Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс
рабочая программа (технология, 8 класс) по теме
Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс составлена на основе программы элективного курса С.Н. Чистяковой "Слагаемые профиля выбора обучения и траектрии дальнейшего образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
2.Пояснительная записка.
На современном этапе от учащихся требуется четкое осознание своих целей, умение планировать, корректировать свои планы и сознательно претворять их в жизнь, поэтому в Концепции модернизации российского образования в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики заложено создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.
Данный курс знакомит школьников с общими основами выбора профиля обучения (информационными, психологическими, практическими). Знание этих основ обеспечивает учащимся принятие адекватного решения, как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.
Программа структурирована следующим образом: всего 34 часа, один час в неделю.
Особенностью предлагаемой программы является межпредметная направленность, позволяющая учащимся на практике применять знания из различных областей. Программа не только информирует, но и дает на практике использовать методики самоорганизации, самопознания и самоконтроля.
В основе программы лежит программа элективного ориентационного курса Чистяковой С.Н. «Слагаемые профиля выбора обучения и траектории дальнейшего образования», поэтому можно воспользоваться учебным пособием для учащихся по данной программе.
Цель программы:
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 8-х классов образовательной школы в выборе индивидуального маршрута профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и возможностей.
Задачи:
- сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам школы;
- способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
- обеспечить школьников способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
- способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю его дальнейшего обучения.
Формы деятельности:
- самоанализ;
- анализ научных и художественных источников, СМИ;
- анализ практических примеров проблемных ситуаций;
- групповые дискуссии;
- индивидуальная работа;
- индивидуальная и групповая проектная работа;
- психотренинг;
- психодиагностические процедуры;
- ролевые и деловые игры;
- эвристические задания.
В данной программе используются групповые и интерактивные методы обучения. Преимущества тренинговой формы проведения занятия заключаются в создании непринужденной атмосферы, стимуляции креативности и осознании личной ответственности за свой выбор.
Оценка достижений учащихся: оценивание происходит по итогам групповой рефлексии, результатам психодиагностического исследования и анализу образовательного продукта; результаты заносятся в портфолио учащихся. В конце курса обучения каждый участник принимает решение о выборе профиля обучения и моделирует личную образовательную траекторию.
3. Учебно-тематическое планирование
№ раздела | наименование раздела | всего часов | количество экскурсий, контрольных работ |
1 | Введение | 1 |
2 | «Что я знаю о себе?» | 11 |
3 | «Сущность профессионального самоопределения» | 5 |
4 | Портфолио (портфель достижений) | 4 |
5 | «Классификация мира труда» | 6 |
6 | «Переговорная площадка с родителями» | 3 |
7 | «Жизнь по собственному выбору» | 4 | мини-проект |
. п/п | Количество часов | дата | тема урока | основное содержание урока | контролирующая и практическая часть | информационно-методическое обеспечение |
план | факт |
|
1 | Введение. | знакомство учащихся с предлагаемой программой, личное и групповое целеполагание. Тренинг «Знакомство». |
2. «Что я знаю о себе?» 11 часов |
2 | Я- человек и личность | Личность. Индивид. Анализ собственной личности и выявление уровня развития собственного Я (телесного, социального, рефлексивного, духовного). Рефлексия – обращенность познания человека на самого себя. | Рефлексия |
3 | Врожденные особенности человека. Темперамент | Врожденные особенности человека. Диагностика темперамента. Влияние темперамента на выбор профессии. | Диагностика |
4 | Устойчивые особенности личности. Характер | Устойчивые особенности личности: черты характера. |
5 | Психические качества личности | Внимание, память, мышление, воображение. |
6 | Интеллектуальные возможности человека | Интеллектуальные возможности человека. |
п/п | Количество часов | дата | тема урока | основное содержание урока | контролирую щая и практич еская часть | информационно-методическое обеспечение |
план | факт |
7 | Интересы и склонности | Интерес и склонности как важные составляющие успеха в жизни. Диагностика собственных интересов.. |
8 | Самооценка | Понятие самооценки. Диагностика собственного уровня самооценки. |
9 | Жизненные и профессиональные ценности | Жизненные и профессиональные ценности, мотивы, цели. |
10 | Мотивы выбора профессии | Мотивация достижений |
11 | Здоровье и профессия | Понятие здоровья. Факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на состояние здоровья подростка. Группы здоровья. |
12 | Влияние состояния здоровья на выбор профессии | Влияние состояния здоровья на выбор профессии |
3. «Сущность профессионального самоопределения» 5 часов |
13 | Культурно-исторические аспекты профессионального самоопределения | Культурно-исторические аспекты профессионального самоопределения |
п/п | Количество часов | дата | тема урока | основное содержание урока | контролирую щая и практич еская часть | информационно-методическое обеспечение |
план | факт |
14 | Профессиональное самоопределение | Культурно-исторические аспекты профессионального самоопределения |
15 | Типы самоопределения человека | типы самоопределения человека: самоопределение в конкретной трудовой функции, самоопределение на конкретном трудовом посту, самоопределение в специальности, в профессии, жизненное самоопределение |
16 | Личностное самоопределение | личностное самоопределение |
17 | Профессиональные ценности | ценности профессиональной элиты, с которой себя отождествляет школьник |
3. «Портфолио» (портфель достижений) 4 часа |
18 | Проектирование основного и дополнительного образования | начальная стадия выбора «хочу», «могу» и «надо» |
19 | Профессиональный план: Основной вариант, запасной вариант | Профессиональный план: Основной вариант, запасной вариант |
п/п | Количество часов | дата | тема урока | основное содержание урока | контролирую щая и практ часть | информационно-методическое обеспечение |
план | факт |
20 | Анализ успешности человека | «портфолио». Структура портфолио. |
21 | Сбор информации в портфель достижений | Информация в портфель достижений |
4. «Классификация мира труда» 6 часов |
22 | Типы профессий | Типы профессий: «человек-техника», «человек-человек», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек - художественный образ». |
23 | Классы профессий | Классы профессий в соответствиями с целями труда: гностические, преобразующие, изыскательские. |
24 | Отделы профессий | Отделы профессий, в основе которых лежат применяемые орудия труда и средства производства: профессии ручного труда, профессии механизированного труда, профессии автоматизированного труда, профессии, в которых основными орудиями труда выступают функциональные свойства организма. |
25 | Профессиография | Понятие профессиографии. |
п/п | Количество часов | дата | тема урока | основное содержание урока | контролирую щая и практичес кая часть | информационно-методическое обеспечение |
план | факт |
26 | Формула профессии | Формула профессии. |
27 | Профессиональная проба | Мини-проект «Профессиональная проба». |
5. «Переговорная площадка с родителями» 3 часа |
28 | Мои родословные ценности | Профессиональная история семьи. | Разработка проектов |
29 | Совместное проектирование профессионального будущего | Влияние семьи на выбор профессионального маршрута. | Работа над проектом |
30 | Совместное проектирование профессионального будущего | Влияние семьи на выбор профессионального маршрута. | Защита проектов |
6. «Жизнь по собственному выбору» 4 часа |
31 | Самоконтроль | Как управлять собой. Чувство собственного достоинства. Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение. |
32 | Тренинг «Как управлять собой» | Тренинг «Как управлять собой» |
33 | Мой выбор | Составление профессиограмм, списков необходимых книг, журнальных и газетных статей, адресов сайтов, телефонных справочников |
34 | Мой выбор | Мини-проект «Мой выбор» |
4.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:
- знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности;
- умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
- знания о психологических особенностях процесса общения, его структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном использовании различных средств;
- представления о способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.
- Перечень учебно-методического обеспечения
Учебник: С.Н. Чистякова «Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. Учебное пособие. Москва,2007
Методическое пособие «Педагогическое сопровождение самоопределения школьников» С.Н. Чистякова, Москва, изд.центр «Академия», 2007
- Список используемой литературы:
- Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 т. М., 2002
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996
- Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Программа для учащихся общеобразовательных школ / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004
- Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Рабочая тетрадь ля профессионального самоопределения учащихся / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004
- Микляева А.В. Я - подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс). – СПб., 2003
- Ребус Б.М. Психологические основы делового общения: Учебное пособие. – М.: 2002
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М., 2005
- Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство – М., 2005
- Садилова О.Л., Шевченко Ю.А. Психология делового общения. Пермь, 2004
- Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Учебное пособие /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; 2005
11. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Программа курса. Методическое пособие для учителя /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...