Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Урок в 10 классе для подготовки к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okonchaturok_sochinenie_ege_.docx11.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока                                                     
  • Как писал известный лингвист Виктор Петрович Литвинов: "Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово".

- Какой теме будет посвящён наш сегодняшний урок? (Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту) (слайд №1)

Важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Это 100 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких. Но дорогу, как известно, осилит идущий, и сегодня мы продолжим учиться интерпретировать исходный текст.

- Какие цели и задачи мы поставим перед собою,тобы научиться писать сочинение рассуждение? (учиться работать с текстом, находить нужную для сочинения информацию, правильно определять проблему, комментировать её, знать композицию сочинения-рассуждения).

Экспресс-опрос

- Сколько баллов набирает ученик за задание №27 (сочинение)? (25)

-Каков должен быть объём сочинения (более 150 слов)

- Как оценивается сочинение объёмом от 70 до 150 слов? (количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается)

- Если в сочинении менее 70 слов? (такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным)

- Как нужно читать исходный текст? (несколько раз, вдумчиво, выделяя опорные слова, ознакомиться с информацией об авторе, чтобы представить исторический отрезок времени жизни писателя и избежать фактических ошибок)

III. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, композицию сочинения-рассуждения.

На слайде пустые графы схемы (слайд №2)

Композиция сочинения-рассуждения.

1. Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте. (1 балл)

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. (6 баллов)

Структура комментария

1. Первый пример-иллюстрация (Анализ исходного текста). 
2. 
Пояснение (Что хотел сказать читателю, размышляя над проблемой?) 
3. 
Второй пример-иллюстрация (Анализ исходного текста). 
4. 
Пояснение (Какие мысли автора отражены в примере?) 
5. 
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её суть. 

3. Отражение позиции автора.

4. Собственная позиция по проблеме с обоснованием.

5. Заключение. (слайд №2)

IV. Изучение нового. Введение в тему урока

- Чтобы написать сочинение необходимо:

1. Понять, о чём текст? Определить тему.

2. Выяснить, над какими вопросами размышляет автор? Найти проблемы

3. Понять, что хотел сказать автор своим текстом? Определить основную мысль.

- Что такое проблема? (вопрос, над которым размышляет автор)  

- Сколько проблем может быть в тексте? (несколько)

Но нам важно выбрать одну, самую главную проблему, ведь в тексте некоторые проблемы поднимаются, но подробно не подкрепляются примерами.

- Если проблема это вопрос, над которым размышляет автор, то что такое авторская позиция? (Как сам автор отвечает на поставленный вопрос (проблему)?

4. Сформулировать авторскую позицию

Т.е. мы сначала пропускаем комментарий и:

А) Записываем основную мысль в виде законченного предложения.

Б) Определяем, на какой вопрос отвечает это предложение и записываем вопрос,   который будет являться проблемой текста

Как сам автор отвечает на поставленный вопрос (проблему)?

В) Находим 2 примера, важных для понимания проблемы, поясняем значение этих примеров и указываем смысловую связь между ними и её суть (комментарий).

V.Работа с текстом. Направленное чтение

- Для анализа мы взяли тект Вениамина Александровича Каверина. Выразительно прочитайте текст, подумайте над темой и основной мыслью.

- Определите стиль данного текста? (Художественный)

- Как работать с текстом художественного стиля мы сейчас вспомним. Памятка: «Алгоритм выявления проблемы художественного текста» (слайд №3)

  • Проанализируйте мысли, речь, поступки, отношения героев
  • Какие положительные или отрицательные качества проявляются в этих поступках?
  • Какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества? (долг, честь)
  • Сформулируйте проблемы, используя данные ключевые слова

«Средства выражения позиции автора» (пропустить) (слайд №4)

- О чем идет речь в тексте? Тема (О том, как безнадежный больной Власов стал поправляться благодаря письмам от «любимой» девушки.)

Проанализируйте мысли, речь, поступки, отношения героев (слайд №5)

  • Каким мы видим Власова в начале текста? (удручённый, равнодушный к жизни)
  • Что возвращает его к жизни? (получил письмо)
  • Как меняется его состояние? (читал целый день письмо)
  • Почему Власов не хотел бы, чтобы подругой автора письма оказалась Луша? (внешне непривлекательная)
  • Как герой ожидал новых писем? Почему? (с волнением, с душевной тревогой) Ему захотелось жить
  • Прислушался ли он к советам насчет здоровья? (Да, стал есть, спать)
  • Какими чувствами вместо скуки теперь наполнена душа Власова? (Желание жить)
  • В чем заключается «загадка природы»? (полюбил)
  • Почему герой догадался, что письма от Луши?
  • За что полюбил Власов Лушу? (внутреннюю красоту)

- Над каким главным вопросом размышляет автор? (слайд №6 пропустить) Определите  основную мысль и запишите её в виде законченного предложения (Любовь имеет огромную силу, потому что она способна заставить человека бороться за свою жизнь)- Это позиция автора

Памятка «От позиции автора к проблеме художественного текста» (слайд №7)

  • Определите, на какой вопрос отвечает это предложение (Мы можем использовать следующие вопросы: как? почему? зачем? что такое...? (уч-ся записывают вопросы) Что такое сила любви? Как любовь может заставить человека бороться за свою жизнь?
  • Запишите этот вопрос, который является главной проблемой текста

- Какие ещё проблемы поднимает автор в данном тексте?

(проблема заботы о человеке, внутренней красоты, одиночества, лжи во спасение) Сформулируйте проблемы в форме вопросительных предложений:

  • Почему важно проявлять заботу о людях? Как забота о людях пробуждает их интерес к жизни?
  • Что такое ложь во спасение и как это иногда помогает людям?
  • Что такое внутренняя красота человека? Как внешне некрасивый человек может обладать внутренней красотой и широкой душой?

- К какой категории можно отнести эти проблемы? (Нравственной, морально-этической.) Слайд 8 Композиция сочинения

- Прочитайте вступление, включив формулировку проблемы. 

Не забудьте, что оно должно быть небольшим – 2-4 предложения!

  • Мир, в котором живёт человек, очень хрупкий. Особенно это видно на войне. Если с человеком случается беда, очень важно, чтобы рядом был кто-то неравнодушный, тот, кто проявит заботу, сумеет полюбить... и этим не только поддержать... , но и спасти жизнь.... Что такое сила любви? Как любовь может заставить человека бороться за свою жизнь? Именно над этим заставляет задуматься В.А.Каверин в предложенном для анализа тексте. Комментируя данную проблему, обратимся к тексту.

 II. Комментарий.

- Какие примеры вы можете привести из текста, которые имеют отношение к выбранной проблеме?

(Он рассказывает историю спасения человека любовью и заботой, письмами, историю о «чуде и загадке природы»)

2. Составьте комментарий (устно).

Ваша задача:

  • эмоционально воздействовать на читателя;
  • заставить читателя задуматься над проблемами;
  • пытаться найти причины изображаемых явлений.

- Обратите внимание на таблицу-клише, которой вы воспользуетесь для составления комментария. (слайд №10)

  • примеры-иллюстрации (Рассказчик повествует о том...
  • пояснения к примерам (Мы видим, что...

3. Позиция автора. Определите позицию автора

- Что такое позиция автора? (тот ответ, который автор дает на поставленный им проблемный вопрос, что думает обо всем этом автор)

- В какой словах звучит основная мысль автора? («сила чудных писем», «чудо и загадка природы», «просто Луша»  и «Лушенька» )

- Какой нравственный итог он подводит своим размышлениям?

- Можно ли сказать о том, что позиция автора выражена прямо?

- Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции?

- Формулируем позицию автора. Воспользуйтесь при необходимости клише.

 По мнению автора, ...

Автор убеждён в том, что...

Глубже понять идею текста помогает чётко сформулированная авторская позиция: ...

Для того чтобы повлиять на убеждения читателей, автор использует специально подобранные изобразительно-выразительные средства русского языка...

Автор убеждает читателя в том, что...

Авторскую позицию нельзя не увидеть в...

4. Отражение собственной позиции

Определите собственную позицию, обоснуйте ее.

- Что такое обоснование? (Аргумент,  довод,  основание, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли)

- Каково ваше отношение к позиции автора? Согласны или не согласны вы с его точкой зрения? Не забудьте, что ваши высказывания должны быть корректны и доказательны.

 Я полностью согласна с автором...

Проблемы, поднятые автором, актуальны. Мне, как и автору, представляется важным убеждение в том, что...

Как и автор, я убеждена в том, что...

Безусловно, нельзя не признать правоту автора...

Нельзя не согласиться с автором...

Позиция автора представляется мне убедительной, потому что...

5. Заключение.

- Вспомните, в какой форме может быть написано заключение?

  • Вывод-впечатление.
  • Ответ на вопрос.
  • Призыв к действию.
  • Концовка с использованием цитаты.

Какая форма заключения наиболее уместна для данного текста? - Напишите заключение.

III. Подведение итогов. Домашнее задание.

- Итак, мы провели подготовку, и теперь, я думаю, вы легко справитесь с работой. Ваше домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту. А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами:

Не красота вызывает любовь, а любовь заставляет нас видеть красоту.

Л.Н. Толстой

Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.

Ф.М. Достоевский

Любовь исцеляет людей: и тех, кто дарует любовь, и тех, кто принимает этот дар.

К.А. Меннингер

Резервное задание (само/взаимопроверка).

Орфографическая работа:

Госп..таль, читали (в, ф)слух, (без)сомнений забыл (обо)мне, пропал (без)вести, т..инстве..ые и (не)обыкнове..ые, встречался (не)однажды, послушался (на)счет здоров..я, ел (по)немног(у,о), нужно (не)отступать, ску..но без топ..та и хох..та, без разговора о том(,) о сём, пошёл на коми(с, сс)ию, ч..до и зага..ка пр..роды.

Госпиталь, читали вслух, без сомнений забыл обо мне, пропал без вести, таинственные и необыкновенные, встречался не однажды, послушался насчет здоровья, ел понемногу, нужно не отступать, скучно без топота и хохота, без разговора о том и о сём, пошёл на комиссию, чудо и загадка природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе»

Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе» ...

Конспект урока русского языка "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ОГЭ 15.3)

Подробный конспект урока с дополнительными материалами и презентацией. Тема сочинения: "Что такое материнская любовь?"...

Урок русского языка в 11 классе. Развитие речи. "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ"

Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ. Цели урока:   подготовить учащихся к написанию сочинения-рас...

ЕГЭ по русскому языку: подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Статья содержит рекомендации по подготовке к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому яхыку...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...