Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы
опыты и эксперименты на тему

Кочергина Людмила Юрьевна

В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы  

 

Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

Барбюс А.

   Моя  система работы содержит осмысленный,  выстроенный в  соответствии с требованиями современного времени и личными представлениями   опыт   гуманно – личностной педагогики. И он направлен на  повышение  качества  процесса обучения, на развитие личности   учащегося.

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.  

    Исходя из концепции содержания филологического образования, учитывая требования Госстандарта, а также используя идеи компетентностного подхода в филологическом образовании мною была разработана система моей педагогической деятельности, которая включает:

научно – методическую работу, уроки, внеклассную работу, исследовательскую работу учащихся.

      Целью своей педагогической деятельности считаю –  Развитие личности ребёнка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.

 

В преподавании перед собой ставлю следующие задачи:

  • Развитие   творческого, духовно-нравственного, интеллектуального потенциала учащихся.
  • Раскрытие способностей каждого ученика.
  • Воспитание порядочного человека.
  • Воспитание личности, самостоятельно принимающей решения.

     В своей работе я опираюсь на   принципы педагогики сотрудничества, которые исключают авторитарность учителя и авторитарные методы работы.

 

 Первый принцип – это любовь к ребенку.  И он для меня является задачей и ценностью обучения и воспитания.  Каждый из моих учащихся  – это личность со своим маршрутом достижения успеха, а этапы у этого пути могут быть разными.  

    Уникальный опыт ребенка, его индивидуальное видение, эмоциональный отклик становятся центральными. Я всячески выделяю  и поддерживаю тонкость наблюдений учащихся, нахожу «золотое зерно» в ответе.

Если ученик не справился с заданием, он  имеет право его изменить. Он выполняет особое задание: составить упражнение на это правило, или  написать задание для учебника.

 Такие работы  позволяют ученику не только  освоить материал, но и   ощутить  значимость  своей деятельности.  Поэтому учащиеся с удовольствием идут на урок. Не боятся быть непонятыми.

   Очень важный принцип в моей работе – принцип сотрудничества.    Эмоционально расположив  ребенка, открыв его к познанию    нового, я организую   совместную деятельность.  В процессе совместной деятельности  совершенствуются потребности, интересы, чувства, проявляются способности учащихся, а главное, формируются мотивы учебной деятельности.      

На первый план выдвигаю  работу по развитию  культурно-нравственных ориентиров и ценностей, главная из которых, на мой взгляд, – это нравственность. Поэтому в содержание программы по русскому языку, включила  ценностно-ориентированный компонент.

  • На его основе выстраиваю диалог, включаю  в урок  ценностно-ориентированные тексты. Побуждаю  учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор.

При этом использую такие методы, как проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос

Использую  такие формы работы, как  создание кластеров, написание эссе, мини-сочинений – всё это даёт возможность учащимся самореализоваться.

Изучая  художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие  моих учеников.  

 

Для максимальной реализации потенциала учеников в своей деятельности я использую различные технологии: это и коллективный способ обучения, и дифференцированное обучение, проблемное обучение,  обучение с помощью опорных конспектов, элементы технологии УДЕ, информационные технологии, личностно – ориентированное обучение, игровые и здоровьесберегающие.

 

   Традиционно, основной формой учебной деятельности является урок. Урок – часть жизни ученика, реальный результат которого оценить очень сложно. Для меня, как учителя, очень важно: что унес с собой школьник с урока? Чем обогатился его интеллектуальный уровень? Сможет ли он в дальнейшем применить полученные знания и умения в учебной деятельности?

   Исходя из ожидаемых результатов, для себя сформулировала важнейшие аспекты урока:

- единая логическая деятельность учителя и учащихся.

- сочетание теоретической и практической деятельности на уроке.

- увеличение времени на выполнение самостоятельной работы.

- умения творчески применять знания и умения в новых видах деятельности.

    При проведении учебных занятий стараюсь использовать нетрадиционные формы обучения:

 Уроки лекционной формы, уроки- путешествия, уроки-исследования, уроки-инсценировки, учебные конференции, интегрированные, практикумы, уроки-диалоги, уроки с ролевой, деловой игрой.

 

 Результативность учебной деятельности осуществляется с помощью диагностики, система педмониторинга  позволяет мне отследить качество усвоения учебного материала, результативность сдачи выпускных экзаменов, результаты контрольных срезов. Анализируя данные диагностики, ищу пути решения выявленных проблем в обучении.

   Показатель эффективности  всей моей работы   – уровень творческой активности детей,        а качество творческих и исследовательских  работ – показатель личностного роста учащихся.

В  копилке   достижений моих учащихся  - грамоты,  победы в творческих конкурсах, активность  в различных мероприятий. Результат – это мои выпускники, порядочные, состоявшиеся люди.  

   Что касается личностного развития – то это стремление стать педагогом-новатором в широком смысле этого слова. «Силой, которая побуждает каждого воспитанника взглянуть на самого себя, задуматься над собственным поведением, управлять собой, - а  с этого, по существу, начинается настоящее воспитание и образование.    

  А Образование – это путь ребенка к самому себе, но этот путь он проходит не один, он идет по нему вместе с учителем. И я – малая  составляющая  в воспитании  и образовании моих учеников, одна из многих, которая не всегда может стать определяющей, но пусть моё влияние будет. И пусть оно пойдёт во благо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Панорама инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Горелышевой С.А.

Предложена панорама педагогического опыта Горелышевой С.А.  по теме "Развитие креативности школьников на уроках словесности"(обобщение)....

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...

Методическая концепция учителя русского языка и литературы в проектировании урока-исследования (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Ни для кого из нас не секрет, что работа над школьным итоговым сочинением по литературе – один из сложнейших видов деятельности учащихся. Оно предполагает не только контроль знаний ученика со ст...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Педагогическая концепция учителя русского языка

Презентация: Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы Мартьяновой Ольги Викторовны «Личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку и литератур...