Урок развития речи в 5 классе. Сочинение на тему: «Общее счастье»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Цели урока:
- обучение написанию сочинения на заданную тему;
- способствовать формированию дискуссионных коммуникативных навыков, умение анализировать текст (стратегия чтения с остановками);
- развитие творческих способностей учащихся, мышления, внимания;
- воспитание уважения к своим близким, семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_v_5_klasse.docx | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5 классе. Сочинение на тему: «Общее счастье»
Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка
Автор: Любезнова Ю.В.
Тема урока: Сочинение на тему : «Общее счастье»
Цели урока:
- обучение написанию сочинения на заданную тему;
- способствовать формированию дискуссионных коммуникативных навыков, умение анализировать текст (стратегия чтения с остановками);
- развитие творческих способностей учащихся, мышления, внимания;
- воспитание уважения к своим близким, семье.
Ход урока:
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н.Толстой
I Вступительное слово учителя:
Очень люблю, когда все собираются,
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамой, папа и я,
Мы называемся вместе семья.
- Ребята, тема нашего урока «Общее счастье». Эпиграфом к нашей теме послужат слова Л.Н.Толстого…
Зачитываю эпиграф
- Как вы понимаете данное выражение, объясните своими словами (ответы учащихся)
- Что такое семья? (ответы учащихся).
-Познакомимся с определением из словаря: «Семья – это основанная на браке или родстве группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.
- Это сложное определение. Мы должны отметить, что семья – это группа людей, которые живут под одной крышей, вместе, ведут совместное хозяйство, заботятся друг о друге и защищают друг друга.
- Сегодня мы познакомимся со сказкой из фольклора народов Северного Кавказа, которая называется «Общее счастье». О чём может быть сказка с таким названием?
(ответы учащихся)
- А что значит счастье для вас? Запишите ответы в тетрадь.
Счастье для меня – это…
II Словарная работа
- Составьте словосочетания с прилагательным «счастливый» и с существительным «счастье». Объясните их смысл. Определите вид словосочетаний.
III Чтение I части сказки.
Жили-были муж и жена. И родилось у них ни много, ни мало – тринадцать сыновей. Выросли сыновья. Отец и мать нашли им невест и сыграли не одну, сразу тринадцать свадеб.
И стали они жить да поживать.
Отец распоряжался, сыновья все исполняли: кто работал в лесу, кто в доме, кто на лугу, а кто в саду. Всем дела хватало. Все были довольны. Все были при деле.
Сколько времени они так прожили, кто их знает. У каждого из тринадцати братьев родилось по тринадцати сыновей.
Маленькие дети росли, росли, да и выросли. Пришла пора женить их. И поженили. Сто шестьдесят девять невест привели в дом. Не одну свадьбу – сто шестьдесят девять свадеб сыграли они.
Пришло время, и у молодых тоже родилось по тринадцати сыновей. В доме старика и старухи так много стало людей, что и не перечесть. Столько народу в доме, что и большому селению впору.
Всего было вдоволь у старика и старухи: отары овец и коз, стада коров и буйволов, табуны лошадей; гусей, индеек, кур и уток без счету; закрома полны ячменем и пшеницей; кадушки сыра девать некуда.
- Как вы думаете, что это была за семья? (ответы учащихся)
Чтение II части сказки
И все были счастливы. Смех и песни не умолкали в доме. Все называли друг друга «мое солнышко», говорили друг с другом ласково. Каждый старался лучший кусок отдать другому, каждый хотел, чтобы у другого лучшая одежа была.
Вместе они были богаты и сильны, но подели их на отдельные семьи – и куда все уйдет, не станет ни силы, ни богатства.
И вот пришла беда: разлад в семье. Бывало, никто не скажет «это мое». А говорит:«это наше». А теперь, гляди, каждый норовит взять себе, отнять у другого. «Это мой бык», – говорит один. «Это мой конь», – говорит другой. «За этой козой я ходил, ты не трогай ее», – говорит третий. «Кто выдоил мою корову?» – кричит четвертый. И так во всем. И так каждый день.
Каждый только и делает, что прячет от других все, что попадется под руку, прячет в свой сундук. Каждый кормит и ласкает только своего ребенка, а других не замечает вовсе.
Самый старший в семье, старик отец, видит все, что делается, и сердце у него сжимается от горя. Сидит он в своем кресле дубовом, будто окаменел. Никто и не вспомнит о нем, не покормит, извелся старик. А жена его даже и сидеть не могла, все лежала в постели.
- Что случилось с доброй, счастливой семьёй? (ответы учащихся)
Чтение III части сказки
Как-то под Новый год отец собрал всю семью: и старых и молодых, и мужчин и женщин, даже детей созвал и говорит:
– Слушайте, дети, что я вам скажу: пусть этой ночью ни один не выходит из дома. Если любите меня, исполните мою просьбу.
– Хорошо, – сказали все, – мы исполним твою просьбу, сами не выйдем и других не пустим.
Ночью выпал глубокий снег.
Когда день отделялся от ночи и петухи начали кричать, старик встал с постели, открыл дверь и выглянул на улицу. Видит, след взрослого идет от двери в сторону леса.
Разгневался глава семьи, вернулся к себе в комнату, грузно сел в свое кресло и велел собрать всех домочадцев до единого. Когда все собрались, отец вышел к ним и стал корить:
– Не стыдно ли вам обманывать меня? Все как один обещали мне, что никто не выйдет за дверь, а сами нарушаете свое слово.
– Клянемся солнцем, землей и небом, что ни мы, ни дети этой ночью не выходили.
– Ну ладно, посмотрим, – сказал отец. – Я узнаю, правду ли вы говорите.
- Как вы думаете, правду ли сказали домочадцы? Кто мог выйти из дома и зачем? (ответы учащихся)
Словарная работа
Домочадцы – это люди, которые живут в одной семье (запись в тетрадь)
Чтение IV части сказки
Старик взял топор под мышку и пошел по следу. Шел он, шел и пришел в дремучий лес. След довел его до высокого толстого дерева и оборвался. Под деревом лежали пышные сугробы снега: там было теплее, чем в доме у старика. Как же узнать, кто вышел из его дома? Закутался старик в шубу, остался под деревом на всю ночь, но никого так и не увидел. Тогда старик решил свалить дерево. Не долго думая, сбросил шубу и стал подрубать его. Рубит острым топором, и щепки во все стороны летят. Подрубил дерево уже до половины, вдруг кто-то сверху спрашивает его:
– Что ты делаешь, старик, зачем дерево валишь зря?
– А ты кто такой?
– Я Общее Счастье твоей многолюдной семьи.
– Почему же ты сидишь в лесу?
– Где же мне сидеть? Пришлось бежать из твоего дома. Никто в семье больше обо мне не думает, никто со мной не считается. Позабыли меня, тебя тоже забыли. У них только и заботы, что о себе и своих детях. Сам посуди, как же мне оставаться в твоем доме? Где каждый думает только о себе, там мне места нет.
Старик согласился:
– Твоя правда. В моем доме каждый думает о себе и часто даже во вред другому. Но ты уважь старика, вернись обратно. Сколько хватит сил, я помогу тебе, чтобы не о себе думали, а обо всех, о всей семье.
– Не могу я вернуться в твой дом. Но зато я другим тебя уважу: я дам каждому из твоих домочадцев то, что он у меня попросит. Пусть только каждый просит что-нибудь одно.
Старик выслушал Счастье, подумал, подумал и сказал:
– Поклянись небом и землей, что ты непременно дашь каждому из моих домочадцев то, что у тебя попросят.
Целый день шел старик и только вечером пришел, кинул топор в угол, а сам, сердитый, сел в свое кресло. Забеспокоились, забегали его сыновья, внуки, правнуки, праправнуки и жены их, и дети их.
– Что с нашим дедом? – говорят.
– Где он был ночью?
– Не болен ли?
– Не сердит ли на нас?
– Может быть, голоден?
– А может, нездоров?
И каждый старается угодить старшему в семье – отцу всех, тому, кто всю жизнь провел в труде, больше думая о других, чем о себе.
А старик рассказывает:
– Счастье наше ушло от нас. И просьбы не помогли: не хочет возвращаться. Хорошо ли это?
Никто не сказал «хорошо», но зато наперебой стали спрашивать:
– Почему Счастье обиделось? Что оно говорит?
А старый отец на это отвечает:
– Потому, что вы больше не слушаетесь меня, вашего старшего. Каждый стал думать только о себе. Все говорите: «мое», «мое», а не «наше». Нам большой дом нужно строить, ведь погляди, сколько вас стало, а строить никто не хочет, каждый говорит: «Себе я построю, другим не хочу». А Счастье так говорит: «Где не хотят общего добра, а один тянет себе, другой себе, там нет места счастью. Разве у вас есть место для меня?»
Все молча слушали слова старика. И каждый думал про себя: «Правду говорит Счастье».
- О какой правде говорило Счастье? (ответы учащихся)
- Как вы думаете, что каждый домочадец попросит у Счастья?
Чтение V части сказки
Один хотел бы получить у Счастья двух быков, другой – коня, третий – оружие. Те хотят побольше ячменя или пшеницы, новых чувяков или одежды, меч или лук со стрелами.
Так все сказали старому деду, кто чего хочет. Только одна молодая невестка ни слова не промолвила. Тогда обычай был такой: при старших невесткам нельзя было разговаривать. Вот она и стояла молча. Ее тоже спросили, чего она хочет. Свою просьбу она прошептала мальчику, а мальчик сказал громко: «Пусть Счастье даст нам общую жизнь, общую работу и любовь друг к другу».
И все улеглись спать.
- Исполнит ли Счастье просьбу каждого? (ответы учащихся)
- Как вы думаете, чем закончится сказка?
( В тетради учащиеся записывают свои «прогнозы» и аргументы). Прослушивание ответов.
Чтение VI части сказки
На рассвете встал старик с постели, взял топор и отправился в дремучий лес. Долго шел старик – целый день. И к вечеру дошел до большого дерева, принялся подрубать то дерево.
– Что тебе нужно от меня? – опять спросил кто-то с дерева.
Это Счастье говорило.
Старик передал ему слово в слово просьбу каждого, а под конец слова молодой невестки.
Голос с дерева так отвечает старику:
– Все я исполню. Одно только не могу исполнить: просьбу твоей молодой невестки. Она просит общую жизнь, общую работу и любовь друг к другу. А это все вместе – я само.
Сколько ни упрашивал старик, Счастье все одно и то же: «Не могу исполнить просьбу твоей молодой невестки».
– Ты же мне поклялось небом и землею, что исполнишь все, о чем попросят мои домочадцы. Тогда почему ты не исполняешь просьбу молодой невестки? Клятву нарушаешь? А может, ты нарочно рассорило мою семью?
– Что с тобой поделаешь! – отвечает голос с дерева. – Я дало клятву и не в силах ее нарушить. Ступай себе домой, а там видно будет.
– Будь здорово, – сказал старик, надел шубу, взял топор и отправился обратно.
На другой день все до одного приступили к работам с самого рассвета. Кто рубит лес, кто возит бревна для нового дома. Кто корм задает овцам, быкам и коровам, буйволам, верблюдам и коням. Кто чистит хлев, кто – двор. Кто печет пироги, кто шьет, кто песни поет, кто детям сказки рассказывает, а кто кормит маленьких.
Каждый старается сделать свою работу лучше и быстрее, чем другие.
Все стали говорить: «наша работа», «наше добро», «наши дети». А слово «мое» будто вовсе и не знали.
Днем вся семья работает не уставая. А как вечер наступит, новый большой дом наполняется людьми, веселыми и добрыми. Счастье навсегда поселилось в большой семье. И было то Счастье для всех единым. Общим Счастьем было оно.
Обсуждение сказки.
- Понравилась ли вам сказка? Какие выводы можно сделать по сказке? Какова тема сказки? ( Сила единства людей)
IV Запись и обсуждение высказываний мудрых людей.
Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.
(Д.Дидро)
Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное.
(Платон)
V Составление плана к сочинению «Общее счастье»
- Какая проблема рассматривается в сказке «Общее счастье»?
- Что для меня значит быть счастливым человеком?
- Что бы вы попросили у Счастья?
- Что вы делаете для того, чтобы из вашей семьи не уходило счастье?
- Прокомментируйте сделанные вами выводы из сказки?
VI Домашнее задание: написать сочинение по плану, используя афоризмы мудрых людей, стихотворения и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок развития речи и экологии на тему "Люби и охраняй природу"
Конспект урока для подготовки к домашнему сочинениюЦель:подготовить учащихся к домашнему сочинению на тему «Люби и охраняй природу»Задачи урока : 1....
Урок развития речи по литературе на тему: "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Урок литературы по программе В.Я.Коровиной и учебнику "Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия" "Урок-обобщение по теме "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская...
"Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М. Герасимова "После дождя"
Урок развития речи по картине А.М. Герасимова "Мокрая терраса". Подготовка к сочинению-описанию в 5 классе....
Презентация открытого урока Развитие речи и окружающий мир Тема: « Воробей»
Данна тема для детей с ОВЗ...
План - конспект интегрированного урока развития речи, ИЗО, музыки на тему: "Музыкальный пейзаж"
Данный урок развития речи, изобразительного искусства и музыки представляет собой интегрированный урок русского языка. В ходе урока учащиеся совершенствуют свои речевые умения выра...
Урок развития речи. Обучение сочинению-описанию по картине Сальвадора Дали "Время " 10 «А» классе по теме “Man the Creator” учебник O.V. Afanasyeva, I.V. Mikheeva Учитель английского языка: Игнатьева Ольга Александровна, соавтор ученица 10 «А» класса
Цели:воспитывать чувство красоты, интерес к живописи, музыкеОбразовательные:формировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;Развивающие:развивать письменную и устную речь учащихся ...
Конспект урока по русскому языку. Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя».
Цели: 1. познакомить учащихся с произведениями русской живописи 20 века 2. собрать материалы, необходимые для написани...