Технологическая карта урока по теме "Отрицательные местоимения", 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Технологическая карта урока по теме "Отрицательные местоимения", 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn_karta.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Отрицательные местоимения
Учитель русского языка и литературы
Николенко Л.А.
МБОУ лицей ст.Каневской
Тип урока: постановка и решение учебных задач | ||
Пед.задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с отрицательными местоимениями; способствовать развитию познавательных процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка - в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют умением работать с учебником; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в процессе речевой деятельности основные нормы современного русского языка, корректно и лексически грамотно отвечают на поставленные вопросы; применяют на письме основные правила орфографии и пунктуации, изученные ранее, участвуют в речевом общении соблюдением норм речевого этикета. | Метапредметные: Познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим предметам; Регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; Коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждении, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно,, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. | Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к нему, гордость,стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Образовательные ресурсы: грамматическая сказка, таблица, презентация, ресурсный материал |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы действия |
| - Добрый день, уважаемые учащиеся! Меня зовут Людмила Андреевна. Очень рада увидеть вас сегодня на уроке русского языка, в процессе которого мы с вами продолжим знакомство. Для начала запишем сегодняшнее число. | Внимательно слушают. Делают записи в тетрадях. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
| - Для начала давайте вспомним, что же такое неопределенные местоимения. - Сейчас я вам предлагаю прочесть грамматическую сказку, состоящую из двух частей. Ваша задача – указать, в какой части мы встречаем неопределенные местоимения (презентация) 1. Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал: - В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал некоторую часть от найденного. А второй и говорит: - Ну что за сказка? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то, встретил какого-то и отдал какую-то часть от найденного. 2. Третий посмеялся и сказал: - Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил, никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не давал. - Эх, вы, глупые спорщики, сказал случайный прохожий, слушавший рассказ троих. - Что вы спорите? Ведь не о чём спорить, да и не о ком. Значит, и говорить нечего. (По В. Волиной) - Сравним между собой предложения, выделенные жирным шрифтом: 1.В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. 2. Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил. - Объясните не и ни в выделенных словах. - В каком из этих предложений наличие жильца утверждается? - А во втором предложении какую роль выполняет местоимение? Укажите его. - Так как же мы можем назвать данное местоимение? Сформулируем тему урока. - Запишем тему урока, рассмотрим цели урока. Формулирование понятия «Отрицательное местоимение» - Составим предложения с местоимениями ничто, ничего, нечего. Определим их разряд. -Попытаемся просклонять по падежам местоимение некого. Вспомните, какое еще местоимение не имеет формы именительного падежа. - На стр.79 учебника прочитайте теоретические сведения об отрицательных местоимениях. | Отвечают на поставленный вопрос. Неопределенные местоимения – местоимения, указывающие на неопределенное лицо, предмет, признак, количество. (Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-что, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь) Внимательно слушают, выполняют задание. В первой части мы встречаем неопределенные местоимения Сравнивают. Отвечают на вопросы. Приставка не- всегда ударная В первом. Местоимение никто указывает на отсутствие жильца. Отрицательное. Тема урока: «Отрицательные местоимения» Делают записи в тетрадях. Зачитывают цели урока, выведенные на мультимедиа. Составляют предложения. Определяют разряд местоимений. Изменяют слово по падежам И.п. Р.п. некого Д.п. некому В.п. некого Т.п. некем П.п. не о ком Возвратное местоимение себя. Работают с учебником, чтение теоретических сведений. | Формулирование полного ответа уч-ся. Внимательно слушают, выполняют задание. Применяют знания и умения по словообразованию при выполнении задания. Владение навыками изучающего чтения и информационной переработки прочитанного материала, создание устных монологических высказываний. Работа с учебником. |
| Предлагает выполнить упражнения. | Выполняют упр.462 (письм.способ словообразования указывают) Затем самостоятельно составляют предложения, указывают падеж местоимений. Парная взаимопроверка. | Работа с учебником. Различение написания не- и ни- в отрицательных местоимениях , замечание условий, от которых зависит выбор. |
| Таблица «Разряды местоимений по значению» (презентация) | Рассматривают таблицу. Комментируют. | Работа с таблицей. |
| - От вопросительных местоимений образуйте относительные, неопределенные и отрицательные (см.ресурсный материал, презентацию) | Выполняют задание. | Умение образовывать относительные, неопределенные и отрицательные местоимения, выбор правильного написания местоимений. |
| Домашнее задание: ознакомиться с теоретическими сведениями п.81 (стр.79,80), упр.464 -Что выражают отрицательные местоимения? -Какими способами они образовываются? От каких местоимений? -Какие отрицательные местоимения не имеют формы именительного падежа? | Записывают задание, выстраивают алгоритм выполнения дом.упражнения (обозначить условия выбора не и ни в отрицательных местоимениях (расставить ударения, обозначить приставки), указать падеж отр.местоимений) Отвечают на вопросы. Отрицательные местоимения выражают отсутствие чего-либо: лица, предмета, признака. Отр.местоимения образованы от вопросительных с помощью приставок не- и ни- Некого, нечего | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Ресурсный материал к уроку
Грамматическая сказка
1. Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал:
- В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал некоторую часть от найденного.
А второй и говорит:
- Ну что за сказка? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то, встретил какого-то и отдал какую-то часть от найденного.
2. Третий посмеялся и сказал:
- Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил, никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не давал.
- Эх, вы, глупые спорщики, сказал случайный прохожий, слушавший рассказ троих. - Что вы спорите? Ведь не о чём спорить, да и не о ком. Значит, и говорить нечего.
(По В. Волиной)
Разряды местоимений
Вопросительные | Относительные | Неопределенные | Отрицательные |
КТО? | КТО | НЕКТО, КОЕ-КТО, КТО-ТО, КТО-ЛИБО, КТО-НИБУДЬ | НИКТО, НЕКОГО |
КАКОЙ? | |||
СКОЛЬКО? | |||
ЧТО? | |||
КУДА? | |||
КОТОРЫЙ? | |||
ГДЕ? | |||
СКОЛЬКО? | |||
ПОЧЕМУ? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".
Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....
Технологическая карта урока "Понятие о местоимении"
Технологическая карта урока "Понятие о местоимении"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...
Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме:"Картинки с выставки"
Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме: "Картинки с выставки". Цель: на примере творчества М.П. Мусоргского ввести понятие "Сюита"....
Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»
Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...
Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"
Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"...