Материал по теме "Причастный оборот" 6 класс (УИНМ)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Материал представляет собой коспект урока, приложение-рабочие листы, презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Причастный оборот" (на материале ПДД) 6 класс | 88.5 КБ |
К уроку "Причастный оборот" | 418.01 КБ |
Презентация к уроку "Причастный оборот" | 181.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Предмет: русский язык
Класс: 6 класс
Тип урока: урок изучения нового материала (УМК М.М. Разумовской)
Разработала: учитель
русского языка и литературы:
Свечкова Анна Николаевна
Дата проведения: 30.01.2015г.
Тема | «Неизвестное. Новое. Очевидное. Причастный оборот» | |||||
Цель, учебные задачи: Коммуникативная задача (для детей): создание собственного монологического высказывания с использованием причастных оборотов | Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся через включение их в восприятие текста, лингвистический анализ, сопоставление различных синтаксических конструкций, прогнозирование Задачи: I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения. 1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир. 2.Привитие интереса к изучению нравственных ценностей. 3. Нравственное воспитание ответственности перед окружающими людьми. 4. Развитие навыков сотрудничества. II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения. Познавательные: 1.Развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме, делать обобщения и выводы. Регулятивные: 2. Формирование умения принимать и сохранять поставленную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: 3. Формирование умения работать в группах, умение коротко, ясно и интересно излагать информацию, грамотно строить монологическое высказывание. III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения. 1. Освоение доступных способов анализа предложений (наблюдение, сравнение, сопоставление, классификация и др.) с получением информации из разных источников. 2. Совершенствование навыков пересказа, обобщения. | |||||
Основные понятия: | Причастие, причастный оборот, | |||||
Современные образовательные технологии; Методы и приёмы. | Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение посредством чтения и письма. Интерактивный метод обучения; словесные, наглядные методы. Приёмы: прогнозирование, дискуссия, мозговой штурм, метод вопросов, метод ассоциаций. | |||||
Организация пространства | Групповая работа. | |||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Хронограф | ||
1. Организационный момент Цель: эмоциональный настрой, включение в деловой ритм. | (слайд 1) Дети входят в класс. Рассаживаются по группам. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Свечкова Анна Николаевна. Я учитель русского языка и литературы школы № 10 г. Сызрани. - Поднимите, пожалуйста, руки те, кто любит совершать открытия. Спасибо. Мы такие похожие, и на этот урок мы одна команда. И я предлагаю совершить открытие. Наш урок я назвала «Неизвестное. Новое. Очевидное». Я надеюсь, что сегодня что-то неизвестное станет для вас новым, а потом очевидным. - Но путь от неизвестного к очевидному часто связан с опасностью, и чтобы не случилось беды, я предлагаю вам на уроке вспомнить правила дорожного движения - Итак, урок начинается. - Однажды я стала свидетелем вот такой истории. (Читаю текст) - Как видите, часть текста исчезла. В моем компьютере произошел сбой. Вы поможете мне восстановить текст? Для этого нам понадобятся ваши знания. - Я знаю, что вы начали изучать причастие. Давайте найдем их в тексте. - Как вы определили, что это причастие? Давайте вы будете выходить к доске и объяснять. - Итак, какие словосочетания у нас получились? Расскажите об их строении. - А теперь давайте попробуем восстановить текст. (слайд № 3) | Распределение по группам. | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: Принятие коллективного решения коммуникативной задачи. | 5 мин | ||
2.Стадия вызова. Актуализация знаний. Цель: формирование познавательной активности, активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации. | Постановка цели - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О причастии). И не просто о причастии, а о новом понятии – о причастном обороте. Запишем тему в тетрадь. ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. Известное понятие? Как вы думаете, чтобы узнать что-то неизвестное, что нужно сделать? Верно, задать правильные вопросы. Подумайте 5 секунд, какие вопросы вам хочется задать по теме урока. А теперь в течение минуты обсудите в группе, какие 4 вопроса - самых важных - вы включите в свои маршрутные листы. Запишите их в незаполненные кружочки. Это и будет ваш путь к открытию. Озвучивать результаты будет участник № 2. Итак, 1 минута. - Время закончилось. Внимание. Команды представьте ваши вопросы, а я буду записывать их на доске. Так у нас получится общий план действий. - Ну что же, маршрут намечен. Однако любой путь должен прежде всего безопасным. Поэтому я предлагаю вспомнить правила дорожного движения. Но об этом чуть позже. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Воспринимают информацию, осмысливают задание, формулируют вопросы по теме Представляют результат коллективной работы | Личностные: формирование личностной мотивации. Регулятивные: постановка целей урока, создание примерного плана действий Коммуникативные: приятие коллективного решения | 3 мин 1мин 1 мин | ||
3. Стадия осмысления Цели: развитие познавательной активности, формирование нового знания | Постановка учебной задачи. - А теперь в путь! Предположите, пожалуйста, почему данный оборот назван причастным? - А почему оборот? Что значит оборот? Какие однокоренные слова подберете? Подберите синонимы. (оборачивает, описывает, рассказывает) - Что же он описывает? Предположите. - Слово. Какое? Какую часть речи? (Существительное) Что заменяет существительное? (местоимение) - С помощью чего происходит это описание? Давай возьмем какое-нибудь существительное, связанное с дорожным движением. (Пешеход). Хорошо. Что он делает? (Переходит дорогу.) Образуйте причастие – переходящий. Молодцы. Что делающий? – Переходящий. Много мы рассказали о существительном? Нет. Нужны еще слова? Да. Переходящий что? – Дорогу. – Переходящий дорогу как? – На зеленый свет. Переходящий как? – Правильно. Больше мы узнали о существительном? Попробуем сделать вывод, что же такое причастный оборот. Молодцы. - Как вы думаете, а эти слова будут главными для причастия или будут зависеть от него? (Правильно, зависеть, т.е. помогать причастию рассказать что-то о существительном или местоимении) -Давайте прочитаем определение причастного оборота. - С помощью этого причастного оборота мы рассказали, какой ПЕШЕХОД. Другими словами, мы дали ему определение. Существительное, к которому относится причастный, мы будет называть (внимание: новое понятие) ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО. | Отвечают на вопросы учителя Логически мыслят, делают выводы | Регулятивные: целеполагание - формирование умения ставить, принимать цель и учебные задачи; планировать свою работу. Познавательные: формулировать проблему, находить способы решения. Коммуникативные: находить общий язык с одноклассниками. | 3 мин 4 мин | ||
Информационно – операционный | Организует учащихся для применения нового знания. Исполняет роль консультанта. - Откройте, пожалуйста, конверты. В них вы найдете справочные материалы, которые вам помогут работать с новыми понятиями. - А теперь я попрошу вас посмотреть на доску. Прочитайте словосочетания. - Такие же словосочетания у вас лежат на столах. Работаем в парах с товарищем по плечу. Найдите среди словосочетаний причастные обороты, докажите графически, что эти словосочетания причастные обороты. Как это сделать? Правильно, задав вопрос от причастия - 3 минуты. А теперь обсудите полученные результаты в группе – 1 минуты. Отвечать потом будут участники № 4. Запишите на доске полученные причастные обороты, объясните свое решение графически. Проверка выполнения задания: - Сядьте удобно, так, чтобы вы видели доску и отвечающих. В это время беседа с классом: - Как вы находили причастные обороты? (задавали вопросы; если главным словом являлось причастие, то это причастный оборот) - А теперь, ребята, в группах подберите к записанным причастным оборотам определяемые слова, отметим так, как показано в справочном материале и как мы делали. - Прочитаем, что у вас получилось. Участники №3 в это время оформляют работу на доске. - Молодцы, ребята. Однако мы пока работали с вами со словосочетаниями, а причастный оборот – это всё-таки часть предложения. Поэтому следующее задание. Откройте конверты. В них вы видите листы с предложениями и иллюстрациями. Прочитаем предложения. - В течение 30 секунд соотнесите иллюстрации и предложения, работая в группе. Не забывайте показывать готовность. Проверка результатов. - А теперь в течение 1 минут вы работаете по алгоритму, анализируя предложения в группе. 1 команда - с 1 предложением; 2-ая – со вторым, 3-я – с третьим, 4-ая – с четвертым, 5-ая – с пятым. - Теперь, поиграем в «Зигзаг»: все участники № 1 собираются за 1 столом, все участники №2 – за вторым и т.д. В течение 2 минут вы знакомите одноклассников с результатами деятельности своей команды. Таким образом у вас у всех будут разобраны все предложения. Каждый участник проговаривает анализ предложения по алгоритму. Через две минуты вы возвращаетесь в свои команды. - Я даю вам 30 секунд, чтобы проанализировать полученные результаты. Представлять их будут участники № 1. Алгоритм на экране. Листочки с записями возьмите с собой. - Ребята, наш урок подходит к концу. Я тоже хочу вам напомнить, что Человек, соблюдающий правила дорожного движения, бережёт свою жизнь и жизнь окружающих людей. - Я желаю вам помнить об этом всегда. - А теперь вернемся к вопросам, которые вы задали в начале урока. На все из них мы дали ответ? Какие остались без ответа? - У вас есть вопросы, которые хочется задать? | Вспоминают правила работы в группах и распределяют обязанности. Применяют полученные знания. Применяют алгоритм, модель и т.д., анализируют синтаксические единицы, создают монологические высказывания, делают выводы, готовят защиту проектов. Отвечают на вопросы Работа по алгоритму на столах | Регулятивные: умение планировать, моделировать, выстраивать рассуждения, доказательства, выдвигать гипотезу, обосновывать, контролировать, оценивать, корректировать; Коммуникативные: сотрудничать в поиске и выборе информации, создании монологического высказывания, контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра. Познавательные: Общеучебные - формирование умения работать с информацией: выбирать, оформлять, представлять другим, умение структурировать знания, выбирать эффективные способы решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; моделировать. Логические – Анализ, синтез, группировка, сопоставление, обобщение, сравнение. | 2 мин 3 мин 4 мин | ||
4. Рефлексивно – оценочный. | Организует рефлексию.
- Молодцы. Ребята, а сейчас пусть каждый из вас подведет итог. Переверните листочки, на обратной стороне вы видите слова. Я попрошу вас подумать и написать, что для вас сегодня было НЕИЗВЕСТНЫМ, что стало НОВЫМ, что теперь является ОЧЕВИДНЫМ - Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением. Для нас это важно. - Я тоже подвела итог урока. Для меня неизвестным было, как пройдет наш урок, новым стало приятное знакомство с такими чудесными шестиклассниками и очевидным то, что у вас все в жизни будет получаться, потому что вы умеете работать в команде, внимательно слушать чужую точку зрения, вы стремитесь к новым знаниям. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия | 2 мин 2 мин Слайд 22 | ||
5. Домашнее задание. | Организует деятельность по применению продукта. Домашнее задание - § 35, правило, и я попросила бы вас зайти на мой сайт в гостевую и написать, какие еще открытия на уроках вы для себя сделали. Обязательное условие – использовать причастные обороты. - Ребята, спасибо за урок. | 1 мин Слайд 23 |
Предварительный просмотр:
Число:__________________________________________________________________________________
УРОК «НЕИЗВЕСТНОЕ. НОВОЕ. ОЧЕВИДНОЕ»
- Задание: Прочитайте текст, найдите причастия с определяемыми словами.
Петя Петров бодро шагал навстречу знаниям. По пути в школу ему предстояло преодолеть дорогу. На перекрестке, регулируемом _____________________, он остановился. Горел красный сигнал.
Вдруг Петя заметил двух приятелей, переходящих ___________________________________________________. В это время автомобиль, мчащийся _______________________________________ , приближался. Водитель, управлявший ____________________, резко затормозил. Мальчики вернулись на тротуар.
Когда загорелся зеленый сигнал светофора, Петя, _________________________ не нарушавший __________________________________________, перешел дорогу по «зебре», обозначенной ___________________________.
До школы было рукой подать. Начинался новый учебный день.
Тема: _________________________________________________________________________________________
- __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Подумайте:
- Домашнее задание: _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
http://nsportal.ru/svechkova-anna-nikolaevna («Гостевая»): напишите, какие открытия вы сделали для себя на других уроках. Используйте в своих предложениях причастия и причастные обороты.
причастие с зависимыми словами (существительным, наречием) | причастие с зависимыми словами (существительным, наречием) |
причастие с зависимыми словами (существительным, наречием) | причастие с зависимыми словами (существительным, наречием) |
причастие с зависимыми словами (существительным, наречием) | причастие с зависимыми словами (существительным, наречием) |
причастие с зависимыми словами (существительным, наречием) | причастие с зависимыми словами (существительным, наречием) |
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ | ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ |
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ | ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ |
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ | ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ |
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ | ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ |
________________, отвлекающийся _______________________________, создает опасную ситуацию на дороге.
_____________________, идущий _____ __________________________, может быть сбит машиной.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Петя Петров бодро шагал навстречу знаниям. По пути в школу ему предстояло преодолеть дорогу. На перекрестке, регулируемом _____________________, он остановился. Горел красный сигнал. Вдруг Петя заметил двух приятелей, переходящих ___________________________________. В это время автомобиль, мчащийся _______________________________________ , приближался. Водитель, управлявший ____________________, резко затормозил. Мальчики вернулись на тротуар. Когда загорелся зеленый сигнал светофора, Петя, ________________________________ не нарушавший __________________________________________, перешел дорогу по «зебре», обозначенной ___________________________. Д о школы было рукой подать. Начинался новый учебный день. Слова для справок: НА БОЛЬШОЙ СКОРОСТИ, ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, СВЕТОФОРОМ, МАШИНОЙ, ДОРОГУ НА КРАСНЫЙ СВЕТ, НИКОГДА, НА АСФАЛЬТЕ
Петя Петров бодро шагал навстречу знаниям. По дороге в школу ему предстояло преодолеть дорогу. На перекрестке, регулируемом светофором , он остановился. Горел красный сигнал. Вдруг Петя заметил двух приятелей, переходящих дорогу на красный свет. В это время автомобиль, мчащийся на огромной скорости, приближался. Водитель, управлявший машиной , резко затормозил. Мальчики вернулись на тротуар. Когда загорелся зеленый сигнал светофора, Петя, никогда не нарушавший правила дорожного движения, перешел дорогу по «Зебре», обозначенной на асфальте. Д о школы было рукой подать. Начинался новый учебный день.
Петя Петров бодро шагал навстречу знаниям. По дороге в школу ему предстояло преодолеть дорогу. На перекрестке, регулируемом светофором , он остановился. Горел красный сигнал. Вдруг Петя заметил двух приятелей, переходящих дорогу на красный свет. В это время автомобиль, мчащийся на огромной скорости, приближался. Водитель, управлявший машиной , резко затормозил. Мальчики вернулись на тротуар. Когда загорелся зеленый сигнал светофора, Петя, никогда не нарушавший правила дорожного движения, перешел дорогу по «Зебре», обозначенной на асфальте. Д о школы было рукой подать. Начинался новый учебный день.
Тема урока Причастный оборот
Прочитайте словосочетания Найдите и графически обозначьте причастные обороты Вышедшие пассажиры Идущий по проезжей части Передвигающийся на велосипеде Запрещающие знаки Заметивший пешеходов Загоревшийся свет Находящийся за рулем
Человек, соблюдающий правила дорожного движения, бережёт свою жизнь и жизнь окружающих людей. ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? причастный оборот
Продолжите фразы Неизвестным для меня было… Новым для меня стало… Очевидным для меня является…
Домашнее задание § 35, правило http:// nsportal.ru/svechkova-anna-nikolaevna «Гостевая»: напишите, какие открытия вы сделали для себя на других уроках. Используйте в своих предложениях причастия и причастные обороты.
Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по геометрии 9 класс
1.Скалярное произведение векторов.2.Простейшие задачи в координатах3. Геометрические задачи Скалярное произведение векторов. Вычислите скалярное произведение векторов...
"Признаки текста". Справочный материал для учащихся 5 класса.
Данную памятку можно использовать на уроках развития речи в 5 классе....
Учебно-методический материал. Конспект урока ( 6 класс):"My Dream House. My Dream Room."
Использование проектной технологии - это проявление творчества учащегося, его индивидуальности и, конечно же, определенных знаний. Для закрепления материала по теме «Мой дом» учащимс...
ВАСИЛИЙ СУВОРОВ "Сборник методического материала концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца для старших классов ДШИ (4-5 класс)"
Дорогие коллеги, здравствуйте! Начиная концертмейстерскую практику во времена перестройки, когда невозможно было купить сборники нотных изданий, я ходил в библиотеки музыкальных школ, просматрива...
"Сборник методического материала концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца для старших классов ДШИ (4-5 класс)"
Василий Суворов. Нотный сборник для концертмейстеров народного танца в музыкальных школах.(4-5 кл.)Данный сборник является адаптированным пособием для концертмейстеров народного танца –аккордеонистов ...
Материал по алгебре (11 класс) по теме: контрольная работа по комбинаторике 11 класс
Материал по алгебре (11 класс) по теме: контрольная работа по комбинаторике 11 класс...
Учебно-методический материал по биологии (10 класс) по теме: Каледарно-тематический план по Биологии 10 класс
Календарно-тематический план по биологии 10 класс к учебнику общая биология под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. 2 часа в неделю...