Урок по теме «Причастный оборот» в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Изучение причастного оборота, на уроке открывается новое знание вида подчинительной связи в словосочитании - управление. Отрабатывается навык подбора зависимых и определяемых слов к причастию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Причастный оборот» в 6 классе
(по программе «Школа 2100»)
Разработала учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ№ 5» г.Ржева Тверской области
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока: учебник, наглядный опорный конспект, раздаточный материал (карточки)
Цели: познакомиться с понятием «причастный оборот,научиться находить причастный оборот, графически обозначать его.
Задачи: повторить понятие «словосочетание», «определяемое слово», «зависимое слово»,
изучить новый вид подчинительной связи «управление»,изучить особенности структуры причастного оборота,научиться определять границы причастного оборота;
развить умение самим открывать знания, разрешать проблемную ситуацию на уроке, развить творческие способности ( придумать свои определяемые слова или распространить п/о зависимыми словами), воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Словарь урока (на доске): словосочетание, определяемое слово, зависимое слово, виды связи, согласование, управление, причастный оборот
ХОД УРОКА
- Фронтальный опрос (актуализация знаний)
Что такое причастие?
Почему оно получило такое название?
Каковы морфологические признаки причастий?
Как определить постоянные признаки, непостоянные?
2.Орфографическая разминка (цель: повторить орфографические правила)
Пр…одолевающие б…лезнь г…рящие леса
пер..плывающий через реку с…дящая девушка
увид…вший волка п…дсохшее дерево
предст…вляющий интерес л…тящая стрела
выр…стившие урожай ог…роженная территория
соб…рающий ягоды цв…тущая п…лянка
об…единившиеся в борьбе ут…нувший к…раблик
3.Определим группы словосочетаний.
- В какой группе причастия имеют определяемые слова? В какой зависимые слова?
- Какой вид связи слов во второй группе СС? (СОГЛАСОВАНИЕ)
- Вспомним, какой вид связи называется согласованием.
4. Открытие нового знания.
Запись на доске: |освещённый огнями | зал
Задание: просклоняйте это сочетание слов Р.п |освещённого огнями| зала
Д.п |освещённому огнями| залу
Т.п |освещённым огнями| залом
П.п в|освещённом огнями|зале
Каково «поведение» зависимого слова? Меняется ли его форма?
Определяемое слово изменяется, выделяем окончания, зависимое слово не изменяется.
Этот вид связи называется УПРАВЛЕНИЕ. ( О чём говорит название этого вида связи?)
Попробуйте сами сформулировать, что такое УПРАВЛЕНИЕ.
5. Работа с учебником.
Стр.224 Чтение правила
Закрепление нового материала с помощью учебника
Класс делим на 3 группы
1 группа выполняет упражнение 527 ( подобрать зависимые слова к причастиям)
2 группа – упражнение 528 ( подобрать зависимые слова к причастиям)
3 группа – упражнение 529 ( подобрать определяемые слова к причастным оборотам)
1 группа |Развевающиеся на ветру| флаги
| развивающийся в детстве| малыш
| освещённая фонарями |улица
| примирённые учителем| драчуны
|скреплённые зажимом | листы
| скрипящие в комнате| стулья
2 группа К | пребывающему вовремя| поезду
В |строящемся на площади| вокзале
У| светящихся от солнца| окон
На |убранном дворником| перроне
|Вышедших из поезда| пассажиров
3 группа читающая повесть девушка
|Увлекающийся классической музыкой| пианист
| Привезённый из деревни| котёнок
| Разбросанные малышами |игрушки
| Интересующийся фантастикой| отец
| Утомлённые дорогой| путники
| Долетавшие издали| звуки музыки
6. Работа с текстом «Алые паруса» (раздаточный материал)
Констатировать факт выделения причастного оборота после определяемого слова, выраженного именем существительным – стр. 227 учебника (опережающее знание)
ЗАДАНИЕ: расставить знаки препинания, обозначить причастные обороты.
Алые паруса.
Был утре…ий час. В огромном лесу стоял тонкий пар наполненный
стра…ыми видениями. Охотник покинувший свой костёр двигался вдоль
реки. Он рассматривал свежий след медведя направляющийся к горам.
Веткой отломленной от дерева охотник отметил след и пробрался к воде.
Туман ещё не рассеялся. В нём гасли очертания огромного корабля медле…о
плывущего к устью реки. Его паруса расправленные ветром алели.
Ветер дувший с берега лениво теребил их. Всё было белым, а паруса –
алыми. Охотник смотревший с берега уд…влённо протирал глаза. (А.Грин)
- Выразительное чтение текста
- Назвать определяемые слова, расставить знаки препинания.
- Поставьте вопрос от причастия к зависимому слову
- Взаимопроверка.
7. Итоги урока
Общая оценка работы класса
- Что нового узнали на уроке?
- Что такое причастный оборот?
- Что удалось повторить?
Домашнее задание: Составьте текст с причастными оборотами, состоящий из 5 – 6 предложений на тему «Пришла весна», индивидуальное задание – упр.525
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Причастный оборот" (7 класс)
Тип урока: урок изучения нового материала Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки...
Урок по теме "Причастный оборот" 6 класс (с использованием требований ФГОСов)
Данная разработка представляет собой технологическую карту конструирования урока русского языка в современной информационной образовательной среде.Урок формирования новых знаний. Использов...
Материал по теме "Причастный оборот" 6 класс (УИНМ)
Материал представляет собой коспект урока, приложение-рабочие листы, презентация...
Презентация к уроку русского языка по теме "Причастный оборот", 7 класс
Данный материал использую при отработке навыка обособления причастных оборотов....
Конспект урока по теме "Причастный оборот"
Разработка урока по теме "Причастный оборот" на фестивале "Петербургский урок 2018" заняла призовое место. Данный материал позволяет повторить изученную тему. Также используется ди...
План-конспект урока по теме «Причастный оборот». Класс: 7
План-конспект урока по теме «Причастный оборот».Класс: 7...
Разработка урока по теме "Причастный оборот"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. В основе урока лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы работы на уроке интересны и разнообразны. Они позволяют н...