конспект урока с применением ЭОР 1. «Подготовка сочинения-рассуждения по заданию «С» ЕГЭ. Урок № 3
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Волкова Ольга Степановна

статья содержит подробный конспект урока развития речи - способы выявления и формулировки проблемы по прочитанному тексту, ссылки на использование ЭОР, готовые приложения (дидактический материал), методические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rr_10.docx37.65 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ФИО                                     Волкова Ольга Степановна
  2. Место работы                     МОБУ СОШ д. Кужанак МР Зианчуринский  

                                               район РБ

  1. Должность                           Учитель русского языка и литературы
  2. Предмет                               Русский язык
  3. Класс                                    10
  4. Тема и номер урока в теме   «Подготовка сочинения-рассуждения

                                                    по заданию  «С» ЕГЭ. Урок № 3

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Аудиословарь “Русский устный”

эор

Звуковой файл

039

http://www.gramota.ru/radiosafonova.html

2

Орфография, пунктуация и развитие речи (построение текстов). Для ученика

ЦОР

тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/efd3618c-da7c-0f38-028d-8808c0a2d9ee/?from=e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f&interface=catalog&class=53&subject=8

3

Развитие речи. Комплекс упражнений повышенной сложности

ЦОР

Интерактивное задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dd6217e1-09d0-10ad-e6e0-011074a708de/?from=e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f&interface=catalog&class=53&subject=8

4

  1. Развитие речи. Основной комплекс упражнений по развитию речи

ЦОР

ОМС

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e34c5315-b45d-b981-4a7b-09922635d6b9/?from=e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f&interface=catalog&class=53&subject=8


  1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Слайд 1

Задает вопросы, корректирует формулировку темы и задач урока, записывает число и тему на доске

Отвечают на вопросы, формулируют тему и задачи урока, записывают число и тему в тетрадь

2

2

Ввод орфоэпической информации

1

Обеспечивает прослушивание; контролирует правильность произношения и написания

 Записывают необходимые слова, произносят правильно

3

3

Актуализация знаний

Слайд 2, 3

Дает задание, контролирует правильность ответов

Работают у доски, комментируют свои записи; работают с текстом слайда, проверяют слайдом правильность ответов

10

4

Контроль знаний

Слайды 4,5

Предоставляет тест для работы и проверки, дает задание

Выполняют тест, проверяют свою работу

3

5

Введение основной информации

Слайды 6,7,8

Объявляет задание и предоставляет материал для его выполнения, корректирует составление алгоритма  и работу с текстом по алгоритму,организует представление клише, диктует предложение.

Организует необходимую работу с предложением; демонстрирует типовые конструкции формулировки Отвечает на вопросы; контролирует правильность ответов.

Составляют алгоритм, задают вопросы, работают с текстами по алгоритму, записывают формулировку. Записывают и разбирают предложение, задают вопросы.

выявляют  логическую задачу«4-лишний», знакомятся с клише.

20

6

Актуализация знаний

Слайд 11

Предоставляет предложения для редактирования, отвечает на вопросы, организует проверку

Знакомятся с заданием, выполняют его, задают вопросы, проводят самооценку по слайду-ключу

7

7

Закрепление полученных знаний и практическое применение их

2,3

Слайды 9,10

Дает дифференцированные задания, отвечает на вопросы, индивидуально консультирует

Знакомятся с заданиями, выполняют задания, задают вопросы, проверяют выполненное

25

8

Контроль знаний

4

Предоставляет задание, комментирует его, оценивает работу учеников

Знакомятся с заданием и выполняют его

20

9

Итоги урока

Задает обобщающие вопросы, оценивает деятельность учеников на уроке, выставляет и комментирует оценки, дает задание на дом и комментирует его

Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания, знакомятся с оценками и домашним заданием

5

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

развития речи по теме

"Способы выявления и формулировка проблемы в сочинении на ЕГЭ"

Цель и задачи урока.

Цель: научить выявлять проблему в тексте, формулировать ее и излагать письменно.

Задачи:

Обучающие: повторить ранее изученный материал по теме “Типы проблем”;

развивающие: отработать алгоритм формулировки проблемы, умение вычленять  из текста проблему и формулировать ее письменно, закрепить навыки произношения и правописания;

воспитательные: воспитание культуры речи, нравственное и экологическое воспитание.

Тип урока:  развитие речи

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, проектор, экран, интернет

Продолжительность: 2 урока по 45 минут

Технологии: Power Point презентация, Звуковой файл 039_Russkii_ustnii_abcent.mp3; электронный тренажер из ЕКЦОР

Программное обеспечение:

Звуковой файл 039_Russkii_ustnii_abcent.mp3 (Аудиословарь “Русский устный” на портале “Грамота.ру”) в записи; презентация в PowerPoint; электронный тренажер из ЕКЦОР

Аннотация.

Данный урок является третьим (всего 16 занятий) в группе уроков по  подготовке экзаменационного сочинения-рассуждения. Уроки могут быть включены в тематический план как развитие речи в 10-11 классах; возможно распределение тематики на кружковых, факультативных  занятиях, а также проводить их в форме консультаций. На представленном уроке формируются навыки написания той части сочинения, в которой выпускник должен выявить проблему в предложенном тексте, сформулировать ее и записать. Урок сочетает в себе различные задания таким образом, чтобы оптимально решить поставленные задачи: необходимая словарная работа, предупреждение грамматических ошибок, повторение типов проблем, построение алгоритма поэтапных действий формулировки проблемы, тренировочные тесты и контроль знаний. Использование ЦОР позволяет учителю организовать индивидуальную дифференцированную деятельность учеников, дает возможность обучающимся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности а также увеличить объем выполняемых заданий на этапе тренировочных упражнений.

Ход урока

  1. Оргмомент.  Слайд 1 Вопросы классу:

- Готовясь к экзаменационному сочинению, мы составили план этой подготовки. Два урока согласно плану уже прошли. Чему мы научились?

- Каков следующий этап? Чему посвятим сегодняшнее занятие?

- Какие задачи поставим перед собой?

Запись числа и темы.

  1. Орфоэпическая зарядка.  2

- В начале урока пополним орфоэпические и лексикологические знания, необходимые при подготовке и сдаче ЕГЭ. Прослушайте файл, сделайте необходимые записи и подумайте, с проблемами какого плана будут связаны ваши записи.

Прослушивание звукового файла 039 аудиословаря “Русский устный”, в ходе которого учащиеся делают записи в акцентологический словарик тетради-справочника..

( Слова и выражения связаны с проблемами политическими и социальными.)

3. Актуализация знаний.

 3.1  Фронтальный опрос по типам проблем.

- Какие типы проблем вам известны?

(6 учеников выходят к доске, записывают известные им типы проблем: нравственные, социальные, психологические,  философские, экологические, эстетические - , комментируют их, перечисляют возможные проблемные вопросы)

 3.2  Определение типа проблемы в тексте В. Распутина о Байкале (Слайд  2) и проверка правильности ответов. (Слайд  3)

  3.3  Контроль знаний: тест «Проведите соответствие» и самооценка по ключу.  (Слайды   4, 5  )

4.  Изучение новой темы

 4.1 – Чтобы четко знать, какие действия предстоит выполнить при выявлении проблемы, давайте составим алгоритм поэтапных действий. (Один ученик записывает на доске, остальные устно участвуют в составлении алгоритма)

Составление алгоритма выявления проблемы в публицистическом и  художественном текстах.  Алгоритм в распечатанном виде раздается ученикам. Приложение 1 (Слайд   6)

 

 4.2 Выявление и формулировка проблем в текстах.  (по Распутину  и «Два богача»)                           (Слайды  3, 7)

 4.3  Этап формулировки проблемы.

- Чтобы быстро и правильно сформулировать и записать предложение о проблеме, нам необходимо воспользоваться клише. Давайте познакомимся с этим понятием и вначале решим логическую задачу:

«4- лишний»

образец, шаблон, штамп (языковой), клише 

- Что же такое клише?   Для полного и правильного ответа поработаем с предложением.   

   

 4.4 Синтаксический разбор  предложения.  Тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, или клише, которые обеспечивают наиболее легкий, экономичный и точный путь передачи информации.    

         

 4.5 Знакомство с типовыми конструкциями (клише) для формулировки проблемы.  Клише в распечатанном виде раздаются ученикам. Приложение 2. (Слайд 8 )    

                                   

  4.6   - Давайте обратимся к критериям оценки экзаменационного сочинения и посмотрим, что проверяет эксперт и сколько баллов можно «заработать» на этом пункте сочинения.

Критерии оценки  пункта «Формулировка проблемы» в ЕГЭ: Что проверяет эксперт?  

4.7 Предупреждение возможных грамматических ошибок  при составлении предложений по теме урока. Редактирование предложений. Коллективная комментированная работа и проверка. Распечатанные карточки с предложениями раздаются ученикам. Приложение 3.      (Слайд 11, 12)                                                                                                                                     

  5. Практическое применение полученных знаний.

 5.1 Тест. Выберите правильную формулировку проблемы в следующем тексте: (по Гранину) (Слайд 9)  

 

  5.2. Сформулируйте проблему, используя алгоритм  в тексте по Б. Шкловскому, укажите номера правильных ответов.    (Слайд 10)   и индивидуальная работа на электронном тренажере.  Задания подбирает учитель соответственно подготовке обучающегося и степени усвоения нового материала. Электронный тренажер http://school-collection.edu.ru/catalog/res/efd3618c-da7c-0f38-028d-8808c0a2d9ee/?from=e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f&interface=catalog&class=53&subject=8 (Орфография, пунктуация и развитие речи (построение текстов. Для ученика) и http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dd6217e1-09d0-10ad-e6e0-011074a708de/?from=e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f&interface=catalog&class=53&subject=8 (Развитие речи. Комплекс упражнений повышенной сложности)

                                                                   

    6. Контроль знаний . Сформулируйте и запишите проблему текста.    

       Эор -  (Развитие речи. Основной комплекс упражнений по развитию речи)  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e34c5315-b45d-b981-4a7b-09922635d6b9/?from=e92131e2-85b9-ee62-b9c8-d8c08dc1b5f&interface=catalog&class=53&subject=8 

Задания дифференцируются. 

                                     

  1. Итоги урока. Учитель задает вопросы обобщающего характера:

- Какие знания мы получили на уроке?

 - Из каких этапов состоит алгоритм формулировки проблемы?

 - Зачем нужны клише?

 - Какие клише возможны для использования на данном этапе сочинения-рассуждения?

Домашнее задание: составить текст 2-х первых абзацев экзаменационного сочинения  (1 – начало сочинения, 2 – формулировка проблемы) по вариантам ЕГЭ.                  

Приложение 1    

Алгоритм поэтапных действий по выявлению проблемы и ее формулировке

  1. Прочтите текст и выявите основную мысль текста.
  2. Запишите ее в виде законченного предложения.
  3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.
  4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста

Типовые конструкции (клише) для формулировки проблемы

   Проблема (какая?)

> сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, ост рая, нерешённая и т.д.

            Проблема (чего?)

> воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на че ловека и т.д.

            Типовые конструкции

- Автор размышляет над проблемой...

- Автор текста затрагивает проблему...

- В  центре внимания автора проблема...

 - В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема...

 - Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме...

 - Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой...

 - (Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям заду маться над проблемой...

 - Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора.

Отредактируйте предложения, устранив речевые и грамматические недочеты

1. Автор текста размышляет над про блемой о национальных конфликтах.    

2. Кому выгодно разжигание националь ных розней? Над этой проблемой рас суждает Ю. Лотман    

3. В тексте поднимается проблема на ционализма народов.        

4. Ю. Лотман ставит читателю про блему национальных конфликтов.  

5. Автор текста предлагает заду маться над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискри минации?                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выполнение части С ЕГЭ по русскому (написание сочинения-рассуждения ) с использованием задания В8

В ходе подготовки к итоговой аттестации мы, преподаватели, большее внимание уделяем решению тестовых заданий. И отрадно, что это хорошо получается по той причине, что традиционный курс русского языка...

Программа дистанционного курса "Теория и практика написания сочинения – рассуждения как вида задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Данный курс  призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам...

Урок русского языка в 11 классе. Развитие речи. "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ"

Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ. Цели урока:   подготовить учащихся к написанию сочинения-рас...

Конспект урока русского языка в 9 классе Сочинение-рассуждение(подготовка к ГИА)

Этот урок продолжит знакомство с таким типом речи как рассуждение,развивает у учащихся умение строить сочинение в определенной композиционной форме.Кроме того,урок учит собирать и систематизировать ма...

Разработка урока русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения-рассуждения. Часть 3. Задание 13.3

Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Среди многих умений, которыми должны обладать учащиеся, важными, конечно же, являются навыки написания сочинения в жанре рассуждения. Данная разработка п...

Презентация по русскому языку. Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение .Часть 3.Задание 13.3

Сочинение-рассуждение .Часть 3.Задание 13.3.Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения на тему "Как проявляется сострадание?" Работа над сочинением начинается с определения поняти...