Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Урок в 10 классе для подготовки к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okonchaturok_sochinenie_ege_.docx | 11.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ
Ход урока
- Организационный момент.
- Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока
- Как писал известный лингвист Виктор Петрович Литвинов: "Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово".
- Какой теме будет посвящён наш сегодняшний урок? (Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту) (слайд №1)
Важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Это 100 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких. Но дорогу, как известно, осилит идущий, и сегодня мы продолжим учиться интерпретировать исходный текст.
- Какие цели и задачи мы поставим перед собою,тобы научиться писать сочинение рассуждение? (учиться работать с текстом, находить нужную для сочинения информацию, правильно определять проблему, комментировать её, знать композицию сочинения-рассуждения).
Экспресс-опрос
- Сколько баллов набирает ученик за задание №27 (сочинение)? (25)
-Каков должен быть объём сочинения (более 150 слов)
- Как оценивается сочинение объёмом от 70 до 150 слов? (количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается)
- Если в сочинении менее 70 слов? (такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным)
- Как нужно читать исходный текст? (несколько раз, вдумчиво, выделяя опорные слова, ознакомиться с информацией об авторе, чтобы представить исторический отрезок времени жизни писателя и избежать фактических ошибок)
III. Актуализация знаний
- Давайте вспомним, композицию сочинения-рассуждения.
На слайде пустые графы схемы (слайд №2)
Композиция сочинения-рассуждения.
1. Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте. (1 балл)
2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. (6 баллов)
Структура комментария
1. Первый пример-иллюстрация (Анализ исходного текста).
2. Пояснение (Что хотел сказать читателю, размышляя над проблемой?)
3. Второй пример-иллюстрация (Анализ исходного текста).
4. Пояснение (Какие мысли автора отражены в примере?)
5. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её суть.
3. Отражение позиции автора.
4. Собственная позиция по проблеме с обоснованием.
5. Заключение. (слайд №2)
IV. Изучение нового. Введение в тему урока
- Чтобы написать сочинение необходимо:
1. Понять, о чём текст? Определить тему.
2. Выяснить, над какими вопросами размышляет автор? Найти проблемы
3. Понять, что хотел сказать автор своим текстом? Определить основную мысль.
- Что такое проблема? (вопрос, над которым размышляет автор)
- Сколько проблем может быть в тексте? (несколько)
Но нам важно выбрать одну, самую главную проблему, ведь в тексте некоторые проблемы поднимаются, но подробно не подкрепляются примерами.
- Если проблема это вопрос, над которым размышляет автор, то что такое авторская позиция? (Как сам автор отвечает на поставленный вопрос (проблему)?
4. Сформулировать авторскую позицию
Т.е. мы сначала пропускаем комментарий и:
А) Записываем основную мысль в виде законченного предложения.
Б) Определяем, на какой вопрос отвечает это предложение и записываем вопрос, который будет являться проблемой текста
Как сам автор отвечает на поставленный вопрос (проблему)?
В) Находим 2 примера, важных для понимания проблемы, поясняем значение этих примеров и указываем смысловую связь между ними и её суть (комментарий).
V.Работа с текстом. Направленное чтение
- Для анализа мы взяли тект Вениамина Александровича Каверина. Выразительно прочитайте текст, подумайте над темой и основной мыслью.
- Определите стиль данного текста? (Художественный)
- Как работать с текстом художественного стиля мы сейчас вспомним. Памятка: «Алгоритм выявления проблемы художественного текста» (слайд №3)
- Проанализируйте мысли, речь, поступки, отношения героев
- Какие положительные или отрицательные качества проявляются в этих поступках?
- Какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества? (долг, честь)
- Сформулируйте проблемы, используя данные ключевые слова
«Средства выражения позиции автора» (пропустить) (слайд №4)
- О чем идет речь в тексте? Тема (О том, как безнадежный больной Власов стал поправляться благодаря письмам от «любимой» девушки.)
Проанализируйте мысли, речь, поступки, отношения героев (слайд №5)
- Каким мы видим Власова в начале текста? (удручённый, равнодушный к жизни)
- Что возвращает его к жизни? (получил письмо)
- Как меняется его состояние? (читал целый день письмо)
- Почему Власов не хотел бы, чтобы подругой автора письма оказалась Луша? (внешне непривлекательная)
- Как герой ожидал новых писем? Почему? (с волнением, с душевной тревогой) Ему захотелось жить
- Прислушался ли он к советам насчет здоровья? (Да, стал есть, спать)
- Какими чувствами вместо скуки теперь наполнена душа Власова? (Желание жить)
- В чем заключается «загадка природы»? (полюбил)
- Почему герой догадался, что письма от Луши?
- За что полюбил Власов Лушу? (внутреннюю красоту)
- Над каким главным вопросом размышляет автор? (слайд №6 пропустить) Определите основную мысль и запишите её в виде законченного предложения (Любовь имеет огромную силу, потому что она способна заставить человека бороться за свою жизнь)- Это позиция автора
Памятка «От позиции автора к проблеме художественного текста» (слайд №7)
- Определите, на какой вопрос отвечает это предложение (Мы можем использовать следующие вопросы: как? почему? зачем? что такое...? (уч-ся записывают вопросы) Что такое сила любви? Как любовь может заставить человека бороться за свою жизнь?
- Запишите этот вопрос, который является главной проблемой текста
- Какие ещё проблемы поднимает автор в данном тексте?
(проблема заботы о человеке, внутренней красоты, одиночества, лжи во спасение) Сформулируйте проблемы в форме вопросительных предложений:
- Почему важно проявлять заботу о людях? Как забота о людях пробуждает их интерес к жизни?
- Что такое ложь во спасение и как это иногда помогает людям?
- Что такое внутренняя красота человека? Как внешне некрасивый человек может обладать внутренней красотой и широкой душой?
- К какой категории можно отнести эти проблемы? (Нравственной, морально-этической.) Слайд 8 Композиция сочинения
- Прочитайте вступление, включив формулировку проблемы.
Не забудьте, что оно должно быть небольшим – 2-4 предложения!
- Мир, в котором живёт человек, очень хрупкий. Особенно это видно на войне. Если с человеком случается беда, очень важно, чтобы рядом был кто-то неравнодушный, тот, кто проявит заботу, сумеет полюбить... и этим не только поддержать... , но и спасти жизнь.... Что такое сила любви? Как любовь может заставить человека бороться за свою жизнь? Именно над этим заставляет задуматься В.А.Каверин в предложенном для анализа тексте. Комментируя данную проблему, обратимся к тексту.
II. Комментарий.
- Какие примеры вы можете привести из текста, которые имеют отношение к выбранной проблеме?
(Он рассказывает историю спасения человека любовью и заботой, письмами, историю о «чуде и загадке природы»)
2. Составьте комментарий (устно).
Ваша задача:
- эмоционально воздействовать на читателя;
- заставить читателя задуматься над проблемами;
- пытаться найти причины изображаемых явлений.
- Обратите внимание на таблицу-клише, которой вы воспользуетесь для составления комментария. (слайд №10)
- примеры-иллюстрации (Рассказчик повествует о том...
- пояснения к примерам (Мы видим, что...
3. Позиция автора. Определите позицию автора
- Что такое позиция автора? (тот ответ, который автор дает на поставленный им проблемный вопрос, что думает обо всем этом автор)
- В какой словах звучит основная мысль автора? («сила чудных писем», «чудо и загадка природы», «просто Луша» и «Лушенька» )
- Какой нравственный итог он подводит своим размышлениям?
- Можно ли сказать о том, что позиция автора выражена прямо?
- Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции?
- Формулируем позицию автора. Воспользуйтесь при необходимости клише.
По мнению автора, ...
Автор убеждён в том, что...
Глубже понять идею текста помогает чётко сформулированная авторская позиция: ...
Для того чтобы повлиять на убеждения читателей, автор использует специально подобранные изобразительно-выразительные средства русского языка...
Автор убеждает читателя в том, что...
Авторскую позицию нельзя не увидеть в...
4. Отражение собственной позиции
Определите собственную позицию, обоснуйте ее.
- Что такое обоснование? (Аргумент, довод, основание, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли)
- Каково ваше отношение к позиции автора? Согласны или не согласны вы с его точкой зрения? Не забудьте, что ваши высказывания должны быть корректны и доказательны.
Я полностью согласна с автором...
Проблемы, поднятые автором, актуальны. Мне, как и автору, представляется важным убеждение в том, что...
Как и автор, я убеждена в том, что...
Безусловно, нельзя не признать правоту автора...
Нельзя не согласиться с автором...
Позиция автора представляется мне убедительной, потому что...
5. Заключение.
- Вспомните, в какой форме может быть написано заключение?
- Вывод-впечатление.
- Ответ на вопрос.
- Призыв к действию.
- Концовка с использованием цитаты.
Какая форма заключения наиболее уместна для данного текста? - Напишите заключение.
III. Подведение итогов. Домашнее задание.
- Итак, мы провели подготовку, и теперь, я думаю, вы легко справитесь с работой. Ваше домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту. А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами:
Не красота вызывает любовь, а любовь заставляет нас видеть красоту.
Л.Н. Толстой
Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.
Ф.М. Достоевский
Любовь исцеляет людей: и тех, кто дарует любовь, и тех, кто принимает этот дар.
К.А. Меннингер
Резервное задание (само/взаимопроверка).
Орфографическая работа:
Госп..таль, читали (в, ф)слух, (без)сомнений забыл (обо)мне, пропал (без)вести, т..инстве..ые и (не)обыкнове..ые, встречался (не)однажды, послушался (на)счет здоров..я, ел (по)немног(у,о), нужно (не)отступать, ску..но без топ..та и хох..та, без разговора о том(,) о сём, пошёл на коми(с, сс)ию, ч..до и зага..ка пр..роды.
Госпиталь, читали вслух, без сомнений забыл обо мне, пропал без вести, таинственные и необыкновенные, встречался не однажды, послушался насчет здоровья, ел понемногу, нужно не отступать, скучно без топота и хохота, без разговора о том и о сём, пошёл на комиссию, чудо и загадка природы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Подготовка к написанию сочинения - рассуждения по данному тексту (Задание С1 ЕГЭ по русскому языку)
Подготовка к написанию сочинения - рассуждения по данному тексту....
Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе»
Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе» ...
Конспект урока русского языка "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ОГЭ 15.3)
Подробный конспект урока с дополнительными материалами и презентацией. Тема сочинения: "Что такое материнская любовь?"...
Урок русского языка в 11 классе. Развитие речи. "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ"
Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ. Цели урока: подготовить учащихся к написанию сочинения-рас...
ЕГЭ по русскому языку: подготовка к написанию сочинения-рассуждения
Статья содержит рекомендации по подготовке к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому яхыку...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...