боровиков.

10. Чем еще могут быть осложнены простые предложения? (Обращением).

---Что мы называем обращением?

---Найдите обращения в предложении, объясните постановку знаков препинания, запишите схемы.

1)Не трещите морозы в заповедном лесу.

2)Серебристая дорога ты зовешь меня куда?

3)Я люблю тебя Россия!

11. Ребята! Перед вами предложения, понаблюдайте за ними и сделайте вывод: чем они отличаются друг от друга по структуре?

(Они простые и сложные).

---Как вы это поняли?

(По наличию основ).

---Какие предложения мы называем простыми?

(Те, в которых имеется одна основа).

---Какие предложения являются сложными?

(Те, в которых имеются две основы и более.)

Распределите предложения в два столбика: в первый--- простые, во второй--- сложные. Укажите, чем выражены сказуемые. ( Змейка).

               1)Мороз трескуч.

               2)Наступила весна, прилетели птицы.

               3)Дни ясные, солнечные.

               4)Когда прогремел гром, начался дождь.

               5)Москва--- столица нашей Родины.

12.На какие два вида делятся сложные предложения?

(На сложносочиненные и сложноподчиненные.)

---Как мы узнаем, какое перед нами предложение: сложносочиненное или сложноподчиненное? (По союзу.)/

---Назовите сочинительные союзы.(И, А, НО, ТО---ТО, НЕ ТО---НЕ ТО).

---Назовите подчинительные союзы(КОГДА, ЕСЛИ, ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО).

Выпишите сначала сложносочиненные, а затем сложноподчиненные предложения,выделите основы,составьте их схемы.(Змейка.)

         1)То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка.

         2)Когда наступил рассвет, туристы двинулись в путь.

         3)Если человек нашел свое призвание, труд становится для него радостью.

         4)Недавно прошел дождь, а дорога уже суха.

13.Игра: «Четвертое лишнее»   (Устно.)

    1)Солдаты возвращались из разведки.

    2)В окопе спал мальчик.

    3)Лицо его было исцарапано, тело покрыто синяками.

   4)Радостная улыбка озарила его лицо.

    1)Восходит солнце, и на траву ложатся тени.

    2)Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит.

    3)Не то дым шел от костра, не то туман поднимался над болотом.

    4)Я чувствовал, что город оставался у нас справа.

    1)Журавли летели так быстро, что воздух свистел вокруг.

    2)Дождь кончился, но капельки росы оставались на листьях.

    3)Когда солнце поднимается над лугами, я улыбаюсь от радости.

    4)Если грохочет сильный гром, то значит надвигается гроза.

14.А сейчас, ребята, давайте вспомним порядок разбора простого предложения, а заодно украсим чудо-дерево плодами, но фрукты нужно развесить в том порядке, в каком мы разбираем предложение, иначе они осыпятся, не удержатся на дереве.

       ---Ну что ж, вы все правильно сделали, а теперь давайте произведем синтаксический разбор предложений  (письменно---змейка).

       1)Рядом с шалашом стояли огненные клены и золотые березы.

       2)Я очень торопился в школу, потому что урок уже начался.

15.Синтаксис: ребята, вы такие молодцы! Все хорошо знаете! Я думал, что буду многое подсказывать, но вы и без меня отлично справились. Спасибо вам, порадовали вы меня.

     ----И тебе спасибо, Синтаксис, без знаний твоих нам не обойтись.

     А сейчас оценки за урок.

16.Домашнее задание: упражнение 233, повторить все о простом и сложном предложениях.

 

   ПРОСТЫЕ  И

   СЛОЖНЫЕ  

   ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

(Урок  русского  языка  в  5  классе.)

Учитель Постникова Ольга Александровна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Урок русского языка в 9 классе "Сложное предложение"

Тема «Сложное предложение» - основная в курсе русского языка 9 класса. На повторение данной темы выделяется два часа по календарно-тематическому планированию. Это первый урок.  Тип данного урок...

Урок русского языка в 9 классе « Сложное предложение с разными видами связи».

Урок обобщения и закрепления знаний о сложных предложениях с разными видами связей....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс

Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....

Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"

Подробный конспект урока русского языка в 9 классе, построенного с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Урок ориентирован на развитие...

Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"

Подробный конспект урока, построенного на основе технологии "Развите критического мышления через чтение и письмо". Используются различные приёмы указанной технологии, которые позволяют сформировать ра...