рабочая программа курса по выбору 9 класс
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В современной школе каждый ученик в процессе обучения должен иметь возможность подготовиться к продолжению своего образования в избранном им направлении. Получить специализированную подготовку учащиеся X-XI могут, изучая отдельные учебные предметы, углублено или в рамках профильного обучения. Психологические исследования показывают, что ребенок должен сначала пройти этап всесторонних «атак» на активизацию его задатков, и только после этого, в подростковом периоде, он в состоянии оценить свои специальные способности и наклонности. Введение элективного курса «За страницами школьного учебника» позволит учащимся IX классов убедиться в том, что математические знания, представления о роли математики в современном мире стали необходимыми компонентами общей культуры, а учащимся с математическими способностями поможет сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения.
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры.
Задачи:
- расширить рамки школьной программы: познакомить с идеями, направлениями развития математики для ориентации в современном мире, правильного представления о процессах, происходящих в природе и обществе, сознания собственной роли в движении общества вперед;
- сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;
- обучить методам исследовательской деятельности;
- развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;
- способствовать профориентации.
Данный курс имеет обзорный, общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Курс состоит из восьми тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, сведениями важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных.
Данный элективный курс рассчитан на 17 часов. При желании или необходимости количество часов можно увеличить, дополнив изучаемый материал дополнительными задачами, подобранными к каждой теме. Занятия лучше проводить последовательно 1 раз в неделю, в любой четверти учебного года. Продолжительность одного занятия – не менее 45 минут. Желательно использовать красочные таблицы, забавные схемы, раздаточный материал.
В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач, лекции, анкетирование, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности.
Результат работы учащихся по данной программе должен быть таким: развитие интереса к математике; углубление материала основного курса, расширение кругозора и формирование мировоззрения, раскрытие прикладных аспектов математики, профориентация. Инструментарием для оценивания результатов могут быть: тестирование; анкетирование; творческие работы.
Сведения о прохождении программы элективного курса, посещаемости, результатах выполнения различных заданий фиксируются в специальном журнале.
Тематический план изучения курса по выбору
«За страницами школьного учебника»
№ разделов | Наименование разделов, тем | Всего | Классная работа | Итоговая форма контроля | |
Лекции | Практика | ||||
1 | Введение: изучение тайн природы и чисел – историческая взаимосвязь математики и повседневной жизни, путь становления науки. | 2 | 1 | 1 | Устный опрос,психоло гический тест |
2 | Начальный период развития геометрии и некоторые задачи древних. Золотое сечение – формула мироздания. | 3 | 2 | 1 | Устный опрос, реферат |
3 | Математическая модель мира. Понятие математического моделирования. Построение моделей задач. Демократия с точки зрения математики. | 1 | 1 | Решение задач | |
4 | Магия чисел и фигур. Магические квадраты | 3 | 1 | 2 | Анкетирование |
5 | Прикладная математика. Топология, криптография, математическая лингвистика и т.п. | 2 | 1 | 1 | Обмен мнениями |
6 | Финансовая математика. Несколько задач «про цены». | 3 | 2 | 1 | Результат и анализ работы по группам |
7 | Профессия – математик. Математические способности. Вычисление «коэффициента интеллектуально сти». | 2 | 1 | 1 | Рефераты и презентации по ВУЗам г. Казани |
8 | Заключение. Числа в математики. Инструментарий математика. Работа со справочниками, таблицами, дополнительной литературой. | 1 | 1 | - | Анкета Защита рефератов |
Содержание курса
(17 часов)
- Введение: изучение тайн природы и чисел – историческая взаимосвязь математики и повседневной жизни, путь становления науки (2 ч)
Возникновение понятия о натуральном числе, как о результате счета отдельных предметов, является вопросом истории общечеловеческой культуры. Начальная стадия развития счета. Пальцевой счет и т. п. Числа – совокупности. Абстрактные числа. Ведущая роль русской математики в развитии теории чисел. О числовой мистике.
- Начальный период развития геометрии и некоторые задачи древних.Золотое сечение – формула мироздания
(3 ч).
Появление некоторых геометрических знаний как результата практической и духовной деятельности (земледелия, навигации, культурных обрядов). Древний Китай, Древний Египет, Вавилон – центры математической, и в частности геометрической, культуры. Отражение быта древних в геометрической терминологии. Задача индийского ученого Бхаскара Акариа (род. В 1114 г.). Задача из старинного китайского трактата «Начала искусства вычисления». Из алгебры узбекского ученого Мухаммеда ал-Хорезми. Золотое сечение – формула мироздания. Леонардо до Винчи.
- Математическая модель мира.Понятие математического моделирования.Построение моделей задач (1 ч).
Демократия с точки зрения математики.Что такое математическая модель. Основные этапы математического моделирования. Примеры математических моделей.
- Магия чисел и фигур. Магические квадраты (3 ч).
Как составить магический квадрат. Разнообразие квадратных таблиц чисел.
- Прикладная математика.Топология, криптография, математическая лингвистика и т.п.(2 ч)
Прикладная математика .Решение задач о молоке и сыре. Роль и возможности математики в разных областях интеллектуальной и практической деятельности человека. Топология. Криптография.
- Финансовая математика. Несколько задач «про цены»(3 ч) Процентные вычисления в жизненных ситуациях
7. Профессия – математик. Математические способности. Вычисление «коэффициента интеллектуальности»(2ч).
Профессия – математик (презентации). Математические способности. Вычисление «коэффициента интеллектуальности».
8. Инструментарий математика (1 ч).
Числа в математике. Инструментарий математика. Правила работы со справочниками, таблицами, дополнительной литературой.Защита рефератов.
Календарно-тематическое планирование курса по выбору в 9 классе
на тему «За страницами школьного учебника»
№урока | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
По плану | факт | ||||
1 | Кереш. Математиканың башка фәннәр белән бәйләнеше | 1 | 7.09 | ||
2 | Саннарның барлыкка килү тарихы. Математика безгә ни өчен кирәк | 1 | 14.09 | ||
3 | Геометрия фәне барлыкка килү. Математика үзәкләре: Борынгы Кытай, Мисыр, Вавилон | 1 | 21.09 | ||
4 | Геометрик мисаллар чишү. Борынгы геометрик мисаллар | 1 | 28.09 | ||
5 | Җирнең математик моделе. Платон җисемнәре | 1 | 5.10 | ||
6 | Алтын кисем. Леонардо до Винчи | 1 | 12.10 | ||
7 | Саннар һәм фигуралар сере | 1 | 19.10 | ||
8 | Тылсымлы квадратлар | 1 | 26.10 | ||
9 | Тылсымлы квадратлар күптөрлеге | 1 | 2.11 | ||
10 | Прикладная математика. Математиканы тормышта куллану | 1 | 16.11 | ||
11 | Топология, криптография, математик лингвистика | 1 | 23.11 | ||
12 | Математика һәм финанс | 1 | 30.11 | ||
13 | Математика һәм экономика. Товарның бәясен табуга мисаллар | 1 | 7.12 | ||
14 | Штрафлар, тарифлар һәм ташламалар | 1 | 14.12 | ||
15 | Профессия математик. Математик сәләт. Интеллект коэффициенты | 1 | 21.12 | ||
16 | Атаклы математиклар | 1 | 28.12 | ||
17 | Йомгаклау.Математик инструментарий. Белешмәләр, өстәмә әдәбият белән эшләү | 1 | 4.01 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"
Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....
Рабочая программа курсов по выбору для 9 класса
Название курса "Способы и методы решения уравнении и неравенств"...
Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс
Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс составлена на основе программы элективного курса С.Н. Чистяковой "Слагаемые профиля выбора обучения и траектрии дальнейшего образования"...
Рабочая программа курса по выбору "Процентные расчеты на каждый день" 9 класс
Рабочая программа для курса по выбору по математике «Процентные расчеты на каждый день» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа курса по выбору "Проба пера", 9 класс.
Рабочая программа ориентационного курса по выбору "Проба пера", преподаваемого в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....
Рабочая программа курсов по выбору "Декоративно-прикладное искусство" 9 класс
Содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, предполагаемые результаты, список литературы. Программа расчитана на 17 часов в год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего об...