Материал по теме "Причастный оборот" 6 класс (УИНМ)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Свечкова Анна Николаевна

Материал представляет собой коспект урока, приложение-рабочие листы, презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет: русский язык

Класс:      6 класс

Тип урока:   урок изучения нового материала (УМК М.М. Разумовской)

                                                                Разработала: учитель

русского языка и литературы:

                                                                                                Свечкова Анна Николаевна

                                                                                                  Дата проведения: 30.01.2015г.

Тема

«Неизвестное. Новое. Очевидное. Причастный оборот»

Цель, учебные задачи:

Коммуникативная задача

(для детей):

создание собственного монологического высказывания с использованием причастных оборотов

Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся через включение их в восприятие текста, лингвистический анализ, сопоставление различных синтаксических конструкций, прогнозирование

Задачи:         I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.

1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.

2.Привитие интереса к изучению нравственных ценностей.

3. Нравственное воспитание ответственности перед окружающими людьми.

4. Развитие навыков сотрудничества.

II. Учебные задачи, направленные на достижение  метапредметных результатов обучения.

Познавательные:   1.Развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме, делать обобщения и выводы.

Регулятивные:   2. Формирование умения принимать и сохранять поставленную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:  3. Формирование умения работать в группах, умение коротко, ясно и интересно излагать информацию, грамотно строить монологическое высказывание.

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.

1. Освоение доступных способов анализа предложений (наблюдение, сравнение, сопоставление, классификация и др.) с получением информации из разных источников.

2. Совершенствование навыков пересказа, обобщения.

Основные понятия:

Причастие, причастный оборот,

Современные образовательные технологии;

Методы и приёмы.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Обучение посредством чтения и письма.

Интерактивный метод обучения; словесные, наглядные методы.

Приёмы: прогнозирование, дискуссия, мозговой штурм, метод вопросов, метод ассоциаций.

Организация пространства

Групповая работа.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Хронограф

1. Организационный момент

Цель:

эмоциональный настрой, включение в деловой ритм.

(слайд 1)  Дети входят в класс. Рассаживаются по группам.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Свечкова Анна Николаевна. Я учитель русского языка и литературы школы № 10 г. Сызрани.

- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто любит совершать открытия. Спасибо. Мы такие похожие, и на этот урок мы одна команда. И я предлагаю совершить открытие. Наш урок я назвала «Неизвестное. Новое. Очевидное». Я надеюсь, что сегодня что-то неизвестное станет для вас новым, а потом очевидным.

- Но путь от неизвестного к очевидному часто связан с опасностью, и чтобы не случилось беды, я предлагаю вам на уроке вспомнить правила дорожного движения

- Итак, урок начинается.

- Однажды я стала свидетелем вот такой истории. (Читаю текст)

- Как видите, часть текста исчезла. В моем компьютере произошел сбой. Вы поможете мне восстановить текст? Для этого нам понадобятся ваши знания.

- Я знаю, что вы начали изучать причастие. Давайте найдем их в тексте.

- Как вы определили, что это причастие? Давайте вы будете выходить к доске и объяснять.

- Итак, какие словосочетания у нас получились? Расскажите об их строении.

- А теперь давайте попробуем восстановить текст. (слайд № 3)

Распределение по группам.

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные:

Принятие коллективного решения коммуникативной задачи.

5 мин

2.Стадия вызова. Актуализация знаний.

Цель:

формирование познавательной активности, активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации.

Постановка цели

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О причастии). И не просто о причастии, а о новом понятии – о причастном обороте. Запишем тему в тетрадь.

ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. Известное понятие? Как вы думаете, чтобы узнать что-то неизвестное, что нужно сделать? Верно, задать правильные вопросы. Подумайте 5 секунд, какие вопросы вам хочется задать по теме урока.

А теперь в течение минуты обсудите в группе, какие 4 вопроса - самых важных - вы включите в свои маршрутные листы. Запишите их в незаполненные кружочки. Это и будет ваш путь к открытию. Озвучивать результаты будет участник № 2. Итак, 1 минута.

- Время закончилось. Внимание. Команды представьте ваши вопросы, а я буду записывать их на доске. Так у нас получится общий план действий.

- Ну что же, маршрут намечен. Однако любой путь должен прежде всего безопасным. Поэтому я предлагаю вспомнить правила дорожного движения. Но об этом чуть позже.

Выполняют задание,

тренирующее отдельные

способности к учебной

деятельности, мыслительные

операции и учебные навыки

Воспринимают информацию, осмысливают задание, формулируют вопросы по теме

Представляют результат коллективной работы

Личностные:

формирование личностной мотивации.

Регулятивные: постановка целей урока, создание примерного плана действий

Коммуникативные: приятие коллективного решения

3 мин

1мин

1 мин

3. Стадия осмысления

Цели: развитие познавательной активности, формирование нового знания

Постановка учебной задачи.

- А теперь в путь! Предположите, пожалуйста, почему данный оборот назван причастным?

- А почему оборот? Что значит оборот? Какие однокоренные слова подберете? Подберите синонимы. (оборачивает, описывает, рассказывает)

- Что же он описывает? Предположите.

- Слово. Какое? Какую часть речи? (Существительное) Что заменяет существительное? (местоимение)

- С помощью чего происходит это описание?

Давай возьмем какое-нибудь существительное, связанное с дорожным движением. (Пешеход). Хорошо. Что он делает? (Переходит дорогу.) Образуйте причастие – переходящий. Молодцы. Что делающий? – Переходящий. Много мы рассказали о существительном? Нет. Нужны еще слова? Да. Переходящий что? – Дорогу. – Переходящий дорогу как? – На зеленый свет. Переходящий как? – Правильно. Больше мы узнали о существительном?

Попробуем сделать вывод, что же такое причастный оборот.

Молодцы.

- Как вы думаете, а эти слова будут главными для причастия или будут зависеть от него? (Правильно, зависеть, т.е. помогать причастию рассказать что-то о существительном или местоимении)

-Давайте прочитаем определение причастного оборота.

- С помощью этого причастного оборота мы рассказали, какой ПЕШЕХОД. Другими словами, мы дали ему определение. Существительное, к которому относится причастный, мы будет называть (внимание: новое понятие) ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО.

Отвечают на вопросы учителя

Логически мыслят, делают выводы

Регулятивные: целеполагание - формирование умения ставить, принимать цель и учебные задачи; планировать свою работу.

Познавательные: формулировать проблему, находить способы решения.

Коммуникативные: находить общий язык с одноклассниками.

3 мин

4 мин

Информационно – операционный

Организует учащихся для

применения нового знания.

Исполняет роль консультанта.

- Откройте, пожалуйста, конверты. В них вы найдете справочные материалы, которые вам помогут работать с новыми понятиями.

- А теперь я попрошу вас посмотреть на доску. Прочитайте словосочетания.

- Такие же словосочетания у вас лежат на столах. Работаем в парах с товарищем по плечу. Найдите среди словосочетаний причастные обороты, докажите графически, что эти словосочетания причастные обороты. Как это сделать? Правильно, задав вопрос от причастия - 3 минуты.

А теперь обсудите полученные результаты в группе – 1 минуты. Отвечать потом будут участники № 4. Запишите на доске полученные причастные обороты, объясните свое решение графически.

Проверка выполнения задания:

- Сядьте удобно, так, чтобы вы видели доску и отвечающих.

В это время беседа с классом:

- Как вы находили причастные обороты? (задавали вопросы; если главным словом являлось причастие, то это причастный оборот)

- А теперь, ребята, в группах подберите к записанным причастным оборотам определяемые слова, отметим так, как показано в справочном материале и как мы делали.

- Прочитаем, что у вас получилось. Участники №3 в это время оформляют работу на доске.

- Молодцы, ребята. Однако мы пока работали с вами со словосочетаниями, а причастный оборот – это всё-таки часть предложения. Поэтому следующее задание. Откройте конверты. В них вы видите листы с предложениями и иллюстрациями. Прочитаем предложения.

- В течение 30 секунд соотнесите иллюстрации и предложения, работая в группе. Не забывайте показывать готовность.

Проверка результатов.

- А теперь в течение 1 минут вы работаете по алгоритму, анализируя предложения в группе. 1 команда - с 1 предложением; 2-ая – со вторым, 3-я – с третьим, 4-ая – с четвертым, 5-ая – с пятым.

- Теперь, поиграем в «Зигзаг»: все участники № 1 собираются за 1 столом, все участники №2 – за вторым и т.д. В течение 2 минут вы знакомите одноклассников с результатами деятельности своей команды. Таким образом у вас у всех будут разобраны все предложения. Каждый участник проговаривает анализ предложения по алгоритму. Через две минуты вы возвращаетесь в свои команды.

- Я даю вам 30 секунд, чтобы проанализировать полученные результаты. Представлять их будут участники № 1. Алгоритм на экране. Листочки с записями возьмите с собой.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Я тоже хочу вам напомнить, что

Человек, соблюдающий правила дорожного движения, бережёт свою жизнь и жизнь окружающих людей.

- Я желаю вам помнить об этом всегда.

- А теперь вернемся к вопросам, которые вы задали в начале урока. На все из них мы дали ответ? Какие остались без ответа?

- У вас есть вопросы, которые хочется задать?

Вспоминают правила работы в группах и распределяют обязанности. 

Применяют полученные знания.

Применяют

алгоритм, модель и т.д.,

анализируют синтаксические единицы, создают монологические высказывания, делают выводы, готовят защиту проектов.

Отвечают на вопросы

Работа по алгоритму на столах

Регулятивные: умение планировать,  моделировать, выстраивать рассуждения,

доказательства, выдвигать

гипотезу, обосновывать, контролировать, оценивать, корректировать;

Коммуникативные:

сотрудничать в

поиске и выборе информации, создании монологического высказывания, контролировать, корректировать,

оценивать действия партнёра.

Познавательные:

Общеучебные -

формирование умения работать с информацией: выбирать, оформлять, представлять другим,

умение структурировать знания, выбирать эффективные способы

решения задания, умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание; моделировать.

Логические –

Анализ, синтез, группировка, сопоставление, обобщение, сравнение.

2 мин

3 мин

4 мин

4. Рефлексивно – оценочный.

Организует рефлексию.

 

- Молодцы. Ребята, а сейчас пусть каждый из вас подведет итог.

Переверните листочки, на обратной стороне вы видите слова. Я попрошу вас подумать и написать, что для вас сегодня

было НЕИЗВЕСТНЫМ,

что стало НОВЫМ,

что теперь является ОЧЕВИДНЫМ

- Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением. Для нас это важно.

- Я тоже подвела итог урока. Для меня неизвестным было, как пройдет наш урок, новым стало приятное знакомство с такими чудесными шестиклассниками и очевидным то, что у вас все в жизни будет получаться, потому что вы умеете работать в команде, внимательно слушать чужую точку зрения, вы стремитесь к новым знаниям.

Осуществляют самооценку

собственной учебной

деятельности, соотносят цель и

результаты, степень их

соответствия.

Личностные:

самоопределение.

Регулятивные: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено

и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня

усвоения;

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия

2 мин

2 мин Слайд 22

5. Домашнее задание.

Организует деятельность по применению продукта.

Домашнее задание - § 35, правило, и я попросила бы вас зайти на мой сайт в гостевую и написать, какие еще открытия на уроках вы для себя сделали. Обязательное условие – использовать причастные обороты.

- Ребята, спасибо за урок.

1 мин

Слайд 23



Предварительный просмотр:

Число:__________________________________________________________________________________

УРОК «НЕИЗВЕСТНОЕ. НОВОЕ. ОЧЕВИДНОЕ»

  1. Задание: Прочитайте текст, найдите причастия с определяемыми словами.

        Петя Петров бодро шагал навстречу знаниям. По пути в школу ему предстояло преодолеть дорогу. На перекрестке, регулируемом _____________________, он остановился. Горел красный сигнал.

           Вдруг Петя заметил двух приятелей, переходящих ___________________________________________________. В это время автомобиль, мчащийся _______________________________________ , приближался. Водитель, управлявший ____________________, резко затормозил. Мальчики вернулись на тротуар.

          Когда загорелся зеленый сигнал светофора, Петя, _________________________ не нарушавший __________________________________________, перешел дорогу по «зебре», обозначенной ___________________________.

        До школы было рукой подать. Начинался новый учебный день.

Тема: _________________________________________________________________________________________

  1. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Подумайте:

Презентация :: The world of business in the Internet with BB / Мировой бизнес в интеренете с BB

  1. Домашнее задание: _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

http://nsportal.ru/svechkova-anna-nikolaevna   («Гостевая»): напишите, какие открытия вы сделали для себя на других уроках. Используйте в своих предложениях причастия и причастные обороты.

причастие с зависимыми словами (существительным, наречием) 

причастие с зависимыми словами (существительным, наречием) 

причастие с зависимыми словами (существительным, наречием) 

причастие с зависимыми словами (существительным, наречием) 

причастие с зависимыми словами (существительным, наречием) 

причастие с зависимыми словами (существительным, наречием) 

причастие с зависимыми словами (существительным, наречием) 

причастие с зависимыми словами (существительным, наречием) 

ПРИЧАСТНЫЙ

ОБОРОТ  

ПРИЧАСТНЫЙ

ОБОРОТ

ПРИЧАСТНЫЙ

ОБОРОТ  

ПРИЧАСТНЫЙ

ОБОРОТ

ПРИЧАСТНЫЙ

ОБОРОТ  

ПРИЧАСТНЫЙ

ОБОРОТ  

ПРИЧАСТНЫЙ

ОБОРОТ  

ПРИЧАСТНЫЙ

ОБОРОТ  

________________, отвлекающийся _______________________________, создает опасную ситуацию на дороге.

 http://litn-andr.narod.ru/data/Glossary/images/p59_peshexod.jpg

_____________________, идущий _____ __________________________, может быть сбит машиной.

http://img1.liveinternet.ru/images/foto/c/1/apps/4/971/4971897_pdd._yunii_peshehod_1.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 6 классе Неизвестное Новое Очевидное Урок русского языка в 6 классе

Слайд 2

Петя Петров бодро шагал навстречу знаниям. По пути в школу ему предстояло преодолеть дорогу. На перекрестке, регулируемом _____________________, он остановился. Горел красный сигнал. Вдруг Петя заметил двух приятелей, переходящих ___________________________________. В это время автомобиль, мчащийся _______________________________________ , приближался. Водитель, управлявший ____________________, резко затормозил. Мальчики вернулись на тротуар. Когда загорелся зеленый сигнал светофора, Петя, ________________________________ не нарушавший __________________________________________, перешел дорогу по «зебре», обозначенной ___________________________. Д о школы было рукой подать. Начинался новый учебный день. Слова для справок: НА БОЛЬШОЙ СКОРОСТИ, ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, СВЕТОФОРОМ, МАШИНОЙ, ДОРОГУ НА КРАСНЫЙ СВЕТ, НИКОГДА, НА АСФАЛЬТЕ

Слайд 3

Петя Петров бодро шагал навстречу знаниям. По дороге в школу ему предстояло преодолеть дорогу. На перекрестке, регулируемом светофором , он остановился. Горел красный сигнал. Вдруг Петя заметил двух приятелей, переходящих дорогу на красный свет. В это время автомобиль, мчащийся на огромной скорости, приближался. Водитель, управлявший машиной , резко затормозил. Мальчики вернулись на тротуар. Когда загорелся зеленый сигнал светофора, Петя, никогда не нарушавший правила дорожного движения, перешел дорогу по «Зебре», обозначенной на асфальте. Д о школы было рукой подать. Начинался новый учебный день.

Слайд 4

Петя Петров бодро шагал навстречу знаниям. По дороге в школу ему предстояло преодолеть дорогу. На перекрестке, регулируемом светофором , он остановился. Горел красный сигнал. Вдруг Петя заметил двух приятелей, переходящих дорогу на красный свет. В это время автомобиль, мчащийся на огромной скорости, приближался. Водитель, управлявший машиной , резко затормозил. Мальчики вернулись на тротуар. Когда загорелся зеленый сигнал светофора, Петя, никогда не нарушавший правила дорожного движения, перешел дорогу по «Зебре», обозначенной на асфальте. Д о школы было рукой подать. Начинался новый учебный день.

Слайд 5

Тема урока Причастный оборот

Слайд 6

Прочитайте словосочетания Найдите и графически обозначьте причастные обороты Вышедшие пассажиры Идущий по проезжей части Передвигающийся на велосипеде Запрещающие знаки Заметивший пешеходов Загоревшийся свет Находящийся за рулем

Слайд 7

Человек, соблюдающий правила дорожного движения, бережёт свою жизнь и жизнь окружающих людей. ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? причастный оборот

Слайд 8

Продолжите фразы Неизвестным для меня было… Новым для меня стало… Очевидным для меня является…

Слайд 9

Домашнее задание § 35, правило http:// nsportal.ru/svechkova-anna-nikolaevna «Гостевая»: напишите, какие открытия вы сделали для себя на других уроках. Используйте в своих предложениях причастия и причастные обороты.

Слайд 10

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по геометрии 9 класс

1.Скалярное произведение векторов.2.Простейшие задачи в координатах3. Геометрические задачи Скалярное произведение векторов.  Вычислите скалярное  произведение  векторов...

"Признаки текста". Справочный материал для учащихся 5 класса.

Данную памятку можно использовать на уроках развития речи в 5 классе....

Учебно-методический материал. Конспект урока ( 6 класс):"My Dream House. My Dream Room."

Использование проектной технологии - это проявление творчества учащегося, его индивидуальности и, конечно же, определенных знаний.  Для закрепления материала по теме «Мой дом»  учащимс...

ВАСИЛИЙ СУВОРОВ "Сборник методического материала концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца для старших классов ДШИ (4-5 класс)"

Дорогие коллеги, здравствуйте! Начиная концертмейстерскую практику во времена перестройки, когда невозможно было купить сборники нотных изданий, я ходил в библиотеки музыкальных школ, просматрива...

"Сборник методического материала концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца для старших классов ДШИ (4-5 класс)"

Василий Суворов. Нотный сборник для концертмейстеров народного танца в музыкальных школах.(4-5 кл.)Данный сборник является адаптированным пособием для концертмейстеров народного танца –аккордеонистов ...

Материал по алгебре (11 класс) по теме: контрольная работа по комбинаторике 11 класс

Материал по алгебре (11 класс) по теме: контрольная работа по комбинаторике 11 класс...

Учебно-методический материал по биологии (10 класс) по теме: Каледарно-тематический план по Биологии 10 класс

Календарно-тематический план по биологии 10 класс к учебнику общая биология под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. 2 часа в неделю...