Рабочая программа по русскому языку для 7 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) по теме

 

Рабочая программапо русскому языку для 7 класса практически полностью соответствует исходной программе под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта, составлена в соответствии с Образовательным стандартом основного общего образования по русскому языку и Примерной программой основного общего образования по русскому языку.

Авторы учебника для 7 класса — М. М. Разумовская, С. И. Львова,

В. И. Капинос. В. В. Львов, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass.doc333.5 КБ

Предварительный просмотр:

7 КЛАСС

Количество часов в году – 175

Количество часов в неделю – 5

Количество контрольных плановых уроков – 11

Количество уроков развития речи – 42

УЧЕБНИК: Русский язык: Учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. – М., Дрофа, 2010 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса практически полностью соответствует исходной программе под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта, составлена в соответствии с Образовательным стандартом основного общего образования по русскому языку и Примерной программой основного общего образования по русскому языку.

Авторы учебника для 7 класса — М. М. Разумовская, С. И. Львова,

В. И. Капинос. В. В. Львов, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик.

7 класс, как известно, рубежный, переходный: за канчивается изучение морфемики и словообразова ния, морфологии, орфографии, большое внимание придается повторению и обобщению изученного ранее материала, подготовке к восприятию систематическо го курса синтаксиса и пунктуации. Перенос тем «При частие» и «Деепричастие» в 6 класс позволил разгру зить и без того перегруженный курс 7 класса и выде лить больше времени на усвоение наречий, предлогов, союзов, частиц — не только как морфологических ка тегорий, но и как единиц речи.

Систематизация и обобщение материала предпо лагает интенсивную работу с таблицами, схемами, с текстами лингвистического характера, помогающи ми сформировать довольно целостное представление о языке как средстве общения и о языкознании как нау ке. Постигая лингвистический текст, семиклассники пополняют свой активный словарный запас научными терминами, тренируются в правильном и уместном их использовании, в создании научных текстов.

Особенностью обучения в 7 классе является то, что на примере лингвистических текстов школьники ов ладевают лексико-семантическим и лексико-грамматическим анализом как инструментом познания сути изучаемых явлений и фактов.

Продолжается работа по культуре устной речи (без ослабления внимания к речи письменной). В частнос ти, идет формирование орфоэпических умений и на выков.

Еще одна важная особенность курса 7 класса, зало женная авторами рассматриваемого учебника, заклю чается в усилении неформального контроля (не только письменного, но и устного) за уровнем подготовки уча щихся. Это не только диктанты с дополнительными заданиями, но и сочинения, изложения, работы по словообразованию, морфологии, фонетике, орфоэпии, лексике, которые даются регулярно.

В 7 классе продолжается изучение теории и прак тики речи. Центральными становятся вопросы, свя занные с публицистическим стилем речи и его разно видностями, с особенностями строения текста — опи сания состояния человека, с использованием прямого и обратного порядка слов в предложении. Новый им пульс получает работа над изложениями и сочинения ми: анализируя тексты разной стилевой и жанровой принадлежности, создавая собственные высказыва ния на заданную тему, школьники должны перестать полагаться только на собственную речевую интуицию, а в немалой степени основываться на знании опреде ленных правил построения текста.

    В 7 классе продолжается целенаправленная работа над важнейшим видом речевой деятельности — чтением, которое  организовано на основе лингвистических и художественных текстов.

Лингвистические тексты реализованы в основном под рубрикой «Рассуждайте на лингвистические те мы», а также в виде упражнений о творчестве россий ских лингвистов.

На изучение русского языка в 7 классе программой выделено 170 часов, из них на уроки речи — 40.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 7 классе  сводятся к следующему:

  1. Научить производить
  1. морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе,
  2. синтаксический разбор предложений  с причастным  и деепричастным оборотами, сложных предложений с союзами;

составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

2. Формировать прочные орфографические  и пунктуационные умения и навыки, находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

3. Закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка.

4. Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать  на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов,  устанавливать смысловые части текста, определять их связи.

5. Формировать и развивать умения:

  1. адекватно воспринимать тексты различных функциональных стилей и разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций;
  2.  создавать собственные письменные  тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы на основе отбора необходимой информации в соответствии  со сферой, ситуацией и условиями речевого общения;
  3. создавать устные и письменные тексты основных жанров публицистического стиля;
  4. подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
  5. писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
  6. собирать и систематизировать материал к сочинению  с учётом темы и основной мысли;
  7. грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы;
  8. совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть сле дующими умениями:

по орфоэпии: правильно произносить упо требительные слова изученных частей речи;

по словообразованию: объяснять значе ние слова, его написание и грамматические призна ки, опираясь на словообразовательный анализ и ти пичные словообразовательные модели;

по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и сис тему формоизменения;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчи нительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

по орфографии: характеризовать изучен ные орфограммы, объяснять их правописание; пра вильно писать слова с изученными орфограммами;

по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в 5—7 классах знаки препинания;

пользоваться разными видами лингвистических  словарей.

РАЗДЕЛ «РЕЧЬ»

Основные умения

Чтение. Выразительно читать текст публицисти ческого стиля, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.        

Анализ текста. Определять стиль речи; нахо дить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи, определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; вы делять в тексте описание состояния человека; нахо дить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний и пр.

Воспроизведение текста. Подробно, сжато и вы борочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оцен ку и другие изученные типы речи.

Создание текста. Создавать устные и письмен ные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Писать сочинение-описание внешности и состояния человека (по личным наблю дениям, по картине), характеристику человека, сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметку в га зету, рекламные аннотации.

Совершенствование текста. С учетом стиля речи совершенствовать   написанное: повышать вырази тельность речи, используя в высказываниях разго ворного, художественного и публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

7 класс

Программа М.М.Разумовской

Тема

Тип

урока

Дата

Элементы содержания

           Цели

Виды и формы

контроля

Повторение

                                                                                                                       

                                                                            О языке. 2 + 2р/р

1

Язык как развивающееся явление.

 Знакомство с учебником русского языка для 7 класса

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе, как явление развивающееся, изменяющееся течением времени.

     Иметь представление о том, как язык развивается, изменяется с течением времени. Строить небольшое рассуждение на данную лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа.

Работа с текстом; составление миниатюры «Жизнь языка – это драма языка»

2

Этимология как раздел о языке

Этимология как раздел лингвистики.  Этимологические словари. Порядок этимологического разбора.

     Иметь представление об этимологии как разделе лингвистики и уметь пользоваться этимологическим словариком при объяснении значения, происхождения и правописания слов.

Работа с текстом, этимологическим словарем; этимологический анализ слова как текст

3-4

Что мы знаем о стилях и типах речи, о тексте.

р/р

Обобщение изученного о стилях. Расширение круга сведений о речевых средствах, характерных для художественной, деловой, научной и разговорной речи. Деятельность лингвиста Г.О.Винокура                                                          

 Формирование умения строить связное научное высказывание с опорой на обобщающую схему («читать схемы»), относить текст к тому или иному типу речи, выделять в тексте смешанного типа изученные типовые фрагменты, а в них опорные слова («данное» и «новое»).

Высказывание научного стиля.

Стилистический разбор небольшого текста

Рассказ об ученом- лингвисте

Повторение изученного о типах речи, о строении типовых фрагментов текста.

         

                         Закрепление и углубление изученного в 6 классе.  31 + 9 р/р+ 4 к/р

5 -6  

Звуковой анализ слов. Фонетика и орфоэпия .

 Звуковая сторона русской речи

     На программном уровне владеть основными сведениями из области фонетики и орфоэпии.

     Уметь проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, сопоставлять произношение и написание слов; владеть навыками пользования орфоэпическим словариком, чтения словарной статьи. Опознавать звукопись в поэтических текстах; понимать роль этого приёма в создании художественного образа.

Фонетический и орфоэпический разбор слов

Повторить фонетический и орфоэпический разбор слов

7

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Разбор слова по составу.

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова.

      Знать способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение.

      Уметь определять приставочный, суффиксальный способ образования слов, сложение; для сильных учащихся – приставочно-суффиксальный, сложение с одновременным присоединением суффикса.

   

Выборочный диктант с творческим заданием (добавление ласкательных суффиксов).

Способы образования слов с помощью морфем: при-ставочный, суффиксаль-ный, приставочно-суффиксаль-ный, сложение.

8-9

Словообразовательная цепочка

Словообразовательное гнездо как группа однокоренных слов, расположенных в определённом порядке, который показывает последовательность образования родственных слов друг от друга.

Уметь построить словообразовательную цепочку  однокоренных слов и на её основе определить морфемное строение слова.

Уметь работать со словообразовательным словариком, анализируя словообразовательные гнёзда и представленные в них словообразовательные цепочки.

   

Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев.

10

Неморфологические способы образования слов

Основные способы неморфологического образования слов: переход из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово.

 Иметь представление об основных способах неморфологического образования слов: переход из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово.

      Используя этимологический словарик, уметь объяснить, какие изменения произошли в морфемном строении слова.  

Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу.

11

Контрольная работа  №1 по словообразованию и фонетике  

к/р

Задания по фонетике и словообразованию

Уметь делать фонетический, словообразовательный, морфемный разбор.

Работа по словообразованию, морфемике, фонетике, орфоэпии

12

Способы и средства связи предложений в тексте.

р/р

   Обобщение изученного материала о тексте,

его теме, основной мысли.

Способы и средства  связи предложений в тексте.

                            

Знать средства связи и  способы связи предложений в тексте: последовательный и параллельный.          Уметь

составлять небольшие тексты с последовательной связью.

Аналитическая работа с текстом

      Повторение изученного о тексте, его теме, основной мысли, способах и средствах связи предложений в тексте.

13-14

Полное изложение по тексту «Ленька, любимец ребят»

р/р

Подготовка к письменному изложению.

Проверка умения полно, подробно излагать текст, уровня орфографической и пунктуационной подготовки.

  Уметь полно, подробно излагать текст с сохранением авторского стиля.  

Изложение по тексту «Ленька, любимец ребят».(упр.81)

15

Правописание: орфо-графия и пунктуация.

       Понимать значение письма и чтения, правил правописания для жизни людей. Свободно владеть орфографическим словарём.

      Знать основные разделы орфографии: правила употребления букв, правила слитно-дефисно-раздельных написаний, правила употребления прописных букв.

     Уметь назвать пунктуационные знаки; знать изученные правила употребления запятой, тире, двоеточия, кавычек.

Объяснительный диктант

16-17

Ъ и ь разделительные. Ь для обозначения мягкости согласного. Ь как показатель грамматической формы

Ъ и ь разделительные. Ь для обозначения мягкости согласного. Ь как показатель грамматической формы

Владеть орфографическим словарем. Знать правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь, Ь для обозначения мягкости согласного звука. Безошибочно писать слова с данными орфограммами.

Объяснительный диктант.

Повторение правила: правописания Ъ и Ь

18

Буквы о-ё после шипящих и ц

Правила: О и Ё после шипящих и Ц в корне слова, суффиксе и окончании  

Знать правила употребления на письме букв О и Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Безошибочно писать слова с данными орфограммами.

Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы

Повторение правила: О и Ё после шипящих и Ц в корне слова, суффиксе и окончании  

19-20

Правописа-ние приставок.

Правила правописания приставок. Орфографический и пунктуационный разбор.

    Знать группы приставок с учетом правил их правописания. Уметь находить соответствующие примеры, верно писать слова с данными приставками.

Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы.

Распределительный диктант с взаимопроверкой.. Творческая работа: составить словосочетания с орфограммой по теме, а затем небольшой текст

Повторить правила правописания приставок. Орфографический и пунктуационный разбор

21 -22

Орфограммы в корнях слов.

Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Постановка ударения.

      Знать виды орфограмм в корне слова: проверяемые гласные и согласные, непроверяемые гласные и согласные, чередующиеся о – а, е – и, о – ё после шипящих, непроизносимые согласные. Уметь характеризовать орфограммы корня, верно обозначать на письме гласные и согласные корня, аргументируя написание.

      Владеть способом подбора проверочных слов, ориентируясь на значение корня, доказывая верность написания с помощью опоры на однокоренное слово.

      Знать, уметь написать корни с чередованием гласных о – а, е – и.

      Знать частотные слова с буквами о – ё после шипящих.  

Тематический тест. (15мин.)

Составление тематического словарного диктанта (спорт) с орфограммой в корне.

Повторить орфограммы в корнях слов: проверяемые гласные и согласные, непроверяемые гласные и согласные, чередующиеся о – а, е – и, о – ё после шипящих, непроизносимые согласные.

23-24  

Правописа-ние суффиксов.

Правила написания

гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий.

       Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы существительных (-ость, -от, -изн, -тель, -ик, -ек) и прилагательных (-чив/-лив, -ов/-ев, -еньк/-оньк, -оват/-еват и др.), уметь привести примеры слов с данными суффиксами, верно их писать. Знать суффиксы причастий и условия их употребления. Разграничивать и верно писать суффиксы прилагательных и причастий с буквами н, нн.

Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Тренировочные упражнения по алгоритму.

Повторить правописание суффиксов существительных (-ость, -от, -изн, -тель, -ик, -ек) и прилагательных (-чив/-лив, -ов/-ев, -еньк/-оньк, -оват/-еват и др.), суффиксы причастий, суффиксы прилагательных и причастий с буквами н, нн.

25

Сочинение-описание с элементами повествова-ния  репродукции картины «Керженец» (упр.129)

р/р

Работа с графическими изображениями фрагментов памятника архитектуры, объяснение терминов, история создания памятника, описание

Уметь писать сочинение-описание памятника с элементами рассуждения, использовать специальную лексику в собственном тексте, подбирать языковые средства в научно-популярном стиле.

    Сочинение-описание с элементами рассуждения

Тип речи - описание

26-27

Правописа-ние окончаний

Правила написания безударной гласной в  

в окончаниях  существительных, прилагательных, глаголов и причастий,

применение их на письме

Знать способ определения  

написания окончаний слов разных частей речи.  

Уметь свободно им пользоваться.

Контрольное списывание.

28-29

Правописа-ние н и нн в суффиксах разных частей речи.

Правила написания н и нн в суффиксах разных частей речи.

Знать правила употребления на письме суффиксов имён прилагательных и причастий с н, нн.

тест

ПОВТОРИТЬ правила написания н и нн в суффиксах разных частей речи.

30-31

Контроль-ный  диктант  №2 с дополни-тельными заданиями и его анализ

к/р

Проверить усвоение правил слитного и раздельного

употребления не с разными частями речи, -Н- и –НН- в разных частях речи, правописания окончаний, суффиксов и приставок

 

Знать правила

слитного и раздельного

употребления не с разными

частями речи, -Н- и –НН- в разных частях речи, правописание окончаний, суффиксов и приставок и уметь применять их при написании

членами.

Диктант «Картины Левитана», УМК, стр. 111

32-33

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

Правила слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Применения правил на письме. Алгоритм.

       Знать правила слитного и раздельного написание НЕ с разными частями речи, уметь применять его, действуя по алгоритму.  Различать «глаголы и его формы – существительные и прилагательные.

Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой

Правила слитного и раздельного написание НЕ с разными частями речи

34

Не и ни в отрицатель-ных место-имениях.

Правила написания не и ни в составе отрицательных местоимений

         Знать правила написания не и ни в составе отрицательных местоимений, условия их слитного и раздельного употребления; уметь приводить соответствующие примеры и верно писать указанные слова.

Карточки

Правила написания не и ни в составе отрицательных местоимений

35 -36

Употребле-ние дефиса

Употребление дефиса в предлогах, сложных существительных и прилагательных, местоимениях.

        Знать правила употребления дефиса в предлогах, сложных существительных и прилагательных, местоимениях. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис в изученных группах слов.

Тест, словарный диктант.

Правила употребления дефиса в предлогах, сложных существительных и прилагательных, местоимениях.

37

Тестирова-ние.

к/р

Проверить усвоение материала по теме «Наречие»

Тесты.

38

Повторение изученного по теме «Правописание: орфография и пунктуация»

Повторение изученного по теме. Подготовка к контрольному диктанту по теме «Правописание: орфография и пунктуация»

Знать изученные правила правописания и орфографии, уметь применять их при написании

Объяснительный диктант

39-40

Контроль-ный диктант №3 по теме «Правописание: орфография и пунктуация»  и его анализ.

к/р

      Проверить усвоение правил слитного или раздельного употребления не с разными частями речи, написание не – ни с отрицательными и неопределёнными местоимениями, некоторых групп сложных слов, правописание окончаний прилагательных и причастий, суффиксов глаголов и причастий, а также других орфограмм.

     Проверить усвоение правил оформления сложных предложений, предложений с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами.

      Знать правила слитного или раздельного употребления не с разными частями речи, написание не – ни с отрицательными и неопределёнными местоимениями, некоторых групп сложных слов, правописание окончаний прилагательных и причастий, суффиксов глаголов и причастий, а также других орфограмм.

     Знать правила оформления сложных предложений, предложений с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами.

41

Словарное богатство русского языка.

Лексика русского языка как богатство. Работа с лексическими группами, анализ лексического материала.

Деятельность и заслуги ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова

   Знать, что такое лексический запас человека. Уметь работать с различными типами лексических словарей. Знать о деятельности и заслугах ученого-лингвиста Д.Н.

Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике. Объяснение научных терминов.

Терм ин

42-43

Грамматика: морфология и синтаксис

Работа по интерактивной таблице «Части речи» и схеме-таблице «Члены предложения» Закрепление навыков разграничения частей речи и членов предложения.

       Понимать, что такое грамматика. Знать её основные разделы. Опознавать части речи и их морфологические признаки.

      Проводить разбор слов по частям речи; проводить синтаксический разбор предложений в рамках изученного материала.

Объяснительный диктант

Части речи и их морфологические признаки. Синтаксический разбор предложений

                                                                         2 четверть.

44-45

Стили речи. Публицисти-ческий стиль речи.

р/р

         Знакомство с публицистическим стилем: сфера применения, задачи, характерные черты. 

      Знать специфику и особенности публицистического стиля, уметь видеть эти особенности в тексте. Формирование умения узнавать высказывания публицистического стиля при восприятии устной речи (по радио, телевидению) и письменной (чтение газеты).

Лингвистический рассказ с опорой на таблицу о публицистическом стиле в парах.

Анализ текстов публицистического стиля.

 

46

Заметка в газету.

р/р

Признаки публицистического стиля текста. Памятка «Как писать заметку в газету».

     Знать отличительные признаки заметки в газету.

    Формировать умение просматривать детские и юношеские газеты, находить в них заметки об интересном факте, определять их тему, основную мысль, тип речи (обычно повествование).

Сочинение. Заметка в газету «Человек и природа в родном крае»)

47-48

Заметка в газету. Подготовка к сочинению в жанре замет-ки в газету

р/р

Подготовка к сочинению в жанре заметки в газету

Подготовка к сочинению в жанре заметки в газету

Уметь писать заметки в газету.

Написание заметки в газету.

                                                                                                                             

                                                                                                           

                                                                        Наречие 30+ 11 р/р +2 к/р

49

Какие слова являются наречиями.

Дать понятие о наречии как части речи. Формировать

умение узнавать наречие,

доказывать свое мнение; отличать от  других словоформ

  Знать морфологические признаки наречия. Уметь отличать наречия от других частей речи, «видеть» наречие в тексте  

Лингвистический рассказ с использованием таблицы. Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями.

Морфологические признаки наречий.

50-51

Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи.

Наречие и созвучные формы других частей речи. Порядок морфологического разбора наречия.

Знать способы отличия наречий от других частей речи.

Уметь сопоставлять наречия с другими частями речи и производить его морфологический разбор.

Аналитическая работа с текстом

52-53

Разряды наречий по значению.

Разряды наречий по значению.

      Знать разряды наречий по значению; определять в тексте значение употреблённых наречий.

Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров

54-55

Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий.

Образование степеней сравнения наречий.

   Знать способы образование сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий, критерии их разграничения от сравнительной степени прилагательных, уметь употреблять наречия как средство связи частей текста, для уточнения различных смысловых оттенков, соблюдать нормы образования и употребления наречий в  сравнительной и превосходной степени.  

Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений

Морфологический разбор наречий

56-57

Словообразование наречий.

Образование наречий с помощью приставок и суффиксов

     Иметь представление об основных способах образования наречий: суффиксальный, приставочно-суффиксальный, приставочный, сложение разных видов.

    Определять указанные способы образования наречий.

  Знать способы образования наречий с помощью приставок и суффиксов. Уметь различать морфологические омонимы, доказывая свой выбор

    Проводить морфемный разбор наречия на основе семантико-словообразовательного анализа.

Лингвистическое рассуждение. Объяснительный диктант.

Способах образования слов: суффиксальный, приставочно-суффиксальный, приставочный, сложение разных видов.

Омонимы.

58-59

Сочинение по картине (упр.240)

р/р

 Картина В.Е.Майкова «Свидание»

60-61

Правописа-ние наречий, образован-ных от суще-ствительных.

Правила  слитно-раздельного написания

наречий.  

Различие наречий и омонимичных словоформ.

     Знать правописание наречий, предложенных для заучивания; разграничивать наречия и созвучные им формы других частей речи (в миг – вмиг и др.)

Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Составление предложений или текста с такими конструкциями.

62

Правописа-ние не с наречиями на –о и –е.

Закрепление правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными, существительными, определяя взаимосвязь с правилом правописания НЕ с наречиями на -О, -Е

   Знать условия выбора слитного и раздельного написания Не с наречиями и другими частями речи.  

Уметь формулировать общее правило правописания НЕ с наречиями, прилагательными и существительными, безошибочно писать НЕ с наречиями.

Подбор к наречиям синонимов с приставкой НЕ-, лингвистический рассказ по интерактивной таблице. Распределительный диктант: слитно или раздельно?

63-64

Правописа-ние н и нн в наречиях на о (е).

Правило Н и НН в наречиях. Повторение правила написания Н и НН в прилагательных.

   Знать правило написания Н и НН в наречиях, анализировать роль наречий в речи.  

Образование наречий с Н и НН от прилагательных. Распределительный диктант. Работа с текстом.

65

Буквы о, е на конце наре-чий после шипящих.

О и Е на конце наречий  после шипящих.

 Знать правило и уметь осуществлять правильно выбор -О и Е на конце наречий  после шипящих для безошибочного написания

Работа с текстом

66

Типы речи. Рассуждение – размышле-ние.

р/р

Тексты публицистического стиля. Фрагменты рассуждения-размышления в тексте. Виды рассуждений. Композиция сочинения-рассуждения.

    Знать признаки публицистического стиля, уметь выделять фрагменты рассуждения-размышления в тексте  

Анализ текстов-рассуждений. Редактирование текста.

Создание небольшого текста-рассуждения.

67-68

  Сочинение по данному началу – тексту В.П.Крапивина картине

р/р

Проверить умение создавать тексты публицистического стиля по данному началу.

   Уметь создавать тест публицистического стиля по данному началу.

Сочинение-рассуждение по данному началу  упр.274.

69

Буквы о, а на конце наречий.

-О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-

    Знать правило употребления суффиксов о, а, зависящих от приставки.

Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом

70-71

Дефис в наречиях.

 Дефис в наречиях.

    Знать словообразовательные признаки наречий, которые пишутся через дефис. Находить эти наречия в тексте и верно писать их. На основе семантико-грамматического анализа разграничивать созвучные словоформы (по зимнему пути, по-зимнему холодно)

Комментированное письмо.

Анализ текстов-рассуждений, части которого связаны с помощью наречий и наречий-вводных слов (во-первых, во-вторых)

Повторение: дефис в местоимениях

72

Не и ни в отрицательных наречиях.

Не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях.

    Знать правило и верно писать отрицательные наречия. Осознавать сходство и различие в правописании отрицательных местоимений и отрицательных наречий.

Распределитель-ный диктант.

Аналитическая работа с текстом.

  Не и ни в отрицательных местоимениях.

73

Мягкий знак на конце наречий после шипящих.

 Обобщенное правило    употребления   ь   после шипящих в конце слов раз ных частей речи.

 Владеть обобщенным правилом   употребления   ь   после шипящих в конце слов раз ных частей речи. Безошибочно писать наречия на шипящий.  

Лингвистичес-кий рассказ по таблице

74 –75  

Контроль-

ный дик-тант №4 с грамматико-орфографи-ческими заданиями.

к/р

Проверка знаний, умений и навыков

Проверить усвоение ранее изученного материала: орфограмм корня, правописания окончаний слов, правил постановки знаков препинания в сложных предложениях, в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами.

76

Употребле-ние наречий в речи.

 Употребление наречий в речи.

    Понимать роль наречий в художественном и научном тексте; разницу между обстоятельственными и определительными наречиями.

    Уметь объяснять роль наречий в текстах разных стилей и употребить их точно и выразительно в собственном высказывании.

 Работа с текстами художественного стиля.

77-78

Резервные уроки

                                                                            3 четверть.

79

Употребле-ние наречий в речи.

 Употребление наречий в речи.

    Понимать роль наречий в художественном и научном тексте; разницу между обстоятельственными и определительными наречиями.

    Уметь объяснять роль наречий в текстах разных стилей и употребить их точно и выразительно в собственном высказывании.

 Работа с текстами художественного стиля.

80-81

Сочинение по картине (упр.(296)

р/р

Картина Б.М.Кустодиева «Масленица»

82-83

Произноше-ние наречий

 Произношение наречий.

Уметь произносить наиболее употребительные наречия, применяя правила произношения и ударения.

Работа с орфоэпическим словарем.

84-85

Описание состояния человека

р/р

Текст со значением описания состояния человека. (упр.296)

    Познакомить со строением фрагмента текста со значением «описание состояния человека». («Данное» обозначает лицо, «новое» – его состояние, ведущий способ связи предложений – параллельный.) научить замечать и выделять типовые фрагменты со значением состояния лица при чтении художественных произведений; находить в предложениях опорные слова и выражения, передающие состояние героев произведения.

    Рассмотреть способы выражения «данного» и «нового» в типовых фрагментах со значением состояния человека.

    Формирование умения варьировать способы выражения «данного» и «нового» при создании фрагментов текста со значением состояния лица.  

Аналитическая работа с фрагментами текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания.

86-87

Сочинение (упр.(325)

р/р

88-89

Повторение и обобщение по теме «Наречие».

Морфологические признаки наречия. Правописание наречий. Наречие в словосочетании. Наречие как средство связи предложений

Уметь опознавать наречия на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов. Уметь различать наречия и созвучные слова других частей речи, определять разряды наречий, пользоваться орфографическим словарем, производить морфемный разбор.

Редактирование текста. Творческое списывание.

90 –91  

Контроль-

ный дик-тант №5 с грамматико-орфографи-ческими заданиями и его анализ.

к/р

Проверка знаний, умений и навыков  по теме «Наречие»

Проверить усвоение ранее изученного материала: Н и НН в наречиях; Не и ни в отрицательных наречиях; мягкий знак на конце наречий после шипящих; буквы о, а на конце наречий; дефис в наречиях.

                                                                                         

                                                                                       Служебные части речи    39+ 14 р/р +3 к/р

92

Самостояте-льные и служебные части речи

Иметь представление о самостоятельных и служебных частях речи, уметь определять части речи

Выборочный диктант

Самостоятельные и служебные части речи

Предлог 9 + 4р/р +1 к/р

93-94

Предлог как часть речи. Разряды предлогов.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении. Разряды предлогов

  Знать определение предлогов и уметь отличать его от приставок и других служебных частей речи. Знать разряды предлогов. Уметь определять производные предлоги, их происхождение, правильно писать и проводить их синонимическую замену.  

Лингвистический рассказ по интерактивной таблице. Распределительный диктант. Работа с текстом: синонимическая замена предлогов.

95-98

Правописа-ние предлогов.

Роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Морфологический разбор предлога.

     Знать, какие предлоги пишутся через дефис. Верно писать производные предлоги, соотносимые с другими частями речи: вследствие, навстречу, несмотря, ввиду, в течение, в продолжение, в заключение.

 Тест 15 мин.

Взаимодиктант.

твлрческое списывание. Морфологический разбор предлога.

99-101

Употребле-ние предлогов в речи.

Употребление предлогов в речи. Работа с текстами.

    Совершенствовать умение употреблять предлоги в составе глагольных и именных словосочетаний, соблюдая современные нормы русского литературного языка.

    Учиться обнаруживать ошибки, связанные с употреблением производных и непроизводных предлогов, исправлять эти ошибки.

Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, Озаглавливание.

102

Контроль-ный дик-тант №6 с граммати-ческим заданием.

к/р

Проверка знаний, умений и навыков  по теме «Предлог»

Проверить усвоение изученного материала: правописание производных и непроизводных  предлогов.

103 –104

Прямой порядок слов в спокойной монологической речи.

р/р

Прямой порядок слов в спокойной монологической речи, его особенности в текстах разных типовых значений. Предложения, не членящиеся на данное и новое. Формирование умения использовать в речи не расчленяемые предложения

     Прямой порядок слов в спокойной монологической речи. Зависимость порядка слов в предложениях от замысла автора. «Данное» и «новое» как смысловые части предложения, их последовательность в спокойной монологической речи. Формирование умения устанавливать нужный порядок слов с учётом развития мысли в тексте.  

Особенности порядка слов в текстах разных типовых значений. Предложения, не членящиеся на «данное» и «новое»; прямой порядок слов в этих предложениях. Формирование умения использовать в тексте не расчленяемые предложения.

Прямой порядок слов в спокойной монологической речи (упр.368).

Редактирование текста.

105-106

Обратный порядок слов в спокойной монологической речи.

р/р

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи.

Знать особенности обратного порядка слов в текстах различных типовых значений.

Уметь замечать обратный порядок слов

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.374).

                                                                                                                         

Союз 8 + 4р/р + 1к/р

107 –108

Союз как часть речи. Разряды союзов

Сведения о союзе как части речи;   союзы в предложении,   схемы предложения и  их грамотное оформление   на письме.

   Знать разряды союзов и типы предложений, в которых они употребляются. Знать перечень простых и составных союзов и уметь различать их. Уметь употреблять союзы для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного.

 Составление предложений по схемам. Лингвистический рассказ «Что я знаю о союзе»

109– 111

Правописа-ние союзов.

Формировать умение пра-

вильно писать составные

союзы, различать союзы и

омонимичные слова.

     Знать и безошибочно писать союзы, предложенные для заучивания.

     Отличать союзы от созвучных им местоимений с предлогами (зато – за то дерево) или частицами или от наречий с частицами (я также пойду – я поступлю так же)

Тест 10 мин.

Осложненное списывание

112– 114

Употребле-ние союзов в простых и сложных предложе-ниях

Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова.

Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме.

    Иметь представление о союзных словах, их роли в сложноподчинённом предложении и отличии от подчинительных союзов.

Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении.

115

Контроль-ный дик-тант №7 с граммати-ческим заданием.

к/р

Проверка знаний, умений и навыков  по теме «Союз»

Проверить усвоение изученного материала: правописание союзов.

116-117

Описание внешности человека.

р/р

   Описание внешности человека.

         

    Описание внешности человека – деловое и художественное. Формирование умения отбирать признаки для того и другого описания.

    Строение текста: описание предмета (возможно в сочетании с описанием места). Совершенствовать умения анализировать и строить текст, используя в нём конструкции, характерные для описания предмета (кто? (что?) – какой?) и описания места (где? – что?).

    Формирование умения строить текст со значением описания внешности человека, выбирая в зависимости от основной мысли тот или иной способ выражения признака (словосочетание, предложение, тип речи).

     Сочинение-миниатюра «Кто он? Портрет интересного человека.»  

Аналитичекая работа с текстом: №430.431.

Лингвистическая игра: угадай по взгляду, какое у человека настроение

118-119

Сочинение. ((упр.440-442)

р/р

Частица 16 + 2 р/р + 1к/р

120– 121

Частица как часть речи. Разряды частиц.

Частица как часть речи. Разряды частиц.

    Знать признаки частицы как части речи, уметь опознавать частицы в предложениях, с верной интонацией произносить предложения с частицами, передающими разные оттенки значения.

    Различать разряды частиц и те значения, которые ими передаются.

Лингвистический рассказ по таблице. Составление текста с употреблением в нем частиц.

122-123

Правописа-ние частиц.

Формирование умения раздельно-дефисного написания  частиц.  Закрепление

умения определять, к какой части речи относится слово.

 

Знать правила употребления и написания частиц ли, же, бы, -то, -ка. Разграничивать частицы и приставки не,; верно писать их.

Объяснительный диктант.

Тест 15 мин.

124 – 125

Изложение

р/р

    Научить определять смысловую структуру текста, вычленять в нём подтемы и микротемы, находить в тексте основную и дополнительную информацию.

126-127

Резервные уроки

                                                                              4 четверть

128

Правописа-ние частиц.

Формирование умения раздельно-дефисного написания  частиц.  Закрепление

умения определять, к какой части речи относится слово.

 

Знать правила употребления и написания частиц ли, же, бы, -то, -ка. Разграничивать частицы и приставки не,; верно писать их.

Объяснительный диктант.

Тест 15 мин.

129-130

Правописа-ние частиц не и ни

Формирование умения написания  частиц не и ни.  

Знать случаи употребления на письме частиц не и ни с отдельными частями речи.

    Уметь объяснять их правописание и верно употреблять в собственной письменной речи.

131-132

Разграниче-ние частиц и приставок не и ни

Формирование умения написания  частиц и приставок  не и ни.  

Знать случаи употребления на письме частиц не и ни с отдельными частями речи. Разграничивать частицы и приставки не, ни; верно писать их.

    Уметь объяснять их правописание и верно употреблять в собственной письменной речи.

Объяснительный диктант

133-134

Употребле-ние частиц не и ни  в речи.

Объяснить смысловую роль частицы   в  анализируемом  высказывании.

    Наблюдать за использованием частиц в отрывках из художественных текстов.

Составление текста с употреблением частиц.

135 – 136

Контроль-ная работа №8

Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.

к/р

Проверить усвоение напи сания частиц, местоимений, наречий:   правил  пунктуа ции   сложного   предложе ния, предложений с прича стными и деепричастными оборотами, с однородными членами.

Знать    правила    написания частиц,  местоимений,  наре чий,   пунктуацию   сложного предложения, предложения с причастными и деепричаст ными оборотами, с однород ными членами.

137-138

Произношение предлогов, союзов, частиц

Упражнять   в   правильном

произношении    предлогов,

союзов, частиц.

Знать    некоторые    правила

ударения в предлогах, сою-

зах,    частицах.    Правильно произносить наиболее упот ребительные предлоги, сою зы, частицы в текстах и фра зах разных жанров и стилей

Работа с орфрэпическим словарем. Произношение предлогов, союзов и частиц

Междометие и звукоподражательные слова 5 + 4 р/р

139 – 140

Междоме-тия и звуко-подражательные слова

Познакомить учащихся с междометием как частью речи, назначением в языке,

употреблением в роли других частей речи. Формировать умение отличать междометия от знаменательных

и служебных частей речи. Совершенствовать навыки выразительного чтения высказывания.

   Знать языковые особенности междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий.

    Уметь определять роль междометия в высказывании.

    Совершенствовать навыки выразительного чтения высказывания.

Образование слов разных частей речи от междометий.

Употребление междометий в реи (в тексте).

141

Правописа-ние междо-метий и звукоподра-жательных слов. Знаки препинания в предложе-ниях с междометиями.  

    Опознавать звукоподражательные слова. Выразительно читать предложения со звукоподражаниями.

Карточки.

142-143

Омонимия разных частей речи.

 Закрепить   умение   различать  омонимичные  формы и правильно писать их.

Уметь различать омонимичные части речи на основе семантико-грамматического анализа.

тест 15 мин.

144 -  145  

Характеристика человека.

р/р

Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению. Учить определять смысловую структуру текста, вы членять  в нём микротемы,     находить     в тексте основную и допол нительную информацию.

     Уметь отбирать материал для

сжатого изложения.

Характеристика человека на основе портрета с использованием опорных слов.

146 – 147

Сочинение (упр.525)

р/р

                                                    Повторение. 20 + 6 р/р +2 к/р

148-149

Фонетика. Орфоэпия.

Повторить трудные вопросы темы, порядок фонетического разбора.

Знать предмет изучения фо-

нетики  и   орфоэпии.   Уметь записывать   слова   в   транс крипции, делать фонетический разбор слов

Работа с орфоэпическим словариком при выполнении заданий; работа с орфоэпическим тренажером.

Тест 20мин

150-152

Состав слова и словообразование.

Словообразование. Повторение способов словообразования. Презентация с заданиями.

Уметь производить словообразователь-ный разбор слова, морфемный разбор, образовывать словообразователь-ную цепочку, восстанавливать ее звенья.

Выполнение заданий по составу слова и словообразованию на основе повторительной презентации.

Тест 10 мин

153-155

Лексика и фразеология.

Повторить понятия - лексическое  значение  слова, прямое и переносное значение, синонимы, омонимы, фразеологизмы

Уметь толковать слово в контексте, работать с толковыми словарями, определять прямое и переносное значение, синонимы, омонимы, фразеологизмы. Уметь находить нарушение лексических норм.

Аналитическая работа с текстом.

работа с толковым словарем

156-157

Контрольная работа №9 и её анализ.

к/р

158-159

Повторение по разделу «Речь»

р/р

Нормы построения текста. Стили речи, типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Строение типовых фрагментов.

Знать нормы построения текста. Знать характерные черты стилей речи и типов речи, уметь объяснять, с какой целью они используются в тексте, использовать самостоятельно в тексте.

Создание вторичного текста-описания состояния окружающей среды

160-163

Грамматика, морфология и синтаксис.

Грамматика, морфология и синтаксис: повторение знаменательных частей речи, их синтаксической роли. Нарушение грамматических норм и их устранение.

Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена

Рассуждение на лингвистическую тему на основе схемы: №571.

Аналитическая работа с текстом из учебника истории, осложненное списывание (№572, 579

164-166

Орфография. Пунктуация.

Закрепить трудные вопросы раздела, связанные с правописанием (звонкие -глухие согласные, непроизносимые согласные, роль ьи ъ; безударные гласные. Закрепить  умение

Знать основные правила орфографии и пунктуации и правильно писать знаменательные и служебные части речи в тексте, расставляя знаки препинания.

Контрольное списывание с восстановление верных написаний слов и пропущенных знаков препинания.

Словарный диктант: №594 Творческая работа (№598)

167-168

Итоговая тестовая работа по курсу русского языка и речи и её анализ.

к/р

Итоговая проверка знаний по всем разделам

Уметь выполнять задания по всем изученным разделам

Задания в тестовой форме

169-170

Стили и типы речи.

р/р

Стили и типы речи.

Знать признаки стилей и типов речи.

Уметь преобразовывать текст одного стиля в текст другого стиля. выполняя его задачу.

Преобразование текста одного стиля в текст другого стиля (№600)

171-172

Сочинение.

р/р

Знать признаки стилей и типов речи.

Уметь применять полученные знания на практике.

173-175

Резервные уроки

Примечание: неиспользованные резервные часы добавляются на раздел «Повторение»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...