Сочинение-описание по теме "Дождь" (конспект урока русского языка в 5 классе)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
I. Орг. момент. II. Вступительное слово учителя. III. Сообщение темы и определение задач. IV. Подготовительная беседа. V. Самостоятельная работа. VI. Стили речи. VII. Письменная работа Стилистический эксперимент. VIII. Редактирование сочинений. IX. Написание сочинений на чистовиках. | - Отгадайте загадку: Меня часто просят, ждут, А только покажусь, Так прятаться начнут. (Дождь). - Именно о нем мы сегодня будем вести разговор. - Произнесите слово дождь тихо и погромче. С какими представлениями оно у вас связано? Какие мысли, чувства возникают, когда вы слышите или произносите это слово? - Послушайте музыку Ф.Шопена «Капли дождя», подумайте, каким композитор представлял себе дождь, когда писал музыку. Попробуйте сами придумать другое название этому музыкальному произведению. - Конечно, вам случалось попадать под дождь. Вспомните стихи о дожде. Вдруг застал нас дождик Вдалеке от дома. Мы спешили скрыться под мохнатой елью. Не было конца тут страху и веселью. (Ф.Тютчев) - Послушайте ещё отрывки из стихотворений известных поэтов и подумайте, о дожде какого времени года говорится в них. На земле – дождик и слякоть. Не знаешь о чём горевать. И скучно, и хочется плакать, И некуда силы девать. (А. Блок) Проплясал, проплакал дождь весенний. Капли жемчужные, капли прекрасные, Как хороши вы в лучах золотых, И как печальны вы, капли ненастные, Осенью чёрной на окнах сырых. (С. Есенин) - Внимательно послушайте ещё одно стихотворение С. Кирсанова. О каком дожде говорится здесь? Дождь. Зашумел сад, и грибной дождь застучал в лист, Вскоре стал мир, как эдем, свеж и опять чист. И глядит луч из седых туч в зеркала луж – Как растёт ель, как жужжит шмель, как блестит уж. О грибной дождь, протяни вниз хрусталя нить, Все кусты ждут – дай ветвям жить, дай цветам пить, Приложи к ним световой луч, миллион линз, Загляни в грунт, в корешки трав, разгляди жизнь. Загляни, луч, и в мою глубь, объясни – как Смыть с души пыль, напоить сушь, прояснить мрак. Но прошёл дождь и ушёл в лес громыхать гром И, в слезах весь, из окон вдаль смотрит мой дом. - Объясним некоторые слова. Грунт – почва, земля (из 4 значений по словарю С.И.Ожегова выбираем это). Эдем – синоним слова рай. - Про какой дождь говорят грибной? - В тексте есть прямое обращение к грибному дождю? О чём просят дождь? - Как вы понимаете строчку О грибной дождь, протяни вниз хрусталя нить? - Ещё раз прочитаем последнюю строчку стихотворения. Как вы думаете, почему про дом сказано, что он в слезах весь? - Подберите определения-прилагательные к слову дождь. - Запишем в тетради художественные определения (эпитеты) и просто определения: летний, весенний, осенний, сильный, мелкий – крупный, ливень, спорый, частый – редкий, проливной, затяжной, обложной, как из ведра, холодный – теплый, короткий, небольшой, кратковременный, несильный, моросящий, изморось. - Подберите глаголы к слову дождь (последующая запись в тетради). - Подберите синонимы к слову дождь. Они сделают речь более точной и разнообразной. - Записываем в тетради: ливень, дождик, дождичек, изморось. - Каким местоимением можно заменить в предложении слово дождь? - Опишите устно весенний, летний и осенний дождь. - В каких стилях вы описали дождь? (художественный и (или) разговорный). - Чем отличаются друг от друга художественный и разговорный стили? - А сейчас вспомним, в чём особенность научного стиля. Прочитаем о дожде в энциклопедическом словаре. Дождь – жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков. Диаметр капель от 6-7 до 0,5 мм; при меньшем размере осадки называют моросью. - Напишите сочинение-миниатюру (можно в стихах или в виде загадки). Тема по выбору учащихся. Весенний дождь за моим окном. Осенний дождь в моем саду (дворе). Летний дождь во время прогулки. - В своем сочинении используйте определения, эпитеты, синонимы и глаголы, которые уже записаны в тетради и которые вы видите на доске. - Какие глаголы подходят к описанию «грустного» дождя? (Шуршит, шелестит, струится, капает). Сами эти слова уже передают звуки дождя (несколько раз полушепотом произносится каждое слово). - А если вы захотите передать чувство радости? (барабанит, пляшет и др.). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Урок русского языка 6 класс по теме: "Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря "Зимний пейзаж".
Данный урок позволяет провести творческую работу по написанию сочинения-описания природы, развивать речь детей, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать любовь к языку и природе....
конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"
конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...