Методическая концепция учителя русского языка и литературы в проектировании урока-исследования (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему
Ни для кого из нас не секрет, что работа над школьным итоговым сочинением по литературе – один из сложнейших видов деятельности учащихся. Оно предполагает не только контроль знаний ученика со стороны учителя, но и глубокое осмысление учащимися художественного текста, не только критический подход к нему (этому мы всегда с вами учим), но и собственное осмысление тех мыслей и чувств, которые вызваны прочтением текста.
Оказание помощи в выражении личной позиции учащегося применительно к логике действий персонажа, эмоциональный личностный отклик на мысли автора, развитие художественного воображения – вот те первоочередные задачи, которые стоят перед каждым из нас в ходе подготовки к декабрьскому сочинению на современном этапе.
Как мы прекрасно понимаем, это – конечный результат, путь к которому начинается задолго до 11 класса.
Поэтому сегодня мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом подготовки учащихся к написанию итогового сочинения по литературе на примере фрагментов урока «Анализ сцены бурана» по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_regionalnoy_nauchno.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на региональной научно-практической конференции
(г. Сергиев Посад )
«Методическая концепция учителя русского языка и литературы в проектировании урока-исследования».
(По роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».)
Подготовила
учитель русского языка и литературы ВКК
МБОУ СОШ№3
г Пушкино Московской области
Лавренко Е.К.
14 октября 2016
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Ни для кого из нас не секрет, что работа над школьным итоговым сочинением по литературе – один из сложнейших видов деятельности учащихся. Оно предполагает не только контроль знаний ученика со стороны учителя, но и глубокое осмысление учащимися художественного текста, не только критический подход к нему (этому мы всегда с вами учим), но и собственное осмысление тех мыслей и чувств, которые вызваны прочтением текста.
Оказание помощи в выражении личной позиции учащегося применительно к логике действий персонажа, эмоциональный личностный отклик на мысли автора, развитие художественного воображения – вот те первоочередные задачи, которые стоят перед каждым из нас в ходе подготовки к декабрьскому сочинению на современном этапе.
Как мы прекрасно понимаем, это – конечный результат, путь к которому начинается задолго до 11 класса.
Поэтому сегодня мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом подготовки учащихся к написанию итогового сочинения по литературе на примере фрагментов урока «Анализ сцены бурана» по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Одной из ключевых тем (направлений) в итоговом сочинении так или иначе является проблема нравственного выбора героя. Чтобы помочь учащимся в выработке личностной позиции с последующей аргументацией текстом, нам поможет осмысление концепта: «метель-буран-выбор».
- На первом этапе урока мы читаем саму сцену, которая начинается со слов :»Ямщик мой...»… и заканчивается «Ну,барин,беда,буран».
- Далее урок строится в форме беседы с классом на основании вопросов с последующим созданием в рабочей тетради опорного конспекта.
Итак, вопросы:
- Найдите в тексте слова, сходные по значению (возможно, синонимы), иллюстрирующие, с вашей точки зрения, саму сцену: ветер – пороша – буран – метель – ветер – белая туча – мелкий снег – хлопья – ветер – метель – темное небо – снежное море – мрак и вихорь – мгла (кругом).
- Какая картина возникает в вашем воображении?
- В толковом словаре С. И. Ожегова, без сомнения, есть лексическое значение этих слов. Найдите и прочитайте.
- Есть ли общее в значении этих слов у Пушкина и Ожегова?
- Что именно?
Работу со словарем считаю абсолютной необходимостью практически на каждом уроке литературы, так как практическая польза этого вида работы очевидна для каждого учителя литературы.
- Определите тип текста данного отрывка.
Если дети затрудняются с определением, то можно предложить им следующие наводящие вопросы:
- В тексте описывается буран?
- В тексте рассказывается о буране?
- В тексте автор рассуждает о том, что называется бураном?
Если мы сталкиваемся с разными ответами, то предлагается следующие вопросы:
- Чтобы разобраться в вопросе определения типа речи, предлагаю вам обратить внимание на его морфологические признаки.
Для этого выделите в тексте глаголы (глагольные формы), обозначающие активное действие, интенсивное.
- Помогают ли они нам более явно представить картину нарастающей, разгулявшейся стихии? Почему? Записываем эти глаголы в тетрадь. Важно, чтобы учащиеся построили связное речевое высказывание.
Глаголы, обозначающие активное действие, помогают нам увидеть, как постепенно начинается метель, перерастая в разгул разбушевавшейся стихии от «маленького белого облачка» до превращения «в огромное снежное море»
- Итак, тип речи данного отрывка? (повествование с элементами описания).
Следующий ряд вопросов помогает нам приблизиться к осмыслению проблемы выбора, который предстоит сделать Петруше Гриневу:
- От чьего имени ведется повествование во время этой сцены?
- Что происходит с ним в этот момент? (попробуйте дать ответ на вопрос с максимальным использованием глаголов в вашей речи) Гринев растерялся, он мечется, он страшится, испугался.
- Почему? – Он словно предчувствует, предощущает будущие грозные события.
- Так что важнее было изобразить А. С. Пушкину: непосредственное наступление стихии на человека или самого человека, который находится в смятении, на распутье?
- Почему? (ему предстоит сделать непростой выбор)
- Можно ли тогда сказать, что природа – только фон для изображения событий? (нет)
- Так чем же становится изображение бурана в степи для главного героя? (это своеобразная метафора, символ разбушевавшейся стихии, народного восстания, свидетелем и непосредственным участником которого становится П. Гринев), и это значит, что ему придется сделать свой выбор.
- Ваше отношение к герою в этот момент? (мы сочувствуем, сопереживаем ему в этот момент)
На этом этапе урока теперь уже формируется личная позиция учащегося о том, как порой не просто, тяжело сделать выбор человеку применительно к обстоятельствам, которые выпали на его долю.
Домашнее задание может быть дано в формате маленькой творческой работы на тему : «Легко ли человеку сделать выбор? Каких душевных сил стоит человеку…»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы
В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...
Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »
Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....
Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"
Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...
Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы
В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы. «Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Урочная деятельность. ». 2016-2017 уч.год.
Представлен опыт работы по формированию коммуникативных компетенций в урочной деятельности....
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.
Одной из главных целей современного образования считаю создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...