Технологическая карта урока по теме "Отрицательные местоимения", 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Николенко Людмила Андреевна

Технологическая карта урока по теме "Отрицательные местоимения", 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Отрицательные местоимения

Учитель русского языка и  литературы

Николенко Л.А.

МБОУ лицей ст.Каневской

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Пед.задачи: создать условия для ознакомления обучающихся  с отрицательными местоимениями; способствовать развитию познавательных процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как  языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в  развитии интеллектуальных способностей, русского языка -  в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют умением работать с учебником; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают  в процессе речевой деятельности основные нормы современного русского языка,  корректно и лексически грамотно отвечают на поставленные вопросы; применяют на письме основные правила орфографии и пунктуации, изученные ранее, участвуют в речевом общении соблюдением норм речевого этикета.

Метапредметные:

Познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим предметам;

Регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

Коммуникативные – владеют  коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждении, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно,, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность  русского языка, проявляют уважительное отношение к нему, гордость,стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Образовательные ресурсы: грамматическая сказка, таблица, презентация, ресурсный материал

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые способы действия

  1. Организационный этап, знакомство с классом.

- Добрый день, уважаемые учащиеся! Меня зовут Людмила Андреевна. Очень рада увидеть вас сегодня на уроке русского языка, в процессе которого мы с вами продолжим знакомство.

Для начала запишем сегодняшнее число.

Внимательно слушают.

Делают записи в тетрадях.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

  1. Формулирование темы урока

- Для начала давайте вспомним, что же такое неопределенные местоимения.

- Сейчас я вам предлагаю прочесть грамматическую сказку, состоящую из двух частей. Ваша задача – указать, в какой части мы встречаем неопределенные местоимения (презентация)

1. Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет.  Первый начал:

   - В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто.  Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал некоторую часть от найденного.

   А второй и говорит:

   - Ну что за сказка?  Вот я расскажу, так расскажу.  В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то.  Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то, встретил какого-то и отдал какую-то часть от найденного.

  2. Третий посмеялся и сказал:

   - Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил, никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не давал.

   - Эх, вы, глупые спорщики, сказал случайный прохожий, слушавший рассказ троих.  -  Что вы спорите?  Ведь не о чём спорить, да и не о ком.  Значит, и говорить нечего.

                                                                                                                     (По В. Волиной)

- Сравним между собой предложения, выделенные жирным шрифтом:

1.В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.

2. Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил.

- Объясните не и ни в выделенных словах.

- В каком из этих предложений наличие жильца утверждается?

- А во втором предложении какую роль выполняет  местоимение? Укажите его.

- Так как же мы можем назвать данное местоимение? Сформулируем тему урока.

- Запишем тему урока, рассмотрим цели урока.

Формулирование понятия «Отрицательное местоимение»

- Составим предложения с местоимениями ничто, ничего, нечего. Определим их разряд.

-Попытаемся просклонять по падежам местоимение некого. Вспомните, какое еще местоимение не имеет формы именительного падежа.

- На стр.79 учебника прочитайте теоретические сведения об отрицательных местоимениях.

Отвечают на поставленный вопрос.

Неопределенные местоимения – местоимения, указывающие на неопределенное лицо, предмет, признак, количество. (Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-что, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь)

Внимательно слушают, выполняют задание.

В первой части мы встречаем неопределенные местоимения

Сравнивают.

Отвечают на вопросы.

Приставка не- всегда ударная

В первом.

Местоимение никто указывает на отсутствие жильца.

Отрицательное.

Тема урока: «Отрицательные местоимения»

Делают записи в тетрадях. Зачитывают цели урока, выведенные на мультимедиа.

Составляют предложения. Определяют разряд местоимений.

Изменяют слово по падежам

И.п.

Р.п. некого

Д.п. некому

В.п. некого

Т.п. некем

П.п. не о ком

Возвратное местоимение себя.

Работают с учебником, чтение теоретических сведений.

Формулирование полного ответа уч-ся.

Внимательно слушают, выполняют задание.

Применяют знания и умения по словообразованию при выполнении задания.

Владение навыками изучающего чтения  и информационной переработки прочитанного материала,  создание устных монологических высказываний.

Работа с учебником.

  1. Работа с учебником. Выполнение упр.462 (письменно), 463 (устно)

Предлагает выполнить упражнения.

Выполняют упр.462 (письм.способ словообразования указывают)

Затем самостоятельно составляют предложения, указывают падеж местоимений. Парная взаимопроверка.

Работа с учебником. Различение написания не- и ни- в отрицательных местоимениях , замечание условий, от которых зависит выбор.

  1. Работа с презентацией

Таблица «Разряды местоимений по значению» (презентация)

Рассматривают таблицу. Комментируют.

Работа с таблицей.

  1. Работа с таблицей.

- От вопросительных местоимений образуйте относительные, неопределенные и отрицательные (см.ресурсный материал, презентацию)

Выполняют задание.

Умение образовывать относительные, неопределенные и отрицательные местоимения, выбор правильного написания местоимений.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности

Домашнее задание: ознакомиться с теоретическими сведениями п.81 (стр.79,80), упр.464

-Что выражают отрицательные местоимения?

-Какими способами они образовываются? От каких местоимений?

-Какие отрицательные местоимения не имеют формы именительного падежа?

Записывают задание, выстраивают алгоритм выполнения дом.упражнения (обозначить условия выбора не и ни в отрицательных местоимениях (расставить ударения, обозначить приставки), указать падеж отр.местоимений)

Отвечают на вопросы.

Отрицательные местоимения выражают отсутствие чего-либо: лица, предмета, признака.

Отр.местоимения образованы от вопросительных с помощью приставок не- и ни-

Некого, нечего

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Ресурсный материал к уроку

Грамматическая сказка

1. Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет.  Первый начал:

   - В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто.  Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал некоторую часть от найденного.

   А второй и говорит:

   - Ну что за сказка?  Вот я расскажу, так расскажу.  В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то.  Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то, встретил какого-то и отдал какую-то часть от найденного.

  2. Третий посмеялся и сказал:

   - Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил, никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не давал.

   - Эх, вы, глупые спорщики, сказал случайный прохожий, слушавший рассказ троих.  -  Что вы спорите?  Ведь не о чём спорить, да и не о ком.  Значит, и говорить нечего.

                                                                                                                     (По В. Волиной)

Разряды  местоимений

Вопросительные

Относительные

Неопределенные

Отрицательные

КТО?

КТО

НЕКТО, КОЕ-КТО, КТО-ТО, КТО-ЛИБО, КТО-НИБУДЬ

НИКТО, НЕКОГО

КАКОЙ?

СКОЛЬКО?

ЧТО?

КУДА?

КОТОРЫЙ?

ГДЕ?

СКОЛЬКО?

ПОЧЕМУ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта урока "Понятие о местоимении"

Технологическая карта урока "Понятие о местоимении"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме:"Картинки с выставки"

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме: "Картинки с выставки". Цель: на примере творчества М.П. Мусоргского ввести понятие "Сюита"....

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"

Технологическая карта  урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"...