Курс по выбору (9 класс). Тема "Средства выразительности"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
На данном занятии идёт отработка умения находить эпитеты и метафоры. Учащиеся работают по карточкам, разбирают задания тестов, выполняют творческую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_po_vyboru-_sr-va_vyraz-ti-9_kl.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
КУРС ПО ВЫБОРУ
Тема: Выразительные средства: эпитеты и метафоры. Задание А3.
Цель: научиться распознавать эпитеты и метафоры среди других средств выразительности.
Задачи:
1) отработать навыки распознавания эпитетов и метафор;
2) уметь самим их находить, создавать и использовать в речи.
Ход
I. Работа по карточкам (№1) по повторению изученного ( работать прямо в карточке, не переписывая)
Прочитайте текст.
1. Я не помню утра более глубокого и свежего! Солнце едва пок…залось
из-за зелёных вершин; в ущелье ещё не проникал радостный луч мол…дого дня; он з…лотил только верхи утёсов, висящих с обеих сторон над нами; густолистве(н,нн)ые кусты, растущие в глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебря(н, нн)ым дождём.
(М. Лермонтов)
2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки (прямо в тексте)
3. Укажите ошибочное суждение (обведите № задания в кружок):
1) В слове РАДОСТНЫЙ согласный звук [т] является непроизносимым.
2) В слове УТЁСОВ последний звук [ф].
3) В слове ТОЛЬКО мягкость согласного [л'] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове УЩЕЛЬЕ звуков больше, чем букв.
5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне (обведите № задания в кружок):
1) проникал
2) растущие
3) висящих
4) вершин
5. Найдите обособленное(ые) определение(я), выраженные причастными оборотами. Выделите их графически (прямо в тексте)
I. Работа по карточкам (№2) по повторению изученного (работать прямо в карточке, не переписывая)
Прочитайте текст.
1. Сильный дождь лил (не) долго. Туча частью вылилась, частью прон…слась, и на мокрую землю падали последние прямые, частые, мелкие капли. Солнце опять выгл…нуло, всё заблестело, а на востоке загнулась над г…ризонтом (не) высокая, но яркая, с выступающим цветом, прерывающаяся только в одном месте радуга.
(Л.Н. Толстой)
2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки (прямо в карточке)
3. Укажите ошибочное суждение (обведите № задания в кружок):
1) В слове СОЛНЦЕ согласный звук [л] является непроизносимым.
2) В слове ДОЖДЬ последний звук [т'].
3) В слове ОПЯТЬ мягкость согласного [т'] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове ЧАСТЬЮ звуков больше, чем букв.
4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне (обведите № задания в кружок):
1) вылились
2) падали
3) заблестело
4) выглянуло
5. Найдите сложное(ые) предложение(я ) с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Укажите номер этого предложения.
УЧИТЕЛЬ:
- Что роднит тексты Лермонтова и Толстого?
(Они о красоте природы: как прекрасно утро в горах, когда восходит солнце; как красива природа после недолгого дождя!
- Определите стиль текста. (Художественный).
-Какова его цель?
(Цель его - воздействие на читателя, слушателя. Для этого писатель рисует словами конкретные картины и образы. Тексты поэтичны, красочны и образны).
II. ВЫЗОВ. «Корзина» идей.
- Какие средства выразительности (тропы, фигуры) используют писатели для придания тексту выразительности, эмоциональности?
- Самостоятельно запишите, что вам известно о средствах выразительности (1-2 мин, индивидуальное задание).
- Обмен информацией в паре: что совпало, в чём разногласия (3 мин).
- Озвучьте, что вы выбрали после совместного обсуждения. (Учитель записывает на доску в виде тезисов, схем)
ТРОПЫ
( прил + сущ, гл + сущ, гл + нареч, сущ + сущ.):
Эпитет - это красочные определения, выраженные прилагательными или наречиями.
Метафора - перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству.
Олицетворение - перенос свойств живого явления на неживое, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление (уподобление человеку)
Сравнение - сопоставление одного понятия с другим (как, словно, будто, как будто. Творительный сравнения)
Гипербола - преувеличение.
ФИГУРЫ:
-фразеологизм - устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
- антитеза
-инверсия
-лексический повтор
-ряды однородных членов
- риторический вопрос, восклицание, обращение.
- РАБОТА со СЛОВАРЁМ литературоведческих терминов (устно).
Это яркие и выразительные средства языка. Остановимся на эпитетах и метафорах.
Тема нашего сегодняшнего занятия: Выразительные средства: эпитеты и метафоры. Задание А3.
- Какова цель занятия?
Цель: научиться распознавать эпитеты и метафоры среди других средств изобразительности.
Задачи:
1) отработать навыки распознавания эпитетов и метафор;
2) уметь самим их находить, создавать и использовать в речи.
ЗАДАНИЕ.
- Найдите и запишите в ваших текстах эпитеты (по 1-2): Сильный дождь, последние капли, яркая радуга; Глубокого и свежего утра, радостный луч, молодого дня, серебряный дождь = роса - перифраза (замена названия предмета описательным оборотом).
- Найдите и запишите метафоры (по 1-2): Солнце едва показалось, луч не проникал, он (луч) золотил, осыпали дождём, при дыхании ветра. Дождь лил, туча вылилась, капли падали, солнце выглянуло, всё заблестело, загнулась радуга.
- Поменяйтесь карточками, проверьте друг друга (Взаимопроверка)
III. Реализация смысла (Осмысление).
Запись на доске:
1. ГИА - А3: Г.Т. Егораева 2012 год, ГИА, 9 класс. Чтение задания. Выполнение № вариантов 1, 3, 4, 6, 10. Письменно. Проверка.
Ответы: №1 - 1 - метафора,
№3 - 3 - эпитет,
№ 4 - 1- метафора,
№ 6 - 2 - эпитет,
№ 10 -1 - олицетворение
2. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой:
- Какое из перечисленных средств выразительности используется в предложениях (списывать не надо, запись делать рядом с предложением):
1) эпитет;
2) сравнительный оборот;
3) олицетворение;
4) метафора;
5) фразеологизм.
1. Он знал, что тут собрана вся интеллигенция Петербурга, и у него, как у ребёнка в игрушечной лавке, разбегались глаза. -
2. На своём веку он прочёл колоссальное количество книг и запомнил всё, что в них было написано. -
3. Всё во мне как-то затвердело и настолько сомкнулось в обиде, что у меня не было сил достать из себя слово. -
4. Много-много раз видела она, как восходит и заходит солнце, полоскали её дожди, заносили снега. -
5. Он проспит,- хмуро вставил большеголовый, одетый в матросскую тельняшку Гейка, который отличался тем, что всегда говорил правду в глаза, излагая мысль ясно и чётко. -
ОТВЕТЫ:
1. Сравнительный оборот.
2. Эпитет.
3. Метафора.
4. Олицетворение.
5. Фразеологизм.
3. Творческая работа:
- Составьте с данными словами словосочетания, чтобы получился эпитет и метафора: дни, голос, крест.
( золотые дни, дни бегут; серебряный голос, зазвенел голос; нести свой крест, могильный крест, чудотворный крест, мальтийский крест, православный крест)
- Опишите зиму с использованием метафор, метафорических эпитетов, сравнений (5-7 предложений).
(Январь. Наконец-то наступила настоящая зима! Выпало много снега. Он, как пушистое одеяло, накрыл землю. Деревья стоят в мохнатых шапках, они им к лицу! Хороша зима!)
IV. Рефлексия.
- Что такое эпитет?
- Что такое метафора?
V. Домашнее задание: А3- сравнительные и фразеологические обороты как средство выразительности. Повт. §§ 66, 178. Теория 5-9 классы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс по выбору 9 класс
Программа курса по выбору "Физика во мне"...
Программа курса по выбору 9 класс
Курс по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса тесно связан с основным курсом математики основной школы. Программа имеет большое значение в самоопределении учащихся, в в...
Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс
Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс составлена на основе программы элективного курса С.Н. Чистяковой "Слагаемые профиля выбора обучения и траектрии дальнейшего образования"...
рабочая программа курса по выбору 9 класс
9 класс курс по выбору...
Курс по выбору 9 класс
Пояснительная запискаПереход экономики нашей страны на рыночные отношения и развитие различных форм предпринимательства расширяет возможные контакты с зарубежными партнерами и ...
Программа курса по выбору 9 класс Культура питания
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии сПрограммой экспериментального курса предметной области «Технология» 5-11 (12) классы, под ред. Е.Д.Волоховой, Санкт-Петербург «Русский изд...
Программа курса по выбору 8 класс Современные направления в дизайне
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с: Материалы рабочей программы Дьяконовой С. В., педагога дополнительного образования МОУДО Центр детского творчества «Радуга» г. Нефт...