Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме
В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_koncepciya_uchitelya_russkogo_yazyka_i_literatury.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы
Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
Барбюс А.
Моя система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с требованиями современного времени и личными представлениями опыт гуманно – личностной педагогики. И он направлен на повышение качества процесса обучения, на развитие личности учащегося.
Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Исходя из концепции содержания филологического образования, учитывая требования Госстандарта, а также используя идеи компетентностного подхода в филологическом образовании мною была разработана система моей педагогической деятельности, которая включает:
научно – методическую работу, уроки, внеклассную работу, исследовательскую работу учащихся.
Целью своей педагогической деятельности считаю – Развитие личности ребёнка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.
В преподавании перед собой ставлю следующие задачи:
- Развитие творческого, духовно-нравственного, интеллектуального потенциала учащихся.
- Раскрытие способностей каждого ученика.
- Воспитание порядочного человека.
- Воспитание личности, самостоятельно принимающей решения.
В своей работе я опираюсь на принципы педагогики сотрудничества, которые исключают авторитарность учителя и авторитарные методы работы.
Первый принцип – это любовь к ребенку. И он для меня является задачей и ценностью обучения и воспитания. Каждый из моих учащихся – это личность со своим маршрутом достижения успеха, а этапы у этого пути могут быть разными.
Уникальный опыт ребенка, его индивидуальное видение, эмоциональный отклик становятся центральными. Я всячески выделяю и поддерживаю тонкость наблюдений учащихся, нахожу «золотое зерно» в ответе.
Если ученик не справился с заданием, он имеет право его изменить. Он выполняет особое задание: составить упражнение на это правило, или написать задание для учебника.
Такие работы позволяют ученику не только освоить материал, но и ощутить значимость своей деятельности. Поэтому учащиеся с удовольствием идут на урок. Не боятся быть непонятыми.
Очень важный принцип в моей работе – принцип сотрудничества. Эмоционально расположив ребенка, открыв его к познанию нового, я организую совместную деятельность. В процессе совместной деятельности совершенствуются потребности, интересы, чувства, проявляются способности учащихся, а главное, формируются мотивы учебной деятельности.
На первый план выдвигаю работу по развитию культурно-нравственных ориентиров и ценностей, главная из которых, на мой взгляд, – это нравственность. Поэтому в содержание программы по русскому языку, включила ценностно-ориентированный компонент.
- На его основе выстраиваю диалог, включаю в урок ценностно-ориентированные тексты. Побуждаю учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор.
При этом использую такие методы, как проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос
Использую такие формы работы, как создание кластеров, написание эссе, мини-сочинений – всё это даёт возможность учащимся самореализоваться.
Изучая художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие моих учеников.
Для максимальной реализации потенциала учеников в своей деятельности я использую различные технологии: это и коллективный способ обучения, и дифференцированное обучение, проблемное обучение, обучение с помощью опорных конспектов, элементы технологии УДЕ, информационные технологии, личностно – ориентированное обучение, игровые и здоровьесберегающие.
Традиционно, основной формой учебной деятельности является урок. Урок – часть жизни ученика, реальный результат которого оценить очень сложно. Для меня, как учителя, очень важно: что унес с собой школьник с урока? Чем обогатился его интеллектуальный уровень? Сможет ли он в дальнейшем применить полученные знания и умения в учебной деятельности?
Исходя из ожидаемых результатов, для себя сформулировала важнейшие аспекты урока:
- единая логическая деятельность учителя и учащихся.
- сочетание теоретической и практической деятельности на уроке.
- увеличение времени на выполнение самостоятельной работы.
- умения творчески применять знания и умения в новых видах деятельности.
При проведении учебных занятий стараюсь использовать нетрадиционные формы обучения:
Уроки лекционной формы, уроки- путешествия, уроки-исследования, уроки-инсценировки, учебные конференции, интегрированные, практикумы, уроки-диалоги, уроки с ролевой, деловой игрой.
Результативность учебной деятельности осуществляется с помощью диагностики, система педмониторинга позволяет мне отследить качество усвоения учебного материала, результативность сдачи выпускных экзаменов, результаты контрольных срезов. Анализируя данные диагностики, ищу пути решения выявленных проблем в обучении.
Показатель эффективности всей моей работы – уровень творческой активности детей, а качество творческих и исследовательских работ – показатель личностного роста учащихся.
В копилке достижений моих учащихся - грамоты, победы в творческих конкурсах, активность в различных мероприятий. Результат – это мои выпускники, порядочные, состоявшиеся люди.
Что касается личностного развития – то это стремление стать педагогом-новатором в широком смысле этого слова. «Силой, которая побуждает каждого воспитанника взглянуть на самого себя, задуматься над собственным поведением, управлять собой, - а с этого, по существу, начинается настоящее воспитание и образование.
А Образование – это путь ребенка к самому себе, но этот путь он проходит не один, он идет по нему вместе с учителем. И я – малая составляющая в воспитании и образовании моих учеников, одна из многих, которая не всегда может стать определяющей, но пусть моё влияние будет. И пусть оно пойдёт во благо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Панорама инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Горелышевой С.А.
Предложена панорама педагогического опыта Горелышевой С.А. по теме "Развитие креативности школьников на уроках словесности"(обобщение)....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...
Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы
В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...
Методическая концепция учителя русского языка и литературы в проектировании урока-исследования (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")
Ни для кого из нас не секрет, что работа над школьным итоговым сочинением по литературе – один из сложнейших видов деятельности учащихся. Оно предполагает не только контроль знаний ученика со ст...
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)
Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...
Педагогическая концепция учителя русского языка
Презентация: Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы Мартьяновой Ольги Викторовны «Личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку и литератур...