Урок русского языка 8 класс по теме: "Простое глагольное сказуемое"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Простое глагольное сказуемое
Цель урока: познакомить учащихся с простым глагольным сказуемым.
Задачи: познакомить учащихся с правилами согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде;
научить их соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в трудных случаях.
Ход урока
- Оргмомент
- Проверка выполнения домашнего задания.
1. Класс слушает и затем рецензирует устный монологический ответ одного ученика о подлежащем.
Критерии оценки:
• по содержанию (полно — неполно);
• по точности речи, свободному (без пауз) изложению;
• по умению правильно употреблять терминологию;
• по качеству приводимых примеров.
Второй ученик из предложений упр. 93 выбирает подлежащие, указывает, чем они выражены.
2. Контрольная диагностирующая работа на основе домашнего задания. На работу затрачивается не более 12 минут.
Теоретическая часть
— Чаще всего подлежащее выражается...
— А также...
— В качестве подлежащего может употребляться...
— Кроме отдельных слов, подлежащее может быть выражено...
Практическая часть
— Выписать из текста грамматические основы предложений, указать, чем выражены подлежащие. Какие случаи выражения подлежащего вас затруднили?
Н..кто не ложился спать в ночь на 9 мая. Все ждали, что передадут какое(то) важное сообщение. Люди не выключали радио. Одни толпились на улице, другие стояли у окон. Вдруг голос диктора сообщил, что Великая Отечественная война окончена. Кто(то) позвонил в парадный подъезд, и Коля скатился по лестнице, спеша открыть. В дверях стоял его вожатый. «Хочешь с нами рассвет встречать?» — спросил он.
(По Л. Кассилю)
• Составьте предложения, употребив данные слова и словосочетания в качестве подлежащих: трудиться, один из спортсменов, присутствующие, много городов, трое, никто, большая часть ребят, несколько человек, ТАСС.
Ш. Объяснение нового материала.
Учащиеся рассматривают примеры на с. 49 (§ 19), отвечают на вопросы:
— Чем выражается простое глагольное сказуемое?
— Чем определяется выбор сказуемого в предложении?
В результате наблюдений делается вывод, что простое глагольное сказуемое выражается глаголом в одном из наклонений. Выбор сказуемого в предложении определяется тем, какой отрезок (фрагмент) действительности отражает предложение.
- Закрепление темы.
Работа с учебником
1. Учащиеся выполняют упр. 97, подчеркивают простое глагольное сказуемое, указывают, в чем проявляется связь подлежащего и сказуемого.
2. Словарная работа. Перед выполнением упр. 98 необходимо обратиться к словарю иностранных слов, определить значение и род данных существительных.
Коммюнике (от фр. communiqué < лат. communiqare сообщать) официальное правительственное сообщение о международных переговорах и соглашениях, о важных событиях во внутренней жизни страны (например, конференциях, совещаниях), о ходе военных действий и т. д.
Ноу-хау (от англ. know-how букв. знаю как) — технические значения, опыт, документация, передача которых оговаривается при заключении лицензионных договоров и других соглашений.
Резюме (от фр. resumé) — краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного; краткий вывод, заключительный итог чего-либо.
Турне (от фр. tournée) — 1) путешествие, поездка по круговому маршруту; 2) поездка артистов на гастроли, а также спортсменов на выступления.
Ралли (от англ. Rally) — спортивные соревнования на специально подготовленных серийных автомобилях или мотоциклах в искусстве вождения, точности соблюдения правил и заданного графика прохождения дистанции.
3. Далее учащиеся составляют предложения, употребив их в роли подлежащего, а сказуемое — в форме глагола в прошедшем времени.
4. Учащиеся рассматривают таблицу (упр. 99 на с. 50), дополняют ее своими примерами, рассказывают о трудных случаях согласования сказуемого с подлежащим в числе, затем записывают свои примеры как иллюстрации правил таблицы (упр. 100).
5. Устное задание: разъясните, что в простом глагольном сказуемом и лексическое, и грамматическое значения зачастую выражаются одним словом.
Тестовое задание
Вариант I
Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.
А. Он собирается заниматься в новой спортивной школе.
Б. Стану сказывать я сказку.
В. Я буду учителем в вашей школе.
Г. Я буду строить новый дом.
Ответ: Г.
Вариант II
Укажите предложение, в котором неверно выделено сказуемое.
А. Он был охотник повеселиться.
Б. Погода была хорошая.
В. Он просил приехать нас завтра.
Г. Я не мог с ними встретиться.
Ответ: В.
- Итог урока.
- Домашнее задание: знать теоретические сведения (с. 49), выполнить упр. 101.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 5 классе по теме: «Простые и сложные предложения. Обобщение»
Данный материал представляет собой конспект урока по теме "Простые и сложные предложения. Обобщение" Урок построен при помощи интерактивной доски. Это позволило быстро в игровой форме проверить ...
Обобщающий урок в 7 классе по теме «Простейшие»
Обобщающий урок в 7 классе по теме "Простейшие"....
мультимедийный урок в 7 классе по теме"Простые механизмы.Рычаг"
урок изучения нового материала ...
Урок в 8 классе на тему: «Простые вещества - неметаллы».
Разработка урока химии...
Презентация урока в 7 классе по теме "Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага."
Презентация к уроку изучения новой темы+физический диктант на повторение по теме "Механическай работа. Мощность"...
Урок в 7 классе по теме "Простые механизмы"
Разработка урока по теме "Простые механизмы"...
План-конспект урока по русскому языку "Синтаксическая роль глагола. Составное глагольное сказуемое"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №240 г.Борзи» Конспект урока русского языка в 6 классе...