Рабочая программа по русскому языку для 7 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) по теме
Рабочая программапо русскому языку для 7 класса практически полностью соответствует исходной программе под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта, составлена в соответствии с Образовательным стандартом основного общего образования по русскому языку и Примерной программой основного общего образования по русскому языку.
Авторы учебника для 7 класса — М. М. Разумовская, С. И. Львова,
В. И. Капинос. В. В. Львов, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass.doc | 333.5 КБ |
Предварительный просмотр:
7 КЛАСС
Количество часов в году – 175
Количество часов в неделю – 5
Количество контрольных плановых уроков – 11
Количество уроков развития речи – 42
УЧЕБНИК: Русский язык: Учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. – М., Дрофа, 2010 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса практически полностью соответствует исходной программе под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта, составлена в соответствии с Образовательным стандартом основного общего образования по русскому языку и Примерной программой основного общего образования по русскому языку.
Авторы учебника для 7 класса — М. М. Разумовская, С. И. Львова,
В. И. Капинос. В. В. Львов, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик.
7 класс, как известно, рубежный, переходный: за канчивается изучение морфемики и словообразова ния, морфологии, орфографии, большое внимание придается повторению и обобщению изученного ранее материала, подготовке к восприятию систематическо го курса синтаксиса и пунктуации. Перенос тем «При частие» и «Деепричастие» в 6 класс позволил разгру зить и без того перегруженный курс 7 класса и выде лить больше времени на усвоение наречий, предлогов, союзов, частиц — не только как морфологических ка тегорий, но и как единиц речи.
Систематизация и обобщение материала предпо лагает интенсивную работу с таблицами, схемами, с текстами лингвистического характера, помогающи ми сформировать довольно целостное представление о языке как средстве общения и о языкознании как нау ке. Постигая лингвистический текст, семиклассники пополняют свой активный словарный запас научными терминами, тренируются в правильном и уместном их использовании, в создании научных текстов.
Особенностью обучения в 7 классе является то, что на примере лингвистических текстов школьники ов ладевают лексико-семантическим и лексико-грамматическим анализом как инструментом познания сути изучаемых явлений и фактов.
Продолжается работа по культуре устной речи (без ослабления внимания к речи письменной). В частнос ти, идет формирование орфоэпических умений и на выков.
Еще одна важная особенность курса 7 класса, зало женная авторами рассматриваемого учебника, заклю чается в усилении неформального контроля (не только письменного, но и устного) за уровнем подготовки уча щихся. Это не только диктанты с дополнительными заданиями, но и сочинения, изложения, работы по словообразованию, морфологии, фонетике, орфоэпии, лексике, которые даются регулярно.
В 7 классе продолжается изучение теории и прак тики речи. Центральными становятся вопросы, свя занные с публицистическим стилем речи и его разно видностями, с особенностями строения текста — опи сания состояния человека, с использованием прямого и обратного порядка слов в предложении. Новый им пульс получает работа над изложениями и сочинения ми: анализируя тексты разной стилевой и жанровой принадлежности, создавая собственные высказыва ния на заданную тему, школьники должны перестать полагаться только на собственную речевую интуицию, а в немалой степени основываться на знании опреде ленных правил построения текста.
В 7 классе продолжается целенаправленная работа над важнейшим видом речевой деятельности — чтением, которое организовано на основе лингвистических и художественных текстов.
Лингвистические тексты реализованы в основном под рубрикой «Рассуждайте на лингвистические те мы», а также в виде упражнений о творчестве россий ских лингвистов.
На изучение русского языка в 7 классе программой выделено 170 часов, из них на уроки речи — 40.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 7 классе сводятся к следующему:
- Научить производить
- морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе,
- синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, сложных предложений с союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
2. Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
3. Закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка.
4. Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, устанавливать смысловые части текста, определять их связи.
5. Формировать и развивать умения:
- адекватно воспринимать тексты различных функциональных стилей и разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций;
- создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы на основе отбора необходимой информации в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения;
- создавать устные и письменные тексты основных жанров публицистического стиля;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
- писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
- собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
- грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть сле дующими умениями:
по орфоэпии: правильно произносить упо требительные слова изученных частей речи;
по словообразованию: объяснять значе ние слова, его написание и грамматические призна ки, опираясь на словообразовательный анализ и ти пичные словообразовательные модели;
по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и сис тему формоизменения;
по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчи нительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
по орфографии: характеризовать изучен ные орфограммы, объяснять их правописание; пра вильно писать слова с изученными орфограммами;
по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в 5—7 классах знаки препинания;
пользоваться разными видами лингвистических словарей.
РАЗДЕЛ «РЕЧЬ»
Основные умения
Чтение. Выразительно читать текст публицисти ческого стиля, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.
Анализ текста. Определять стиль речи; нахо дить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи, определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; вы делять в тексте описание состояния человека; нахо дить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний и пр.
Воспроизведение текста. Подробно, сжато и вы борочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оцен ку и другие изученные типы речи.
Создание текста. Создавать устные и письмен ные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Писать сочинение-описание внешности и состояния человека (по личным наблю дениям, по картине), характеристику человека, сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметку в га зету, рекламные аннотации.
Совершенствование текста. С учетом стиля речи совершенствовать написанное: повышать вырази тельность речи, используя в высказываниях разго ворного, художественного и публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
7 класс
Программа М.М.Разумовской
№ | Тема | Тип урока | Дата | Элементы содержания | Цели | Виды и формы контроля | Повторение | ||
О языке. 2 + 2р/р | |||||||||
1 | Язык как развивающееся явление. | Знакомство с учебником русского языка для 7 класса Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе, как явление развивающееся, изменяющееся течением времени. | Иметь представление о том, как язык развивается, изменяется с течением времени. Строить небольшое рассуждение на данную лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа. | Работа с текстом; составление миниатюры «Жизнь языка – это драма языка» | |||||
2 | Этимология как раздел о языке | Этимология как раздел лингвистики. Этимологические словари. Порядок этимологического разбора. | Иметь представление об этимологии как разделе лингвистики и уметь пользоваться этимологическим словариком при объяснении значения, происхождения и правописания слов. | Работа с текстом, этимологическим словарем; этимологический анализ слова как текст | |||||
3-4 | Что мы знаем о стилях и типах речи, о тексте. | р/р | Обобщение изученного о стилях. Расширение круга сведений о речевых средствах, характерных для художественной, деловой, научной и разговорной речи. Деятельность лингвиста Г.О.Винокура | Формирование умения строить связное научное высказывание с опорой на обобщающую схему («читать схемы»), относить текст к тому или иному типу речи, выделять в тексте смешанного типа изученные типовые фрагменты, а в них опорные слова («данное» и «новое»). | Высказывание научного стиля. Стилистический разбор небольшого текста Рассказ об ученом- лингвисте | Повторение изученного о типах речи, о строении типовых фрагментов текста. | |||
Закрепление и углубление изученного в 6 классе. 31 + 9 р/р+ 4 к/р | |||||||||
5 -6 | Звуковой анализ слов. Фонетика и орфоэпия . | Звуковая сторона русской речи | На программном уровне владеть основными сведениями из области фонетики и орфоэпии. Уметь проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, сопоставлять произношение и написание слов; владеть навыками пользования орфоэпическим словариком, чтения словарной статьи. Опознавать звукопись в поэтических текстах; понимать роль этого приёма в создании художественного образа. | Фонетический и орфоэпический разбор слов | Повторить фонетический и орфоэпический разбор слов | ||||
7 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Разбор слова по составу. | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова. | Знать способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Уметь определять приставочный, суффиксальный способ образования слов, сложение; для сильных учащихся – приставочно-суффиксальный, сложение с одновременным присоединением суффикса.
| Выборочный диктант с творческим заданием (добавление ласкательных суффиксов). | Способы образования слов с помощью морфем: при-ставочный, суффиксаль-ный, приставочно-суффиксаль-ный, сложение. | ||||
8-9 | Словообразовательная цепочка | Словообразовательное гнездо как группа однокоренных слов, расположенных в определённом порядке, который показывает последовательность образования родственных слов друг от друга. | Уметь построить словообразовательную цепочку однокоренных слов и на её основе определить морфемное строение слова. Уметь работать со словообразовательным словариком, анализируя словообразовательные гнёзда и представленные в них словообразовательные цепочки.
| Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев. | |||||
10 | Неморфологические способы образования слов | Основные способы неморфологического образования слов: переход из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово. | Иметь представление об основных способах неморфологического образования слов: переход из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово. Используя этимологический словарик, уметь объяснить, какие изменения произошли в морфемном строении слова. | Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. | |||||
11 | Контрольная работа №1 по словообразованию и фонетике | к/р | Задания по фонетике и словообразованию | Уметь делать фонетический, словообразовательный, морфемный разбор. | Работа по словообразованию, морфемике, фонетике, орфоэпии | ||||
12 | Способы и средства связи предложений в тексте. | р/р | Обобщение изученного материала о тексте, его теме, основной мысли. Способы и средства связи предложений в тексте.
| Знать средства связи и способы связи предложений в тексте: последовательный и параллельный. Уметь составлять небольшие тексты с последовательной связью. | Аналитическая работа с текстом | Повторение изученного о тексте, его теме, основной мысли, способах и средствах связи предложений в тексте. | |||
13-14 | Полное изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» | р/р | Подготовка к письменному изложению. Проверка умения полно, подробно излагать текст, уровня орфографической и пунктуационной подготовки. | Уметь полно, подробно излагать текст с сохранением авторского стиля. | Изложение по тексту «Ленька, любимец ребят».(упр.81) | ||||
15 | Правописание: орфо-графия и пунктуация. | Понимать значение письма и чтения, правил правописания для жизни людей. Свободно владеть орфографическим словарём. Знать основные разделы орфографии: правила употребления букв, правила слитно-дефисно-раздельных написаний, правила употребления прописных букв. Уметь назвать пунктуационные знаки; знать изученные правила употребления запятой, тире, двоеточия, кавычек. | Объяснительный диктант | ||||||
16-17 | Ъ и ь разделительные. Ь для обозначения мягкости согласного. Ь как показатель грамматической формы | Ъ и ь разделительные. Ь для обозначения мягкости согласного. Ь как показатель грамматической формы | Владеть орфографическим словарем. Знать правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь, Ь для обозначения мягкости согласного звука. Безошибочно писать слова с данными орфограммами. | Объяснительный диктант. | Повторение правила: правописания Ъ и Ь | ||||
18 | Буквы о-ё после шипящих и ц | Правила: О и Ё после шипящих и Ц в корне слова, суффиксе и окончании | Знать правила употребления на письме букв О и Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Безошибочно писать слова с данными орфограммами. | Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы | Повторение правила: О и Ё после шипящих и Ц в корне слова, суффиксе и окончании | ||||
19-20 | Правописа-ние приставок. | Правила правописания приставок. Орфографический и пунктуационный разбор. | Знать группы приставок с учетом правил их правописания. Уметь находить соответствующие примеры, верно писать слова с данными приставками. | Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Распределительный диктант с взаимопроверкой.. Творческая работа: составить словосочетания с орфограммой по теме, а затем небольшой текст | Повторить правила правописания приставок. Орфографический и пунктуационный разбор | ||||
21 -22 | Орфограммы в корнях слов. | Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Постановка ударения. | Знать виды орфограмм в корне слова: проверяемые гласные и согласные, непроверяемые гласные и согласные, чередующиеся о – а, е – и, о – ё после шипящих, непроизносимые согласные. Уметь характеризовать орфограммы корня, верно обозначать на письме гласные и согласные корня, аргументируя написание. Владеть способом подбора проверочных слов, ориентируясь на значение корня, доказывая верность написания с помощью опоры на однокоренное слово. Знать, уметь написать корни с чередованием гласных о – а, е – и. Знать частотные слова с буквами о – ё после шипящих. | Тематический тест. (15мин.) Составление тематического словарного диктанта (спорт) с орфограммой в корне. | Повторить орфограммы в корнях слов: проверяемые гласные и согласные, непроверяемые гласные и согласные, чередующиеся о – а, е – и, о – ё после шипящих, непроизносимые согласные. | ||||
23-24 | Правописа-ние суффиксов. | Правила написания гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий. | Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы существительных (-ость, -от, -изн, -тель, -ик, -ек) и прилагательных (-чив/-лив, -ов/-ев, -еньк/-оньк, -оват/-еват и др.), уметь привести примеры слов с данными суффиксами, верно их писать. Знать суффиксы причастий и условия их употребления. Разграничивать и верно писать суффиксы прилагательных и причастий с буквами н, нн. | Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Тренировочные упражнения по алгоритму. | Повторить правописание суффиксов существительных (-ость, -от, -изн, -тель, -ик, -ек) и прилагательных (-чив/-лив, -ов/-ев, -еньк/-оньк, -оват/-еват и др.), суффиксы причастий, суффиксы прилагательных и причастий с буквами н, нн. | ||||
25 | Сочинение-описание с элементами повествова-ния репродукции картины «Керженец» (упр.129) | р/р | Работа с графическими изображениями фрагментов памятника архитектуры, объяснение терминов, история создания памятника, описание | Уметь писать сочинение-описание памятника с элементами рассуждения, использовать специальную лексику в собственном тексте, подбирать языковые средства в научно-популярном стиле. | Сочинение-описание с элементами рассуждения | Тип речи - описание | |||
26-27 | Правописа-ние окончаний | Правила написания безударной гласной в в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов и причастий, применение их на письме | Знать способ определения написания окончаний слов разных частей речи. Уметь свободно им пользоваться. | Контрольное списывание. | |||||
28-29 | Правописа-ние н и нн в суффиксах разных частей речи. | Правила написания н и нн в суффиксах разных частей речи. | Знать правила употребления на письме суффиксов имён прилагательных и причастий с н, нн. | тест | ПОВТОРИТЬ правила написания н и нн в суффиксах разных частей речи. | ||||
30-31 | Контроль-ный диктант №2 с дополни-тельными заданиями и его анализ | к/р | Проверить усвоение правил слитного и раздельного употребления не с разными частями речи, -Н- и –НН- в разных частях речи, правописания окончаний, суффиксов и приставок
| Знать правила слитного и раздельного употребления не с разными частями речи, -Н- и –НН- в разных частях речи, правописание окончаний, суффиксов и приставок и уметь применять их при написании членами. | Диктант «Картины Левитана», УМК, стр. 111 | ||||
32-33 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | Правила слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Применения правил на письме. Алгоритм. | Знать правила слитного и раздельного написание НЕ с разными частями речи, уметь применять его, действуя по алгоритму. Различать «глаголы и его формы – существительные и прилагательные. | Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой | Правила слитного и раздельного написание НЕ с разными частями речи | ||||
34 | Не и ни в отрицатель-ных место-имениях. | Правила написания не и ни в составе отрицательных местоимений | Знать правила написания не и ни в составе отрицательных местоимений, условия их слитного и раздельного употребления; уметь приводить соответствующие примеры и верно писать указанные слова. | Карточки | Правила написания не и ни в составе отрицательных местоимений | ||||
35 -36 | Употребле-ние дефиса | Употребление дефиса в предлогах, сложных существительных и прилагательных, местоимениях. | Знать правила употребления дефиса в предлогах, сложных существительных и прилагательных, местоимениях. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис в изученных группах слов. | Тест, словарный диктант. | Правила употребления дефиса в предлогах, сложных существительных и прилагательных, местоимениях. | ||||
37 | Тестирова-ние. | к/р | Проверить усвоение материала по теме «Наречие» | Тесты. | |||||
38 | Повторение изученного по теме «Правописание: орфография и пунктуация» | Повторение изученного по теме. Подготовка к контрольному диктанту по теме «Правописание: орфография и пунктуация» | Знать изученные правила правописания и орфографии, уметь применять их при написании | Объяснительный диктант | |||||
39-40 | Контроль-ный диктант №3 по теме «Правописание: орфография и пунктуация» и его анализ. | к/р | Проверить усвоение правил слитного или раздельного употребления не с разными частями речи, написание не – ни с отрицательными и неопределёнными местоимениями, некоторых групп сложных слов, правописание окончаний прилагательных и причастий, суффиксов глаголов и причастий, а также других орфограмм. Проверить усвоение правил оформления сложных предложений, предложений с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами. | Знать правила слитного или раздельного употребления не с разными частями речи, написание не – ни с отрицательными и неопределёнными местоимениями, некоторых групп сложных слов, правописание окончаний прилагательных и причастий, суффиксов глаголов и причастий, а также других орфограмм. Знать правила оформления сложных предложений, предложений с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами. | |||||
41 | Словарное богатство русского языка. | Лексика русского языка как богатство. Работа с лексическими группами, анализ лексического материала. Деятельность и заслуги ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова | Знать, что такое лексический запас человека. Уметь работать с различными типами лексических словарей. Знать о деятельности и заслугах ученого-лингвиста Д.Н. | Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике. Объяснение научных терминов. | Терм ин | ||||
42-43 | Грамматика: морфология и синтаксис | Работа по интерактивной таблице «Части речи» и схеме-таблице «Члены предложения» Закрепление навыков разграничения частей речи и членов предложения. | Понимать, что такое грамматика. Знать её основные разделы. Опознавать части речи и их морфологические признаки. Проводить разбор слов по частям речи; проводить синтаксический разбор предложений в рамках изученного материала. | Объяснительный диктант | Части речи и их морфологические признаки. Синтаксический разбор предложений | ||||
2 четверть. | |||||||||
44-45 | Стили речи. Публицисти-ческий стиль речи. | р/р | Знакомство с публицистическим стилем: сфера применения, задачи, характерные черты. | Знать специфику и особенности публицистического стиля, уметь видеть эти особенности в тексте. Формирование умения узнавать высказывания публицистического стиля при восприятии устной речи (по радио, телевидению) и письменной (чтение газеты). | Лингвистический рассказ с опорой на таблицу о публицистическом стиле в парах. Анализ текстов публицистического стиля.
| ||||
46 | Заметка в газету. | р/р | Признаки публицистического стиля текста. Памятка «Как писать заметку в газету». | Знать отличительные признаки заметки в газету. Формировать умение просматривать детские и юношеские газеты, находить в них заметки об интересном факте, определять их тему, основную мысль, тип речи (обычно повествование). | Сочинение. Заметка в газету «Человек и природа в родном крае») | ||||
47-48 | Заметка в газету. Подготовка к сочинению в жанре замет-ки в газету | р/р | Подготовка к сочинению в жанре заметки в газету | Подготовка к сочинению в жанре заметки в газету Уметь писать заметки в газету. | Написание заметки в газету. | ||||
Наречие 30+ 11 р/р +2 к/р | |||||||||
49 | Какие слова являются наречиями. | Дать понятие о наречии как части речи. Формировать умение узнавать наречие, доказывать свое мнение; отличать от других словоформ | Знать морфологические признаки наречия. Уметь отличать наречия от других частей речи, «видеть» наречие в тексте | Лингвистический рассказ с использованием таблицы. Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями. | Морфологические признаки наречий. | ||||
50-51 | Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. | Наречие и созвучные формы других частей речи. Порядок морфологического разбора наречия. | Знать способы отличия наречий от других частей речи. Уметь сопоставлять наречия с другими частями речи и производить его морфологический разбор. | Аналитическая работа с текстом | |||||
52-53 | Разряды наречий по значению. | Разряды наречий по значению. | Знать разряды наречий по значению; определять в тексте значение употреблённых наречий. | Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров | |||||
54-55 | Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. | Образование степеней сравнения наречий. | Знать способы образование сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий, критерии их разграничения от сравнительной степени прилагательных, уметь употреблять наречия как средство связи частей текста, для уточнения различных смысловых оттенков, соблюдать нормы образования и употребления наречий в сравнительной и превосходной степени. | Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений | Морфологический разбор наречий | ||||
56-57 | Словообразование наречий. | Образование наречий с помощью приставок и суффиксов | Иметь представление об основных способах образования наречий: суффиксальный, приставочно-суффиксальный, приставочный, сложение разных видов. Определять указанные способы образования наречий. Знать способы образования наречий с помощью приставок и суффиксов. Уметь различать морфологические омонимы, доказывая свой выбор Проводить морфемный разбор наречия на основе семантико-словообразовательного анализа. | Лингвистическое рассуждение. Объяснительный диктант. | Способах образования слов: суффиксальный, приставочно-суффиксальный, приставочный, сложение разных видов. Омонимы. | ||||
58-59 | Сочинение по картине (упр.240) | р/р | Картина В.Е.Майкова «Свидание» | ||||||
60-61 | Правописа-ние наречий, образован-ных от суще-ствительных. | Правила слитно-раздельного написания наречий. Различие наречий и омонимичных словоформ. | Знать правописание наречий, предложенных для заучивания; разграничивать наречия и созвучные им формы других частей речи (в миг – вмиг и др.) | Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Составление предложений или текста с такими конструкциями. | |||||
62 | Правописа-ние не с наречиями на –о и –е. | Закрепление правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными, существительными, определяя взаимосвязь с правилом правописания НЕ с наречиями на -О, -Е | Знать условия выбора слитного и раздельного написания Не с наречиями и другими частями речи. Уметь формулировать общее правило правописания НЕ с наречиями, прилагательными и существительными, безошибочно писать НЕ с наречиями. | Подбор к наречиям синонимов с приставкой НЕ-, лингвистический рассказ по интерактивной таблице. Распределительный диктант: слитно или раздельно? | |||||
63-64 | Правописа-ние н и нн в наречиях на о (е). | Правило Н и НН в наречиях. Повторение правила написания Н и НН в прилагательных. | Знать правило написания Н и НН в наречиях, анализировать роль наречий в речи. | Образование наречий с Н и НН от прилагательных. Распределительный диктант. Работа с текстом. | |||||
65 | Буквы о, е на конце наре-чий после шипящих. | О и Е на конце наречий после шипящих. | Знать правило и уметь осуществлять правильно выбор -О и Е на конце наречий после шипящих для безошибочного написания | Работа с текстом | |||||
66 | Типы речи. Рассуждение – размышле-ние. | р/р | Тексты публицистического стиля. Фрагменты рассуждения-размышления в тексте. Виды рассуждений. Композиция сочинения-рассуждения. | Знать признаки публицистического стиля, уметь выделять фрагменты рассуждения-размышления в тексте | Анализ текстов-рассуждений. Редактирование текста. Создание небольшого текста-рассуждения. | ||||
67-68 | Сочинение по данному началу – тексту В.П.Крапивина картине | р/р | Проверить умение создавать тексты публицистического стиля по данному началу. | Уметь создавать тест публицистического стиля по данному началу. | Сочинение-рассуждение по данному началу упр.274. | ||||
69 | Буквы о, а на конце наречий. | -О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- | Знать правило употребления суффиксов о, а, зависящих от приставки. | Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом | |||||
70-71 | Дефис в наречиях. | Дефис в наречиях. | Знать словообразовательные признаки наречий, которые пишутся через дефис. Находить эти наречия в тексте и верно писать их. На основе семантико-грамматического анализа разграничивать созвучные словоформы (по зимнему пути, по-зимнему холодно) | Комментированное письмо. Анализ текстов-рассуждений, части которого связаны с помощью наречий и наречий-вводных слов (во-первых, во-вторых) | Повторение: дефис в местоимениях | ||||
72 | Не и ни в отрицательных наречиях. | Не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях. | Знать правило и верно писать отрицательные наречия. Осознавать сходство и различие в правописании отрицательных местоимений и отрицательных наречий. | Распределитель-ный диктант. Аналитическая работа с текстом. | Не и ни в отрицательных местоимениях. | ||||
73 | Мягкий знак на конце наречий после шипящих. | Обобщенное правило употребления ь после шипящих в конце слов раз ных частей речи. | Владеть обобщенным правилом употребления ь после шипящих в конце слов раз ных частей речи. Безошибочно писать наречия на шипящий. | Лингвистичес-кий рассказ по таблице | |||||
74 –75 | Контроль- ный дик-тант №4 с грамматико-орфографи-ческими заданиями. | к/р | Проверка знаний, умений и навыков | Проверить усвоение ранее изученного материала: орфограмм корня, правописания окончаний слов, правил постановки знаков препинания в сложных предложениях, в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами. | |||||
76 | Употребле-ние наречий в речи. | Употребление наречий в речи. | Понимать роль наречий в художественном и научном тексте; разницу между обстоятельственными и определительными наречиями. Уметь объяснять роль наречий в текстах разных стилей и употребить их точно и выразительно в собственном высказывании. | Работа с текстами художественного стиля. | |||||
77-78 | Резервные уроки | ||||||||
3 четверть. | |||||||||
79 | Употребле-ние наречий в речи. | Употребление наречий в речи. | Понимать роль наречий в художественном и научном тексте; разницу между обстоятельственными и определительными наречиями. Уметь объяснять роль наречий в текстах разных стилей и употребить их точно и выразительно в собственном высказывании. | Работа с текстами художественного стиля. | |||||
80-81 | Сочинение по картине (упр.(296) | р/р | Картина Б.М.Кустодиева «Масленица» | ||||||
82-83 | Произноше-ние наречий | Произношение наречий. | Уметь произносить наиболее употребительные наречия, применяя правила произношения и ударения. | Работа с орфоэпическим словарем. | |||||
84-85 | Описание состояния человека | р/р | Текст со значением описания состояния человека. (упр.296) | Познакомить со строением фрагмента текста со значением «описание состояния человека». («Данное» обозначает лицо, «новое» – его состояние, ведущий способ связи предложений – параллельный.) научить замечать и выделять типовые фрагменты со значением состояния лица при чтении художественных произведений; находить в предложениях опорные слова и выражения, передающие состояние героев произведения. Рассмотреть способы выражения «данного» и «нового» в типовых фрагментах со значением состояния человека. Формирование умения варьировать способы выражения «данного» и «нового» при создании фрагментов текста со значением состояния лица. | Аналитическая работа с фрагментами текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. | ||||
86-87 | Сочинение (упр.(325) | р/р | |||||||
88-89 | Повторение и обобщение по теме «Наречие». | Морфологические признаки наречия. Правописание наречий. Наречие в словосочетании. Наречие как средство связи предложений | Уметь опознавать наречия на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов. Уметь различать наречия и созвучные слова других частей речи, определять разряды наречий, пользоваться орфографическим словарем, производить морфемный разбор. | Редактирование текста. Творческое списывание. | |||||
90 –91 | Контроль- ный дик-тант №5 с грамматико-орфографи-ческими заданиями и его анализ. | к/р | Проверка знаний, умений и навыков по теме «Наречие» | Проверить усвоение ранее изученного материала: Н и НН в наречиях; Не и ни в отрицательных наречиях; мягкий знак на конце наречий после шипящих; буквы о, а на конце наречий; дефис в наречиях. | |||||
Служебные части речи 39+ 14 р/р +3 к/р | |||||||||
92 | Самостояте-льные и служебные части речи | Иметь представление о самостоятельных и служебных частях речи, уметь определять части речи | Выборочный диктант | Самостоятельные и служебные части речи | |||||
Предлог 9 + 4р/р +1 к/р | |||||||||
93-94 | Предлог как часть речи. Разряды предлогов. | Предлог как часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении. Разряды предлогов | Знать определение предлогов и уметь отличать его от приставок и других служебных частей речи. Знать разряды предлогов. Уметь определять производные предлоги, их происхождение, правильно писать и проводить их синонимическую замену. | Лингвистический рассказ по интерактивной таблице. Распределительный диктант. Работа с текстом: синонимическая замена предлогов. | |||||
95-98 | Правописа-ние предлогов. | Роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Морфологический разбор предлога. | Знать, какие предлоги пишутся через дефис. Верно писать производные предлоги, соотносимые с другими частями речи: вследствие, навстречу, несмотря, ввиду, в течение, в продолжение, в заключение. | Тест 15 мин. Взаимодиктант. твлрческое списывание. Морфологический разбор предлога. | |||||
99-101 | Употребле-ние предлогов в речи. | Употребление предлогов в речи. Работа с текстами. | Совершенствовать умение употреблять предлоги в составе глагольных и именных словосочетаний, соблюдая современные нормы русского литературного языка. Учиться обнаруживать ошибки, связанные с употреблением производных и непроизводных предлогов, исправлять эти ошибки. | Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, Озаглавливание. | |||||
102 | Контроль-ный дик-тант №6 с граммати-ческим заданием. | к/р | Проверка знаний, умений и навыков по теме «Предлог» | Проверить усвоение изученного материала: правописание производных и непроизводных предлогов. | |||||
103 –104 | Прямой порядок слов в спокойной монологической речи. | р/р | Прямой порядок слов в спокойной монологической речи, его особенности в текстах разных типовых значений. Предложения, не членящиеся на данное и новое. Формирование умения использовать в речи не расчленяемые предложения | Прямой порядок слов в спокойной монологической речи. Зависимость порядка слов в предложениях от замысла автора. «Данное» и «новое» как смысловые части предложения, их последовательность в спокойной монологической речи. Формирование умения устанавливать нужный порядок слов с учётом развития мысли в тексте. Особенности порядка слов в текстах разных типовых значений. Предложения, не членящиеся на «данное» и «новое»; прямой порядок слов в этих предложениях. Формирование умения использовать в тексте не расчленяемые предложения. | Прямой порядок слов в спокойной монологической речи (упр.368). Редактирование текста. | ||||
105-106 | Обратный порядок слов в спокойной монологической речи. | р/р | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. | Знать особенности обратного порядка слов в текстах различных типовых значений. Уметь замечать обратный порядок слов | Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.374). | ||||
Союз 8 + 4р/р + 1к/р | |||||||||
107 –108 | Союз как часть речи. Разряды союзов | Сведения о союзе как части речи; союзы в предложении, схемы предложения и их грамотное оформление на письме. | Знать разряды союзов и типы предложений, в которых они употребляются. Знать перечень простых и составных союзов и уметь различать их. Уметь употреблять союзы для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного. | Составление предложений по схемам. Лингвистический рассказ «Что я знаю о союзе» | |||||
109– 111 | Правописа-ние союзов. | Формировать умение пра- вильно писать составные союзы, различать союзы и омонимичные слова. | Знать и безошибочно писать союзы, предложенные для заучивания. Отличать союзы от созвучных им местоимений с предлогами (зато – за то дерево) или частицами или от наречий с частицами (я также пойду – я поступлю так же) | Тест 10 мин. Осложненное списывание | |||||
112– 114 | Употребле-ние союзов в простых и сложных предложе-ниях | Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова. Употребление союзов в простых и сложных предложениях. | Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли в сложноподчинённом предложении и отличии от подчинительных союзов. | Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении. | |||||
115 | Контроль-ный дик-тант №7 с граммати-ческим заданием. | к/р | Проверка знаний, умений и навыков по теме «Союз» | Проверить усвоение изученного материала: правописание союзов. | |||||
116-117 | Описание внешности человека. | р/р | Описание внешности человека.
| Описание внешности человека – деловое и художественное. Формирование умения отбирать признаки для того и другого описания. Строение текста: описание предмета (возможно в сочетании с описанием места). Совершенствовать умения анализировать и строить текст, используя в нём конструкции, характерные для описания предмета (кто? (что?) – какой?) и описания места (где? – что?). Формирование умения строить текст со значением описания внешности человека, выбирая в зависимости от основной мысли тот или иной способ выражения признака (словосочетание, предложение, тип речи). Сочинение-миниатюра «Кто он? Портрет интересного человека.» | Аналитичекая работа с текстом: №430.431. Лингвистическая игра: угадай по взгляду, какое у человека настроение | ||||
118-119 | Сочинение. ((упр.440-442) | р/р | |||||||
Частица 16 + 2 р/р + 1к/р | |||||||||
120– 121 | Частица как часть речи. Разряды частиц. | Частица как часть речи. Разряды частиц. | Знать признаки частицы как части речи, уметь опознавать частицы в предложениях, с верной интонацией произносить предложения с частицами, передающими разные оттенки значения. Различать разряды частиц и те значения, которые ими передаются. | Лингвистический рассказ по таблице. Составление текста с употреблением в нем частиц. | |||||
122-123 | Правописа-ние частиц. | Формирование умения раздельно-дефисного написания частиц. Закрепление умения определять, к какой части речи относится слово.
| Знать правила употребления и написания частиц ли, же, бы, -то, -ка. Разграничивать частицы и приставки не,; верно писать их. | Объяснительный диктант. Тест 15 мин. | |||||
124 – 125 | Изложение | р/р | Научить определять смысловую структуру текста, вычленять в нём подтемы и микротемы, находить в тексте основную и дополнительную информацию. | ||||||
126-127 | Резервные уроки | ||||||||
4 четверть | |||||||||
128 | Правописа-ние частиц. | Формирование умения раздельно-дефисного написания частиц. Закрепление умения определять, к какой части речи относится слово.
| Знать правила употребления и написания частиц ли, же, бы, -то, -ка. Разграничивать частицы и приставки не,; верно писать их. | Объяснительный диктант. Тест 15 мин. | |||||
129-130 | Правописа-ние частиц не и ни | Формирование умения написания частиц не и ни. | Знать случаи употребления на письме частиц не и ни с отдельными частями речи. Уметь объяснять их правописание и верно употреблять в собственной письменной речи. | ||||||
131-132 | Разграниче-ние частиц и приставок не и ни | Формирование умения написания частиц и приставок не и ни. | Знать случаи употребления на письме частиц не и ни с отдельными частями речи. Разграничивать частицы и приставки не, ни; верно писать их. Уметь объяснять их правописание и верно употреблять в собственной письменной речи. | Объяснительный диктант | |||||
133-134 | Употребле-ние частиц не и ни в речи. | Объяснить смысловую роль частицы в анализируемом высказывании. | Наблюдать за использованием частиц в отрывках из художественных текстов. | Составление текста с употреблением частиц. | |||||
135 – 136 | Контроль-ная работа №8 Диктант с грамматико-орфографическими заданиями. | к/р | Проверить усвоение напи сания частиц, местоимений, наречий: правил пунктуа ции сложного предложе ния, предложений с прича стными и деепричастными оборотами, с однородными членами. | Знать правила написания частиц, местоимений, наре чий, пунктуацию сложного предложения, предложения с причастными и деепричаст ными оборотами, с однород ными членами. | |||||
137-138 | Произношение предлогов, союзов, частиц | Упражнять в правильном произношении предлогов, союзов, частиц. | Знать некоторые правила ударения в предлогах, сою- зах, частицах. Правильно произносить наиболее упот ребительные предлоги, сою зы, частицы в текстах и фра зах разных жанров и стилей | Работа с орфрэпическим словарем. Произношение предлогов, союзов и частиц | |||||
Междометие и звукоподражательные слова 5 + 4 р/р | |||||||||
139 – 140 | Междоме-тия и звуко-подражательные слова | Познакомить учащихся с междометием как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи. Формировать умение отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи. Совершенствовать навыки выразительного чтения высказывания. | Знать языковые особенности междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий. Уметь определять роль междометия в высказывании. Совершенствовать навыки выразительного чтения высказывания. | Образование слов разных частей речи от междометий. Употребление междометий в реи (в тексте). | |||||
141 | Правописа-ние междо-метий и звукоподра-жательных слов. Знаки препинания в предложе-ниях с междометиями. | Опознавать звукоподражательные слова. Выразительно читать предложения со звукоподражаниями. | Карточки. | ||||||
142-143 | Омонимия разных частей речи. | Закрепить умение различать омонимичные формы и правильно писать их. | Уметь различать омонимичные части речи на основе семантико-грамматического анализа. | тест 15 мин. | |||||
144 - 145 | Характеристика человека. | р/р | Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению. Учить определять смысловую структуру текста, вы членять в нём микротемы, находить в тексте основную и допол нительную информацию. | Уметь отбирать материал для сжатого изложения. | Характеристика человека на основе портрета с использованием опорных слов. | ||||
146 – 147 | Сочинение (упр.525) | р/р | |||||||
Повторение. 20 + 6 р/р +2 к/р | |||||||||
148-149 | Фонетика. Орфоэпия. | Повторить трудные вопросы темы, порядок фонетического разбора. | Знать предмет изучения фо- нетики и орфоэпии. Уметь записывать слова в транс крипции, делать фонетический разбор слов | Работа с орфоэпическим словариком при выполнении заданий; работа с орфоэпическим тренажером. Тест 20мин | |||||
150-152 | Состав слова и словообразование. | Словообразование. Повторение способов словообразования. Презентация с заданиями. | Уметь производить словообразователь-ный разбор слова, морфемный разбор, образовывать словообразователь-ную цепочку, восстанавливать ее звенья. | Выполнение заданий по составу слова и словообразованию на основе повторительной презентации. Тест 10 мин | |||||
153-155 | Лексика и фразеология. | Повторить понятия - лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, омонимы, фразеологизмы | Уметь толковать слово в контексте, работать с толковыми словарями, определять прямое и переносное значение, синонимы, омонимы, фразеологизмы. Уметь находить нарушение лексических норм. | Аналитическая работа с текстом. работа с толковым словарем | |||||
156-157 | Контрольная работа №9 и её анализ. | к/р | |||||||
158-159 | Повторение по разделу «Речь» | р/р | Нормы построения текста. Стили речи, типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Строение типовых фрагментов. | Знать нормы построения текста. Знать характерные черты стилей речи и типов речи, уметь объяснять, с какой целью они используются в тексте, использовать самостоятельно в тексте. | Создание вторичного текста-описания состояния окружающей среды | ||||
160-163 | Грамматика, морфология и синтаксис. | Грамматика, морфология и синтаксис: повторение знаменательных частей речи, их синтаксической роли. Нарушение грамматических норм и их устранение. | Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена | Рассуждение на лингвистическую тему на основе схемы: №571. Аналитическая работа с текстом из учебника истории, осложненное списывание (№572, 579 | |||||
164-166 | Орфография. Пунктуация. | Закрепить трудные вопросы раздела, связанные с правописанием (звонкие -глухие согласные, непроизносимые согласные, роль ьи ъ; безударные гласные. Закрепить умение | Знать основные правила орфографии и пунктуации и правильно писать знаменательные и служебные части речи в тексте, расставляя знаки препинания. | Контрольное списывание с восстановление верных написаний слов и пропущенных знаков препинания. Словарный диктант: №594 Творческая работа (№598) | |||||
167-168 | Итоговая тестовая работа по курсу русского языка и речи и её анализ. | к/р | Итоговая проверка знаний по всем разделам | Уметь выполнять задания по всем изученным разделам | Задания в тестовой форме | ||||
169-170 | Стили и типы речи. | р/р | Стили и типы речи. | Знать признаки стилей и типов речи. Уметь преобразовывать текст одного стиля в текст другого стиля. выполняя его задачу. | Преобразование текста одного стиля в текст другого стиля (№600) | ||||
171-172 | Сочинение. | р/р | Знать признаки стилей и типов речи. Уметь применять полученные знания на практике. | ||||||
173-175 | Резервные уроки |
Примечание: неиспользованные резервные часы добавляются на раздел «Повторение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...