Курс по выбору (9 класс). Тема "Средства выразительности"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Малинина Нина Владимировна

На данном занятии идёт отработка умения находить эпитеты и метафоры. Учащиеся работают по карточкам,  разбирают задания  тестов, выполняют творческую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_po_vyboru-_sr-va_vyraz-ti-9_kl.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                                    КУРС ПО ВЫБОРУ

Тема:  Выразительные средства: эпитеты и метафоры.  Задание А3.

Цель: научиться распознавать эпитеты и метафоры среди других средств выразительности.

Задачи:

1) отработать навыки  распознавания эпитетов и метафор;

2) уметь самим их находить, создавать и использовать в речи.

Ход

I.  Работа по карточкам (№1) по повторению изученного ( работать прямо в карточке, не переписывая)

                                       Прочитайте текст.

 1. Я не помню утра более глубокого и свежего! Солнце едва пок…залось

из-за зелёных вершин;  в  ущелье ещё не проникал  радостный луч мол…дого дня; он з…лотил только верхи утёсов, висящих с обеих сторон над нами; густолистве(н,нн)ые кусты, растущие в глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебря(н, нн)ым дождём.

(М. Лермонтов)

2.  Вставьте пропущенные буквы,  раскройте скобки (прямо в тексте)

3. Укажите ошибочное суждение (обведите № задания в кружок):

1) В слове РАДОСТНЫЙ согласный звук  [т]  является непроизносимым.

2) В слове УТЁСОВ последний звук [ф].

3) В слове ТОЛЬКО мягкость согласного [л']  на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4)  В слове УЩЕЛЬЕ звуков больше, чем букв.

5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне (обведите № задания в кружок):

1) проникал

2) растущие

3) висящих

4) вершин

5.  Найдите обособленное(ые) определение(я), выраженные причастными оборотами. Выделите их  графически (прямо в тексте)

I. Работа по карточкам (№2) по повторению изученного (работать прямо в карточке, не переписывая)

                                          Прочитайте текст.

1. Сильный дождь лил (не) долго. Туча частью вылилась, частью прон…слась, и на мокрую землю падали последние прямые, частые, мелкие капли. Солнце опять выгл…нуло, всё заблестело, а на востоке загнулась над г…ризонтом (не) высокая, но яркая, с выступающим цветом, прерывающаяся только в одном месте радуга.

(Л.Н. Толстой)

2.  Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки (прямо в карточке)

3. Укажите ошибочное суждение (обведите № задания в кружок):

1) В слове СОЛНЦЕ согласный звук  [л]  является непроизносимым.

2) В слове ДОЖДЬ последний звук [т'].

3) В слове ОПЯТЬ мягкость согласного [т']  на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4)  В слове ЧАСТЬЮ звуков больше, чем букв.

4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне (обведите № задания в кружок):

1) вылились

2) падали

3) заблестело

4) выглянуло

5.  Найдите сложное(ые)  предложение(я ) с бессоюзной и  союзной сочинительной связью между частями. Укажите номер этого предложения.

 УЧИТЕЛЬ:

-  Что роднит  тексты Лермонтова и Толстого?

(Они о  красоте природы: как прекрасно утро  в горах, когда восходит солнце;  как красива природа после недолгого дождя!

- Определите стиль текста. (Художественный).

-Какова его цель?

(Цель его - воздействие на читателя, слушателя. Для этого писатель рисует словами конкретные картины и образы. Тексты поэтичны, красочны и образны).

II.  ВЫЗОВ. «Корзина» идей.

-  Какие средства выразительности (тропы, фигуры) используют писатели для придания  тексту выразительности, эмоциональности?

-  Самостоятельно запишите, что вам известно о средствах выразительности  (1-2 мин, индивидуальное задание).

-   Обмен информацией в паре: что совпало, в чём разногласия (3 мин).

- Озвучьте, что вы выбрали после совместного обсуждения. (Учитель записывает на доску в виде тезисов, схем)

ТРОПЫ

(  прил + сущ, гл + сущ, гл + нареч, сущ + сущ.):

Эпитет - это красочные определения, выраженные прилагательными или наречиями.

Метафора - перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству.

 Олицетворение - перенос свойств живого явления на неживое, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление (уподобление человеку)

 Сравнение - сопоставление одного понятия с другим (как, словно, будто, как будто. Творительный сравнения)

  Гипербола - преувеличение.

ФИГУРЫ:

 -фразеологизм - устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

- антитеза

-инверсия

-лексический повтор

-ряды однородных членов

- риторический вопрос, восклицание, обращение.

 - РАБОТА со СЛОВАРЁМ литературоведческих терминов  (устно).

Это яркие и выразительные средства языка. Остановимся на эпитетах и метафорах.

Тема нашего сегодняшнего занятия: Выразительные средства:  эпитеты и метафоры. Задание А3.

 - Какова цель занятия?

Цель: научиться распознавать эпитеты и метафоры среди других средств изобразительности.

Задачи:

1) отработать навыки  распознавания эпитетов и метафор;

2) уметь самим их находить, создавать и использовать в речи.

ЗАДАНИЕ.

- Найдите  и запишите в ваших текстах эпитеты (по 1-2): Сильный дождь, последние капли, яркая радуга;  Глубокого и свежего утра, радостный луч, молодого дня, серебряный дождь = роса - перифраза (замена названия предмета описательным оборотом).

- Найдите  и запишите метафоры (по 1-2): Солнце едва показалось, луч не проникал,  он (луч) золотил, осыпали дождём,  при дыхании ветра. Дождь лил,  туча вылилась, капли падали, солнце выглянуло, всё заблестело, загнулась радуга.

 - Поменяйтесь карточками, проверьте друг друга (Взаимопроверка)

III. Реализация смысла (Осмысление).

                                          Запись на доске:

1. ГИА - А3: Г.Т. Егораева 2012 год, ГИА, 9 класс.  Чтение задания. Выполнение № вариантов 1, 3, 4, 6, 10. Письменно.        Проверка.

Ответы:   №1 - 1 - метафора,

                 №3 - 3 - эпитет,

                 № 4 - 1-  метафора,

                 № 6 - 2 - эпитет,

                 № 10 -1 - олицетворение

2.  Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой:

- Какое из перечисленных средств выразительности используется в предложениях (списывать не надо, запись делать рядом  с предложением):

1) эпитет;

 2) сравнительный оборот;

 3) олицетворение;

4) метафора;

5) фразеологизм.

1. Он знал, что тут собрана вся интеллигенция Петербурга, и у него, как у ребёнка в игрушечной лавке, разбегались глаза. -        

2. На своём веку он прочёл колоссальное количество книг и запомнил всё, что в них было написано. -

3.  Всё во мне как-то затвердело и настолько сомкнулось в обиде, что у меня не было сил достать из себя слово. -

4. Много-много раз видела она, как восходит и заходит солнце, полоскали её дожди, заносили снега. -

5. Он проспит,- хмуро вставил  большеголовый, одетый в матросскую тельняшку Гейка, который отличался тем, что всегда говорил правду в глаза, излагая мысль ясно и чётко. -

 ОТВЕТЫ:

1.  Сравнительный оборот.

2.  Эпитет.

3. Метафора.

4.  Олицетворение.

5.  Фразеологизм.

3. Творческая работа:

- Составьте   с данными  словами словосочетания, чтобы получился эпитет и метафора:  дни, голос, крест.

 ( золотые дни, дни бегут; серебряный голос, зазвенел голос;  нести свой крест, могильный крест, чудотворный крест, мальтийский крест, православный крест)

- Опишите зиму с использованием метафор, метафорических эпитетов, сравнений (5-7 предложений).

(Январь.  Наконец-то  наступила  настоящая зима!  Выпало много снега. Он, как пушистое одеяло, накрыл землю. Деревья стоят в мохнатых шапках, они им к лицу! Хороша зима!)

IV. Рефлексия. 

-  Что такое эпитет?

-  Что такое метафора?

V. Домашнее задание: А3-  сравнительные и фразеологические обороты как средство выразительности. Повт. §§ 66, 178. Теория  5-9 классы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс по выбору 9 класс

Программа курса по выбору "Физика во мне"...

Программа курса по выбору 9 класс

Курс по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса тесно связан с основным курсом математики основной школы. Программа имеет большое значение в самоопределении учащихся, в в...

Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс

Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс составлена на основе программы элективного курса С.Н. Чистяковой "Слагаемые профиля выбора обучения и траектрии дальнейшего образования"...

Курс по выбору 9 класс

Пояснительная запискаПереход  экономики нашей страны на рыночные отношения и развитие  различных форм предпринимательства расширяет возможные  контакты  с зарубежными партнерами и ...

Программа курса по выбору 9 класс Культура питания

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии сПрограммой экспериментального курса предметной области «Технология» 5-11 (12) классы, под ред. Е.Д.Волоховой,  Санкт-Петербург «Русский изд...

Программа курса по выбору 8 класс Современные направления в дизайне

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с: Материалы рабочей программы Дьяконовой С. В., педагога дополнительного образования МОУДО Центр детского творчества «Радуга»  г. Нефт...