Урок развития речи в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Данный урок проводится с целью подготовки учащихся к написанию творческой работы. В мастерской творческого письма ученик добывает знания, для достижения цели объединяя свои усилия с усилиями одноклассников.Особенность таких уроков- совместный творческий труд. Школьники обучаются умению мыслить, воображать, фантазировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs_snezhinki.docx | 31.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Набережно – Морквашская средняя общеобразовательная школа »
Верхнеуслонский район Республика Татарстан
Урок - мастерская творческого письма в 5 классе
« Летит пушистая снежинка смелая» (2 часа)
Автор методической разработки урока
Гиниятова Наталья Аркадьевна,
учитель русского языка и литературы
2012 год
Тема: Урок-мастерская « Летит пушистая снежинка смелая…»
Цели урока:
Обучающие:
- подготовка к написанию творческой работы;
- обучение работе в парах и группе.
Развивающие:
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие образного мышления и воображения учащихся;
Воспитывающие:
- Воспитание чуткости к красоте жизни;
- пробуждение желания творить.
Тип урока: Мастерская творческого письма
Индуктор: Снежинки
Оборудование: карточки-информаторы, принадлежности для рисования (краски, кисти, бумага), аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев», мультимедийная презентация «А снежинки кружатся».
Ход урока
1.Организационный этап.
2.Индукция.
СНЕЖИНКИ
За окошком — вьюга,
За окошком — тьма,
Глядя друг на друга,
Спят в снегу дома.
А снежинки кружатся -
Все им нипочем! -
В легких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.
Медвежонок плюшевый
Спит в углу своем
И в пол-уха слушает
Вьюгу за окном.
Старая, седая,
С ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет
Бабою-ягой.
А снежинки кружатся -
Все им нипочем! -
В легких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.
Тоненькие ножки -
Мягкие сапожки,
Белый башмачок -
Звонкий каблучок.
С.Козлов
3.Мотивационно-целевой этап.
Ребята, предложите свои версии о теме нашей мастерской.
Итак, наш урок мастерская творческого письма называется «Летит пушистая снежинка смелая».
4.Социоконструкция.
Кружатся пушистые снежинки и бесшумно ложатся на землю. Вам нравится наблюдать за полетом снежинок?
Многие люди наблюдали за снежинками. Были среди них поэты, художники, и композиторы. Каждый из них на основе наблюдений создал свои произведения, посвященные снежинкам. Давайте вспомним, что мы знаем о снежинках. Свои наблюдения я предлагаю вам оформить в виде кластера или таблицы. При работе можете использовать информационные карточки.
Работа в группах.
1 группа Цвет, краски снежинок
2 группа Форма снежинок
3 группа Действия снежинок
Информационная карточка 1.
В. Бианки «Первый снег».
Самый первый снег робок и тих. Небо серое, снежок белый и легкий., словно на акварельном рисунке. Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь - как гладкие чистые страницы. Кружатся в воздухе и падают на землю пушистые легкие снежинки. Одна красивее другой: вот цветок с шестью лепестками, а вот звездочка с лучами.
Информационная карточка 2.
Х-К Андерсен «Снежная королева».
Из сказки второй «Мальчик и девочка».
В тот вечер, когда Кай вернулся домой и уже почти совсем разделся перед сном, он вскарабкался на стул у окна и стал смотреть сквозь круглое «окошечко» в том месте, где лед на стекле оттаял. За окном порхали снежинки, одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти. Росла, росла, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! И, однако, живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира. Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Мальчуган испугался и спрыгнул со стула, а мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.
Из сказки шестой «Лапландка и финка».
Бедная девочка осталась одна, на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц. Она побежала вперед что было мочи. Навстречу ей мчался целый полк снежных хлопьев, но они падали не с неба, - небо было совсем ясное, и на нем пылало северное сияние, - нет, они неслись по земле прямо на Герду и казались тем крупнее, чем ближе подлетали. Герда вспомнила большие красивые снежинки под увеличительным стеклом, но эти хлопья были гораздо больше и страшнее; а кроме того, вид у них был самый диковинный, и двигались они сами, как живые. Это были передовые отряда Снежной Королевы. Некоторые хлопья напоминали больших безобразных ежей, другие походили на клубок змей, вытянувших головы, третьи - на толстых медвежат с взъерошенной шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, и все были живые.
Информационная карточка 3.
Белые звезды
Падают с неба,
На город морозный.
Падают звезды.
На дом и дорожки,
Тают у Кати
На теплой ладошке.
Тают неслышно
Звезды снежинки
И на ладошке
Блестят, как слезинки.
Катя с прогулки
Домой возвратится –
Белая сказка
Ей ночью привет.
В. Степанов
СНЕЖИНКИ
За окошком — вьюга,
За окошком — тьма,
Глядя друг на друга,
Спят в снегу дома.
А снежинки кружатся -
Все им нипочем! -
В легких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.
Медвежонок плюшевый
Спит в углу своем
И в пол-уха слушает
Вьюгу за окном.
Старая, седая,
С ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет
Бабою-ягой.
А снежинки кружатся -
Все им нипочем! -
В легких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.
Тоненькие ножки -
Мягкие сапожки,
Белый башмачок -
Звонкий каблучок.
С.Козлов
МЕТЕЛЬ
Кружится и хохочет
Метель под Новый год.
Снег опуститься хочет,
А ветер не дает.
И весело деревьям,
И каждому кусту,
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.
А.Прокофьев
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки- балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
М. Лесна-Раунио
СНЕЖИНКИ
Легкие, крылатые,
Как ночные бабочки,
Кружатся, кружатся
Над столом у лампочки.
Собрались на огонек.
А куда им деться?
Им ведь тоже, ледяным,
Хочется погреться.
И.Бурсов
Информационная карточка 4.
Загадки
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
(Снежинки)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке?
(Снежинка)
Вся сверкает, серебрится
Эта чудо-крошка.
Но в дождинку превратится,
На твоей ладошке.
(Снежинка)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые...
(Снежинки)
5. Социализация.
Сообщение ученицы.
Ученые, изучающие снежинки, выделили 9 основных форм снежных кристаллов. Это пластинка, звезда, столбик, еж, пушинка и т.д.
В природе в одном снегопаде снежинки могут быть различными, от 8 до 40 форм. А всего люди насчитали246 форм разных снежинок. Но чаще всего, снежинки имеют 6 лучиков.
На слайдах вы видите фотографии снежинок. (Показ презентации «А снежинки кружатся»).
Известно, что в воздухе снежинки непрерывно изменяются. В холодных зонах кристаллы растут очень быстро и увеличиваются в длину. В теплых зонах «иголки» почти не удлиняются, зато начинают расти вширь. Поэтому в зависимости от погодных условий, в разных местах выпадает «свой» снег.
Немецкий астроном Кеплер писал:
«…все снежинки индивидуальны по форме, и 2 одинаковые найти невозможно.. Снежинка имеет форму шестиугольника, ее лучи расходятся строго под углом 60°. Встречаются снежинки в виде шестигранных столбиков, снежинки – «пластинчатый еж», снежинки – «запонки», «длинные елочки» и еще великое множество не похожих друг на друга форм, но все они подчиняются строгой геометрии…»
6. Анализ текста. Сказка «Снежинки» Д. Кайгородова.
Жили - были снежинки. Родились они в снежном облаке высоко над землей.
Все они были похожи друг на друга, как сестры, но у каждой был свой наряд. Одна была совсем как звездочка с шестью лучами. Другая напоминала цветок с шестью лепестками. А третья сверкала, как драгоценный камешек.
Выросли снежинки и полетели к земле белой стаей. Их было так много, что никто не мог сосчитать.
Земля уже была близко, но ветер не давал снежинкам спокойно опуститься. Он кружил их в воздухе, подбрасывал, заставлял плясать под свою дикую музыку.
И все-таки снежинки одна за другой достигали земли. Они словно только и думали О том, как бы поосторожнее опуститься и сохранить в целостности свой хрупкий наряд.
Одни снежинки ложились на сжатое поле, другие находили себе ночлег в лесу – на ветках и под деревьями. Некоторые укладывались на крышах домов.
- Определите тему текста.
- Сформулируйте основную мысль (идею) текста.
- Предложите свой заголовок.
- Определите главные образы и ключевые слова.
- Докажите, что текст являет собой пример художественного стиля.
-Укажите в первом абзаце текста слова, употребленные в переносном значении. Какие еще слова употреблены в данном тексте в переносном значении? Почему?
- Найдите сравнения. Какова их роль?
- Как вы понимаете выражение «дикая музыка»? Как можно сказать иначе? Почему автор употребляет такое сочетание?
7. Социализация.
А) Нарисуйте снежинки. Но не просто нарисуйте, а в окружении слов-ассоциаций, которые помогут вам выразить свое отношение к ним.
Б) Напишите определение слова снежинки (групповая работа)
6. Работа в парах.
Снежинки – это хорошее настроение.
Снежинки - это падающие звездочки.
Снежинки - это возможность подарить улыбку.
Снежинки – это светлая радость.
Снежинки - это красота, ни с чем не сравнимая.
Снежинки – это цветок с шестью лепестками.
Физкультминутка.
Как приятно смотреть на падающие снежинки! Каждая из них словно свой танец исполняет, кружась в воздухе. Вот и я предлагаю вам на время превратиться в снежинок.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
8. Новая информация.
Чтение текста учителем.
Самая красивая музыка.
Падал на землю снег. Большие снежинки тихо опускались с неба, и рождалась музыка снегопада, медленная, шуршащая, серебристая и еле слышная.
Взрослые спешили по делам, и не слушали эту музыку. Машины громко рычали моторами и тоже не слушали музыку снежинок. Наоборот, они сердились на снежинки, за то, что те мешают движению. Даже дети не слушали музыку снегопада, потому что они бегали, смеялись и играли в снежки.
Только один человек в целом городе слышал, как падают снежинки. Это был музыкант. Он распахнул окно, чтобы было лучше слышно, и воскликнул:
– Какая красивая музыка, снежинки еле слышно звенят ледяными иголочками, задевая друг друга. Жаль, что такую тихую музыку нельзя исполнить на музыкальном инструменте, ей не хватает громкости.
Услышали его слова снежинки и попросили ветер:
– Ветер, добавь нашей музыке громкости.
Задул ветер, закружились снежинки. Засвистела, запела вьюга.
Музыкант тут же захлопнул окно, а снежинки стучали к нему в стекло и спрашивали.
– Громкая у нас музыка? Теперь ее можно сыграть на музыкальном инструменте?
– Громкая, но слишком пугающая и завывающая, – ответил музыкант. – Люди боятся вьюг и метелей. Надо добавить вашей музыке красоты.
Задумались снежинки и попросили мороз:
– Мороз, добавь нашей музыке красоты.
Ветер стих, а мороз начал морозить. Он нарисовал на стеклах красивые морозные узоры и дивные цветы из снежинок. На следующий день увидели люди на стеклах переливающиеся снежные узоры и воскликнули: «Какая красота!»
– Это же сверкающая застывшая музыка снежинок, – прошептал музыкант.
Он взял нотную бумагу и записал музыку снежинок.
Пришли люди на музыкальный концерт и стали слушать, как тихо падали на землю снежинки и чуть-чуть звенели, задевая друг друга ледяными иголочками; как потом ветер подхватил снежинки и засвистел, загудел, исполняя песню вьюги; как пришел мороз, успокоил ветер, а снежинки превратил в застывшую хрустальную красоту.
– Какая чудесная музыка у снежинок! Мы никогда не слышали раньше такой красивой музыки, – говорили люди после концерта.
А.Лопатина
- Итак, снежинки могут быть и героями музыкального произведения, например музыкальной сказки. У Петра Ильича Чайковского есть балет по сказке известного немецкого писателя Гофмана «Щелкунчик».
Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» рассказывает о событиях новогодней ночи. Маша и Щелкунчик победили мышиного короля и отправляются сначала в сладкое царство.
Перед ними еловый лес. Лесная поляна. Тишина. Лес спит. Но вот снежинки потихоньку спускаются с ветвей и начинают танцевать. И все меняется: лес, поляна, луна, наблюдающие за снежинками.
9. Звучит музыка. П.И.Чайковский «Вальс снежных хлопьев».
10. Беседа.
- Вам понравилась музыка? Какое настроение она у вас создала? Какая была музыка по характеру?
- Как вы думаете музыку исполнял один музыкальный инструмент или много?
Какие инструменты симфонического оркестра вы знаете?
- События происходят в ночном лесу. Таинственный лунный свет меняет все вокруг. Каким вы видите снег? Лес под лунным светом? Деревья? Ночное небо?
- Опишите снежинки. Каковы они? Как движутся в морозном воздухе?
- Какова композиция данного произведения? Насколько частей можно его разделить?
-Как изменяется темп музыки? Как вы думаете, с чем связаны эти изменения?
11. Домашнее задание.
Учащимся предоставляется возможность выбрать один из вариантов творческого задания:
1. Написать сочинение-миниатюру, например: «Снежинки падают, кружатся». ( Ученики могут иллюстрировать свое сочинение рисунком, акварелью и т.п.).
2. Написать стихотворение или сказку о снежинках.
3. Выписать предложения о снежинках из стихотворений русских поэтов 19- 20 века.
12. Рефлексия.
Ребята, я хочу подарить вам снежинки и прочитать мое любимое стихотворение К.Бальмонта «Снежинка».
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную -
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Летит пушистая
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
- Спасибо вам, ребята, за урок и за замечательное общение в нашей мастерской творческого письма.
Литература:
1. Еремина Т.Я.Учение. Общение. Творчество: Девять мастерских: Мастерская как часть системы изучения литературы в 10 -11 классах. – СПб.: Корифей, 2000.
2. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. - СПб.: Паритет, 2004. 256 с.
3.Скиргайло Т.О.Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных
жанров: Пособие для учителей. - М.: Русское слово,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...