Авторская программа
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Предлагаемый практический курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры.
Цель:обеспечение овладения основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Бурундуковская средняя общеобразовательная школа им. Р.Калимуллина Кайбицкого муниципального района РТ»
«Утверждаю»
Директор МОУ
«Бурундуковская средняя
общеобразовательная школа
им. Р.Калимуллина
Кайбицкого муниципального района РТ»
__________ /Гарафиев Р.Р./
Приказ № ___ от _________ 2008 г.
Авторская программа
«Обучение изложению на основе повторения грамматики русского языка»
(для учащихся 9 класса)
Составитель программы: Хузина Р.Ф.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Бурундуковская средняя
общеобразовательная школа
им. Р.Калимуллина
Кайбицкого муниципального района РТ»
Рассмотрена на заседании педсовета
«____» _________________ 2008 г.
Прошла экспертизу на зеседании РМО
учителей русского языка и литературы
«_____»___________________2008 г.
Пояснительная записка
Предлагаемый практический курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры.
Цель: обеспечение овладения основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачей курса является
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
На каждом занятии предусматривается минимум теоретических знаний (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции; закрепить знания по орфографии и пунктуации, формирование устойчивых навыков).
Содержание программы учебного курса
1. Вводное занятие. Цели и задачи курса (1ч)
Цели и задачи курса.
Рекомендации по психологической подготовке к экзамену выпускников и их родителей «Экзамены: как к ним подготовиться и как их пережить». Понятия «текст», «главная мысль текста». Устный пересказ текстов. Выделение главной мысли.
2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. (1ч)
Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению тестовых заданий.
Мини-сочинение «Скоро экзамен. Мои первые впечатления». Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на начало обучения.
3. Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (2ч)
Понятие об изложении. Виды изложений.
Алгоритм написания изложения (Приложение1) Упражнения для подготовки учащихся к изложению. Упражнения на сравнение исходного текста с его письменным изложением.
Анализ ученического изложения. Работа над ошибками.
4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. (1ч)
Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста:
- определить тему текста,
- пе ресказать его содержания, -ответить на вопросы: кто действующее лицо, что про изошло, почему, где, когда и т. д.,
-восстано вить последовательность эпизодов ,
-определить общий смысл текста: что хотел сказать автор, -какова главная мысль текста,
-каково отношение автора к проблеме, поставленной в тексте.
Понятие «авторский стиль изложения».
Упражнения для подготовки учащихся к изложению
6. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. (2ч.)
Искусство слушать текст. Как составить план текста. Основные пункты плана. Последовательность событий. Выделение микротем.
Упражнения в абзацном членении текста.
Коллективная работа – составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану.
Упражнения для подготовки учащихся к изложению
7. Подготовка рабочих материалов к изложению (2ч)
Подготовка рабочих материалов к изложению. Выделение микротем. Составление плана. Словарная работа. Изложение каждой микротемы. Анализ черновых работ. Исправление недочетов.
8.Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. (1ч)
Понятие «сжатое изложение». Особенности сжатого изложения. Сравнение текста полного изложения с текстом сжатого изложения, написанному по одному исходному тексту. Практикум по сокращению текста.
9. Приемы компрессии текста. (5ч)
Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. – 1ч
Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) -1ч
Замены:
-замена однородных членов обобщающим наименованием;
-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
-замена предложения или его части указательным местоимением; -замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
-замена сложноподчинённого предложения простым -1ч
Исключения:
-исключение повторов;
-исключение фрагмента предложения;
исключение одного или нескольких из синонимов.
Слияния: -слияние нескольких предложений в одно и т.д.- 1ч.
Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии.-1ч
10. Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения. (1ч)
Словарная работа.
Выделение микротем. Составление плана. Компрессия текста. Изложение каждой микротемы на черновике. Работа над ошибками с использованием памятки «Как работать над сжатым изложением»
11. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)
Написание сжатого изложения.
12. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)
13. Обучающее изложение «Как делаются слова». (3ч)
14.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)
Проверка и оценка сжатого изложения. Критерии оценивания задания С1:
-содержание изложения, -наличие сжатия исходного текста, -смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Рассмотрение системы оценивания задания С1 (Приложение2)
Памятка для анализа изложения. Упражнения для подготовки учащихся к изложению
15.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» (2ч)
Рекомендации по квалификации ошибок.
16.Практическая работа. Подготовка и написанию сжатого изложения. (2ч)
Словарная работа. Выделение микротем.
Составление плана. Компрессия текста.
Изложение каждой микротемы на черновике.
Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения .
17.Проверка и оценка изложения. (1ч)
18.Психологический тренинг « Боремся со стрессом»(1ч)
19.Контрольное изложение. (4ч)
20.Проверка и оценка изложения. Работа над ошибками(1ч)
21. Итоги учебного курса.
Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации на конец обучения.(1ч)
Итого – 34 часа
Календарно-тематическое планирование курса
№ | Дата | Тема | Вид деятельности | Кол-во час |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. Понятия «текст», «главная мысль текста». | теоретический практикум , словарная работа конспектирование | 1 | |
2 | Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению тестовых заданий. | знакомство с образцами КИМов тестирование взаиморецензиро-вание | 1 | |
3 | Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения | составление алгоритма написания изложения | 1 | |
4 | Упражнения для подготовки учащихся к написанию изложения. Упражнения на сравнение исходного текста с его изложением | упражнения, групповая работа информационная переработка письменного текста | 1 | |
5 | Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Анализ текста. | анализ текста | 1 | |
6 | Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение текста | составление плана текста, абзацное членение текста | 1 | |
7 | Составление плана текста. Пересказ содержания текста по составленному плану. Упражнения для подготовки учащихся к изложению | составление плана текста ,пересказ , разноуровневые упражнения | 1 | |
8 | Подготовка рабочих материалов к изложению текста Выделение микротем. Составление плана. | выделение микротем в тексте, составление плана | 1 | |
9 | Подготовка рабочих материалов к изложению текста Словарная работа. Изложение каждой микротемы . Анализ черновых работ. Исправление недочетов. | словарная работа, изложение, анализ изложений по критериям оценивания сжатого изложения | 1 | |
10 | Понятие «сжатое изложение». Особенности работы над сжатым изложением. | конспектирование словарная работа | 1 | |
11 | Приемы компрессии текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. | практикум | 1 | |
12 | Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) | упражнения | 1 | |
13 | Свёртывание исходной информации за счёт замены | упражнения | 1 | |
14 | Свёртывание исходной информации за счёт исключения повторов, синонимов | упражнения | 1 | |
15 | Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии | практикум, групповая работа | 1 | |
16 | Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения | практическая работа. | 1 | |
17 | Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения | самостоятельная работа. | 1 | |
18 | Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом | работа над ошибками. редактирование текста. | 1 | |
19 | Обучающее изложение «Как делаются слова». | обучающее изложение | 1 | |
20 | Обучающее изложение «Как делаются слова». | обучающее изложение | 1 | |
21 | Обучающее изложение «Как делаются слова». | обучающее изложение | 1 | |
22 | Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. | работа с памяткой для анализа изложения | 1 | |
23 | Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» . Речевые ошибки | классификация речевых ошибок | 1 | |
24 | Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок». Грамматические ошибки | классификация грамматических ошибок | 1 | |
25 | Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения. | написание сжатого изложения | 1 | |
26 | Работа над ошибками с использованием памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения | работа над ошибками | 1 | |
27 | Проверка и оценка изложения | анализ изложений по критериям оценивания сжатого изложения | 1 | |
28 | Психологический тренинг « Боремся со стрессом» | тренинг | 1 | |
29 | Контрольное изложение. | контроль знаний и умений | 1 | |
30 | Контрольное изложение. | контроль знаний и умений | 1 | |
31 | Контрольное изложение. | контроль знаний и умений | 1 | |
32 | Контрольное изложение. | контроль знаний и умений | 1 | |
33 | Проверка и оценка изложений. Работа над ошибками | анализ изложений по критериям оценивания сжатого | 1 | |
34 | Итоги учебного курса . Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения. | дискуссия, подведение итогов деятельности | 1 | |
Итого | 34 |
Литература
- 1. Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru
- 2. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
- 3. Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru
- 4. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
- 5. Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http://www.philolog.ru/dahl/
- 6. Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка http://www.gimn13.tl.ru/rus/
- 7. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru
- 8. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
- 9. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org
- 10. Мир слова русского http://www.rusword.org
- 11. Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru
- 12. Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook/
- 13. Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
- 14. Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/
- 15. Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru
- 16. Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru
- 17. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
- 18. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М. 1983.
- 19. Ведишенкова М.В. Русский язык: ЕГЭ – 2009 в примерах и комментариях. – Казань: Магариф, 2009.
- 20. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая
аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. – М.: Экзамен, 2009
- 21. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные
задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2009
- 22. Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен:
новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2010
- 23. Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс:
Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. Критерии оценок. 9 класс. – М.: Экзамен, 2009
- 24. Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по
выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2008
- 25. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация –
2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Астрель, 2009
- 26. ФИПИ http://www.fipi.ru/
- 27. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х. Сочинения на лингвистическую тему.
Русский язык. 9 класс.-Казань. 2011.
Материалы к занятию №1 по теме «Вводное занятие. Цели и задачи курса. Понятие «текст», «главная мысль текста».
Часть 1. Повторение пройденного в 5-8 классах: фонетика, орфография.
Вариант 1
А1. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?
1. Лыжный
2. Пробка
3. Просьба
4. Почта
А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1. катАлог
2. ЗвОнит
3. СобрАла
4. ОбеспЕчение
А3. В каком ряду а обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1. Изд…лека, оч…рование
2. Выг…реть, в..твистый
3. Арт…ллерия, л…генда
4. Изл…гать, подр…сти
А4. В каком ряду в обобих словах пропущена одна и та же буква?
1. Ле…че, ло…ти
2. бе…вкусный, ни…ввергнуть
3. пр…зидент, пр…ятель
4. раз…грать, сверх…звестный
В1. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (в которых) гласная буква обозначает два звука.
Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собой все «Слово о полку Игореве» от начала до конца.
Вариант 2
А1. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?
- ходьба
- узник
- вокзал
- личный
А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
- дОсуг
- вклЮчим
- нАчать
- облегчИть
А3. В каком ряду а обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
- г…рючий, б…рхатистый
- м…лосердие, защ…щать
- прик…сновение, пр…открыть
- з…рница, г…ниальный
А4. В каком ряду в обобих словах пропущена одна и та же буква?
- и…чезнуть, деви…
- под…скать, ц…гейка
- пр…спокойно, пр…открыть
- зо…чий, по…пись
В1. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (в которых) все согласные звуки звонкие.
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник литературы Руси, обращенный не к прошлому, а к будущему.
Ключ:
А1 | А2 | А3 | А4 | В1 | |
1 вариант | 2 | 4 | 1 | 2 | Единению,пронизывает |
2 вариант | 3 | 4 | 2 | 4 | Игореве, не |
Часть2. Анкета для учащихся, или Семь вопросов об изложении
1. Нравится ли вам писать изложения?
2. Что вам труднее писать – сочинение или изложение? Объясните почему.
3. Зачем нужно учиться писать изложения? Где это умение сейчас и впоследствии вам может пригодиться?
4. Какие тексты вы выбрали бы для изложения: о природе, о любви к родной стране, о выдающихся людях, об исторических событиях, о школе, о проблемах, волнующих подростков, о…?
5. Если бы во время слушания текста было запрещено делать записи, труднее ли вам было бы написать изложение?
6. Какое изложение писать легче – подробное или сжатое? Что значит «сжать» текст?
7. Какие трудности вы испытываете при написании изложения?
Результаты
Занятия элективного курса я провожу с 2008 года. Учащиеся в основном усваивают содержание курса, понимают цели и задачи его изучения; совершенствовали знания и умения, полученные на уроках русского языка. На практических занятиях отрабатывали навыки анализа текстов, выполнения тестовых заданий, умение правильного оформления сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Самостоятельно готовили презентации к занятиям.
Мониторинг качества знаний по русскому языку и литературе за последние три года показывает, что занятия элективного курса положительно влияют на качество знаний:
Результаты ЕГЭ за последние три года находятся в положительной динамике:
Средний балл по школе за последние три года
2008 – 2009
учебный год
49,7
2009 – 2010
учебный год
52,8
2010 – 201
учебный год
58,9
Есть учащиеся, которые показывают хорошие результаты по итогам ЕГЭ и этот показатель находится в динамике:
№ п/п | Ф.И.О. выпускников | Год выпуска | Балл |
1 | Юнусов Нияз Хамзевич | 2009 | 68 |
2 | Ибрагимова Лилия Ришатовна | 2010 | 78 |
3 | Нигматуллина Ландыш Фанисовна | 2011 | 84 |
Результаты Интернет-тестирования по русскому языку в 2010-2011 учебном году выше средних республиканских показателей: в 9 классе – 68%, в 10 классе – 94% (по республике – 59%)
Победители различных конкурсов за последние три года занимались в кружке по русскому языку и ходили на занятии элективного курса:
№ п/п | Год | Участники | Уровень конкурса | Результат |
1 | 2008 | Калимуллина Эндже Марселевна | Районный конкурс «Лукомрье» | Диплом первой степени |
2 | 2008 | Гарафиев Айнур Айратович | Районный конкурс «Лукомрье» | Диплом второй степени |
3 | 2008 | Нигматзянова Гульназ Айратовна | Районный конурс творческих работ, посвященных Году семьи | Диплом первой степени |
4 | 2009 | Калимуллина Эндже Марселевна | 15 международный фестиваль «Экология. Творчество. Дети» | Благодарственное письмо |
5 | 2009 | Хайрутдинова Лилия Ринатовна | Районная олимпиада по русскому языку | 3 место среди учащихся 9 классов |
6 | 2009 | Габдуллина Айгуль Наилевна | Районная олимпиада по русскому языку | 2 место среди учащихся 10 классов |
2009 | Абдрахманова Айгуль Айратовна | Районная олимпиада по русской литературе | 1 место среди учащихся 10 классов | |
7 | 2010 | Абдрахманова Айгуль Айратовна | Республиканская олимпиада по русской литературе | 5 – ое место |
8 | 2011 | Каримова Зухра Фанисовна Габдрахманова Айсылу Ильшатовна Нигматуллина Ландыш Фанисовна | Молодежный филологический чемпионат 2010-2011 | 1 место в районе 2 место в районе 1 место в районе |
В 2010 - 11 учебном году мои ученики первый раз сдавали экзамен по русскому языку в форме ГИА. Несмотря на то, что класс был не самый сильный, учащиеся справились с работой.
Я думаю, что данные результаты стали возможными благодаря внедрению ИКТ, использованию идей и принципов личностно-ориентированного обучения, исследовательской деятельности на занятиях элективного курса тоже. Навыки, полученные на занятиях элективного курса, были полезны при подготовке и сдаче экзаменов по русскому языку в 9 и 11 классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая программа по английскому языку для 5 класса общеобразовательной школы составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы нового поколения и авторской программы Верещагиной И.Н. Афанасьевой О.В.
Многократно проверенная и успешно применяемая программа по учебнику Верещагиной И.Н. и Афанасьевой О.В....

Рабочая программа , составленная на основе Авторской программы основного общего образования по математике под редакцией В.И. Жохова, УМК Н.Я. Виленкин и др Составила программу Тычкова И.В.
Рабочая программа по математике для 5 класса В составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...