рабочая программа курса по выбору 9 класс
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме

9 класс курс по выбору

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл математика27.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Пояснительная записка.

В современной школе каждый ученик в процессе обучения должен иметь возможность подготовиться к продолжению своего образования в избранном им направлении. Получить специализированную подготовку учащиеся  X-XI могут,  изучая отдельные учебные предметы, углублено или в рамках профильного обучения. Психологические исследования показывают, что ребенок должен сначала пройти этап всесторонних «атак» на активизацию его задатков, и только после этого, в подростковом  периоде, он в состоянии оценить свои специальные способности и наклонности. Введение  элективного курса «За страницами школьного учебника»  позволит учащимся IX классов убедиться в том, что математические знания, представления о роли математики в современном мире стали необходимыми компонентами общей культуры, а учащимся с математическими способностями поможет сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения.  

Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры.

Задачи:

  • расширить рамки школьной программы: познакомить с идеями, направлениями развития математики для ориентации в современном мире, правильного представления о процессах, происходящих в природе и обществе, сознания собственной роли в движении общества вперед;
  • сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;
  • обучить методам исследовательской деятельности;
  • развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;
  • способствовать профориентации.

     Данный курс имеет обзорный, общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Курс состоит из восьми тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями,  сведениями  важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных.

     Данный элективный курс рассчитан на 17 часов. При желании или необходимости количество часов можно увеличить, дополнив изучаемый материал дополнительными задачами, подобранными  к каждой теме. Занятия лучше проводить последовательно 1 раз в неделю, в любой четверти учебного года. Продолжительность одного занятия – не менее 45 минут. Желательно использовать красочные таблицы, забавные схемы,  раздаточный материал.

   В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач,  лекции, анкетирование, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности.

    Результат работы учащихся по данной программе должен быть таким: развитие интереса к математике; углубление материала основного курса, расширение кругозора и формирование мировоззрения, раскрытие прикладных аспектов математики, профориентация. Инструментарием для оценивания результатов могут быть: тестирование; анкетирование; творческие работы.

    Сведения о прохождении программы элективного курса, посещаемости, результатах выполнения различных заданий фиксируются в специальном журнале.

                                               Тематический план изучения  курса по выбору

 «За страницами школьного учебника»

№ разделов

Наименование разделов, тем

Всего

Классная работа

Итоговая   форма   контроля

Лекции

Практика

1

Введение: изучение тайн природы и чисел – историческая взаимосвязь математики и повседневной жизни, путь становления науки.

2

1

1

Устный опрос,психоло

гический тест

2

Начальный период развития геометрии и некоторые задачи древних.

Золотое сечение – формула мироздания.

3

2

1

Устный опрос, реферат

3

Математическая модель мира.

Понятие математического моделирования.

Построение моделей задач.

Демократия с точки зрения математики.

1

1

Решение задач

4

Магия чисел и фигур.  Магические квадраты

3

1

2

Анкетирование

5

Прикладная математика.

Топология, криптография, математическая лингвистика и т.п.

2

1

1

Обмен мнениями

6

Финансовая математика. Несколько задач «про цены».

3

2

1

Результат

 и анализ работы по группам

7

Профессия – математик. Математические способности. Вычисление «коэффициента интеллектуально

сти».

2

1

1

Рефераты и презентации по ВУЗам г. Казани

8

Заключение. Числа в математики. Инструментарий математика. Работа со справочниками, таблицами, дополнительной литературой.

1

1

-

Анкета

Защита рефератов

Содержание  курса  

(17 часов)

  1. Введение: изучение тайн природы и чисел – историческая взаимосвязь математики и повседневной жизни, путь становления науки (2 ч)

 Возникновение понятия о натуральном числе, как о результате счета отдельных предметов, является вопросом истории общечеловеческой культуры. Начальная стадия развития счета. Пальцевой счет и т. п. Числа – совокупности. Абстрактные числа. Ведущая роль русской математики в развитии теории чисел. О числовой мистике.      

  1. Начальный период развития геометрии и некоторые задачи древних.Золотое сечение – формула мироздания

(3 ч).

Появление некоторых геометрических знаний как результата практической и духовной деятельности (земледелия, навигации, культурных обрядов).  Древний Китай, Древний Египет, Вавилон – центры математической, и в частности геометрической, культуры. Отражение быта древних в геометрической терминологии. Задача индийского ученого Бхаскара Акариа (род. В 1114 г.). Задача из старинного китайского трактата «Начала искусства вычисления». Из алгебры узбекского ученого Мухаммеда ал-Хорезми. Золотое сечение – формула мироздания. Леонардо до Винчи.

  1. Математическая модель мира.Понятие математического моделирования.Построение моделей задач (1 ч).

Демократия с точки зрения математики.Что такое математическая модель.  Основные этапы  математического моделирования. Примеры математических моделей.

  1. Магия чисел и фигур. Магические квадраты (3 ч).

Как составить магический квадрат. Разнообразие квадратных таблиц чисел.

  1. Прикладная математика.Топология, криптография, математическая лингвистика и т.п.(2 ч)

Прикладная математика .Решение задач о молоке и сыре.  Роль и возможности математики в разных областях интеллектуальной и практической деятельности человека. Топология. Криптография.

  1. Финансовая математика. Несколько задач «про цены»(3 ч) Процентные вычисления в жизненных ситуациях

7. Профессия – математик. Математические способности. Вычисление «коэффициента интеллектуальности»(2ч).

Профессия – математик (презентации). Математические способности. Вычисление «коэффициента интеллектуальности».

 8.  Инструментарий математика (1 ч).

Числа в математике. Инструментарий математика. Правила работы со справочниками, таблицами, дополнительной литературой.Защита рефератов.

Календарно-тематическое планирование курса по выбору в 9 классе

на тему «За страницами школьного учебника»

№урока

Тема

Кол-во часов

Дата

Примечание

По плану

факт

1

Кереш. Математиканың башка фәннәр белән бәйләнеше

1

7.09

2

Саннарның барлыкка килү тарихы. Математика безгә ни өчен кирәк

1

14.09

3

Геометрия фәне барлыкка килү. Математика үзәкләре: Борынгы Кытай, Мисыр, Вавилон

1

21.09

4

Геометрик мисаллар чишү. Борынгы геометрик мисаллар

1

28.09

5

Җирнең математик моделе. Платон җисемнәре

1

5.10

6

Алтын кисем. Леонардо до Винчи

1

12.10

7

Саннар һәм фигуралар сере

1

19.10

8

Тылсымлы квадратлар

1

26.10

9

Тылсымлы квадратлар күптөрлеге

1

2.11

10

Прикладная математика. Математиканы тормышта куллану

1

16.11

11

Топология, криптография, математик лингвистика

1

23.11

12

Математика һәм финанс

1

30.11

13

Математика һәм экономика. Товарның бәясен табуга мисаллар

1

7.12

14

Штрафлар, тарифлар һәм ташламалар

1

14.12

15

Профессия математик. Математик сәләт. Интеллект коэффициенты

1

21.12

16

Атаклы математиклар

1

28.12

17

Йомгаклау.Математик инструментарий. Белешмәләр, өстәмә әдәбият белән эшләү

1

4.01


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"

Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....

Рабочая программа курсов по выбору для 9 класса

Название курса "Способы и методы решения уравнении и неравенств"...

Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс

Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс составлена на основе программы элективного курса С.Н. Чистяковой "Слагаемые профиля выбора обучения и траектрии дальнейшего образования"...

Рабочая программа курса по выбору "Процентные расчеты на каждый день" 9 класс

Рабочая программа для курса по выбору по математике «Процентные расчеты на каждый день» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного...

Рабочая программа курса по выбору "Проба пера", 9 класс.

Рабочая программа ориентационного курса по выбору "Проба пера", преподаваемого в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....

Рабочая программа курсов по выбору "Декоративно-прикладное искусство" 9 класс

Содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, предполагаемые результаты, список литературы. Программа расчитана на 17 часов в год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...