Конспект урока русского языка в 9 классе Сочинение-рассуждение(подготовка к ГИА)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Этот урок продолжит знакомство с таким типом речи как рассуждение,развивает у учащихся умение строить сочинение в определенной композиционной форме.Кроме того,урок учит собирать и систематизировать материал для сочинения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сочинение-рассуждение(подготовка к ГИА) | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
(подготовка к ГИА)
Конспект урока русского языка в 9 классе
Тип урока: урок обучающего сочинения.
Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи как рассуждение, расширить представление учащихся об особенностях рассуждения.
Задачи урока:
образовательные:
1) развивать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения;
2) развивать умение собирать и систематизировать материал для сочинения;
3) развивать умение строить сочинение в определённой композиционной форме;
воспитательные: прививать любовь к классической литературе;
развивающие:
1) развивать речевую культуру учеников;
2) развивать память учащихся и умение пересказывать.
Оборудование урока: учебники, рабочие тетради, доска, таблицы,
Компьютер.
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Повторение основных элементов сочинения-рассуждения.
3.Рассуждение:
- тип речи, в котором указываются причины и следствия того или иного явления, положения;
- дается объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, сообщению
- основными вопросами рассуждения являются:
Почему это есть?
Почему это произошло, случилось?
Почему так?
ОСНОВА РАССУЖДЕНИЯ –
причинно-следственные отношения, доказательства.
Строение текста типа рассуждения.
ТЕЗИС
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (аргументы)
ВЫВОДЫ
Композиция рассуждения.
1. Вступление (зачин) – сообщаются предварительные сведения
о предмете рассуждения.
2. Основная часть:
а)формулирование основного текста;
б)приведение аргументов как последовательность доказательства тезиса.
3. Заключение-вывод.
Способы грамматической связи между тезисом и доказательствами:
-вводные слова:
во-первых, во-вторых, следовательно, таким образом, наконец и др.;
-союзы:
однако, хотя, потому что, так как,
для того чтобы, несмотря на и др.
4. Работа с текстом.
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
(1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, и у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками...
(3)Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…
(4) - Ну что ты волнуешься? (5)У мальчика это возрастная болезнь вроде кори. (6)Переломный этап в психике. (7)Это пройдет!- убеждала меня жена.
(8)Пройдет... (9)Святое материнское заблуждение! (10)Если бы она знала, что из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно…
(11)Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь. (12)И во всем были виноваты марки!
(13)В конце концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (14)Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя...
(15)- Ну-с, брат, - обратился я как-то к сыну после вечернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. (16) - Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы. (17)Доставай-ка свой альбомчик…(18)- Понимаешь, папа... - сын посмотрел на меня распахнутыми до дна глазами. (19)- Я давно хотел тебе сказать....(20)У меня нет альбома...
(21)- Потерял?! - всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван-кровать.
(22)- Ну что ты, папочка! - снисходительно пожал плечами сын, видимо, несколько шокированный такой вопиющей глупостью родителя. (23)- Просто у меня сейчас его нет.
(24)- Ага... - радостная догадка осенила меня. (25)- Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? (26)Молодец! (27)А далеко он живет, этот твой товарищ?!
(28)- Папа... (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (30)Он не может ходить, понимаешь, - совсем не может! (31)Никуда не может ездить. (32)Разве в его коляске далеко уедешь? (33)Я подарил ему свой альбом…(34)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35)Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны...
(36)- А ты не жалеешь о своем альбоме? - безжалостно спросил я. (37)- Только честно?
(38)- Да, папа, жалею... (39)Сначала – очень жалел, а теперь - чуть-чуть... (40)Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42)Неужели от радости тоже можно плакать?(43) А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо... (45)Так ты не сердишься?
(46)Ну что я мог сказать? (47)У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому. (48)Это был мой сын, и он стал взрослым. (49)Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку.
(50)И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием...
(По Л.Куклину)
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете выражение: «У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
5.Структура сочинения
- Тезис - то, что выпускник будет раскрывать в сочинении; это та фраза, которая предложена ему в тексте задания.
- Аргументация ( доказательства, которые нужно привести в подтверждение высказанной мысли - номера предложений или цитаты из исходного текста).
- Вывод.
Работаем с текстом
- Долго ли создавалась коллекция марок?
(Отец собирал; сыну передалось увлечение).
-Были ли какие-то проблемы?( да были: и психологические,и финансовые)
Ожидаемый результат |
Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя... |
Почему альбом с марками можно назвать целым миром?
Филателисты узнают много нового о странах, людях, предметах, событиях и т.д., которые изображены на марках.
(«Они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, позволяли каждый раз чувствовать себя первооткрывателями».
«Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы».)
Стоимость редких марок обычно очень высока, поэтому даже небольшая часть проданной коллекции могла бы дать возможность сыну путешествовать по всему миру.
(«Из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей шубку…»)
Почему сын щедро подарил этот мир другому ?
Причина 1.
- «Это мальчик, у которого парализованы обе ноги. Он не может ходить, совсем не может! Никуда не может ездить. Разве в его коляске далеко уедешь?»
- «Он так обрадовался, что даже заплакал. Не кричал, не смеялся, а заплакал. Неужели от радости тоже можно плакать?»
Причина 2.
- «Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны...»
Определяем идею текста
«Сначала – очень жалел, а теперь - чуть-чуть... И мне теперь очень-очень хорошо...»
«Это был мой сын, и он стал взрослым».
«Мы обменялись крепким понимающим рукопожатием...»
Для сына, как и для отца, радость больного мальчика от искренне сделанного щедрого подарка оказалась гораздо важнее собственного увлечения, финансовых затрат, радужных мечтаний. Одним поступком сын доказал свою нравственную состоятельность, взрослость.
Милосердие, доброта – вот настоящие ценности жизни, дороже которых нет ничего.
6.Работа над сочинением
1) Вступление.
Раскроем тему текста и сформулируем тезис:
Филателия – интереснейшее занятие. Рассказывая о поступке сына, автор утверждает: «У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому».
2) Приведём аргументы, используя вводные слова.
Во-первых, человек, увлеченно занимающийся собиранием марок и изучающий их, значительно расширяет свой кругозор (предложения 13, 16).
Во-вторых, хорошая коллекция стоит дорого (предложения 10-11), и на деньги, вырученные от её продажи, можно путешествовать по разным странам.
3) Вывод.
Следовательно, великодушно подарив мальчику-инвалиду свой альбом, сын дал и ему возможность порадоваться этому миру, в котором нет ничего ценнее доброты и сострадания. (74 слова)
Подводим итоги работы над сочинением.
- Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит ответить, найдите в нём ключевые слова.
- «целый мир» «щедро подарил его другому»
- О каком мире идёт речь в тексте?
- Что заставило сына щедро подарить этот мир другому?
- Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос.
- Предложения 10-11, 13,16
- Предложения 29 – 45, 48
- Сформулируйте собственное мнение
о смысле заданного вопроса.
«Я считаю, что сын дал возможность парализованному мальчику познать мир с помощью подаренного альбома с марками».
4. Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений.
- Предложения 13-16; 10-11.
- Марки «позволяли чувствовать себя первооткрывателями».
- «из заначек… можно было бы купить… шубку»
- Марки «вызывали всё усиливающуюся финансовую течь».
5. Проверьте композицию сочинения: это должно быть сочинение-рассуждение (тезис, аргументы, вывод).
Все композиционные части в сочинении-рассуждении есть.
6. Проверьте, как соотносится ваше письменное высказывание с авторской позицией (идеей текста).
Автор считает, что самая большая ценность – бескорыстная доброта.
7.Мой вывод.
«Следовательно, великодушно подарив мальчику-инвалиду свой альбом, сын дал и ему возможность порадоваться этому миру, в котором нет ничего ценнее доброты и сострадания».
7.Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по тексту
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира
Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Происхождение лексики русского языка". Материалы фестиваля педагогических идей "Открытый урок".
Материала Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"...
Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».
Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"
Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...