Первые уроки по теме "Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными" 9 класс
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Уроки разработаны по учебнику С.Г.Бархударова, С.Е.крючкова " Русский язык 9 класс". Используется работа в парах, групповая работа, ролевая игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spp_no1.docx | 18.14 КБ |
spp_urokno2.docx | 13.93 КБ |
sppurok_no34_rolevaya_igra.docx | 16.5 КБ |
spp_urok_no5rabota_v_gruppakh.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №1
« СПП с придаточными обстоятельственными »
( по учебнику С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова .Русский язык класс.)
Цель: 1) Дать общее представление о придаточных обстоятельственных.
2) Формировать умение различать виды придаточных по значению, вопросам и средствам связи.
3) Простые и составные союзы в СПП.
Ход урока:
1. Орфографическая зарядка с датой.
Тринадцатое декабря.
Какие интересные фонетические процессы вы видите в слове тринадцатое?
(д-[ ] выпадает, е – [ й ] обозначает 2 зв., о - [а ] ред)
\ [ э ]
.2. Опрос
1уч. Синтаксический разбор предложения у доски.
[Утром монотонный осенний дождь старательно прикрепил к сосновым иголкам капельки-серёжки],и [они долго висят на каждой иголочке, украшая их, будто бриллианты].(пов., невоскл., сложное. ССП, [- =],и [- =].
1пр. прост., двусоставное, распр., полн., не осложнено.
2пр. прост., двусоставное, распр., полн., осл. об. обст.)
2уч. Морфологический разбор слова прикрепил
Класс. Словарный диктант с подготовкой по упр. № 64(взаимопроверка в парах с доской)
3. Объяснение нового материала
- Какие виды обстоятельств встретились в предложении?
-На какие вопросы они отвечают?
-Какие виды обстоятельств вам известны?
Подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, о котрых мы будем говорить сегодня.
Самостоятельно рассмотрите таблицу на стр.30-31.
-Прочитайте примеры, задайте вопрос от главного предложения к придаточному.
-Какими союзами и союзными словами присоединяются придаточные
обстоятельственные?
Вопросы на понимание прочитанного:
-к каким видам придаточных вы не смогли задать вопрос?
/к придаточным сравнения и к придаточным следствия/
- к чему относятся обстоятельственные придаточные?
/ко всему главному предложению/
- какие придаточные присоединяются союзными словами?
/придат. образа действия и степени, придат. места/
-как ставятся знаки препинания при составных подчинительных союзах?
4. Закрепление материала.
Записать предложения. Расставить знаки препинания, определить вид придаточного, работая по алгоритму.
Алгоритм работы с СПП.
1. Подчеркни грамматические основы
2. Определи границы предложений
3. Задай вопрос от главного предложения к придаточному
4. Найди средства связи ( указательные слова, союзы, союзные слова)
5. Определи вид придаточного.
- Когда я открыл окно моя комната наполнилась запахом цветов.
- До глубокой осени лилась с неба вода так что нельзя было на поля ни войти, ни въехать.
- Пока мечтаешь о работе так и паришь орлом.
- Человек не может жить если не верит в завтрашнее счастье.
- Чтобы понимать людей нужно любить их.
- Сколько бы ни смотреть на море оно никогда не надоедает.
- Мы плывём наудачу так как темнота кажется после зарниц ещё гуще.
- Над берегом нависла песчаная глыба словно огромная собака тянула к реке мохнатую морду.
- Всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света.
Первые три предложения анализируем вместе с учителем.
Затем сильные учащиеся работают самостоятельно и ,по окончании проверяют себя по таблице.
Остальные работают вместе, с комментарием «по цепочке».
Таблица для проверки
№ | Вид придаточного | схема |
1 | Времени | ( когда - = ), [ - = ] |
2 | Следствия | [ = - ], ( так что = ) |
3 | Времени | ( пока = ), [ = ] |
4 | Условия | [ - = ] , (если = ) |
5 | Цели | ( чтобы =), [ = ] |
6 | Условия | ( сколько ни =), [ - = ] |
7 | Причины | [ = - ], ( так как - = ) |
8 | Сравнения | [ = - ] ,( словно - = ) |
9 | места | [всюду , ( где - = ) , = - ] |
5. Домашнее задание
Стр.30-32.
1 группа - упр. 66.
2 группа – подобрать примеры предложений с разными видами обстоятельственных придаточных из стихотворений А.С. Пушкина и романа « Евгений Онегин».
Итог урока
-с какими видами придаточных предложений вы познакомились?
-как определить вид придаточого?
Предварительный просмотр:
Урок №2
Тема: СПП с обстоятельственными придаточными степени и образа действия.
Цель: 1. Показать особенности СПП с придаточными степени и образа действия;
общие черты и смысловые различия многозначных и однозначных
придаточных степени и образа действия.
2. Развивать речь, умение составлять предложения.
3. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Ход урока.
1. Лингвистическая разминка:
1) Словообразование. Какие слова образованы суффиксальным образом?
1) заказчик
2) умыться
3) подсвечник (1,2,4,)
4) кухонный
5) гостиная
2) Морфология. Какие существительные относятся к 3скл.?
1) роль
2) шампунь (3,4)
3) тушь
4) картечь
5) тюль
2. Проверка домашнего задания.
1 ученик. Составить схемы предложений из домашнего упражнения №66. Класс проверяет, взаимопроверка в парах.
2 ученик. Синтаксический разбор предложения у доски.
3 ученик. Читает примеры предложений с разными видами обстоятельственных придаточных, найденные в стихотворениях Пушкина, учащиеся определяют вид придаточных.
3. Знакомство с новым материалом.
- Наблюдение над предложением из упражнения №67.
1пр. Какой вопрос мы задаём от главного предложения к придаточному?
(Как? Каким образом?)
Чем присоединяется? (Союзным словом).
2пр. На какой вопрос отвечает придаточное? (Как? В какой степени? Что является следствием этого?)
Чем присоединяется? ( союзом что)
Рассмотрите предложения 2 части упражнения. 67
Какие дополнительные значения имеют придаточные степени и образа
действия во 2 и 4 предложениях?
Читаем вывод на странице 33, анализируем:
-какими бывают придаточные степени и образа действия? (однозначными и
Многозначными)
-чем присоединяются однозначные придаточные? (союзными словами КАК, НАСКОЛЬКО,СКОЛЬКО).
-чем присоединяются многозначные придаточные?
(союзом ЧТО – придаточные с дополнительным значением следствия,
союзом ЧТОБЫ - придаточные с дополнительным значением цели,
союзами СЛОВНО, БУДТО – придаточные с дополнительным значением сравнения)
4. Закрепление материала
1. Упр. № 68 Синтаксический разбор предложений делают 2 ученика у доски.
2. Использование СПП с придаточными степени и образа действия с дополнительным значением сравнения в художественной литературе.
Упр. № 69. Конструирование предложений.
3. Упр. №71. Умение использовать нужные указательные слова.
5. Домашнее задание.
Индивидуально: 2 ученика готовят лексический разбор новых словарных слов
ОРАНЖЕРЕЯ, ТРАДИЦИЯ по плану и упр. 74
1 группа. Упр. 72(73) на выбор.
2 группа выполняет творческое задание: составляет несколько СПП с придаточными
степени и образа действия с дополнительным значением сравнения на тему
«Зимний вечер».
6. Итог урока
-с каким видом обстоятельственных придаточных познакомились?
-на какие вопросы отвечают?
-какие дополнительные значения могут иметь?
-чем присоединяются?
Выставление оценок с комментарием.
Предварительный просмотр:
Урок № 3.
Тема: СПП с придаточными места и времени.
/ ролевая игра/
Цель: 1. Знать особенности придаточных места и времени.
2. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
3.Воспитывать чувство взаимопомощи, развивать навыки совместной работы
педагогические способности.
Ход урока:
- Лингвистическая разминка.
Фонетика. В каких словах количество букв и звуков совпадает?
- конь
- копия
- ядро (1,4)
- подъём
- солнце
Орфоэпия. В каких словах ударение падает на второй слог?
1.столяр
2.щавель
3.начала (1,2)
4.начал
5.ржаветь
2.Опрос, проверка домашнего задания.
1. Класс слушает лексический разбор слов ОРАНЖЕРЕЯ, ТРАДИЦИЯ, подготовленный дома по плану (лексическое значение,
происхождение слова,
однозначное или многозначное,
есть или нет переносные значения,
антонимы, синонимы,
сфера употребления, примеры)
и затем по вариантам составляет с ними СПП с придаточным определительным и изъяснительным.
2.Ученик записывает на доске алгоритм анализа СПП, рассказывает о придаточных степени и обр. действия.
Уч-ся, составлявшие дома предложения на тему «Зимнее утро» зачитывают свои примеры.
3.Графический диктант
Задание: записать схемы предложений, указать вид придаточного.
1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. [- ,( где - =), =] опред.
2. Ветер дул так свирепо, что казался одушевлённым. [ - = указ.сл.+нареч.],(что = ).
степ.+ следствие
3. Слышно было, как ветер врывается в щели. [ = ], ( как - = ). изъясн.
4. Вася сделал всё так, как приказывали. [ - = так ], (как = ). степ.и обр.д.
- Сердце стучало так сильно, словно колотушка била в пустое ведро.
[ - = так+нареч.], ( словно - = ) степень+ сравнение
Взаимопроверка в парах.
- Объяснение нового материала. / Ролевая игра /
Сегодня вы работаете самостоятельно в группах по 3 человека.
Кто получил «5» за графический диктант, тот играет роль лидера в группе, организатора и
консультанта.
«4»-----------------------------играет роль оппонента,сомневающегося, критика.
«3»-----------------------------играет роль ничего не понимающего ученика.
Ваша цель- самостоятельно изучить новый вид обстоятельственных придаточных, так хорошо усвоить их особенности, чтобы суметь научить других.
1 группа и 2 группа работают с придаточными места
3 и 4 группы работают с придаточными времени.
Задача- проанализировать предложения по алгоритму
-записать результаты работы в таблицу (таблица заполняется с первого урока по теме «СПП»
-выполнить в группе упражнения на закрепление
Задача лидера- направлять работу, объяснять и проверять, все ли поняли.
Задача критика- во всём сомневаться, разбираться досконально, чтобы не осталось никаких вопросов.
Задача «незнайки»-задавать вопрос даже тогда, когда всё понятно.
В конце урока группа оценивает знания и работу каждого. Учитель имеет право спросить любого в группе и по его знаниям поставить оценки всем участникам группы.
Группам раздаются задания:
1 и 2 группам: 1. Упр.75
2. Упр.76 Выписать СПП с придаточными места.
3. Заполнить таблицу
Вид придаточного | К чему относится | На какой вопрос отвечает | Чем присоединяется | Есть или нет указательное слово | пример |
Домашнее задание. Упр. 77, 78. Рассказ о прид.пр. места по таблице.
3 и 4 группам: 1. Упр. 80
2. Упр. 81
3. Заполнить таблицу
Домашнее задание. Упр. 84, 85.
Итог урока.
Учитель смотрит, как оценила группа работу участников, спрашивает одного, и если он отвечает не хуже, то соглашается с оценкам. А если нет, то снижает всем оценку на балл.
Урок № 4.
Тема «СПП с обстоятельственными придаточными места и времени».
/ролевая игра/ (продолжение)
Учащиеся сразу рассаживаются по группам.
- Лингвистическая разминка.
Каждая группа придумывает для другой вопрос: 1 гр. - по морфологии
2 гр. – по фонетике
3 гр. – по морфемике
4 гр. – по лексике
2. Повторение изученного на прошлом уроке.
Группа заслушивает рассказ по таблице и рецензию на него. Проверяет дом. задание по опорному конспекту.
3. Взаимообъяснение материала.
Каждая группа выдвигает лучшего знатока на роль лидера в другую группу.
Группа распределяет оставшиеся роли.
Лидер объясняет материал, следит за правильным выполнением упражнений, задаёт вопросы на усвоение материала. Группа оценивает работу и знания каждого. Пока группы выполняют дом. задание по новой теме, лидеры объединяются и объясняют друг другу новый материал. Затем возвращаются в группу и проверяют дом. задание.
4. Домашнее задание. Упр. 82,85.
Итог урока:
Учитель проверяет работу группы, выставляет оценки, задаёт вопросы классу:
- назовите отличительные признаки придаточных места, времени.
- можно ли их отличить только по союзам?
-почему?
- что помогает в первую очередь правильно определить вид придаточного?
ВСЕМ СПАСИБО!
Предварительный просмотр:
Урок № 5
Тема: «СПП с придаточными условными»
/групповая работа/
Цель: 1 Знать особенности СПП с придаточными условными.
2. Уметь определять вид придаточного предложения.
3. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
4.Совершенствоать навык лингвистического анализа текста.
Ход урока.
- Грамматическая зарядка с числом
- запишите фонетическую транскрипцию даты.
- укажите морфологические признаки числительного.
- Осложненный словарный диктант
а) Составить и записать словосочетания со словами (один человек работает у доски)
Оранжерея, традиция, чествовать, результат, эффект, мозаика, аккомпанемент, гигантский,
комментатор, профессия, планетарий, идеал, галерея, коллектив.
(проверка в парах по слайду №1)
- Проверка домашнего задания: упр.135 -1ученик на доске записывает слова с пропусками, читает предлож. со знаками препинания и называет виды придаточных .
остальные проверяют в парах
Индивидуальная работа (Даша Т. ) Синтаксический разбор предложения, составленного из слов:
Пословица, народный, изречение, краткий, который, содержать, смысл, назидательный.
(Словарная статья из словаря С.И.Ожегова)
- Ввод нового материала.
Что мы с вами изучаем?
Что нужно сделать, чтобы найти простые предложения в составе сложного и расставить запятые?
Как определить вид придаточного? (порядок работы записывается на доске) Алгоритм работы с СПП.
1. Подчеркни грамматические основы
2. Определи границы предложений, поставь знаки препинания.
3. Задай вопрос от главного предложения к придаточному
4. Найди средства связи ( указательные слова, союзы, союзные слова)
5. Определи вид придаточного.
При каком условии вы получите ТРОЙКУ, ЧЕТВЁРКУ, ПЯТЁРКУ? Составьте предложение и запишите его.
(Если я выделю грамматические основы и правильно расставлю запятые, я получу…4.
Если я выделю грамматические основы , правильно расставлю запятые и определю вид придаточного ,то я получу 5.)
Какое предложение у вас получилось? К чему относится придаточное предложение? На какие вопросы отвечает? Где стоит? Чем присоединяется? Определите вид придаточного.
Запишите тему урока.
5. Запишите новый вид придаточного предложения в таблицу.
6.Работа в группах
Вы выполняете упражнение, работая с предложениями по алгоритму(алгоритм записывается на доске во время ввода темы), выясняете особенности союзов, с помощью которых присоединяются условные придаточные и дополняете запись в таблице «Виды придаточных предложений»
В каждой группе есть свой консультант, который координирует ваши действия.
Задания на листочках.
1 группа.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте недостающие запятые. Выделите грамматические основы предложений. Определите, к чему относятся придаточные условия, где стоят. Укажите, какими союзами они присоединяются к главному. Составьте схемы предложений.
1.Если мы хотим понять настоящее надо изучать прошлое.2.Ме(с,ст)ное слово может украсить и обог..тить язык если оно образно благозвучно и понятно.(Пауст.) 3. Я был бы в отчаяни.. если бы вы не согл..сились пр..нять меня.
Охарактеризуйте стилистические особенности союзов (стилистически нейтральные, книжного стиля или разговорного стиля).
2 группа.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте недостающие запятые. Выделите грамматические основы предложений. Определите, к чему относятся придаточные условия, где стоят. Укажите, какими союзами они присоединяются к главному. Составьте схемы предложений.
1. Коли парень ты румя(н,нн)ый братец будешь нам названый. 2.Кабы я плавать умел купа(т,ть)ся бы стал. 3. Ежели б я рем..сло знал жил бы в городе.
Охарактеризуйте стилистические особенности союзов(стилистически нейтральные, книжного стиля или разговорного стиля с оттенком просторечия или устарелости).
3 группа.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте недостающие запятые. Выделите грамматические основы предложений. Определите, к чему относятся придаточные условия, где стоят. Укажите, какими союзами они присоединяются к главному. Составьте схемы предложений.
1.Выбирайте кого угодно при условии что этот человек не будет лишён государственного разума. 2.В случае если работа не будет выполнена вас ожидает увольнение. 3. Когда в товарищах согласья нет на лад их дело не пойдёт. 4.Раз вы согласились так уж нельзя вам отказыва(т,ть)ся.
Какие союзы используются в книжных стилях, а какие имеют разговорный характер?
Итог работы:
Что записали в таблицу? Отметьте различный стилистический характер условных союзов.
(Если, если бы – стилистически нейтральные союзы;
Коли, кабы, ежели – разговорные, с оттенком просторечия или устарелости;
Когда, раз – имеют разговорный характер;
При условии , что.. ,в случае если..- книжного стиля;
7. Лингвистический анализ текста (упр. 141)
Выразительное чтение текста
-определите стиль и тип речи (стиль художественный, тип речи – рассуждение)
В каком предложении выражена главная мысль? (В одной улыбке состоит то, что называют красотою лица).
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вы прекрасны.
Какая русская пословица говорит о внутренней красоте, её первостепенности?
(Не ищи красоты, ищи доброты)
- какие предложения связаны с помощью лексического повтора? (2,3,4)
-какой частью речи является слово прекрасно в 4 предложении?
-каким способом образовано слово несравненно в 1 предложении?
-найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью (1)
-почему простые предложения, связанные союзом И не разделяются запятой?
- найдите в тексте слова с орфограммой НиНН (несравненно, прекрасно, обыкновенно)
8. Повторим орфографию. Н и НН в разных частях речи.
С помощью алгоритма повторите условия написания Н и НН.
Выполните упражнение
Уровень 1.( на «4») Вставьте пропущенные буквы, обозначая орфограмму. .
1) Подержан..ые(есть приставка) книги высла..ы (кр.прич.) наложен..ым (есть приставка) платежом.
2) Балован..ый (на –ованный) ребенок не сделает рискован.ых (на –ованный) шагов.
3) Солен..ый (нет приставки и зав. сл.) суп можно разбавить кипячен..ой (нет приставки и зав. сл.) водой.
4) Крашен..ый (нет приставки и зав. сл.) пол медлен..о(от слов с-НН) сохнет.
5) Некачествен..о (от слов с -НН ) клеен..ые (есть завис. сл.) обои отстали.
6) Через пустын..ую (н+н) поляну проходит исхожен..ая (есть приставка) и езжен..ая (нет приставки и зав. сл.) дорога.
7) Сожжен..ое (есть приставка) письмо осталось за ками..ной (н+н) решёткой.
8) Решен..ая ( от глагола сов. в.) задача подняла настроение
Уровень 2. (на «5») Вставьте Н или НН, графически объясните.
1) Подержа…ые книги высла..ы наложе..ым платежом.
2) Балова…ый ребенок не сделает рискова…ых шагов.
3) Солее..ый суп можно разбавить кипяче..ой водой.
4) Краше..ый пол медле..о сохнет.
5) Некачестве..о клее..ые обои отстали.
6) Через пусты..ую поляну проходит исхоже..ая и езже..ая дорога.
7) Сожже..ое письмо осталось за ками..ой решёткой.
8) Реше..ая задача подняла настроение.
6.Работа по развитию речи.
А. Восстановите пословицы по оставшимся словам.(слайд № 2)
1. ………..до вечера …….нечего.
2. ………и свет ………..нет.
3. Не стыдно……….. ….хочешь объявить.
Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания, определите вид придаточных предложений.
Б. Работа со словарями (В.И.Даль «Пословицы русского народа», «Словарь пословиц и поговорок»)
Найдите в «Словаре пословиц и поговорок» пословицы-СПП с придаточными условными. По союзу КОЛИ. (с.525)
- Закрепление материала (по группам). Уметь различать разные виды придаточных с одним и тем же союзом.
1 группа
Определите вид придаточных предложений с союзным средством «когда».Составьте схемы предложений. Укажите, в каком случае это союз, а в каком-союзное слово).
1.Когда наступило утро, мы отправились в поход.
2. Учитель сказал, когда нам нужно вернуться в школу.
3. Цветение шиповника совпадало с самыми короткими ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролёт.
(1-времени, 2-изъяснитеьное,3-определительное.)
2 группа
Определите вид придаточных предложений с союзом «как». Составьте схемы предложений.
1.Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист. 2.Как придёт, сразу позовите меня. 3.Как голова пуста, так голове ума не придадут места.
(1-изъяснит., 2-времени, 3-условия)
3 группа
Определите вид придаточных предложений с союзным средством «что». Составьте схемы предложений. Укажите, в каком случае это союз, а в каком-союзное слово).
1.Мысль, что пришла мне в голову, была восхитительна.
2.Мне сообщили, что нужно выезжать немедленно.
3.Ночь была такая тихая, что даже осины замерли и не дрожали листьями.
- определительное, 2- изъяснительное, 3- степени с доп. значением следствия)
- Итоги урока.
Что нового узнали?
Какие умения и навыки закрепили?
Оценки с комментарием.
10.Домашнее задание.
1 группа- Выберите и запишите в тетрадь 5-6 пословиц ( СПП с придаточным условия) из словаря В.И.Даля «Пословицы русского народа», из главы «Месяцеслов».
2 группа – Выберите и запишите в тетрадь 5-6 пословиц (СПП с разными видами придаточных) из «Словаря пословиц и поговорок»
3 группа- Напишите небольшое сочинение « Как я понимаю пословицу, и чему она учит.»
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложноподчинённые предложения спридаточными обстоятельственными
Презентация поможет при подготовке К ЕГЭ и ГИА....
Урок повторения сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (с использованием ЦОР).
Аннотация урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными». Урок проводится после изучение всех видов придаточных обстоятельственных . Я, Марданова Алсу Шамил...
Дистанционный урок "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" (11 класс)
Дистанционный урок "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" (11 класс)...
Открытый урок «Обособленные члены предложения. Обособленные обстоятельства». 8 класс
Материал содержит презетацию к уроку и методическую разработку....
Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными 9 класс.
Разработка урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" 9 класс. Урок построен по принципу создания фильма. В ходе урока использованы различные формы и методы раб...
Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными 9 класс.
Разработка урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" 9 класс. Урок построен по принципу создания фильма. В ходе урока использованы различные формы и методы раб...
Тема урока: «Союз в предложении и тексте». 7 класс.
Реализуемая программа: программа разработана на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. Рабочие программы. 5 – 9 классы: пособи...